Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
От теории к практике реализации ФГОС
Мухаметзянова Ф.Г., Мустафина Р.З., Фатыхова А.Л.
Развитие субъектной готовности к метапредметной деятельности у будущего учителя начальной школы
Аннотация. В статье в контексте субъектного подхода описывается процесс развития у будущего учителя начальных классов субъектной готовности к метапредметной деятельности.
Ключевые слова:
субъектная готовность, метапредметная деятельность, объект и субъект метапредметной деятельности, олимпиада как форма метапредметной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальной жизненной ситуации [7-11]. Причем они освоены учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. В качестве требований, предъявляемых к метапредметным результатам, ФГОС выдвигает:
• овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• умение провести анализ, обобщение, сравнение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, обращение к известным понятиям;
• освоение межпредметных понятий [1-3, 5, 6].
Очевидно, что этот список намного шире в среднем и
старшем звеньях. На наш взгляд, именно начальный этап в жизни младшего школьника требует от учителя, администрации и родителей более тщательного изучения.
Для начальных классов реализация метапредметности в обучении обосновывается особенностью работы учителя, когда один учитель обучает младших школьников нескольким предметам. Значимость начальной школы обусловлена тем, что на этом этапе профессиональная деятельность целостна и обеспечивается не отдельными предметными знаниями, а их системой. В связи с этим в процессе подготовки будущего учителя начальных классов в вузе актуализируют-
ся вопросы развития субъектной готовности к метапредметной деятельности.
Это означает, что деятельность педагогических учреждений образования при подготовке учителя начальных классов предполагает следующие изменения преподавания психолого-педагогических и методических дисциплин в контексте субъектного подхода:
• направленность всего теоретического и практического обучения на реализацию субъектно-компе-тентностной модели учителя начальных классов;
• тесная связь между всеми учебными дисциплинами и их циклами.
Термин «метапредмет» имеет глубокие исторические корни. В своих работах термин «метапредметность» использовал еще Аристотель. В нашей стране метапред-метный подход получил развитие в конце XX в. в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского. В настоящее время он используется как одно из направлений реализации ФГОС-2. Заявленный в 2008 г. как один из аспектов реализации новых образовательных стандартов метапредметный подход еще не имеет единого трактования.
Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого школьного предмета [4]. Выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл» и т. д. Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется умение схематизировать мысль, формулировать алгоритм действия. В работах А.В. Хуторского учебный мета-предмет и метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов (ФОО) [12, 13]. Под мета-предметом нами понимается основосоздающая часть объекта в контексте субъекта деятельности. Она связана с понятием «фундаментальный образовательный объект», который является одним из направлений реализации ФГОС. Второе направление связано с выделением на основе ФОО учебных предметов, которые могут входить в обычные школьные предметы в виде метапредметной темы или раздела. Метапредмет — основа содержания образования и соответствующих видов учебной деятельности всех ее субъектов.
Третье направление в реализации метапредметного подхода состоит в обеспечении метапредметной деятель-
Развитие субъектной готовности к метапредметной деятельности у будущего учителя начальной школы
19
ности, связанной с познанием ФОО для решения фундаментальных проблем, а также деятельность, которая находится вне основной предметной деятельности (целеполагание, планирование, реализация, рефлексия и др.).
Сравнивая приведенные подходы метапредметности, можно сделать вывод об их похожести. Для более полного описания понятия «метапредмет» необходимо выполнение условий определенности и конкретности. Тогда следует либо придерживаться одной из трактовок данного понятия, либо определить наиболее часто выделяемые авторами их элементы. С этой целью в научных исследованиях часто используется такой прием, как контент-анализ тех понятий и определений, которые, по мнению исследователя, близки по основным смысловым характеристикам. Суть данного приема заключается в выделении текста каждого из похожих описаний понятий ведущих узловых единиц содержания, их сущностных признаков. Выделяя похожие признаки, формулируется более широкое понятие, в которое входит как составная часть каждое из рассматриваемых понятий.
Сказанное означает, что в образовательных стандартах можно рассматривать метапредметные результаты как развитые учебные действия с конкретной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий. В этом контексте уместно говорить и об интеграционной составляющей.
