Научная статья на тему 'Учебное эссе как вид самостоятельной работы студентов при изучении курса "история образования и педагогической мысли"'

Учебное эссе как вид самостоятельной работы студентов при изучении курса "история образования и педагогической мысли" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1642
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНОЕ ЭССЕ / ВСТРЕЧНЫЙ ТЕКСТ / HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICAL THOUGHT / SELF-STUDY ACTIVITY OF STUDENTS / ACADEMIC ESSAY / FEEDBACK TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заварзина Л. Э.

В статье рассмотрены особенности и история формирования эссе как жанра, даны методические рекомендации студентам по написанию учебного эссе, предложены темы и образец учебного эссе; проанализировано создание эссе как встречного текста, приведены темы и тексты-источники для создания подобного вида учебного эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC ESSAY AS KIND OF SELF-STUDY ACTIVITY OF STUDENTS STUDYING THE COURSE OF “HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICAL THOUGHT”

The article concerns features and history of formation of essay as a genre, methodical recommendations to students on writing academic essay are given, topics and samples of academic essay are offered; writing essay as feedback text is analyzed, topics and original texts for writing this type of academic essay are represented.

Текст научной работы на тему «Учебное эссе как вид самостоятельной работы студентов при изучении курса "история образования и педагогической мысли"»

Л. Э. Заварзина

Учебное эссе как вид

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

в статье рассмотрены особенности и история формирования эссе как жанра, даны методические рекомендации студентам по написанию учебного эссе, предложены темы и образец учебного эссе; проанализировано создание эссе как встречного текста, приведены темы и тексты-источники для создания подобного вида учебного эссе.

ключевые слова: история образования и педагогической мысли; самостоятельная работа студентов; учебное эссе; встречный текст.

L. E. Zavarzina

Academic essay as kind

OF SELF-STUDY ACTIVITY OF STUDENTS STUDYING THE COURSE OF "HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICAL THOUGHT"

The article concerns features and history of formation of essay as a genre, methodical recommendations to students on writing academic essay are given, topics and samples of academic essay are offered; writing essay as feedback text is analyzed, topics and original texts for writing this type of academic essay are represented.

Key words: history of education and pedagogical thought; self-study activity of students; academic essay; feedback text.

История образования и педагоги- профессионала. Преподаватель, веду-ческой мысли — ключевой предмет щий эту учебную дисциплину, конеч-в процессе подготовки специалиста- но, обращает внимание студентов на ее

УДК 371.38 ББК 74.480.266

65

огромный познавательный потенциал, эвристические возможности, исторические корни многих современных проблем образования, подчеркивает актуальное звучание практически всех изучаемых педагогических концепций. Эти аспекты становятся для студентов более осязаемы в процессе их самостоятельной работы. Происходит то, что запечатлено в известном изречении, приписываемом Конфуцию: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал это и осознал». Практические задания, требующие от студентов творческого подхода, инициативности, позволяют им перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. Деятельностное обучение помогает лучше понять концепции, принципы, методы и подходы, позволяет лучше запомнить получаемую обширную информацию, для того чтобы в дальнейшем использовать ее на практике.

Одним из видов активного, де-ятельностного обучения является написание эссе. В процессе работы над этим субъективным жанром студенты приобретают один из метанавыков. Метанавыки, как правило, не имеют отношения к профессиональной специализации. Зато они позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым, зачастую специализированным обстоятельствам, целям и задачам. Тем более, что умение строить монологическое

высказывание в письменной форме, содержащее определенную мысль, отличающееся не только внутренним, смысловым содержанием, но и внешней стороной, выразительностью и благозвучием, необходимо практически в любой деятельности.

Эссе (из фр. Essai — опыт, проба)1 — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Эссе, как правило, выражает субъективное мнение автора о каком-либо предмете и не претендует на исчерпывающее освещение темы. Для него характерно использование рассуждения и описания в качестве основных функционально-смысловых типов речи, повествование же преимущественно употребляется в иллюстративном материале к излагаемой точке зрения. Языковые средства и стиль изложения эссе обусловлены авторским выбором.

Исследователи отмечают два базовых источника возникновения жанра эссе: западный, традиционно связываемый с размышлениями М. де Монтеня, изложенными в книге «Опыты» (1580), и восточный, ассоциируемый с сочинениями «Записки у изголовья» С. Сенагон (X в.), «Записки в келье» К. Тэмэй (XIII в.), «В часы досуга» Е. Кэнко (XV в.)2.

Различие западного и восточного вариантов обусловлено прежде всего разными источниками формирования этого жанра. Так, в Европе в

1 Об истории слова эссе см.: Жолковский А. К. Эссе // Иностранная литература. 2008. № 12.

2 Бузальская Е. В. Эссе: к истории становления жанра // Мир русского слова. 2015. № 2. С. 36.

основу эссеистики легла проповедь с ее общественно-политическим назначением, а в восточном варианте жанром-источником стали дневниковые записи, в которых общественная сторона ограничивалась быто- и жизнеописанием известных исторических персон, а также вопросами социализации автора. В итоге, по мнению Е. В. Бузальской, различие проявилось, в частности, в том, что «в сознании европейца и американца интерпретация эссе антропо- и социоцентрична. Для представителя восточной культуры критерием искренности автора является чувство гармонии бытия в более широком понимании, включающем в себя мир окружающей природы»1. Кроме того, для западного варианта эссе характерна напряженность мыслительного поля, а для восточного — его отсутствие.

