Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ФУТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ФУТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьяков Андрей Александрович, Лопатин Игорь Иванович, Лазарев Антон Алексеевич, Курдюкова Светлана Викторовна

Актуальность. Эффективность образовательной деятельности по дисциплине «Физическая подготовка» достигается за счет умелого применения преподавателями на занятиях средств и методов физической культуры и спорта. Одним из таких средств являются спортивные игры. Применение спортивных игр в образовательном процессе позволяет расширить двигательный опыт, совершенствовать двигательные умения, развивать физические качества, тем самым повышать уровень физической подготовленности обучающихся. мини-футбол является ярким представителем спортивных игр. В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в оценке эффективности применения мини-футбола на занятиях по «Физической подготовке» у курсантов образовательных организаций МВД для повышения физической подготовленности и некоторых психофизических показателей. Организация и методы исследования. Исследование проводилось с курсантами Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В эксперименте приняли участие юноши, которые были распределены на две группы (экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ)). В общей сложности 44 курсанта 2 года обучения приняли участие в педагогическом эксперименте. Результаты исследования. Можно утверждать, что спортивные игры позволяют игрокам столкнуться и с дефицитом времени, и с изменением интенсивности игры, быстротой принятия решения, напряженностью и т.д. Применение спортивных игр в учебном процессе положительно оказывает влияние на состояние курсантов. Проведенное исследование доказало эффективность применения мини-футбола в физической подготовке курсантов. Отмечены положительные изменения в физической подготовленности, соматическом здоровье и психофизических характеристиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьяков Андрей Александрович, Лопатин Игорь Иванович, Лазарев Антон Алексеевич, Курдюкова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MINI-FOOTBALL IN THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Relevance. The effectiveness of educational activities in the discipline "Physical training" is achieved through the skillful use by the teachers in the classroom of means and methods of physical culture and sports. One of such means is sports games. The use of sports games in the educational process allows you to expand the motor experience, to improve motor skills, to develop physical qualities, thereby, increasing the level of physical fitness of students. Mini-football is vivid representative of sports games. In this regard, the purpose of the study was proposed, which was to assess the effectiveness of the use of mini-football in "Physical training" classes for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs to improve physical fitness and some psychophysical indicators. Organization and methods of research. The study was conducted with cadets of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. The experiment involved young men who were divided into two groups (experimental (EG) and control (KG)). A total of 44 cadets of 2 years of study took part in the pedagogical experiment. The results of the study. It can be argued that sports games allow players to face both lack of time, and change in the intensity of the game, the speed of decision-making, tension, etc. The use of sports games in the educational process has positive effect on the condition of cadets. The conducted research proved the effectiveness of the use of mini-football in the physical training of cadets. Positive changes in physical fitness, somatic health and psychophysical characteristics were noted.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ФУТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

imeni P.F. Lesgafta, Vol. 194, No. 4, pp. 28-31.

2. Volodin, R.N. (2021), The content of training loads of runners for middle distances of the sports club of the university, dissertation, Moscow.

3. Kryazhev, V.D., Alenurov, E.A., Krasnov, R.B. and Nazarova, I.V. (2020), "Using the Coco-ni's test at the training of university students, the middle-distance runners", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, pp. 184-188.

4. Karpov, V.Yu. (1985), Methods for realizing record modes of competitive activity in middle and long distance running based on controlled artificial conditions, dissertation, Moscow.

5. Kryazhev, V.D., Alenurov, E.A., Maryina, N.V. and Krasnov, R.B. (2021), Training of runners for middle distances in the sports club of the university, collective monograph, Prospect, Moscow.

Контактная информация: mirus73@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.11.2022

УДК 796.332.6+796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ФУТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Иванович Лопатин, старший преподаватель, Антон Алексеевич Лазарев, преподаватель, Светлана Викторовна Курдюкова, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород

Аннотация

Актуальность. Эффективность образовательной деятельности по дисциплине «Физическая подготовка» достигается за счет умелого применения преподавателями на занятиях средств и методов физической культуры и спорта. Одним из таких средств являются спортивные игры. Применение спортивных игр в образовательном процессе позволяет расширить двигательный опыт, совершенствовать двигательные умения, развивать физические качества, тем самым повышать уровень физической подготовленности обучающихся. мини-футбол является ярким представителем спортивных игр. В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в оценке эффективности применения мини-футбола на занятиях по «Физической подготовке» у курсантов образовательных организаций МВД для повышения физической подготовленности и некоторых психофизических показателей. Организация и методы исследования. Исследование проводилось с курсантами Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В эксперименте приняли участие юноши, которые были распределены на две группы (экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ)). В общей сложности 44 курсанта 2 года обучения приняли участие в педагогическом эксперименте. Результаты исследования. Можно утверждать, что спортивные игры позволяют игрокам столкнуться и с дефицитом времени, и с изменением интенсивности игры, быстротой принятия решения, напряженностью и т.д. Применение спортивных игр в учебном процессе положительно оказывает влияние на состояние курсантов. Проведенное исследование доказало эффективность применения мини-футбола в физической подготовке курсантов. Отмечены положительные изменения в физической подготовленности, соматическом здоровье и психофизических характеристиках.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, спортивные игры, курсанты, образовательные организации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p559-563

