ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
• предложение наиболее эффективных проектов решения задачи с учетом ориентирующих идей;
• конструирование форм обучения и воспитания с учетом конкретных педагогических ситуаций и ориентирующих идей (гуманистического воспитания, развивающего обучения и др.);
• конструирование методов и приемов педагогического воздействия в конкретных педагогических ситуациях с учетом ведущих идей;
• конструирование содержания учебно-воспитательного материала с учетом конкретной педагогической ситуации и ориентирующих идей;
• моделирование учебно-воспитательных сценариев в логике достижения определенных педагогических целей.
Развитие аксиосферы современного педагога исследователя имеет принципиальное значение для становления личностно-креативной педагогической культуры. Прежде всего это объясняется тем, что ценностные ориентиры помогают точно выполнить целе-полагание и проектирование деятельности, определить приоритеты и критерии педагогического процесса, направляют собственно педагогическую деятельность и духовное общение участников системы образования. Более того, ценности педагога позволяют охарактеризовать его деятельность содержательно и системно.
Аксиосфера педагога включает систему ценностей, которые являются внутренними, эмоционально освоен-
ными личностью ориентирами его деятельности и отвечают индивидуальным особенностям человека, уровню культуры и требованиям общества. Регулятивное значение ценностных ориентиров учителя находится в прямой зависимости от уровня духовности человека или педагогического коллектива. Поскольку ценности определяют сознание, мировоззрение и поведение личности, то в процессе становления педагога-иссле-дователя следует уделять этой проблеме соответствующее внимание.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.192 с.
2. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М.: Знание, 1980.- 36 с.
3. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. - Самара, 1994.- 99 с.
4. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. - М.: Нов. школа, 1996, - 320 с.
5. Новиков А. М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2002.- 320 с.
6. Сластенин В. А., Чижакова Г И. Введение в педагогическую аксиологию. - М., 2003.
7. Сиденко А. С. Педагогический эксперимент: от идеи
до разработки. Пособие. М.: АПКиППРО, 2010.
J
Л
Зимина Елена Григорьевна
учитель истории и обществознания МБОУ гимназия № 18 г. Нижний Тагил E-mail [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ РАЗВИТИИ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Аннотация. Автор актуализирует проблему обучения написания эссе на уроках обществознания. Рассматривает возможности эвристического обучения для достижения метапредметных результатов. Предлагает этапы обучения написанию эссе в старших классах на уроках обществоведческого цикла.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, эссе, эвристическое обучение, метапредметные результаты, обществознание.
В настоящее время в связи с переходом на новые формы итоговой аттестации, в первую очередь, Единый Государственный экзамен, перед преподавателем общественных наук самим временем поставлена задача поиска новых приемов и методик, которые могли бы помочь в решении этой пробле-
мы, позволяющих наиболее эффективно подготовить выпускника школы. Рамки ЕГЭ задают определенные приоритеты для деятельности учителя. В первую очередь - это освоение форм и способов измерения знаний, заложенных в инструментарии, применяемом в ЕГЭ. К числу основных типов мож-
6
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
но отнести: различные виды тестирования (на поиск единственного правильно ответа, на соответствие понятий, исключения лишнего, добавление пропущенного, выявление скрытых связей, аналогий и т.д.) В целом, правильные ответы в данном случае во многом зависят от выработки навыков и алгоритмизации действий учащихся. Помимо содержания, нужно овладеть еще и формами представления знаний. Это не должно сводиться к схематичному натаскиванию учеников на правильные варианты. Более верным является развитие и совершенствование логического аппарата учеников, чтобы они самостоятельно понимали смысл применяемой формы теста, могли использовать его при поиске правильного ответа. Еще более сложная проблема стоит перед учителем при работе над подготовкой учеников к выполнению заданий, подразумевающих составление связного, логически обоснованного ответа. Здесь необходимо развитие, с одной стороны, навыков формального оформления своей точки зрения, подчиняясь четким заданным инструментарием ЕГЭ критериям, с другой стороны, необходимо создать условия для самостоятельного поиска средств самовыражения. Самой сложной формой, как показывает опыт педагога, при написании ЕГЭ является эссе.