В становлении жанра эссе отразились национальные варианты изложения субъективного взгляда на себя и на мир. Так, во Франции к эссе относятся все произведения, имеющие характер нравоучительных зарисовок личного характера, для которых важен вопрос о соотношении внутренних категорий Я — У5 — мир (или общество). Впоследствии благодаря эссеистике экзистенциалистов к 60-м гг. XX в. эссе становится одним из жанров художественной литературы, к которому обращаются авторы разных стран (см., например, «Бунтующий человек» А. Камю, произведения

Д. Пристли, Г. К. Честертона, «Страх и трепет» С. Киркегарда и др.).

Ф. Бэкон и его последователи оказали значительное влияние на формирование жанра эссе в англоязычном мире. Согласно их взглядам, это маленькое по объему произведение, в котором позиция автора, аргументированная логическими приемами, оригинальна, нова и интересна. Английское эссе послужило источником формирования публицистического варианта этого жанра.

В Германии традиционные темы эссеистики расширились за счет размышлений о языке и национальном самосознании. Произошло это благодаря лингвофилософской концепции В. фон Гумбольдта, рассматривающей язык как непрерывный творческий процесс, как орган, формирующий мысль, как выражение индивидуального миросозерцания народа. Поэтому язык и приобрел ключевое значение в жизни человеческого общества.

В формировании русской эссе-истической традиции значительную роль сыграл «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского. По словам В. В. Розанова, писатель в этом произведении создал «новую, своеобразную и прекрасную форму литературной деятельности, которой в будущем, во все тревожные эпохи, вероятно,

еще суждено будет играть великую

2

роль» .

Особый интерес проявил к этому жанру русский мыслитель, литератур-

1 Там же. С. 36-37.

2 Розанов В. В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. М., 1996. С. 14.

67

ный критик и педагог В. В. Розанов. Его эссеистичность создавалась в контексте западноевропейской и русской традиций. Вступление В. В. Розанова к «Уединенному» близко монте-невскому вступлению к «Опытам». Другим произведением, упрочившим взгляд мыслителя на эссе как жанр, отражающий в своей непосредственности «душевную, внутреннюю мысль автора», явились «Мысли» Б. Паскаля. Русский писатель, в частности, определял главным критерием литературы не вымысел, а онтологическое выражение «духовной жизни человека». В. В. Розанов, конечно, испытал на себе сильнейшее влияние Ф. М. Достоевского как одного из первых крупных русских эссеистов, что проявилось, в частности, в том, что автор «Уединенного» свой эссе-истический цикл «Из записной книжки русского писателя» спустя время озаглавил (в духе Достоевского) «Из дневника писателя».

Аксиологичность эссе В. В. Розанов видел в основном принципе этой манеры изложения размышлений: не человек обосновывается через жанр, а жанр обосновывается индивидуальностью. Своеобразие стиля определяется уникальностью личности автора и его жизненного опыта: «Синтез духовной организации писателя и его судьбы ... психическая настроенность звучит в каждом его слове, приникает всякую его мысль, кладя на них своеобразный оттенок»1.

В. В. Розанов считал, что посредством жанра эссе можно передать личностное, непосредственное восприятие, переживание и выражение. Его «Опавшие листья» и «Уединенное» значительно обогатили этот жанр в русской литературе. Основными чертами розановской эссеистичности, полагает А. А. Медведев, являются документальное повествование «здесь и сейчас»; присутствие в повествовании голоса автора с присущими для него интонациями, выражающими его личность; ассоциативность; диа-логичность (внешняя и внутренняя);

принципиально открытый, незавер-

" 2 шенный финал .

В европейской эссеистике к XVIП-XIX вв. сформировалось три основных модели эссе: салонное, характеризующееся возвышенным, романтическим стилем (в дальнейшем оно сменилось на публицистическое); научно-популярное, объединяющее логику научного изложения со стилистикой бытового общения; художественное, содержащее автобиографические размышления ностальгического или назидательного характера. К началу XX в. относится формирование академического эссе, служащего преимущественно для проверки знаний старшеклассников и студентов.

В настоящее время подавляющая часть пользователей интернет-ресурсов, желающая решать социальные, экзистенциальные, этические, педагогические, эстетические и др. пробле-

1 Розанов В. В. Паскаль // Человек. 2001. № 4. С. 85.

2 Медведев А .А. Эссеистичность // Розановская энциклопедия / сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин. М., 2008. С. 2339.

мы, избирает эссеистическую манеру изложения мыслей. Такое массовое обращение к канонам эссе (конечно, не всегда точно соблюдаемым) привело к тому, что эссе, как пишет О. И. Дурова, «осознает себя в качестве эссеизма, в качестве некой процессуальной целостности, ядром которой выступает то вечное и неизменное в

человеке, что делает его существом 1

духовным» .

Использование эссе в образовательном процессе в качестве учебного способствует развитию самостоятельного творческого мышления обучаемых и формированию у них умения письменно излагать собственные мысли. Этот вид самостоятельной творческой деятельности позволяет научиться структурировать информацию, умело пользоваться аргументами и примерами, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Для эссе, имеющего, как правило, небольшой объем и свободную либо типовую (вступление, основная часть, заключение) композицию, характерно наличие конкретной темы (проблемы), в раскрытии которой автор опирается на собственную позицию. Размышления автора излагаются в форме тезисов, подкрепляющихся аргументами. Эссе может быть написано в публицистическом, литературно-критическом, научно-популярном стилях, допускается использование даже некоторых элементов разговорного стиля.