USE OF MINI-FOOTBALL IN THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF

THE RUSSIAN FEDERATION

Andrey Aleksandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Igor Iva-novich Lopatin, the senior teacher, Anton Alekseevich Lazarev, the teacher, Svetlana

Viktorovna Kurdyukova, the teacher, Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation named after I.D. Putilin

Abstract

Relevance. The effectiveness of educational activities in the discipline "Physical training" is achieved through the skillful use by the teachers in the classroom of means and methods of physical culture and sports. One of such means is sports games. The use of sports games in the educational process allows you to expand the motor experience, to improve motor skills, to develop physical qualities, thereby, increasing the level of physical fitness of students. Mini-football is vivid representative of sports games. In this regard, the purpose of the study was proposed, which was to assess the effectiveness of the use of mini-football in "Physical training" classes for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs to improve physical fitness and some psychophysical indicators. Organization and methods of research. The study was conducted with cadets of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. The experiment involved young men who were divided into two groups (experimental (EG) and control (KG)). A total of 44 cadets of 2 years of study took part in the pedagogical experiment. The results of the study. It can be argued that sports games allow players to face both lack of time, and change in the intensity of the game, the speed of decision-making, tension, etc. The use of sports games in the educational process has positive effect on the condition of cadets. The conducted research proved the effectiveness of the use of mini-football in the physical training of cadets. Positive changes in physical fitness, somatic health and psychophysical characteristics were noted.

Keywords: physical culture, physical training, level of preparedness, cadets, educational organizations.

ВВЕДЕНИЕ

Особая роль в подготовке специалистов отводится высшим образовательным организациям. Не исключением является и система МВД. В процессе обучения молодых людей в образовательных организациях МВД готовятся специалисты, которые ежедневно сталкиваются с преступными посягательствами, риском для жизни и здоровья, стрессовыми нагрузками [1, 3, 5].

Для успешного выполнения служебных задач нормативно-правовыми документами предусмотрена служебная подготовка сотрудников. В образовательных организациях в рамках подготовки курсантов выделяются отдельные дисциплины. Немало важное место в образовательном процессе курсантов отводится «Физической подготовке».

Эффективность образовательной деятельности по дисциплине «Физическая подготовка» достигается за счет умелого применения преподавателями на занятиях средств и методов физической культуры и спорта [1, 3]. Одним из таких средств являются спортивные игры.

Применение спортивных игр в образовательном процессе позволяет расширить двигательный опыт, совершенствовать двигательные умения, развивать физические качества, тем самым повышать уровень физической подготовленности обучающихся [2, 3].

Мини-футбол является ярким представителем спортивных игр. Характерным для этой игры является выполнение различной по интенсивности работы, которая на протяжении всей игры может меняться. При этом вся игра сопровождается обилием информации, возникающей вследствие игровых ситуаций [3, 4]. В данных ситуациях возрастает сложный характер взаимодействия функциональных систем организма [2, 3, 5].

В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в оценке эффективности применения мини-футбола на занятиях по «Физической подготовке» у курсантов образовательных организаций МВД для повышения физической подготовленности и некоторых психофизических показателей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки выдвинутого предположения и достижения цели исследования было организовано исследование. Исследование проводилось с курсантами Белгородского

юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В эксперименте приняли участие юноши, которые были распределены на две группы (экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ)). В общей сложности 44 курсанта 2 года обучения приняли участие в педагогическом эксперименте.

Оценка влияния использования мини-футбола в физической подготовке проводилась с помощью тестирования. Измерялся уровень физической подготовленности с помощью следующих упражнений: бег 100 метров, бег 1 километр, челночный бег 4*20 метров, подтягивания из положения виса, сгибания-разгибания рук из положения лежа. Определялся уровень соматического здоровья с помощью экспресс-методики измерения уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко. В данной методике применялся расчет индексов. Также проводились измерения психофизических характеристик с помощью «БиоМыши исследовательской». Выполнялись тесты для определения простой реакции (ПСР), сложной реакции (ССР), реакции на движущийся объект (РДО), распределения внимания (РВ), тест сложение чисел (СЧ). В перечисленных тестах измерялось среднее время реакции.