Эссе требует от учащегося демонстрации сразу целого комплекса компетенций. Чтобы его написать правильно, интересно и в тоже самое время, отвечая критериям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, надо свободно ориентироваться в представленной проблеме, владеть научной терминологией, применять знания из других сфер жизни, демонстрировать умения выстраивать причинно-следственные связи. Самое главное в написании экзаменационного эссе помимо всего упомянутого - выдержать заданную структуру, то есть уметь облечь собственный взгляд на предложенный вопрос в четкую форму. Это требование современного общества - воспитание личности, владеющей развитыми коммуникативными умениями и самостоятельностью мышления. Но это подразумевает перестройку работы учителя для решения этой очень сложной задачи. Кроме того в предлагаемых обществу для обсуждения стандартах второго поколения закладывается как педагогический результат, формирование социально мобильной,интеллектуально самостоятельной, открытой, готовой к постоянному внутреннему развитию личности. Возможности для преодоления определенного педагогического противоречия предоставляет использование в своей педагогической деятельности элементов эвристического обучения, разрабатываемого школой А. В. Хуторского и другими исследователями. В основе эвристического обучения лежит эвристическая образовательная деятельность, теоретические основания которой связаны с эвристикой - наукой о создании нового [3].
Педагогическая эвристика изучает основы организации продуктивной учебной деятельности. Она рассматривает принципиальные вопросы организации
мыслительной деятельности в нестандартных ситуациях, т. е. тогда, когда перед человеком стоит задача (проблема), решение которой он ранее не встречал в своей практике. Творческая деятельность подразумевает расширение границ использования своего социального опыта и сопровождается напряжением всех духовных сил человека, требует интенсивной умственной деятельности и воображения, концентрации внимания, волевого напряжения, мобилизации всех знаний и опыта на решение поставленной задачи [4].
В преподавании общественных наук применение эвристического подхода может быть оправдано несколькими причинами: во-первых, изучение социума в наибольшей степени предполагает быстрое накопление постоянно изменяющейся информации; при использовании только репродуктивных методов результат обучения будет безнадежно устаревать, если не научить учащегося самого искать и использовать различные источники информации; во-вторых, ученик, изучая социальную историю, одновременно является сам участником социального развития и его освоение не может быть достаточно эффективным без включения и актуализации собственного опыта, это возможно достичь при условии создания педагогической ситуации требующей от всех участников образовательного процесса совместного участия в решении насущной общественной проблемы в атмосфере сотрудничества и совместного интеллектуального творчества; в-третьих, сама специфика исторического материала с его многовариантностью, нелинейностью развития и неопределенностью последствий в сочетании с неоднозначностью оценочных суждений создает перспективы для применения методов эвристического подхода, направленных на создание в образовательном процессе нестандартных ситуаций, требующих не алгоритмизированного способа их решений.
В эвристическом подходе неоднократно подчеркивалась мысль об обязательном сочетании творческого мышления с таким важным свойством интеллекта, как критичность, умение подвергнуть анализу и свой и чужой интеллектуальный продукт. А. В. Хуторской и другие авторы выделяют как важный признак творческой деятельности - критичность мышления субъекта деятельности, способность его к оценочном суждениям, характеризующееся тем, насколько личность в состоянии объективно и других, используя надежные, объективные критерии, формулируя свои оценочные суждения; критичность мышления проявляется также в умении находить причины своих ошибок и неудач [3].