Темами для эссе часто являются высказывания известных педагогов,

1 Дурова О. И. Норвежское эссе 1950-1990-х кие перспективы жанра: дис. ... д-ра филол. :

мыслителей, общественных деятелей, писателей либо цитаты из педагогической или художественной литературы, либо афоризмы. Например: «Школа не машина, а собрание чувствующих и мыслящих людей»; «Главнейшая воспитательная сила школы заключается ... в самих детях, их взаимных отношениях, в их взаимном влиянии»; «В деле образования нет вопросов только школьных, а есть лишь вопросы семейно-общественно-школьные»; «Дисциплина есть живой порядок»; «Если я для себя, то зачем я?» и т. д.

Для учебного эссе важно отражение собственной точки зрения автора, которую он аргументирует, опираясь на свой жизненный, педагогический (в частности, школьный) опыт. Возможно и даже целесообразно привлечение авторитетного мнения в виде цитат — высказываний выдающихся людей, крылатых выражений, приветствуется опора на исторические факты, статистические данные, официальные документы. Не бывают лишними сведения, почерпнутые из научной, художественной, публицистической литературы. В эссе не должно быть фактических и других (орфографических, грамматических и проч.) ошибок.

Недопустимо также нарушение логической последовательности в подаче материала, смысловой цельности. Достижению структурной целостности способствует трехчастная композиция эссе. Во введении определяется ве-

ов: поэтика, проблематика, гносеологичес-к Краснодар, 2000. С. 6.

дущая идея размышления. Основная часть дает непосредственный ответ на поставленный вопрос. Именно в этой части приводятся доказательства, иллюстративный материал или примеры из личного опыта автора. В заключении подводится итог всему сказанному в виде сформулированного вывода.

Пишущему необходимо знать определенные требования и выполнять рекомендуемую последовательность действий, чтобы эссе достигло цели. Оно должно быть интересным, содержать оригинальную (авторскую) точку зрения, представлять собой законченный микротекст.

Требования к написанию учебного эссе могут быть сформулированы следующим образом:

1. Убедитесь, что тема эссе вам понятна и интересна, что вы сможете ее раскрыть, опираясь на личный опыт и определенные аргументы.

2. Определите главную мысль высказывания, передайте ее своими словами.

3. Соберите аргументы за и против данного высказывания. Если количество аргументов и за, и против будет равным, то это означает, что ваше эссе носит полемический характер.

4. Каждый аргумент снабдите примерами из жизни известных людей или вашего личного опыта и т. д.

5. Распределите подобранные доказательства (и те, что за, и те, что против) в логической последовательности. Это и будет планом вашего эссе.

6. Подумайте, какие средства художественной выразительности помогут вам передать ваши размышления более выразительно, живо и ярко, чтобы эссе запомнилось читателю (например: эпитеты, метафоры, аллюзии, сравнения, перифразы, анафоры и т. п.).

7. Особенно тщательно продумайте вступление: оно должно быть небольшим, четким, в нем должна быть поставлена проблема и, по возможности, очень кратко раскрыта ваша позиция.

8. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

9. В заключении лаконично — кратко и четко — резюмируйте свое мнение.

10. Помните: «качество» эссе зависит от общего культурного уровня пишущего, его начитанности, богатого словарного запаса, знания русского языка, владения культурой речи.

Предлагаем в качестве примера образец учебного эссе. Полагаем, что он явится определенным ориентиром для студентов, приступающих к написанию собственного сочинения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ — ДОБРЫЙ ОБЩЕСТВЕННИК

Греческое слово идеал означает образец, норма, идеальный образ. Идеал

— представление о совершенстве чего-либо, к которому стремятся, но обычно не достигают. Идеал, писал П. Ф. Каптерев, «есть совокупность привлекательных ценных черт, есть совершенно определенная путеводная звезда». Понятие «педагогический идеал» может быть отождествлено с понятием цель воспитания, образования. Почти все выдающиеся педагоги стремились четко сформулировать цель образования. По мнению П. Ф. Каптерева, сущность педагогического идеала выражается словами: добрый общественник. Полагаем, что педагог-классик прав, так определяя цель воспитания.

Жизнь человека немыслима без общества. Язык, без которого нет человека, есть создание общества. Культура, наука, искусство, быт — все это общественное создание. Человек по самой своей природе может жить только совместно с другими людьми. Но человек должен быть добрым общественником, т. е. таким человеком, который не только пользуется достижениями общества — культурой, но и приумножает ее, становится, если нужно, защитником общества.

Точка зрения П. Ф. Каптерева оказалась тождественной взглядам народа на те качества, свойства, которые он ценит в человеке. русский народ признает своими героями тех людей, которые всецело отдали себя служению Отечеству, защищали его с особым мужеством в лихую годину. Это подвижники, которые приходят на помощь в трудную минуту, понимают чужое горе, дают мудрый совет. Люди, воплощающие национальный русский идеал, способны на самопожертвование. Они тверды духом, стойко переносят различные невзгоды.

В фольклоре, в художественных произведениях, реальных исторических событиях немало людей, которых можно назвать добрыми общественниками. Вот, например, как представлен образ «идеального» героя в русской народной сказке «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»: «Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у нее любимый сын

— богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и красив нрав Добрыни, спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «Тихий Добрынюшка».

Уже более ста лет привлекает читателей легендарный образ Данко, созданный творческой энергией замечательного писателя Максима Горького. Этот образ молодого красавца, как характеризует Данко старуха Изергиль, живет в душах россиян потому, что этот смелый человек

помог людям: нашел выход из «кольца крепкой тьмы», в которой они оказались. Он понял ценность заветов, которые хранило племя и необходимость передать их другим. Данко решительно повел людей сквозь лес. Но путь был очень труден, люди долго шли, теряя силы. Ропот и отчаяние охватили их, они пали духом. В гневе они обрушились на Данко и стали упрекать его в том, что он не умеет управлять ими, что он молод и неопытен. Данко был обескуражен гневом соплеменников, он понял, что ими руководит стадное чувство. На лицах людей не было благородства, звериные инстинкты заслонили их человеческие качества. Данко понял, что ему нельзя ждать пощады от людей, и в его сердце вскипело негодование. Но любовь к людям победила его минутную слабость, он понял, что без него люди погибнут.