В связи с изложенным возникает вопрос о реализации в начальной школе требований новых стандартов на основе субъектного подхода. В последние годы такую возможность представляют Всероссийские метапредметные олимпиады. Особенность их проведения состоит в наличии в содержании понятия ключевого понятия, явления, объекта, субъекта, собирающего в себе достаточно широкую область знаний. Тогда выполнение задания имеет целью применение некоего метаспособа, т. е. универсального эвристического метода познания решения проблемы. Это может быть установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма и т. д.
Примером такого задания может быть:
1) придумай и изобрази знак для обучения;
2) опиши урок;
3) составь схему стихотворения.
У субъектов межпредметных олимпиад есть возможность не только познать мир в его единстве и многообразии: при выполнении метапредметных заданий у них формируются те универсальные учебные действия, умения, о которых говорится в образовательных стандартах второго поколения. Метапредметные олимпиады имеют свои особенности: в предлагаемом задании имеется ключевое понятие, явление, объект, вокруг которого выстраивается достаточно объемная область окружающего мира. Выполнить задание школьник сможет, реализуя универсальные учебные действия для выявления закономерности, построения простейшей модели и ее описания.
Так, на одном из внеклассных занятий учащимся было предложено сделать доклад о шариковой ручке, описав ее с разных сторон: ручка — что это, ее смысл, слово «ручка»...
Учащиеся нашли больше, чем ожидалось, средств, способов примеров для описания предмета и явления. Исследовательскую деятельность учащихся подхватили и родители. В выполнении задания дети продемонстрировали анализ, классификацию, образец выполнения правил, работу с информацией.
Хорошо проявили себя известные дистанционные олимпиады для младших школьников. В наше время это различные эвристические дистанционные олимпиады. Их история уходит корнями в советское время — в деятельность заоч-
ных физико-математических школ при МГУ, МФТУ, ФизТехе. По их образцам впоследствии открывались аналогичные центры для младших школьников. Особенностью этих центров является получение конкретного результата, решение поставленной задачи.
Анализируя названные направления деятельности, научная школа А.В. Хуторского выделяет три аспекта метапред-метности: метапредметное содержание, учебный метапред-мет, метапредметную деятельность [12, 13].
Для начальных классов реализация метапредметности в обучении обосновывается особенностью работы учителя, когда один учитель обучает младших школьников нескольким предметам [1, 2, 4, 5].
Полученные результаты можно обсуждать на совместных занятиях методических объединений начальной и средней школ с целью подведения итогов, выработки рекомендаций по проведению подготовительной работы на последующих этапах обучения, аналогичной той, которая достаточно четко организована в подготовительной работе начальной школы. Особое внимание на этом этапе необходимо обратить на четвертый год обучения. Перечислим комплекс критических и проблемных ситуаций, в которых оказываются выпускники начальной школы.
С переходом в среднюю школу увеличивается количество уроков в неделю, объем домашних заданий — все это говорит о смене режима и ритма работы школьника.
Начинающие пятиклассники долго переходят на новый стиль, ритм, темп, методы, которые применяются на уроках разными учителями. Требуется много времени на адаптацию к этим новым условиям. Увеличение количества предметов и учебников, объема материала в них, несоответствие программных требований к их усвоению — все это оказывается тяжелым грузом для начинающего пятиклассника.
Не следует сбрасывать со счета и психофизиологические особенности вчерашнего младшего школьника, особенности его памяти, восприятия и внимания.
Перечисленные проблемы были и остались. Полностью решить эти вопросы, на наш взгляд, не удалось, но, зная их, следует чаще возвращаться к обсуждению поставленных вопросов в свете реализации ФГОС в начальной и средней школе.
Обобщая опыт учителей начальных классов, можно назвать некоторые пути реализации преемственности при переходе из начальной в среднюю школу.
Во-первых, в плавном переходе в среднюю школу должны быть заинтересованы учителя начальных и, особенно, средних классов — им принимать выпускников начальной школы, которые первые ощутили на себе изменения, заявленные в задачах ФГОС второго поколения.
На совместных семинарах учителей начальных и старших классов полезно делать анализ типичных ошибок у младших школьников при выполнении ими проверочных работ, выявить те разделы и темы, на которые необходимо обратить внимание. Такая совместная деятельность ведет к разработке соответствующего содержания последующего этапа коррекции в обучении.
Реализация принципа преемственности при переходе учащихся в среднее звено относится ко всем составляющим дидактической системы обучения: содержания, методов, средств, организационных форм всех субъектов метапред-метной деятельности.