Тестирование проводилось перед началом педагогического эксперимента и по окончанию. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках проведения исследования было предложно проведение двух занятий в неделю с курсантами 2 курса по одному часу после основных учебных занятий в рамках дополнительных занятий физической подготовкой.

Занятия включали в себя упражнения для разучивания основных технических элементов в мини-футболе, выполнение комбинаций с мячом в движении по одному и в группе, а также игры в мини-футбол. Игры проводились по упрощенным правилам, основным правилам и с усложняющими условиями.

Продолжительность эксперимента составила семестр. Было проведено около 40 занятий. Предварительное тестирование показало, что экспериментальные группы были однородны.

Проверка эффективности предложенного подхода проводилось с помощью тестирования. Для оценки физической подготовленности курсантов использовались тестовые задания с выполнением физических упражнений. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности курсантов

Показатель Предварительное Итоговое

ЭГ КГ Р ЭГ КГ Р

Бег 100 м, сек 13,5±0,7 13,4±0,4 - 13,0±0,2 13,5±0,5 +

Бег 1 км, сек 212,4±8,6 214,5±7,5 - 198,6±8,9 212,3±7,8 +

Челночный бег 4х20, сек 16,5±0,9 16,3±1,1 - 15,5±0,6 16,5±0,7 +

Подтягивания, раз 15,2±0,5 16,3±0,7 - 15,9±0,8 16,5±0,6 -

Сгибание-разгибание рук, раз 42,3±3,6 41,2±2,9 - 43,1±4,2 42,4±3,1 -

Примечание: «+» - различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05).

Полученные результаты отражают достоверные изменения в беговых тестовых задания. Время на дистанции 100 метров у курсантов ЭГ по окончании эксперимента было 13,0±0,2 секунд, когда в КГ - 13,5±0,5 секунд. Положительные изменения отмечены и на дистанции 1 километр. Так в ЭГ результат составил 198,6±8,9 секунд, в КГ - 212,3±7,8 секунд. В челночном беге результаты в ЭГ (15,5±0,6 секунд) оказались лучше, чем в КГ (16,5±0,7 секунд). Достоверных изменений в силовых нормативах не отмечено.

Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии занятий мини-футболом на уровень беговой подготовленности и функциональные возможности, связанные с проявлением высоких результатов в беге.

Следующим этапом проводилась оценка влияния занятий мини-футболом на уровень здоровья. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели соматического здоровья курсантов

Показатель Предварительное Итоговое

ЭГ КГ Р ЭГ КГ Р

Индекс Кетле, усл. ед. 21,4±0,5 20,2±1,3 - 21,3±1,7 20,4±0,7 -

Баллы 0,14±0,2 -0,3±0,1 - 0,2±0,1 -0,2±0,1 -

Силовой индекс, усл. ед. 44,9±2,3 53,4±2,6 - 63,3±2,5 49,9±2,7 +

Баллы -0,2±0,3 1,3±0,3 - 1,9±0,2 0,4±0,2 -

Жизненный индекс, усл. ед. 47,2±3,1 40,2±1,8 - 57,1±2,4 46,0±3,5 +

Баллы 0,7±0,2 0,3±0,2 - 1,1±0,3 0,7±0,3 -

Индекс Робинсона, усл. ед. 72,6±4,6 68,7±3,5 - 83,1±5,4 72,2±4,6 +

Баллы 2,4±0,5 2,14±0,3 - 3,2±0,7 2,3±0,4 -

Время вос-ния, сек 90,0±6,1 94,2±7,4 - 62,5±3,2 91,2±4,4 +

Баллы 3,1±0,4 3,0±0,6 - 4,9±0,8 3,1±0,3 +

Общий балл 6,7±0,7 6,2±0,9 - 8,7±0,3 7,1±0,7 +

Уровень здоровья Ниже среднего Ниже среднего Средний Средний

Примечание: «+» - различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05).