Непроходимый лес, ни на минуту не смолкавшие раскаты грома, не перестававший, а все усиливающийся дождь, рассвирепевшие, настороженные, как волки, люди, — все это лишь усилило желание юноши спасти людей. «Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко» и, разорвав руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце. И вдруг лес замолчал, «освещенный этим факелом великой любви к людям», и тьма отступила.

Подвиг Данко освещала великая любовь к людям. Автор, завершая повествование о смелом и мужественном красавце, поражался человеческой фантазии, создавшей такие красивые и сильные легенды. Но, как оказывается, в жизни также есть место подвигам.

Короткий жизненный путь молодой русской красавицы баронессы Юлии Петровны Вревской можно назвать подвигом. Она по зову сердца добровольно отправилась в 1877 году на Балканы в действующую армию в качестве сестры милосердия. Много пользы принесла Юлия раненым солдатам: ее доброе, ободряющее слово вселяло веру в жизнь, побеждало уныние. Она не чуралась никакой тяжелой, грязной работы, не брезговала тяжелоранеными. Та, которая блистала на балах в Петербурге, у которой было много поклонников, имела «нежное кроткое сердце». Для нее было счастьем, писал И. С. Тургенев, близко ее знавший, в стихотворении в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» «помогать нуждающимся в помощи». Она целиком «отдалась на служение ближним». К сожалению, Юлия Петровна заразилась тифом и в течение двух недель умирала, лежа на «грязи, на вонючей сырой соломе», под навесом сарая, превращенного в походный военной госпиталь, что находился в разоренной болгарской деревушке. За ней ухаживали лишь больные солдаты, за которыми ухаживала она, пока еще могла держаться на ногах.

О Юлии Вревской узнали миллионы наших соотечественников благодаря стихотворению в прозе И. С. Тургенева и стихотворению Я. П. Полонского «Под красным крестом», посвященным ее памяти. А имена

многих других добрых общественников, чья жизнь прошла в служении людям, остаются безвестными. Но главное, пожалуй, не в этом, а в том, что человек должен помнить, что он живет рядом с другими, а жизнь в общежитии, где без любви и уважения друг к другу, без взаимопомощи невозможна.

Таким образом, добрый общественник самостоятелен, инициативен, уважает себя и уважает личность другого. Такой человек на первое место ставит бескорыстное служение людям, способность прийти на помощь, постоять за свое Отечество. Лаконичная формулировка цели воспитания П. Ф. Каптерева тождественна воззрениям народа.

Изучая историю образования и педагогической мысли, студенты знакомятся с педагогическими взглядами, трудами и деятельностью многих выдающихся мыслителей и педагогов. Порой их мысли звучат афористически. Изречения, выражающие в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль, могут служить темами для эссе. Мы предложили студентам следующие афоризмы выдающихся педагогов в качестве тем для учебного эссе.

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. К. Д. Ушинский

Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. К. Д. Ушинский

Педагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслителей, посвя-

тивших всю свою жизнь делу воспитания. К. Д. Ушинский

Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Н. Толстой

Мы не можем отрешиться от старого взгляда на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик. Для учителя, вжившегося в свободу школы, каждый ученик представляется особым характером, заявляющим особые потребности, удовлетворить которые может только свобода выбора. Л. Н. Толстой

Талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспитания. Н. И. Пирогов

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; главное, у вас будут люди и граждане. Н. И. Пирогов

«Пусть учится только тот, кто хочет учиться, — это его дело. Но кто хочет у меня учиться, тот должен чему-нибудь научиться, — это мое дело» — так должен думать каждый совестливый преподаватель. Н. И. Пирогов

Школа — это только и всецело учитель: учитель — во-первых, учитель — во-вторых, учитель — в-третьих, и только в-четвертых еще что-нибудь. В. В. Розанов

Учитель и есть центр и душа школы, единственный ее реальный и значащий творец. В. В. Розанов

Директор — это бытовая фигура, он — в толпе, он — для многих, для всех: индивидуализм скорее требуется учителю, воспитателю, он нужен в няньке одного, а не управителе многих. В. В. Розанов

Педагогическое дело есть дело тонкое, деликатное, есть соприкосновение душ поколений, непрерывное воздействие друг на друга умов и сердец. П. Ф. Каптерев

Педагогика есть наука не о том, как нужно мыслить, а о том, как нужно действовать. П. Ф. Каптерев

Педагогика в своей теоретической части есть, несомненно, наука и как таковая общечеловечна. П. Ф. Каптерев.

Разумным и истинным образование не станет до тех пор, пока не перестанут искать для него основ вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы ее сознания. П. Ф. Каптерев.

Дитя, обособившееся в школе от товарищей, теряет возможность извлечь из школы наиболее важное серьезное благо. П. Ф. Каптерев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родители ценят школу как средство развития детей, их ума, а не как средство начинения детской головы книжными сухими знаниями, не влекущими за собою улучшения детского понимания. П. Ф. Каптерев.

Личности безвольные, беспринципные, колеблющиеся не должны идти в педагоги, у них нет самых необходимых для педагога качеств. П. Ф. Каптерев.

Учитель должен быть не только педагогом, но и цельною, настойчивою, энергичною личностью, честно мыслящею и твердо действующею. П. Ф. Каптерев.

