Научная статья на тему 'ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ'

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА ЕДИНОБОРСТВ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Домрачёва Е.Ю., Северин Н.Н., Никулин И.Н., Олейник А.А.

Цель исследования - выявить эффективность применения средств единоборств в процессе физической подготовки курсантов. Методика и организация исследования. Исследование физической подготовленности курсантов Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина было проведено в течение учебного года (2019 - 2020 гг.). Оценка физических качеств проводилась с помощью использования контрольных упражнений, рекомендуемых рабочей программой учебной дисциплины «Физическая подготовка». Результаты исследования и выводы. В рамках данного исследования были созданы две группы курсантов, одна из которых на учебных занятиях по физической подготовке использовала средства единоборств с преимущественным применением учебно-тренировочных поединков; на занятиях второй группы курсантов для развития физических качеств больше времени уделялось использованию комплексных упражнений и выполнению полосы препятствий. Результаты проведенного педагогического эксперимента и контрольных упражнений свидетельствуют о том, что средства единоборств с преимущественным использованием учебно-тренировочных поединков на учебных занятиях по физической подготовке позволяют более эффективно развивать специальные физические качества курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Домрачёва Е.Ю., Северин Н.Н., Никулин И.Н., Олейник А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBAT SPORTS ELEMENTS TO INTENSIFY PHYSICAL TRAINING OF POLICE CADETS

Objective of the study was to rate and analyze benefits of modern combat sports elements for physical training service at police academies. Methods and structure of the study. The study was run at Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin in the academic year of 2019-20. The cadet sample was split up into two groups, and the physical fitness was tested in the experiment by the standard pre- versus post- experimental physical fitness tests recommended by the valid academic physical training curriculum. The group physical training service included the following three modules: (1) physical training theory; (2) Combat sports elements; and (3) Standard physical trainings. Module 3 in the both groups included the same speed, coordination and strength (Sp, Co, St) training exercises; general/ special endurance and flexibility training practices and a combined obstacle course. Module 2 included a range of sambo, judo, boxing and hand-to-hand fighting elements excelled in the controlled sparring bouts. The Group 1 physical training service was intensified by the controlled sparring bouts sessions once a week. And the Croup 2 physical training service gave a special priority to combat sports skills excellence trainings with controlled sparring bouts once a month. Results and conclusion. The academic physical training service intensified by the combat sports elements with controlled sparring bouts on a weekly basis was found to secure significant (p<0.05) progress in every strength test; and therefore, this physical training model may be recommended for application in the academic physical training curriculum.

Текст научной работы на тему «ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ»

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ЕДИНОБОРСТВ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 10.04.2021 г.

Информация для связи с автором: domracheva@bsu.edu.ru

Е.Ю. Домрачёва1,2

Доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Северин1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Никулин1 А.А. Олейник1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2 Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

COMBAT SPORTS ELEMENTS ТО iNTENSiFY PHYSICAL TRAiNiNG OF POLiCE CADETS

E.Y. Domracheva 1, 2

Dr. Hab., Professor N.N. Severin1, 2 PhD, Associate Professor I.N. Nikulin1 A.A. Oleynik1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективность применения средств единоборств в процессе физической подготовки курсантов. Методика и организация исследования. Исследование физической подготовленности курсантов Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина было проведено в течение учебного года (2019 -2020 гг.). Оценка физических качеств проводилась с помощью использования контрольных упражнений, рекомендуемых рабочей программой учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Результаты исследования и выводы. В рамках данного исследования были созданы две группы курсантов, одна из которых на учебных занятиях по физической подготовке использовала средства единоборств с преимущественным применением учебно-тренировочных поединков; на занятиях второй группы курсантов для развития физических качеств больше времени уделялось использованию комплексных упражнений и выполнению полосы препятствий.

Результаты проведенного педагогического эксперимента и контрольных упражнений свидетельствуют о том, что средства единоборств с преимущественным использованием учебно-тренировочных поединков на учебных занятиях по физической подготовке позволяют более эффективно развивать специальные физические качества курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: интенсификация, физическая подготовка, средства единоборств, курсанты.

Abstract

Objective of the study was to rate and analyze benefits of modern combat sports elements for physical training service at police academies. Methods and structure of the study. The study was run at Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin in the academic year of 2019-20. The cadet sample was split up into two groups, and the physical fitness was tested in the experiment by the standard pre- versus post-experimental physical fitness tests recommended by the valid academic physical training curriculum. The group physical training service included the following three modules: (1) physical training theory; (2) Combat sports elements; and (3) Standard physical trainings.