За время проведения эксперимента изменились показатели соматического здоровья у курсантов в обеих группах. Стоит отметить, что достоверные изменения отмечены в силовом индексе, жизненном индексе, индексе Робинсона, времени восстановления. Показатели, оценивающие эффективность работы кардио-респираторной системы, улучшились за счет регулярных тренировок в мини-футбол. Данная игра характеризуется большим объемом двигательных действий. В процессе игры происходит регулярная смена интенсивности, где и включаются функциональные единицы кардио-респираторной системы. Также необходимо отметить повышение общего балла, характеризующего уровень здоровья. За счет улучшения показателей (жизненного индекса, индекса Робинсона, времени восстановления) количество баллов увеличилось, что положительно отразилось на общем уровне здоровья. Рост уровня здоровья отмечен и у курсантов КГ.

Дополнительно проводилось тестирование психофизических характеристик с помощью аппаратного оборудования. Курсантам был предложен блок тестов, оценивающих психофизические характеристики. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты психофизического тестирования курсантов

Показатель Предварительное Итоговое

ЭГ КГ Р ЭГ КГ Р

ПСР, мс 227,4±9,4 221,4±6,4 - 210,6±3,7 219,8±4,8 -

ССР, мс 333,0±16,5 336,3±12,1 - 308,4±18,8 328,5±16,7 +

РДО, мс 33,7±7,1 31,0±5,9 - 26,2±8,2 30,5±6,2 -

РВ, мс 2221±151 2206±140 - 1820±194 2156±165 +

СЧ, мс 3751±196 3964±249 - 3372±213 4021±241 +

Примечание: «+» - различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05)

Изменения в показателях аппаратного тестирования отмечены у курсантов обеих групп. Достоверные изменения отмечены в тестах сложная реакция, распределение внимания, сложение чисел. Данные изменения можно связать с необходимостью во время игры в мини-футбол быстро оценивать меняющую обстановку и принимать решение. По-видимому, регулярные занятия мини-футболом позволили курсантам более оперативно справляться с заданиями на распределение внимание, реакции выбора и оперативного мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сотруднику полиции всегда предъявлялись высокие требования к его подготовленности. Их деятельность связана с экстремальными условиями, стрессовыми ситуациями, необходимостью обладать многофункциональностью, а также владеть специальны-

ми знаниями, высокой работоспособностью, устойчивой нервной системой, владеть профессионально важными навыками и умело их применять в обстановке, связанной с дефицитом времени.

Можно утверждать, что спортивные игры позволяют игрокам столкнуться и с дефицитом времени, и с изменением интенсивности игры, быстротой принятия решения, напряженностью и т.д. Применение спортивных игр в учебном процессе положительно оказывает влияние на состояние курсантов.

Проведенное исследование доказало эффективность применения мини-футбола в физической подготовке курсантов. Отмечены положительные изменения в физической подготовленности, соматическом здоровье и психофизических характеристиках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камалов А.Р. Физическая активность и подготовка курсантов образовательных организаций МВД России в условиях досуговой деятельности / А.Р. Камалов, В.В. Ермаков, М.А. Гаджиев // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 167-171.

2. Канзафаров М.А. Физическая подготовка курсантов слушателей образовательных учреждений МВД России / М.А. Канзафаров // Modem Science. -2021. -№ 10-1. - С. 319-322.

3. Кузьминых С.В. Мини-футбол в системе физической подготовки обучающихся образовательных организаций системы МВД России / С.В. Кузьминых, А.В. Соборнов // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее. Материалы региональной конференции. - Иркутск, 2019. - С. 124-126.

4. Плешивцев А.Ю. Особенности физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в различных условиях внешней среды / А.Ю. Плешивцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 294-297.

5. Подрезов И.Н. Развитие физических качеств курсантов как будущих специалистов ГИБДД средствами спортивных и подвижных игр / И.Н. Подрезов // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. -2018. - № 1 (1). - С. 339-343.

REFERENCES

1. Kamalov, A.R., Ermakov, V.V., Gadzhiev, M.A. (2021), "Physical activity and training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in conditions of leisure activity", Innovations. The science. Education, No. 36, pp. 167-171.

2. Kanzafarov, M.A. (2021), "Physical training of cadets of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Modern Science, No. 10-1, pp. 319-322.

3. Kuzminykh, S.V., Sobornov, A.V. (2019), "Mini-football in the system of physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Physical culture and sport in the structure of vocational education: retrospective, reality and the future. Materials of the regional conference, Irkutsk, pp. 124-126.

4. Pleshivtsev, A.Y. (2020), "Features of physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in various environmental conditions", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (185). P. 294-297.

5. Podrezov, I.N. (2018), "Development of physical qualities of cadets as future traffic police specialists by means of sports and outdoor games", Management of road safety activities: state, problems, ways of improvement, No. 1 (1). pp. 339-343.

Контактная информация: delphin87@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2022

УДК 378.1.02

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения), Екатеринбург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.