В развитии чувства законности у учащихся весьма важно поведение учителей и школьной администрации. П. Ф. Каптерев

Можно предложить студентам и другие, неафористические темы для учебных эссе, например, такие:

Прочтите стихотворение выпускника петербургской школы. Меня учили многие: И добрые, и строгие. Я строгих не любил. Меня учили многие, А выучили строгие. И вышло, что в итоге я Всех добрых позабыл. И памятью представлены Лишь хмурые наставники. Глаза холодноватые И резкие черты, Светло и прямо жившие, Сурово мне внушавшие Законы доброты.

Стихи выпускника петербургской школы Разделяете ли вы мнение выпускника петербургской школы, высказанное им в стихотворной форме? Свою точку зрения отразите в эссе.

«Будет Россия образована, будет и богата». Прав ли Иван Иванович Янжул?

«Я всегда готов учиться, но не всегда люблю, чтобы меня учили» (Уинстон Черчилль).

Обучение как воспитательное средство.

Преподавание как средство воспитания.

Педагогика как история педагогики.

Друг учителя: родной язык. Ценности учителя-профессионала. Действительно ли вопросы воспитания являются вопросами жизни?

В чем схож и различен портрет российского учителя трех временных эпох: XIX века (императорской России), XX века (советской России) и XXI века (современной России)?

В эссе приветствуется опора на историко-педагогические аргументы.

Завершая изучение курса «Истории образования и педагогической мысли», студенты гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета неплохо написали эссе по предложенным темам. Приводим примеры сочинений двух студентов.

Школа — это только и всецело учитель: учитель — во-первых, учитель — во-вторых, учитель — в-третьих, и только в-четвертых еще что-нибудь (В. В. Розанов).

Учитель — это не только одна из самых распространенных общественных профессий, но и тот идеал, к которому должны стремиться все (при условии, что это достойный учитель).

Какими же чертами характера должен обладать педагог?

Во-первых, это последовательность в требованиях, которая может показаться суровой, но она рождает привычку и послушание. Если учитель что-то постановил, то это должно быть исполнено. Последовательный педагог не тратит много слов, для его учащихся достаточно взгляда и намека.

Не слово, а дело, не наставления, а пример являются жизненной силой в деле воспитания. (Как не вспомнить, например, мнение Дж. Локка по это-

му поводу.)

Во-вторых, справедливость.

Учителю нельзя иметь любимцев, которым бы все прощалось. Но вместе с тем нельзя забывать про ласку и приветливость.

Так почему же В. В. Розанов, русский религиозный философ, литературный критик и публицист, считает именно учителя самым важным звеном в системе образования?

Я считаю потому, что именно педагог осуществляет непосредственное влияние на детей, воспитывает их. Мы знаем, что одним из важнейших этапов социализации человека является школа, а «агентом» социализации — учитель. С этим мнением нельзя не согласиться. Насколько важен преподаватель для своих учеников, нельзя в достаточной мере описать словами. Он закладывает основы их будущей жизни. Он не только дает знания по математике, русскому языку, литературе, истории, но и развивает у подростков критическое мышление, что тоже очень важно.

Как много написано об учителях! Вспомним хотя бы высказывания К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова. Много также сказано об учителе обычными людьми. Но все-таки для каждого человека смысл этого слова особенный. Учитель сродни матери, которая растит, лелеет, воспитывает и любит.

Однажды А. И. Герцен сказал: «Ничего не может быть страшнее, когда в человеке виден горизонт». Так вот, я считаю, что именно в учителе не должен просматриваться весь его горизонт. Он должен постоянно рабо-

тать над собой, быть «безграничной», глубокой личностью, что позволит ему стать настоящим мастером своего дела.

Прежде всего, учитель — это не тот, кто получил эту профессию в педагогическом вузе, кто имеет диплом, а тот, кто всю жизнь, несмотря на трудности, посвятил себя этой деятельности. В жизни так много профессий, все разные и интересные. Почему же я выбрала именно профессию учителя?

Однажды мой старший брат спросил меня: «У тебя когда-нибудь было чувство, что ты летаешь?» Я удивилась этому вопросу и даже не совсем поняла его. Но осознание потихоньку пришло ко мне. Я сразу вспомнила то чувство восторженности, охватывающее меня каждое утро, когда я просыпаюсь и тороплюсь на занятия в университет, туда, где получаю милое сердцу образование учителя. Именно тогда я ощущаю себя летящей. Это чувство непередаваемо. Ведь очень важно любить то, что делаешь.

В заключение хочется сказать, что учитель — это действительно первый человек в системе образования, да и в целом, в человеческом обществе, потому что без него общество погрязло бы в невежестве и, возможно, нищете, ведь от образования зависит судьба каждого человека и всего общества в целом.

Юлия Ю., история, обществоз-нание

Педагогическое дело есть дело тонкое, деликатное, есть соприкосновение душ поколений, непрерывное воздействие друг на друга умов и сердец (П. Ф. Каптерев).

Учитель всегда играет важную роль в жизни человека. Благодаря ему идет процесс становления личности, он помогает раскрыть в подрастающем человеке таланты и творческое начало, он развивает в нем интеллект, расширяет его кругозор, он учит жизни, он — жизнь!

Я абсолютно согласна с данным высказыванием П. Ф. Каптерева. Вообще, учитель — это человек, передающий свой опыт и знания. Однако если рассмотреть это понятие шире, то можно увидеть, что учитель — это нечто большее. Хороший учитель — это наставник и друг, это пример для подражания. Его задача не только научить и воспитать, но и помочь раскрыться. Именно поэтому учитель должен стать в первую очередь другом, к которому можно обратиться за помощью, который всегда поддержит.