Module 3 in the both groups included the same speed, coordination and strength (Sp, Co, St) training exercises; general/ special endurance and flexibility training practices and a combined obstacle course.

Module 2 included a range of sambo, judo, boxing and hand-to-hand fighting elements excelled in the controlled sparring bouts. The Group 1 physical training service was intensified by the controlled sparring bouts sessions once a week. And the Croup 2 physical training service gave a special priority to combat sports skills excellence trainings with controlled sparring bouts once a month. Results and conclusion. The academic physical training service intensified by the combat sports elements with controlled sparring bouts on a weekly basis was found to secure significant (p<0.05) progress in every strength test; and therefore, this physical training model may be recommended for application in the academic physical training curriculum.

Keywords: intensification, physical training, combat sports elements, cadets.

□ и

£ г. CL

4—

О ш и

CL ' -о с га

О ш

■С

Н

Введение. Одним из основных компонентов физической подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России являются боевые приемы борьбы, которые основаны на таких видах спорта, как дзюдо, самбо, бокс и рукопашный бой.

Самбо можно назвать одним из основных компонетов боевых приемов борьбы, которые изучают сотрудники органов внутренних дел. Принципиальным отличием боевого самбо от спортивного является то, что в боевом самбо разрешены удары руками и ногами, а также удушающие приемы. Самбо -официально признанный национальный вид спорта России,

позволяет развивать и совершенствовать все физические качества, а также овладеть навыками приемов самозащиты [5].

В целом можно отметить, что средства единоборств из таких видов спорта, как самбо, дзюдо, бокс и рукопашный бой играют важную роль в подготовке курсантов образовательных организаций МВД России. Это можно определить, сравнивая результаты физической подготовленности курсантов, которые занимаются данными видами спорта на профессиональной основе, и курсантов, которые изучают лишь их основы на учебных занятиях по физической подготовке.

Данное наблюдение позволило предположить, что использование средств единоборств с целью интенсификации процесса физической подготовки будет более эффективно развивать специальные физические качества курсантов образовательных организаций МВД России.

Цель исследования - выявить эффективность применения средств единоборств в процессе физической подготовки курсантов.

Методика и организация исследования. Исследование физической подготовленности курсантов Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина было проведено в течение учебного года (2019-2020 гг.). Оценка физических качеств проводилась с помощью использования контрольных упражнений, рекомендуемых рабочей программой учебной дисциплины «Физическая подготовка».

В рамках данного исследования были определены две группы курсантов. Содержание учебных занятий по физической подготовке в обеих группах включало три раздела: 1-й раздел - теория физической подготовки, 2-й раздел - боевые приемы борьбы, 3-й раздел - физические качества.

Для реализации третьего раздела в обеих группах использовались одинаковые средства (упражнения для развития скоростных, координационных и силовых способностей, упражнения для развития общей и специальной выносливости, гибкости, комплексные упражнения для выполнения полосы препятствий) [1].

Реализация второго раздела (боевые приемы борьбы) предполагала использование средств единоборств из таких видов спорта, как самбо, дзюдо, бокс и рукопашный бой, проведение на учебных занятиях среди курсантов учебно-тренировочных поединков [2, 3]. В первой группе в рамках данного раздела программы с целью интенсификации процесса физической подготовки учебно-тренировочные поединки курсантов проводились один раз в неделю в условиях учебных занятий. Во второй группе больше внимания уделялось совершенствованию техники боевых приемов борьбы, учебно-тренировочные поединки курсантов проводились один раз в месяц в условиях учебных занятий. Для оценки динамики показателей физической подготовленности курсантов использовались следующие контрольные упражнения: «Бег на 100 м, «Челночный бег 10х10 м», «Бег (кросс) 1 км», «Подтягивание на перекладине», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» и силовое комплексное упражнение.

Результаты исследования и их обсуждение. До и после проведения педагогического эксперимента курсанты выполняли контрольные упражнения. Для выявления показателей скоростных способностей проводился бег на 100 м. На исходном этапе тестирования отмечается низкий уровень развития скоростных способностей у курсантов обеих групп,

Показатели физической подготовленности курсантов

что соответствует оценке удовлетворительно. Результаты итогового тестирования свидетельствуют о незначительном улучшении скоростных способностей до среднего уровня (оценка хорошо), однако в обеих группах достоверного прироста не выявлено (р>0,05).