При работе над выработкой навыков написания эссе эвристическое обучение может помочь решить следующие проблемы, каждая из которых соответствует написанию определенного этапа эссе. Во-первых: задачу понимания смысла предложенного высказывания. В настоящее время - это одна из актуальных проблем в преподавании, научить читать и правильно понимать текст. Сложность при работе над эссе представляет тот факт, что, как пра-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
7
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
вило, афоризмы и высказывания в силу своей литературной специфики всегда облечены в сложную метафоричную, иногда даже аллегоричную форму. Что требует от читателя определенных знаний, навыков в поисках зашифрованного, неявного, скрытого смысла, умения декодировать символику тропов, аллюзий, сравнений, иногда парадоксальных, иногда полемично заостренных. Учащийся должен владеть приемами чтения и правильного понимания таких сложных текстов. На этом этапе подготовки выпускников может помочь применение элементов эвристического обучения. Сначала учимся правильно трактовать высказывание вслух, все вместе. По-очереди, дополняя друг друга, исправляя, продолжая разъяснение. Начинается данный учебный полилог с нескольких вводных ключевых слов учителя, которые помогают направить ход мыслей учащихся в нужном направлении. Например: выделяя главные понятие или акцентируя внимание учеников на фигуре автора или времени написания текста. Постепенно, учащиеся должны сами подойти к более конкретному смыслы, к верному истолкованию высказывания. Этот этап первоначально следует проводить в коллективной форме, затем после выработанного навыка ученик это сможет делать самостоятельно. Некоторым учащимся довольно трудно быстро перейти к самостоятельности, с ними необходимо больше провести индивидуальной работы, или в организованной группе для помощи. Помочь им может принятие дополнительных действий, таких как более подробное разложение главных понятий на составляющие части, привлечение знаний из других предметов и даже актуализация надпредметных и метапредметных знаний. Например, высказывание Вольтера: «Эмоции подобны ветрам: они двигают человеческими поступками, но иногда и могут унести человека далеко!». В данном случае при определении смысла целесообразно использование конкретных знаний по географии и, используя знания метафоры применить полученный смысл к проблемам личности, которые и имеются в виду в данном афоризме. При поиске смысла высказывания у учеников постепенно вырабатывается прием самостоятельности интеллектуального поиска [5].
Важнейшей задачей при написании эссе является правильное определение главной проблемы о которой идет речь в высказывании. Здесь необходимо отработать навык собственного переосмысления слов автора, при котором осуществляется его перевод на современный научный язык. На этом этапе написания эссе нужно научить учащегося правильно и целесообразно применять теоретические знания по соответствующему курсу. Здесь помощь в деятельности педагога может оказать один из важнейших элементов эвристического обучения - применение эвристического алгоритма и рефлексии в интеллектуальном творчестве. Наибольшее затруднение у учащихся вызывает необходимость, с одной стороны, достаточно конкретизировать тот раздел общественных наук, который необходим для толкования данного афоризма, с другой, увидеть правильно его место в общей системе всех близких понятий. При развитии навы-
ков написания эссе целесообразно использование описанного педагогического приема, позволяющего актуализировать метапредметные универсальные учебные действия:
1. Создание мотивационной ситуации интеллектуального вызова. Ее можно смоделировать при помощи вопросов, обращенных к учащимся: получиться ли у нас разгадать правильно тот вопрос, на который так необычно и парадоксально ответил данный автор?
2. На следующем этапе идет самостоятельный поиск смысла предложенного афоризма. Это осуществляется учащимися на черновике, допускаются и даже приветствуются несколько вариантов.
3. Далее наступает период коллективной работы, своего рода «мозговой штурм». С помощью учителя, сообща устанавливается теоретическая основа главного понятия, затронутого в высказывании, выявляется его метапредметная сущность. Что это? Явление, функция, признак? Какую структуру оно имеет? Особенности его связи с другими явлениями и понятиями, его место в мире и в обществе? Педагог может для решения проблемы обратиться к использованию особых рефлексивных вопросов, позволяющих правильно направить мысль учеников. Например: «Данное понятие или термин с чем могут быть связаны? Каковы его признаки? Из чего он может состоять? Какова его структура?» Простейший прием направления мысли учеников к правильному ответу это требование: «После этого термина или понятия какое существительное ты поставишь? Что это? Система отношений? Человек? Действия или что-нибудь еще?» Поиск правильного существительного приводит к началу мыслительной работы над всем определением и, как следствие над выделением и обозначением самой проблемы. Целесообразно записать найденные ответы на доске в виде схем с применением условных знаков и символов, регулярно применяемых на уроках и ставших для учеников и учителя общими и понятным условным языком.