Пример такого учителя мы находим в литературе. В рассказе русского писателя Валентина Распутина «Уроки французского» молодая преподавательница французского языка Лидия Михайловна становится для героя произведения — одиннадцатилетнего мальчика — не просто учителем, а настоящим другом. Между учеником и учительницей установилась та душевная связь, о которой говорит Петр Федорович Каптерев в своем афоризме. Души этих двух поколений соприкоснулись, причем Лидия Михайловна была очень чутким педагогом. Она поставила себя на один уровень с мальчиком, чем завоевала его доверие. Чтобы помочь мальчику, она даже стала играть с ним

на деньги, жульничая и поддаваясь в пользу пятиклассника. Эта ситуация подтверждает, что «педагогическое дело есть дело тонкое и деликатное», о чем писал П. Ф. Каптерев. Лидия Михайловна на своем примере продемонстрировала справедливость слов великого педагога.

Еще один пример «соприкосновения душ поколений» — учителя и ученика, — «непрерывного воздействия друг на друга умов и сердец» мы видим в романе английской писательницы Шарлоты Бронте «Учитель», где это воздействие и соприкосновение учителя и ученицы даже переросло в любовь. Молодой учитель Уильям Кримсворт обучает свою ученицу Френсис Анри, способствует развитию ее талантов и незаметно для себя влюбляется в девушку. Здесь соединение сердец и умов перерастает в самую настоящую любовь.

Таким образом, Петр Федорович Каптерев абсолютно прав в своем высказывании. Лишь подходя к своему делу с трудом и любовью, лишь отдавая педагогике всего себя, учитель сможет стать настоящим учителем и воспитать прекрасных людей, ведь «вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д. И. Менделеев).

Ксения Р., история, обществоз-нание

В настоящее время методисты говорят об особом виде эссе как вторичном (встречном) тексте. Речь идет о том, что на основе какого-либо исходного текста создается вторичный текст. Примером таких текстов являются ре-

цензии, литературно-критические статьи, комментарии и т. п., в которых исходный текст подвергается интерпретации, анализу, толкованию вторым автором. Под определение вторичного текста, подчеркивает Т. В. Обласова, «подходит любой текст, созданный на основе текста-источника, сохраняющий с ним связь»1. Однако при таком подходе, рассуждает исследовательница, и школьное изложение, требующее лишь репродукции исходного текста, и ответное письмо, предполагающее наличие субъективной точки зрения, личностной позиции, подпадают под это определение. Поэтому, полагает она, для последнего представляется более уместным использовать понятие встречный текст.

Разграничение текстов на вторичные и встречные носит достаточно условный характер и, по мнению Т. В. Обласовой, «имеет целью подчеркнуть различия в степени субъективного "переживания", рефлексии и задействования личного опыта в осмыслении обучаемым исходного текста, эксплицируемых компонентов сознания»2. Эссе, требующее рефлексивного ответа на заданный текст, относится, согласно сопоставительной характеристике вторичных и встречных текстов Т. В. Обласовой, к последним.

Встречный текст сохраняет ассоциативную и эмоциональную связь на

уровне основной мысли и ценностно-смысловой позиции с текстом-источником; в нем используется публицистический или художественный стиль; нет схем и моделей; подчиняется логике индивидуального переживания; реализуется в жанрах эссе, письмах, диалогах-полемиках с автором текста-источника и др.

Цель работы над учебным эссе как жанром встречного текста способствует развитию у студентов понимания текста на разных уровнях (извлечения информации, интерпретации смысла в авторском и культурном контекстах, интерпретации смысла в личностном контексте обучающегося), что обусловливает создание ими встречных текстов, различающихся степенью связанности с исходным текстом, рефлексивности, актуализации субъектного опыта.

Студент, создавая встречный текст, преобразовывает и переплавляет получаемую информацию так, чтобы она стала его собственным достоянием, суждением. Создание текстов на основе исходных является важнейшим компонентом и понимания Другого и самопонимания.

На основе исходных текстов-источников студентам предлагалось написать эссе на указанную или собственную тему. Приводим список текстов-источников и тем учебного эссе, посвященных К. Д. Ушинскому.

1 Обласова Т. В. Развивающий потенциал деятельности школьников по созданию вторичных и встречных текстов // Педагогика. 2011. № 5. С. 54.

2 Там же.

тексты-источники

Водовозова Е. Н. На заре жизни: В 2 т. Т. 1. М., 1987. С. 25—488.

Модзалевский Л. Н. К биографии К. Д. Ушинского (По поводу его биографического очерка) / / Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М., 1952. С.430— 454.

Песковский М. Л. Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность // Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф: Биог. повествования. Челябинск, 1997. С. 301—394.

Рехневский Ю. С. К. Д. Ушинский (некролог) / / Ушинский К. Д. Собр. соч.:

В 11 т. Т. 11. М., 1952. С. 402-429.

Семенов Д. Из пережитого (Мое первое знакомство с К. Д. Ушинским / / Русская школа. 1895. № 1. С. 28-47; № 2. С. 9-24.

Ушинский К. Д. Дневник 1844-1845 гг. //. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М., 1952. С. 11-41.

Ушинский К. Д. Дневник 1849 г. // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М., 1952. С. 42-44.

Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-северской гимназии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М., 1952. С. 45-58.

темы эссе на основе данных текстов-источников

Мое знакомство с К. Д. Ушинским.

К. Д. Ушинский - основоположник российской педагогической науки.

Каким мне запомнился К. Д. Ушинский?

К. Д. Ушинский в моем представлении.

К. Д. Ушинский - человек, гражданин, ученый.

Становление личности К. Д. Ушинского: годы учения.