Анализ результатов проведения челночного бега 10 х10 м в начале учебного года выявил низкий уровень развития координационных способностей у курсантов обеих групп. Отмечается положительная динамика показателей по данным итогового тестирования, но достоверный прирост координационных способностей не наблюдается (р>0,05) (см. таблицу).

Для выявления показателей выносливости проводился бег (кросс) 1 км. На исходном этапе тестирования отмечается низкий уровень развития выносливости у курсантов обеих групп, что соответствует оценке удовлетворительно. Результаты итогового тестирования свидетельствуют об улучшении показателей до высокого уровня, что соответствует оценке «отлично» и позволяет выявить достоверный прирост результатов в обеих группах (р<0,05).

Для оценки динамики показателей силовой подготовленности курсантов использовались следующие контрольные упражнения: «Подтягивание на перекладине», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» и силовое комплексное упражнение. В начале учебного года у курсантов обеих групп выявлен низкий уровень развития силовых способностей по всем проведенным тестам.

После проведения педагогического эксперимента результаты итогового тестирования в контрольном упражнении «Подтягивание на перекладине» выявили в 1-й группе курсантов достоверное улучшение показателей (р<0,05) до высокого уровня, что соответствует оценке «отлично». Во 2-й группе курсантов наблюдается незначительное повышение показателей силовой выносливости в данном контрольном упражнении до среднего уровня, что отразилось на достоверности различий (р>0,05).

Анализ результатов проведения сгибания и разгибания рук в упоре лежа в конце учебного года в 1 -й группе курсантов выявил высокий уровень развития силовых способностей и достоверный прирост показателей в данном контрольном упражнении (р<0,05). Во 2-й группе курсантов отмечается незначительная положительная динамика показателей по результатам итогового тестирования до среднего уровня, достоверный прирост силовых способностей не выявлен (р>0,05).

Проведение силового комплексного упражнения до и после педагогического эксперимента позволило выявить улучшение силовых показателей в обеих группах курсантов, но высокого уровня развития силовых способностей достигли лишь курсанты 1-й группы, что положительно отразилось на достоверности прироста в данном контрольном упраж-

Контрольное упражнение/этап тестировния 1-я группа 2-я группа

I II I II

Бег на 100 м (с) 14,3±0,19 13,6±0,15 14,2±0,2 13,8±0,17

Р >0,05 >0,05

Челночный бег 10х10 м (с) 27,1±0,21 26,2±0,18 27,3±0,2 26,5±0,2

Р >0,05 >0,05

Бег (кросс) 1 км (мин, с) 3,47±0,23 3,15±0,2 3,44±0,19 3, 18±0,21

Р <0,05 <0,05

Подтягивание на перекладине (количество раз) 11,2±0,17 18,4±0,13 10,3±0,15 13,5±0,16

Р <0,05 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) 26,5±0,3 42,1±0,25 30,2±0,29 36,8±0,2

Р <0,05 >0,05

Силовое комплексное упражнение (количество циклов) 4,2±0,13 5,8±0,09 3,90,±19 4,6±0,27

Р <0,05 >0,05

№6 • 2021 Июнь | Juпe

http://www.teoriya.ru

нении (р<0,05). Курсанты 2-й группы выполнили силовое комплексное упражнение на низком уровне, достоверных различий между показателями исходного и итогового тестирования не наблюдается (р>0,05), но отмечается незначительная положительная динамика.

Выводы. Проведение педагогического эксперимента на протяжении учебного года свидетельствует о низком уровне развития скоростных и координационных способностей курсантов и недостаточном внимании на учебных занятиях данным физическим качествам, что в свою очередь отрицательно отразилось на достоверности прироста показателей (р>0,05). Кроссовой подготовке курсантов в течение эксперимента отводился большой объем заданий, что положительно повлияло на достоверное улучшение показателей выносливости до высокого уровня в обеих группах (р<0,05).

Использование средств единоборств, с целью интенсификации процесса физической подготовки курсантов, в условиях учебных занятий, в частности, еженедельное проведение учебно-тренировочных поединков эффективно повлияло на развитие силовых способностей и позволило достоверно улучшить силовые показатели курсантов по всем проведенным контрольным упражнениям (р<0,05).

Литература

1. Болотин А.Э. Содержание педагогической технологии развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя

3.

3.

4.

5.

