Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ САЙТОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БУДУЩИМ ВРАЧОМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ САЙТОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БУДУЩИМ ВРАЧОМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / мобильные приложения / искусственный интеллект / медицинское образование / здравоохранение / foreign language / mobile applications / artificial intelligence / medical education / healthcare

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — О.В. Козельская

Статья ставит своей задачей подчеркнуть важность использования современных достижений искусственного интеллекта вебсайтов и мобильных приложений в изучении иностранного (французского) языка в медицинском вузе. Автором производится обзор лингвистических и иных вебсайтов и приложений, разрабатываемых как самими студентами для изучения непосредственно предмета, так и IT специалистами для работы в сфере здравоохранения. Особое внимание в статье уделяется вебсайтам и приложениям, появившимся в университетской среде Франции. Ввиду постоянно увеличивающего количества информационных ресурсов в этой области анализируется лишь некоторая часть их, вызывающая положительные отзывы студентов. Автор делает выводы о положительном влиянии информационных ресурсов на усвоение студентами медицинской тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MOBILE APPLICATIONS AND SPECIALIZED WEBSITES FOR THE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE BY A FUTURE DOCTOR

The article aims to emphasize the importance of using websites and mobile applications based on artificial intelligence in the study of a foreign language (French) in a medical school. The author reviews linguistic and other websites and applications developed both by the professionals, students, and IT specialists for healthcare. The article focuses on websites and applications that have recently emerged in the French university environment. In view of the constantly increasing amount of information resources in this area, only some of them are analyzed, namely those that causes positive feedback from students. Conclusions on the positive impact of the assimilation of medical topics from the students are given by the author of the article.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ САЙТОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БУДУЩИМ ВРАЧОМ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ САЙТОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

БУДУЩИМ ВРАЧОМ

О.В. Козельская, преподаватель

Ярославский государственный медицинский университет (Россия, г. Ярославль)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1012

Аннотация. Статья ставит своей задачей подчеркнуть важность использования современных достижений искусственного интеллекта - вебсайтов и мобильных приложений - в изучении иностранного (французского) языка в медицинском вузе. Автором производится обзор лингвистических и иных вебсайтов и приложений, разрабатываемых как самими студентами для изучения непосредственно предмета, так и ^ специалистами для работы в сфере здравоохранения. Особое внимание в статье уделяется вебсайтам и приложениям, появившимся в университетской среде Франции. Ввиду постоянно увеличивающего количества информационных ресурсов в этой области анализируется лишь некоторая часть их, вызывающая положительные отзывы студентов. Автор делает выводы о положительном влиянии информационных ресурсов на усвоение студентами медицинской тематики.

Ключевые слова: иностранный язык, мобильные приложения, искусственный интеллект, медицинское образование, здравоохранение.

«В результате многих исследований было выявлено, что при установлении некоторых диагнозов искусственный интеллект был также, если не более, эффективен, как и интеллект человека».

Лоик Этьенн. Надо ли бояться искусственного интеллекта?

Прошло совсем немного времени с того момента, как известный французский врач службы экстренной помощи Лоик Этьенн [1] начал убеждать своих коллег и их пациентов не бояться контактировать с искусственным интеллектом (далее - ИИ), уверяя, что его внедрение в профессиональную медицинскую среду нисколько не навредит, а, наоборот, будет способствовать прогрессу здравоохранения [2]. И вот наступил период, когда не только сомневаться, но и обходиться без сайтов, а особенно приложений с использованием ИИ, медицинская сфера уже более не может, в том числе и в связи с пандемией СОУГО-19. И работники здравоохранения в тандеме с 1Т-миром ответили на вызов, создавая все большее и большее количество приложений, вовлекая врача и его пациента во

взаимодействия нового вида, по всей видимости, уже прочно занявшие свою нишу в профессиональной медицинской среде. Так, мы имеем дело с медициной 3.0, где устройство является активным участником взаимодействия между врачом и пациентом. На сегодняшний день во многих странах широко используются такие системы, как:

- Watson [3], работающая в области диагностики;

- Rosa [4], созданная в помощь нейрохирургу,

- Da Vinci [5] специально адаптированная для полостных операций, и многие другие.

Чем может быть полезна настоящая информация студенту-медику, изучающему иностранный язык? Помимо расширения

чисто лингвистического кругозора, на наш взгляд, будущему врачу необходимо знать, как строится процесс постановки диагноза в профессиональной среде.