Начало педагогической и научной деятельности К. Д. Ушинского.

К. Д. Ушинский в Смольном институте благородных девиц.

Пример учебного эссе, написанного на основе текстов-источников

к. д. ушинский в смольном институте благородных девиц

К. Д. Ушинский был назначен на должность инспектора Смольного института благородных девиц, когда это элитное учебное заведение существовало почти сто лет. Многие порядки, укоренившиеся еще в эпоху Екатерины II, не менялись десятилетиями. Большинство педагогов работали, или служили, как тогда говорили, здесь не один десяток лет. Они очень гордились этим престижным местом службы. Инспектрис, классных дам привлекала близость к императорскому двору, частые встречи с императрицей, возможность бывать на торжественных приемах и роскошных балах. Все это отодвигало решение истинно педагогических задач на второй план. Для педагогов главным был внешний лоск, строгая дисциплина, слепое исполнение любых приказов. Этого же они требовали

79

и от воспитанниц.

Однако в этом поистине закрытом учебном заведении воспитанницам жилось очень плохо. Ученицы сами говорили о том, что они здесь голодали и холодами, что их всячески оскорбляли классные дамы, что среди воспитательниц были даже сумасшедшие, что ни в ком девочки не находили защиты, ни от кого не слышали доброго слова.

Поначалу девочки приняли К. Д. Ушинского не очень дружелюбно. Он показался им совсем невежливым, некомильфотным, резким, самонадеянным, слишком энергичным, смелым в своих суждениях и выводах. Многих старейших преподавателей он уволил, о классных дамах отзывался далеко не лестно, говорил, что они притупляют умственные способности воспитанниц и озлобляют их сердца.

Постепенно отношение учениц, или, по-тогдашнему, институток к К. Д. Ушинскому изменилось. Они почувствовали уважение педагога к ним, увидели, что его действия очень разумны, что приглашенные им новые учителя (Л. Н. Модзалевский, М. О. Косинский, В. И. Водовозов, М. И. Семевский, Д. Д. Семенов и др.) ни в какое сравнение не идут с прежними. Во-первых, они были молоды, хорошо образованы, к девушкам выпускного, теперь он стал называть педагогическим, класса обращались по имени-отчеству. Во-вторых, учителям теперь можно было задавать вопросы, спрашивать о том, что непонятно. В-третьих, совсем по-другому стали преподавать словесность, т. е. литературу, математику, с какой-то особенной любовью заговорили о русском языке, не подчеркивали преимущество французского перед русским. В-четвертых, появилось много наглядных пособий, как оказалось, они и раньше были в институте, только ими никто не пользовался. И, наконец, в-пятых, срок обучения в институте был сокращен на два года: теперь он стал семилетним.

Девочки полюбили К. Д. Ушинского, они увидели его внешнюю и внутреннюю красоту. Одна из воспитанниц, Е. Н. Водовозова, оставила прекрасные воспоминания. Она писала, что Ушинский был очень красив. Его прекрасно очерченный высокий лоб свидетельствовал о недюжинном уме, он выделялся своей бледностью в рамке черных, как смоль, волос и черных бакенов кругом щек и подбородка, напоминающих короткую густую бороду. Его тонкие, бескровные губы, его суровый вид и проницательный взор темно-карих глаз, казалось, видел человека насквозь. Было понятно, что Ушинский имел сильный характер и упорную волю.

Особенно меня поразили монологи Ушинского, обращенные к старшеклассницам, приведенные в воспоминаниях Водовозовой. «Вы должны, — говорил педагог, — вы обязаны зажечь в своем сердце не мечты о светской суете, на что так падки пустые, жалкие создания, а чистый пламень, неутолимую, неугасимую жажду к приобретению знаний и развить в себе, прежде всего, любовь к труду, без этого жизнь ваша не будет ни достойной уважения, ни счастливой. Труд возвысит ваш ум, облагородит ваше сердце; он даст

вам силу забывать горе, тяжелые утраты, лишения и невзгоды; он доставит вам чистое наслаждение, нравственное удовлетворение и сознание, что вы недаром живете на свете. Все в жизни может обмануть, все мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд, один он никогда никого не обманывает». О труде К. Д. Ушинский не только говорил воспитанницам, он написал на эту тему статью «Труд в его психическом и воспитательном значении». Уже с раннего возраста воспитатели должны развить в ребенке потребность к труду, привить ему стремление к образованию и самообразованию.

К. Д. Ушинский стремился сделать жизнь воспитанниц более человеческой и содержательной, он делал все, чтобы развить у них критическое мышление, чтобы их воззрения были гуманными и нравственными.

К сожалению, у Ушинского было много недоброжелателей, противников проводимых им реформ. Они постоянно жаловались императрице: институт находился под ее покровительством. В учебном заведении сложилась напряженная обстановка. Императрица приняла решение: командировать К. Д. Ушинского в Швейцарию для изучения постановки женского образования в этой стране (со всей семьей за казенный счет).

Хотя К. Д. Ушинскому пришлось покинуть Смольный институт, но плоды реформ удалось сохранить, а также применить их в других подобных институтах империи.

Деятельность великого педагога в Смольном институте благородных девиц — яркая страница в истории российского женского образования. Благодаря воспоминаниям Е .Н. Водовозовой и других современников образ К. Д. Ушинского стал мне ближе, а его деятельность понятнее.

Приведем еще два варианта подобного задания. Первый вариант посвящен Царскосельскому лицею пушкинской поры. Второй - Яснополянской школе Л. Н. Толстого.

темы эссе

Один день в Царскосельском лицее.

Восприятие Отечественной войны 1812 года лицеистами.