На следующем этапе ученик должен выразить свое отношение к данной проблеме и подобрать аргументы в защиту своей точки зрения. Здесь наибольшую сложность представляет затруднения с привлечением дополнительных знаний из различных сфер жизни современного общества. Узкий кругозор, отсутствие интереса к реальным знаниям, ограниченность социальной практики не дает части учащихся на достаточно высоком уровне выполнить написание эссе на этом этапе. Эту проблему не решить использованием каких-то конкретных методических приемов за ограниченное время. Это требует организации целой системы деятельности учителя. Задача развития интереса к общественным наукам и формирования стремления к самостоятельному и постоянному интеллектуальному совершенствованию может быть реализована путем постоянного привлечения на уроках и во внеурочной деятельности различных форм эвристического образования (как организационных - например, олимпиадное движение, как очное так дистанционное, так и в содержательном компоненте образования) [2]. В качестве примера можно привести использование так называемых нестан-
8
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
дартных задач на уроках. При преподавании общественных наук удачно зарекомендовала себя методика использования нестандартных познавательных задач различного типа, опирающихся на основные принципы эвристического подхода. Всех их можно разделить на несколько подгрупп:
• тексты с ошибками, включающие в себя неправильную информацию, с недостаточными, с избыточными, с неточными и непроверенными сведениями;
• задания, требующие от ученика применение знаний из самых неожиданных сфер его жизненного и общечеловеческого знания, опыта и культуры;
• творческие задания в самой разнообразной форме (путевые дневники, найденные мемуары, утраченные летописи, несуществующие письма и т.д.), составляемые учащимися для публичного представления с целью их совместной критики и поиска ошибок, неточностей и разночтений;
• самостоятельное составление экономических и политологических задач, загадок и нестандартных заданий для совместного решения, обсуждения и развития; самостоятельные критические рецензии на художественные произведения, кинофильмы, видеоигры на историческую тему;
• разработка и составление аналогов реальных документальных источников в виде всевозможных памяток, путеводителей и справочников.
При использовании этих форм творческой деятельности активизируются не только когнитивные, но и коммуникативные, организаторские способности учащихся, многие из приведенных заданий подразумевают работу в группе и самостоятельный поиск информационной и источниковедческой базы. Результатом становится развитое мышление и широкая эрудиция учащегося, что позволяет ему успешно продемонстрировать свои знания при написании эссе. Различные формы создания развивающих нестандартных ситуаций рассматриваются в рамках контекстного обучения [1].
На заключительном этапе ученику необходимо вернуться к поставленной проблеме и сделать вывод. Здесь может помочь прием логического конца, навык обобщать все сделанные заявления первоначально по определенному шаблону, например, приучая использовать слова «таким образом, на основании проделанной работы, можно прийти к определенным итогам» и т.д. Учащийся должен вернуться
к первоначальному высказыванию, и вновь предать его смысл своими словами, демонстрируя найденный самостоятельно его смысл. В данной образовательной ситуации снова может помочь прием эвристического обучения. С помощью рефлексии, отвечая мысленно на вопрос: «Удалось ли тебе доказать требуемое? С чего началась твоя работа над этим высказыванием?»,- ученик формулирует итог своей интеллектуальной деятельности, используя принятые формы и шаблоны научного языка. Навык их использования формируется постепенно при работе над самостоятельными и контрольными работами в различных формах.
Таким образом, алгоритм написания эссе можно разбить на несколько этапов:
1. Подготовительный этап - самостоятельное обретение истинного смысла
2. Выделение проблемы и ее определение ее места в системе всех обществоведческих понятий
3. Раскрытие ее сути, использование для этого соответствующей научной понятийной базы, иллюстрация собственной позиции аргументами и примерами
4. Обобщение всей проделанной работы в виде вывода.
Эвристическое обучение позволяет педагогу эффективно решить многие методические и дидактические проблемы, возникающие как при подготовке к оптимальной сдаче ЕГЭ, так и в целом, при планировании профессиональной деятельности в целях оптимизации педагогического процесса [2]. Результатом деятельности становится повышение качества образованности и социальная реализация выпускников школы, формирование современной, компетентной, образованной личности.
Литература
1. Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. М., 1999.
2. Краевский В.В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2008.
3. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
4. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному: пособие для учителя. М., 2005.
5. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие.- М.: 2012.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
9