Рассмотрим очень показательную интерактивную платформу medvir.fr [6]. По заявлению ее создателя [7], она оперирует приблизительно 6000 словами и выражениями, используемыми пациентами на стадии установления диагноза, которые врач отбирал на протяжении 32 лет, на примерах 750 несрочных и 350 срочных диагнозов. Ценность для изучающего язык будущего врача в том, что он сможет повторить, осмыслить, и попробовать на практике всю программу курса французского языка в медицинском вузе - от рассказа о себе до распознавания большого количества симптомов множества заболеваний, что является своего рода тестом знаний и, одновременно, стимулом к дальнейшему развитию. Так, пройдя достаточно подробный, но необременительный опрос на нескольких страницах, больной сможет получить предварительный диагноз и подробные инструкции дальнейших действий.

Так, вводя 1 симптом - mal à la gorge (больное горло) - мы получаем некоторое количество наводящих вопросов и инструкций:

- Quel symptôme vous gène ou vous inquiète le plus (Какой из симптомов вас беспокоит больше всего)?

- Si vous avez d'autres symptômes, cochez-les parmi la liste suivante (если у вас есть другие симптомы, выберите их из списка).

- Ne cochez que les cases qui correspondent à votre cas (ставьте галочки только в тех случаях, когда это соответствует вашим ощущениям).

Далее предлагается выбрать сопутствующие признаки заболевания (в нашем случае их 11): boutons (высыпания), fièvre (температура), frissons (озноб), ganglions (увеличенные лимфоузлы), langue enflée (обложенный язык), mal à la tête (головная боль), mal à respirer (затрудненное дыхание), mal partout (боль во всем теле), modification de la voix (изменившийся голос), nez qui coule (течет из носа), toux (кашель),

а также дальнейшие уточнения симптоматики, в случае выбора нескольких из них:

écoulements par les yeux (слезятся глаза), éternument (чихание), mal aux muscles (ломота в мышцах), fatigue (усталость), sueurs (потливость), mal aux articulations (боль в суставах).

После подтверждения выбранных пациентом вышеперечисленных симптомов программа перенаправляет пациента на страницу ряда предварительных диагнозов, расположенных по уменьшению степени вероятности: pharyngite (фарингит), syndrome viral (вирусный синдром), grippe (грипп), rhinopharyngite (ринофарингит), laryngite (ларингит), angine (ангина), virus Ebola (вирус Эбола), epiglotite de l'adulte (эпиглотит у взрослых), infection par le Co-vid 19 (инфекция Ковид 19).

Одновременно с предварительным диагнозом больной может получить все необходимые рекомендации - от неотложных советов, и до лекарств. Так, некоторые из рекомендаций помогают больному выработать определенное отношение к своему состоянию (attitude à avoir):

- En cas de fatigue (при усталости): например, сколько больному следует спать: appliquez la règle des 12 : votre âge divisé par 10 + le nombre d'heures de sommeil idéal doit être pratiquement égal à 12 (применяйте правило 12: ваш возраст, поделенный на 10 + идеальное количество часов сна практически должно равняться 12);

- En cas de toux (при кашле): si la toux ou la gêne respiratoire augmente en position allongée, mettre la personne en position demi-assise (если кашель или затруднение при дыхании усиливаются при лежачем положении, лечь в положение «полусидя»), и т.д.

Предлагается подробный перечень лекарственных групп с рекомендациями по их приему, например:

- En cas de fièvre (при температуре): si la fièvre est supérieure à 38°5 ou si elle est très gênante, il est possible de prendre un médicament contre la fièvre en respectant bien les contre-indications (если температура выше 38°5, или если она вас сильно тревожит, возможно принять жаропони-

жающее с соблюдением всех противопоказаний);

- Fumigations (ингаляции) : Les fumigations de menthe ou d'eucalyptus sont efficaces quelle que soit la cause sur les symptômes des voies respiratoires (ингаляции парами мяты или эвкалипта эффективны при любых заболеваниях дыхательных путей), и т.д.

Сайт предлагает распечатать все данные опроса в формате PDF, что очень помогает студентам в работе с источником. Большим плюсом в использовании сайта является свободный доступ, включая отсутствие регистрации. Это лишь краткий обзор medvir.fr, который непременно следует рекомендовать для использования как в обучении, так и для тестирования студентов.