[Текст] / А.Э. Болотин, А.В. Новиков, Н.Н. Северин и др. // Современный ученый. - 2017. - № 2. - С. 110-114. Организация и методика проведения занятий по специальной физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 216 с.

Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции». Харлампиев А.А. Система САМБО [Текст] / А.А. Харлампиев. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 528 с.

References

Bolotin A.E., Novikov A.V., Severin N.N. et al. Soderzhanie peda-gogicheskoy tekhnologii razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey u boytsov rukopashnogo boya [Content of coordination building educational technology for hand-to-hand combatants]. Sovremenny ucheny. 2017. No. 2. pp. 110-114.

Organizatsiya i metodika provedeniya zanyatiy po spetsialnoy fiziches-koy podgotovke v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii [Organization and methodology of special physical training classes in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Study guide. Moscow: TsOKR MVD Russia publ., 2008. 216 p. Prikaz MVD Rossii ot 01.07.2017 No 450 «Ob utverzhdenii Nastav-leniya po organizatsii fizicheskoy podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.07.2017 No. 450 "On approval of the Manual on organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation"].

Federalny zakon ot 07.02.2011 No 3-FZ «O politsii» [Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FL "On Police"].

Kharlampiev A.A. Sistema SAMBO [SAMBO system]. Moscow: FAIRPRESS publ., 2002. 528 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

Н

ОСОБЕННОСТИ С0МАТ0МЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК подростков АДЫГЕЙСКОГО И СЛАВЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Кандидат медицинских наук, доцент Н.С. Бахарева1 Д.А. Хромов1

1Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

УДМ^С 616-071.2:613.96

Ключевые слова: соматометрическая характеристика, типы телосложения, подростковый возрастной период.

Введение. Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков [3, 4]. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели [1, 2]. К первым относят длину тела, массу тела, окружность грудной клетки.

Цель исследования - выявление гендерных различий соматометрических и физиологических параметров у лиц подросткового возрастного периода славянской и адыгейской национальных групп.

Методика и организация исследования. Осуществлено измерение длины и массы тела, должного и текущего числа сердечных сокращений, обхвата запястья и би-акромиального размера. Были обследованы подростки славянской группы, проживающие в следующих городах: Лабинск - 57 человек (средний возраст 13,46±0,25), Ессентуки - 35 человек (средний возраст 13,24+0,75); подростки адыгейской национальной группы, проживающие в городе Адыгейске - 40 человек (средний возраст 13,3±0,15), в пос. Яблоновский - 26 человек (средний возраст 13,75±0,45). Вычисления проводились по формуле Шейх-Заде ДЧСС=48* (р/т), где р - рост, т - масса тела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный статистический анализ у лиц подростко-

THE PECULARiTIES OF SOMATOMETRY CHARACTERiSTiCS OF TEENAGERS OF ADYGHE AND SLAVIC ORIGIN

PhD, Associate Professor N.S. Bakhareva1 D.A. Khromov1

1Kuban State Medical University, Krasnodar

Поступила в редакцию 28.04.2021 г.

вого возрастного периода славянской и адыгейской национальных групп выявил достоверные различия в значениях текущего числа сердечных сокращений (соответственно, 97,5±0,75 и 73,25±0,52 уд/мин), массе тела (51,6±1,25 и 55,66±0,75), площади поверхности тела (15180±0,15 и 14913±-2,24 см2).

Выводы. Установлены различия у лиц подросткового возрастного периода, принадлежащих к славянской и адыгейской национальным группам, в текущем числе сердечных сокращений, массе тела и площади поверхности тела: показатели оказались выше у подростков славянской национальной группы. Литература

1. Картышева С.И. Сравнительная оценка некоторых антропометрических данных студентов физкультурного и физико-математического факультета педуниверситета / С.И. Картышева. -Морфология - физической культуре, спорту и авиакосмической медицине: матер. Всеросс. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию проф. В.Г Петрухина, 2001. - С. 133-135.

2. Негашева М.А. Мегаполис и особенности соматотипа как факторы повышенного риска ишемической болезни сердца / М.А. Негашева // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2001. - № 1. - С. 32-37.

3. Николенко В.Н. Соматическая конституция и клиническая медицина / В.Н. Николенко. М.: Практическая медицина, 2017. - С. 254.

4. Соколов А.Я. Особенности физического развития детей и подростков Магадана / А.Я. Соколов // Гигиена и санитария. - 2003. - № 8. - С. 40-41.

Информация для связи с автором: bahareva_1955@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.