Научная статья на тему 'Использование методологии проектов в обучении и управлении персоналом'

Использование методологии проектов в обучении и управлении персоналом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. А. Вороная

Рассмотрена возможность применения методологии управления проектами для подготовки торговых и рекламных агентов. Описана трехуровневая модель подготовки, в основу которой заложен принцип движения маятника с расширяющейся зоной охвата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методологии проектов в обучении и управлении персоналом»

5. ДСТУ ISO 9001 - 2001 .Системи управлшня ягастю. Вимоги.

6. ДСТУ ISO 9004 - 2001.Системи управлжня якютю. Настанови щодо полтшення дтльносл.

7. Кабан П., Вггкин Л. Загальж п1дходи до впровадження системи менеджменту якосл в центральних органах виконавчоТ влади. // Стандартизацт, сертиф|кац1я, якють, №4 (11), 2000. С. 44-47.

8. Скрябина Н. Системы управления по требованиям международных стандартов // Персонал, №2/2000, С.38-42.

9. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: Уч.пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. -272 с.

10. Панюков Д.С., Кирилюк. I.B. Проблеми теори оцЫки дюльносл прац1вниюв ДПС та Тх opraHie. // Бюджетно-податкова пол1тика в УкраУнк (Проблеми та перспективи розвитку. Зб1рник наукових праць за матер1алами науково-практичноТ конференци (2022 грудня 2001 року). - 1рпЫь: Академ1я ДПС УкраУни, 2002. - С.550-552.

11. Воробйова I.B. Емп1ричн1 досл1дження критернв оцшки д1яльност1 пращвниюв ДПС та fx орган1в. // Бюджетно-податкова пол1тика в УкраТы. (Проблеми та перспективи розвитку). Зб1рник наукових праць за матер1алами науково-практичноТ конференци (20-22 фудня 2001 року). - 1ршнь: Академт ДПС УкраТни, 2002. - С.504-505.

12. Большой англо-русский словарь: Изд. 2-е исправл. и доп. / Авт.-сост. Н.В.Адамчик.-Мн.: Современ. литератор, 1999. - 1168 с.

13. Рач В.А. К построению моделей проектного менеджмента.// УправлЫня проектами та розвиток виробництва. Зб1рник наукових праць. - 2000. - №2(1). - С. 18-23.

Стаття надшшла до редакцш 25.10.2002 р.

УДК 65.032.12

Л.А. Вороная

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

Рассмотрена возможность применения методологии управления проектами для подготовки торговых и рекламных агентов. Описана трехуровневая модель подготовки, в основу которой заложен принцип движения маятника с расширяющейся зоной охвата. Ист. 2.

Трудно переоценить роль человека в развитии экономических отношений. Однако научные и статистические исследования показывают, что в современном обществе нет пока должного понимания этой роли, - человека как творца и главного потребителя произведенных благ. И сам человек зачастую принижает свое участие в развитии. Для постсоветского пространства и Украины в частности свойственно относить человеческий труд к одному из видов ресурсов наряду с финансовыми, энергетическими, материальными и сырьем. Такое отношение к человеку тормозит развитие общества и экономической мощи в целом.

Изменение экономических отношений, видов собственности, развитие рыночных методов хозяйствования приводит к принципиально другому подходу в использовании труда, к рождению новых профессий, изменению методов оплаты и стимулирования труда. В обучении новым специальностям наряду со знаниями предметной области уже требуется психологическая подготовка персонала, овладение персоналом приемами и методами ораторского искусства.

Сокращение времени подготовки и подготовка на основе практического овладения знаниями также является признаками развития рыночных механизмов. Знания по специальности необходимо приобретать за короткий

срок и при этом к концу обучения уже необходимо обладать навыками их применения.

Это не полный перечень факторов развития общества, однако, основываясь на нем, родилась идея подготовки и переподготовки персонала для современных предприятий: подготовка торговых и рекламных агентов -профессия традиционная и уважаемая в развитых капиталистических странах, делающая лишь первые шаги в Украине.

Многочисленные сетевые каналы распространения продукции косметических фирм и пищевых добавок связывают в сознании людей эту профессию с молодыми людьми, нагруженными баулами с образцами товаров и бесцеремонно вламывающихся в двери офисов и производственных помещений. Настоящий торговый агент, профессионал своего дела, никогда не приходит туда, где его не ждут, никогда не навязывает товар или услуги своей фирмы. Он умеет побудить желание обладать товаром или воспользоваться услугой. Он помощник покупателя и главное начальное звено в процессе производства для своей фирмы. По его отчетным данным и заказам формируются планы выпуска продукции, проводятся изменения ассортимента и доработка моделей техники.