Наряду со специализированными сайтами, существуют также и приложения более широкого профиля, такие, как Quizlet [8] и Kahoot [9] (как для франкоязычной, так и для англоязычной аудиторий), где обучающие модули на языке по темам могут создавать и преподаватели, и студенты.

Особенно удобно, на наш взгляд, работать с приложением Quizlet, где для создания обучающего модуля уже предлагается множество определений, имеющихся в базе данных, но можно создавать и персонализированные модули. При этом следует заметить, что в процессе изучения темы задействовано большинство видов языковой деятельности: чтение, письмо, аудирование, и т.д. По итогам изучения модуля полученные ответы оцениваются по 100-балльной системе (в %).

Для оптимального результата нами создавались модули, предлагающие к изуче-

Библиографический список

1. Dr Loïc Etienne | Editions Marabout. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.marabout.com/dr-loic-etienne-0

2. Santé : faut-il craindre l'IA ? | Les Echos. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lesechos.fr/weekend/perso/sante-faut-il-craindre-lia-1213503

3. IBM Watson Health | AI Healthcare Solutions | IBM. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ibm.com/watson-health

4. ROSA ONE® Brain - Zimmer Biomet. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zimmerbiomet.com/medical-professionals/cmf/rosa-brain.html

5. Da Vinci Surgery | Robotic Assisted Surgery for Patients- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.davincisurgery.com/

6. MedVir - MEDICAL INTELLIGENCE SERVICE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medvir.fr/

нию от 15 до 25 лексических единиц [10]. На изучение такого модуля требуется в среднем до 15 минут, что очень удобно в рамках одного урока. Модуль можно использовать для контроля по теме и для самостоятельного изучения дополнительного материала.

Параллельно с работой в профессиональной медицинской среде наблюдается высокая активность по созданию сайтов и приложений с использованием ИИ в сфере медицинского образования.

Так, для студентов-медиков и профессионалов в сфере медицины в Université de Paris [11, 12] по инициативе ученого-эндокринолога Гийома Асье создана кафедра Искусственного интеллекта, деятельность которой будет направлена на улучшение качества повседневных медицинских услуг с целью сделать их «более человечными» [13]. Дополнительное образование в рамках курса будет подтверждено дипломом, что на сегодняшний день уже очень широко востребовано.

На основании только краткого анализа некоторых активно используемых ресурсов можно смело предположить, что, несмотря на «искусственность» предлагаемых сегодня врачу и студенту плодов интеллекта, роль его как помощника и участника образовательного и лечебного процессов со временем будет только возрастать, и поэтому уже сегодня мы рекомендуем использовать имеющиеся в свободном доступе материалы в качестве очень важного дополнительного ресурса в изучении иностранного языка в вузе.

7. YouTube. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Tn4x6VHqujE&t=2000 (дата обращения 10.12.2020)

8. Quizlet. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quizlet.com/(дата обращения 7.12.2020)

9. Kahoot. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://create.kahoot.it/(дата обращения 1.12.2020)

10. Quizlet.Les Muscles. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quizlet.com/557280764/les-muscles-flash-cards/?x=1qqU&i=26gh0b

11. Lancement de la première Chaire Intelligence Artificielle en santé. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://u-paris.fr/lancement-de-la-premiere-chaire-intelligence-artificielle-en-sante, (дата обращения 27.11.2020)

12. Chaire Intelligence Artificielle en santé. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medecine.paris-centre.u-paris.fr/chaire-intelligence-artificielle-appliquee-en-sante/

13. Intelligence artificielle et santé. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.inserm.fr/information-en-sante/dossiers-information/intelligence-artificielle-et-sante

USE OF MOBILE APPLICATIONS AND SPECIALIZED WEBSITES FOR THE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE BY A FUTURE DOCTOR

O.V. Kozelskaya, Teacher Yaroslavl State Medical University (Russia, Yaroslavl)

Abstract. The article aims to emphasize the importance of using websites and mobile applications based on artificial intelligence in the study of a foreign language (French) in a medical school. The author reviews linguistic and other websites and applications developed both by the professionals, students, and IT specialists for healthcare. The article focuses on websites and applications that have recently emerged in the French university environment. In view of the constantly increasing amount of information resources in this area, only some of them are analyzed, namely those that causes positive feedback from students. Conclusions on the positive impact of the assimilation of medical topics from the students are given by the author of the article.

Key words: foreign language, mobile applications, artificial intelligence, medical education, healthcare.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.