На этом этапе учителю старших классов полезно провести урок в четвертом классе: «испытать на себе» методы начального обучения, найти соответствующие им методы в арсенале средней школы. Тогда и состоится взаимное знакомство учеников и учителя.
20
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
Во время этого подготовительного периода необходима ответная работа со стороны учителя начальных классов: он изучает стиль работы коллеги в средних классах — методы, темп, требования, стиль работы, приемы можно использовать в работе со «своими» четвероклассниками.
С целью развития у студентов — будущих учителей начальных классов субъектной готовности к метапредмет-ной деятельности на факультете педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета ведется разработанный коллективом преподавателей спецкурс «Работа с одаренными детьми на уроках математики с младшими школьниками». Этот спецкурс рассчитан также для студентов и для занятий на курсах переподготовки учителей начальных классов, курсах повышения квалификации учителей. Цель курса: выявление путей формирования и развития межпредметных умений у младших школьников как субъектов учебной деятельности. Вопросы, интересующие слушателей, следующие.
1. Уточнение и конкретизация основных направлений системы работы с одаренными детьми (цель, содержание, методы, формы работы).
2. Разработка и проведение занятий по выявлению одаренных детей в своем классе.
3. Разработка заданий, тестов для выявления одаренности учащихся.
4. Организация совместной деятельности учителей начальных классов по развитию одаренных детей.
5. Проведение открытых занятий, выступление на занятиях методического семинара по обмену опытом работы с одаренными детьми.
6. Подготовка учащихся к участию в конференциях школьного и городского уровней («Я — исследователь», «Ломоносовские чтения» и др.), олимпиадах.
7. Организация работы кружка, факультатива, индивидуальной работы с одаренными детьми.
При этом проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одаренных. Это, безусловно, позитивное явление. Однако мы в своей деятельности делали акцент на другое.
Существует возможность и другого решения: не удалять одаренного ребенка из естественной для него микросреды; обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создавая условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников; не терять потенциально одаренных, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявятся на более поздних возрастных этапах; создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одаренных детей; формировать у одаренных детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Курс «Работа с одаренным ребенком» направлен преимущественно на ознакомление учителей с основными направлениями деятельности по выявлению, обучению, воспитанию и поддержке одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности. Работа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Эта работа с учителями призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей
интеллектуальной деятельности. Учитель работает не с отдельными учащимися, а со всем классом.
Также в рамках спецкурса ежегодно в марте во время школьных каникул на факультете проводится республиканская научно-практическая конференция для младших школьников «Первые шаги в науку». Учащиеся выступают с докладами, проектами, исследованиями, показывают свои метапредметные умения.
Участниками реализации ФГОС на всех его уровнях (от рядовых учителей начальных классов до руководителей учебных заведений, работников отделов образования, преподавателей вузов) изучаются и конкретизируются предложенные результаты. Особое внимание в них уделяется формированию содержания метапредметных знаний по изучаемым предметам у всех субъектов образовательной деятельности. В этом контексте возрастает роль субъектной готовности будущего учителя к метапредметной деятельности.
Литература
1. Аксенова М.Н., Козырева О.Ф., Ланкина М.Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся / / Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 60-72.
2. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе.
2011. № 6. С. 50-53.
3. Власова О.И. Роль курса «Использование информационной среды Scilab в школьной математике» при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике и формировании метапред-метных умений старшеклассников / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 33-35.
4. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогических искусств). Минск, 2000.
5. Зимина Е.Г. Использование методов эвристического обучения для формирования метапредметных результатов при развитии навыков написания эссе по обществознанию // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
2012. № 3. С. 6-10.
6. Зуй Л.В. Межпредметные связи в работе концертмейстера // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.
7. Ковылева Ю.Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 70-74.
8. Колтышев В.А., Мухина С.С., Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Формирование системы развивающего обучения в основной школе, направленной на формирование метапредмет-ных ключевых компетентностей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С. 31-35.
9. Мухаметзянова Ф.Г., Мустафина Р.З., Фатыхова А.Л. Развитие у будущего учителя начальных классов субъектной готовности к метапредметной деятельности / / Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38).
10. Нагайченко Н.Н., Петухова Т.В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С. 51-54.
11. Семенова Ю.Л., Бухарова Г.Д. Межпредметная и метапред-метная интеграция как один из способов совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции учащихся // Образование и наука. 2012. № 7. С. 146-154.
12. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов: Материалы проекта «Стандарт общего образования». М., 2002.
13. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2007.