Педагоги и учащиеся Царскосельского лицея.

Лицеист Александр Пушкин.

Традиции Царскосельского лицея.

Педагогика Царскосельского лицея.

Все ли устарело в педагогическом процессе Царскосельского лицея?

тексты-источники

Заварзина Л. Э. Отечественная война 1812 г. и дух Царскосельского лицея // Педагогика. 2013. № 4. С. 94-103.

Императорский Лицей в памяти его питомцев: В 2 кн. / Сост., введение Л. Б. Михайловой. СПб., 2011.

81

Карцев Д. Лицейский парадокс. Опыт неформальной педагогики / / Классное руководство и воспитание школьников. 2011. № 14. С. 40-43.

Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. М., 1958 [Ч. 1. Царскосельский лицей]. Михайлова Л. Б. Царскосельский Лицей и традиции русского просвещения.

СПб., 2006.

Мудров А. Недосягаемый образец русской школы. К 200-летию Царскосельского лицея // Юный художник. 2011. № 10. С. 1-5.

Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма / Сост., вступ. статья и ком-мент. М. П. Мироненко и С. В. Мироненко. М., 1989.

Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811 — 1817). Историко-педагогический очерк. М., 1993.

Селезнев И. Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его пятидесятилетие, с

1811 по 1861 год. СПб., 1861.

темы эссе

Мое представление о Яснополянской школе. Учебный день в Яснополянской школе. Л. Н. Толстой - учитель.

Свободное воспитание в Яснополянской школе. Яснополянская школа глазами ученика Василия Морозова. Яснополянская школа: взгляд Л. Н. Толстого. Педагогический процесс в Яснополянской школе.

Учитель - ученик в Яснополянской школе: отношение сотрудничества?

тексты-источники

Вейкшан В. А. Яснополянская школа Л. Н. Толстого // Советская педагогика. 1948. № 9. С. 45-57.

Вейкшан В. А., Левченко И. И. Столетний путь Яснополянской школы // Советская педагогика. 1959. № 9. С. 129п137.

Власов Н. И. Из воспоминаний о Л. Н. Толстом // Воспоминания яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом. Тула, 1960. С. 108-158 (о школе - с.

128П158).

Козлов Д. Д. Воспоминания ученика Яснополянской школы // Воспоминания яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом. Тула, 1960. С. 35-44.

Морозов В. Яснополянская школа. Из воспоминаний ученика яснополянской школы // Толстой Л. Н. Для детей. М., 1976. С. 179-192.

Морозов П. В. (Воспоминания) // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 1. М., 1978. С. 108-113.

Петров А. К. Славный юбилей. К 100-летию со дня основания Яснополянской школы Л. Н. Толстого // Начальная школа. 1959. № 10. С. 61-67.

Петров А. Яснополянская школа Л. Н. Толстого. (К 100-летию со дня основания) // Народное образование. 1959. № 10. С. 81—85.

Поповкина Т. К. Учителя Яснополянской школы Л. Н. Толстого // Яснополянская школа имени Л. Н. Толстого. М., 1960. С. 109—121.

Сорокин Н. А. Межпредметные связи в Яснополянской школе Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой как педагог. Вып. 2. Тула, 1969. С. 86—94.

Смигельский В. Л. Н. Толстой — учитель Яснополянской школы // Народное образование. 1958. № 9. С. 76-79.

Толстой Л. Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М., 1989. С. 134-200.

Обращение к учебному эссе как Самостоятельная работа над эссе как определенному виду самостоятельной встречным текстом способствует раз-работы студентов в процессе изуче- витию высокой степени рефлексивнос-ния курса «История образования и ти, пониманию учебного (и научного) педагогической мысли» способствует текста на уровнях извлечения инфор-развитию их самостоятельного твор- мации, интерпретации смысла текста ческого мышления, письменной речи, в социокультурном и личностном кон-ее точности, выразительности, обо- текстах автора, формированию цен-гащению лексического запаса обу- ностно-смысловой позиции студента, чаемых, умению отбирать языковые устойчивой потребности в рефлексии средства для использования их в речи, собственного осмысления прочитан-формулировать и аргументировать ного и вербализации ее. Поэтому по-собственную точку зрения; способс- лагаем, что, в целом, самостоятельная твует также видению историко-педа- работа над учебным эссе с необходи-гогической ретроспективы, более про- мостью будет способствовать гармо-чному усвоению знаний по предмету. ничному развитию личности студента.

Список литературы

1. Бузальская, Е. В. Эссе: к истории педия / сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин. становления жанра / Е. В. Бузальская — М., 2008. — С. 2337-2339.

// Мир русского слова. — 2015. — № 2. 5. Обласова, Т. В. Развивающий по— С. 36—41. тенциал деятельности школьников по со-

2. Дуров, О. И. Норвежское эссе зданию вторичных и встречных текстов / 1950—1990-х годов: поэтика, пробле- Т. В. Облосова // Педагогика. — 2011. — матика, гносеологические перспекти- № 5. — С. 52—60.

вы жанра : дис. ... д-ра филол. наук / 6. Розанов, В. В. Собр. соч. Легенда

О. И. Дуров. — Краснодар, 2000. о Великом инквизиторе Ф. М. Дос-

3. Жолковский, А. К. Эссе / тоевского. Литературные очерки. О пи-А. К. Жол -ковский // Иностранная ли- сательстве и писателях / В. В. Розанов. тература. — 2008. — № 12. — М., 1996.

4. Медведев, А. А. Эссеистичность / 7. Розанов, В. В. Паскаль / В. В. Ро-А. А. Медведев // Розановская энцикло- занов // Человек. — 2001. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.