Любая производственная фирма нуждается в хороших торговых агентах, не говоря уже о фирмах, специализирующихся на оптовой торговле.

Подготовка торговых, рекламных агентов и менеджеров продаж должна быть многоуровневой, многопрофильной, базироваться на традиционном образовании и использовать все лучшие достижения в искусстве сбыта.

Методология проектного менеджмента [1] отвечает требованиям такой подготовки. Каждый курс каждого уровня подготовки рассматривается как отдельный проект, где налицо:

- управление интеграцией в проекте: сведение воедино подготовки агентов для разнообразных сфер деятельности и управления обученными специалистами, постоянной корректировки, психологического и профессионального уровня;

- управление содержанием проекта: подбор учебных дисциплин и преподавательского корпуса, методистов-практиков;

- управление временем: многоступенчатое обучение в короткие сроки;

- управление стоимостью проекта: разработка схем финансирования обучения;

- управление качеством проекта: разработка методологической базы и оценка знаний, навыков и умений как преподавательского корпуса, так и обученных специалистов;

- управление трудовыми ресурсами в проекте: подбор, оценка, расстановка преподавателей, моральное и материальное стимулирование личностного роста;

- управление информационными связями: разработка методических и практических материалов для обучения, отслеживания информации о выпускниках, их достижениях, использование их практического опыта в обучении следующих поколений, приглашение к обучению на следующем уровне или к участию в семинарах текущего уровня подготовки;

- управление рисками: подготовка специалистов по заказам фирм, маркетинговые исследования для использования обученных специалистов, гибкие изменения учебных программ под изменяющиеся экономические отношения;

срок и при этом к концу обучения уже необходимо обладать навыками их применения.

Это не полный перечень факторов развития общества, однако, основываясь на нем, родилась идея подготовки и переподготовки персонала для современных предприятий: подготовка торговых и рекламных агентов -профессия традиционная и уважаемая в развитых капиталистических странах, делающая лишь первые шаги в Украине.

Многочисленные сетевые каналы распространения продукции косметических фирм и пищевых добавок связывают в сознании людей эту профессию с молодыми людьми, нагруженными баулами с образцами товаров и бесцеремонно вламывающихся в двери офисов и производственных помещений. Настоящий торговый агент, профессионал своего дела, никогда не приходит туда, где его не ждут, никогда не навязывает товар или услуги своей фирмы. Он умеет побудить желание обладать товаром или воспользоваться услугой. Он помощник покупателя и главное начальное звено в процессе производства для своей фирмы. По его отчетным данным и заказам формируются планы выпуска продукции, проводятся изменения ассортимента и доработка моделей техники.

Любая производственная фирма нуждается в хороших торговых агентах, не говоря уже о фирмах, специализирующихся на оптовой торговле.

Подготовка торговых, рекламных агентов и менеджеров продаж должна быть многоуровневой, многопрофильной, базироваться на традиционном образовании и использовать все лучшие достижения в искусстве сбыта.

Методология проектного менеджмента [1] отвечает требованиям такой подготовки. Каждый курс каждого уровня подготовки рассматривается как отдельный проект, где налицо:

- управление интеграцией в проекте: сведение воедино подготовки агентов для разнообразных сфер деятельности и управления обученными специалистами, постоянной корректировки, психологического и профессионального уровня;

- управление содержанием проекта: подбор учебных дисциплин и преподавательского корпуса, методистов-практиков;

- управление временем: многоступенчатое обучение в короткие сроки;

- управление стоимостью проекта: разработка схем финансирования обучения;

- управление качеством проекта: разработка методологической базы и оценка знаний, навыков и умений как преподавательского корпуса, так и обученных специалистов;

- управление трудовыми ресурсами в проекте: подбор, оценка, расстановка преподавателей, моральное и материальное стимулирование личностного роста;

- управление информационными связями: разработка методических и практических материалов для обучения, отслеживания информации о выпускниках, их достижениях, использование их практического опыта в обучении следующих поколений, приглашение к обучению на следующем уровне или к участию в семинарах текущего уровня подготовки;

- управление рисками: подготовка специалистов по заказам фирм, маркетинговые исследования для использования обученных специалистов гибкие изменения учебных программ под изменяющиеся экономические отношения;

"Упм,,п'ии= пппяктами та розвиток виообництва". 2002, № 1(41

управление закупками: обучение ведется с использованием, наряду с традиционными, - книги, канцелярские принадлежности; и современных средств обучения - компьютеры, средства оргтехники.

Управление всей системой подготовки сведено в единый проект с вышеназванными субпроектами на базе трехуровневой маятниковой модели. Тесное переплетение обучения с профессиональной работой и возвратом к обучению на следующей ступени для карьерного роста носит характер маятника с расширяющейся зоной охвата области знаний. Между базовыми уровнями обучения проводятся корректирующие тренинги, кратковременные, но с интенсивной подготовкой.

В Одесском институте последипломного образования специалистов и руководящих работников водного транспорта начата подготовка торговых и рекламных агентов, менеджеров по продажам.

В проекте использована следующая схема обучения:

- первый уровень - торговый агент; второй уровень - организатор продаж;

- третий уровень - руководитель коммерческой работой предприятия.

В настоящее время разрабатываются дисциплины и практические курсы для аттестации каждого уровня по принятой системе классификации [2]:

- первый уровень - бакалавр;

- второй уровень - специалист;

- третий уровень - магистр.

Для первого уровня разработана нетрадиционная схема обучения, получения необходимых практических навыков в процессе стажировке и самофинансирования.

Аренда учебных помещений, оплата труда преподавателей, разработка и закупка учебных материалов финансируются за счет заработанных в процессе стажировки средств.

Овладение базовыми знаниями по психологии общения, этике, маркетингу, основам ведения деловой и бухгалтерской документации, правоведению составляет 25% времени подготовки. 75% учебного времени отводится на тренинговые занятия, деловые игры, стажировку. Стажировка проводится в реально действующих фирмах города, которым требуются специалисты. Стажеры работают в фирмах по выданным заданиям. Целями стажировки являются овладение на практике умением:

- вести переговоры и заключать сделки;

- прослеживать процесс исполнения сделки от заключения договора или получения заказа - до получения оплаты за выполненные обязательства;

- планировать и контролировать свое рабочее время, затраты и доходы, рассчитывать эффективность собственных усилий;

- заработать средства на свое обучение и на покрытие собственных затрат.

В процессе стажировки процесс обучения не прерывается. Еженедельно проводятся групповые занятия по разбору стажировки для отработки типичных ситуаций, для закрепления навыков решения сложных задач, умения найти подход к разным типам партнеров и конкурентов, умения собирать и оценивать информацию.

Результатом успешной стажировки является трудоустройство в фирме. Если по какой-либо причине трудоустройство не состоялось, стажер переводится в другую фирму для повторной стажировки и трудоустройства. Циклов стажировки может быть три. Если в результате стажер не

трудоустроился, он получает документ о прослушанных курсах и трудоустраивается сам.

На втором уровне обучения расширяются знания по базовым дисциплинам, вводятся дисциплины микро- и макроэкономики, управления персоналом. На второй уровень обучения принимаются специалисты по I направлениям фирм. Подготовка краткосрочная в несколько этапов с использованием методов дистанционного и заочного обучения. Обучающиеся -разрабатывают и защищают маркетинг-план для своей фирмы.

Третий уровень обучения более длительный. Обучающиеся участвуют в \ разработке реальных проектов для фирм-партнеров, проводят социологические \ и маркетинговые исследования, подготавливают и защищают выпускную работу. !

В заключение отметим, что же дает такое многоуровневое обучение.

Во-первых, фирмы получают специалистов по своим заказам, имеют возможность оценить их человеческие качества, знания, навыки и умения.

Во-вторых, обучающиеся стремятся получить профессию, заработать средства на свое обучение, трудоустроиться (на первом уровне обучения), подняться вверх по карьерной лестнице, войти в резерв руководителей (на втором и третьем уровнях обучения). Приобретаются знания, человек самоутверждается, испытывает самоуважение.

В-третьих, процесс обучения и управления персоналом тесно переплетается и развивается в лучших традициях мировой практики. Это касается персонала, связанного с продажами. Но опыт может быть перенесен и на подготовку специалистов других профессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кертництво з питань проектного менеджменту (кертництво РМВОК). 1нститут проектного менеждменту. Ком1тет з питань стандарт^ PMI.

2. Егоршин А. П. Управление персоналом. - 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 1999.-624 с.

Стаття надмшла до редакцш 18.03.2002 р.

УДК 658.51

И.В. РОГОЖИНА

МЕТОДИКА АГРЕГАТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Рассмотрено применение агрегатного планирования как инструмента эффективного использования ресурсов производства в условиях нестабильности производственных и рыночных факторов. Используя имитационное моделирование для конкретного предприятия найдена наиболее выгодная стратегия управления внутренними ресурсами. Рис. 4, табл. 1, ист. 3.

В современных условиях дальнейшее развитие производства не возможно без планирования эффективного использования ресурсов производства.

Планирование эффективного использования ресурсов производства на среднесрочный период осуществляет в сводных (агрегированных) показателях, если факторы (спрос, различные виды затрат, производственные мощности), влияющие на процесс производства, нестабильны во времени. Необходимость в агрегатном планировании обусловлена несоответствием сроков и объема производства продукции, продиктованных спросом, сроком и объемом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.