Научная статья на тему 'Стратегический потенциал предприятия в условиях новой экономики'

Стратегический потенциал предприятия в условиях новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегический потенциал / конкурентоспособность / компетентность / квалификация / карьера / метод дифиниций

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. А. Рач

При помощи системного, процессно-деятельностного метода определения дефиниций раскрыто понятие стратегического потенциала предприятия. Показано, что в условиях новой экономики он определяется профессионализмом, динамизмом и креативностью персонала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический потенциал предприятия в условиях новой экономики»

УДК 65:001.4

В.А. Рач

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

При помощи системного, процессно-деятельностного метода определения дефиниций раскрыто понятие стратегического потенциала предприятия. Показано, что в условиях новой экономики он определяется профессионализмом, динамизмом и креативностью персонала. Рис. 1, табл. 1, ист. 15.

Ключевые слова: стратегический потенциал, конкурентоспособность, компетентность, квалификация, карьера, метод дифиниций.

Один из принципов системного подхода провозглашает целесообразность применения инженерного подхода при рассмотрении систем любой природы [1]. В последнее время он стал активно применяться в сфере управления не только путем построения моделей, но и введением в лексикон современного менеджмента категорий и понятий, которые происходят из естественных и инженерных наук [2]. Одним из таких понятий является понятие потенциала. Потенциал (от латинского - сила) определяется как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [3]. В экономических словарях потенциал используется в сочетании с такими понятиями, как «производственный», «трудовой» [4]. Так, последнее словосочетание расшифровывается как располагаемые в настоящее время и предвиденные в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками [4].

В связи с тем, что сегодня внешняя среда меняется на много быстрее и драматичнее, чем это было всего несколько лет назад, стремительные изменения, происходящие на рынке, делают будущее все более неопределенным и менее предсказуемым. На передний план выступают вопросы, связанные с будущим предприятия и пониманием того, как это будущее может быть достигнуто [5]. Т.е. успех определяется стратегией, а конкуренция все больше становится борьбой не ресурсов, а стратегий [6]. Как следствие повышенное внимание к такому показателю, как стратегический потенциал предприятия. Сложность и многоаспектность этого понятия определяют отсутствие его однозначного толкования. Большинство формулировок раскрывают суть стратегий, базирующихся на ресурсах и резервах, которым располагает предприятие [7] или на условиях, в которых функционирует предприятие (реакции на прошлые и текущие изменейия внешней среды с учетом внутренних условий, присущих предприятию) [8]. Только незначительная часть формулировок стратегический потенциал определяет уровнем профессионализма менеджеров по развитию, эффективностью системы стратегического менеджмента, реинжинирингом продукции, системой управления качеством [9]. Учитывая, что в ближайшем будущем большинство стран мира будут функционировать в условиях новой экономики, экономики знаний, инноваций на фоне глобализации, последняя позиция на видение стратегического потенциала является наиболее перспективной. Как показано в работе [10], уровень развития цивилизации будет

определяться уровнем развития слабейшего звена, которым является кадровая система. Следовательно, и стратегический потенциал предприятия будет зависеть от возможности кадровой системы. Поэтому стратегический потенциал целесообразно связать с показателем этой системы.

В качестве показателей, которые можно рассмотреть как элементы системы стратегического потенциала, используем такие категории, как конкурентоспособность, компетентность, квалификация и карьера. На рис. 1 приведена системная модель такой системы, цель функционирования которой можно определить как формирование стратегического потенциала. Эта цель вытекает из одного из вариантов решения проблемы эффективного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Получив необходимый результат деятельности системы, - стратегический потенциал, предприятие займет лидирующее положение в будущем.

При рассмотрении проблемы с позиций системного подхода необходимо первоначально реализовать принцип единого основания [12], т.е. дать такие определения понятиям, которые имели бы одинаковую трактовку на элементном и системном уровне.

При формировании понятий воспользуемся методом, основанном на построении системных триад дефиниций, в основе которого лежит эталонная структура, объединяющая элементность, связанность и целостность [11]. В основу существующих классификаций понятий положено деление на виды в зависимости от мысленных в них количеств и элементов, их единства, отражениях предмета или признака, присущих или отсутствующих свойств предмета, условий существования предмета [13]. Как видно, ни один из признаков классификации не рассматривает возможность (или отсутствие) появления у лица, освоившего понятие, побудительных направлений деятельности. Поэтому для отражения в содержании понятия одного из системообразующих аспектов - взаимоСОдействия [12] - необходимо ввести дополнительные требования к формированию дефиниций. С учетом этого содержание понятия должно отражать не только совокупность существенных признаков предмета, которая «мыслится в данном понятии» и отраженной в виде системной триады, но и раскрывать возможные направления деятельности, связанные со сферой употребления понятия. Сформулированное условие представляет собой принцип, который определяет суть системного, процессно-деятельностного метода определения дефиниций.

Реализуя данный метод, сформулируем системные триады, для базовых категорий элементов системы. В таблице приведены элементы триады соответствующие эталонной структуре.

Таблица

Эталонная структура Индекс элемента в модели Конкурентоспособность (Кн) Компетентность (Км) Квалификация (Кв) Карьера (Кр)

Элементность 1 Товар (в т.ч. знание, опыт) Знание, опыт, личная позиция Знание, умение, опыт, профессиональные навыки Знание, опыт, умение

Связанность 2 Потребитель Лицо (носитель) Работник Лицо, обладающее мотивацией

Целостность 3 Рыночная среда Круг вопросов Конкретный вид работ Продвижение в области деятельности

Взяв за основу системную триаду, дадим определение, например, конкурентоспособности - как возможности товара с наибольшим эффектом удовлетворять потребность конкурентного потребителя в рыночной среде. В данном определении рыночная среда предусматривает наличие аналогичных товаров и определенного (выявленного) внешнего окружения. Возможные направления деятельности могут быть определены из условия «с наибольшим эффектом». А это может быть и технический эффект, и экономический эффект, и эстетический эффект, их сочетание или другие эффекты, которые персонализируются конкретным потребителем.

Анализ таблицы показывает, что элементный уровень практически одинаков для всех категорий и представляет собой знание, умение, навыки, т.е. такие показатели, которые неотеделимы или трудноотделимы от личности. Последняя в различных качествах, представляет часть эталонной структуры, которая определяет связанность между элементарностью и целостностью. Это позволило в системной модели выделить три концентрических зоны, в каждой из которых расположен определенный элемент системной триады (рис. 1.).

Переходя от элементов к системе, т.е. к организации как объединению личностей, нетрудно заметить, что знание, умение, опыт при творческой деятельности превращаются в объекты интеллектуальной собственности как части нематериальных активов компании. А именно нематериальные активы уже сейчас во многом определяют успех предприятий и будут лидирующим фактором в новой экономике [14].

Вышеизложенные рассуждения позволяют перейти к определению содержания стратегического потенциала. Его можно определить как возможность предприятия реализовать свои амбициозные цели относительно лидирующего положения среди предприятий-конкурентов, которая определяется уровнем профессионализма персонала, его динамизмом и креативностью. Элементность в данном определении проявляется через профессионализм, динамизм и креативность, целостность - через лидирующее положение, а связанность - через персонал. Лидирующее положение не следует подменять понятием «лидер». Многие предприятия, которые стремятся получать максимальный эффект, используют принцип Паретто «20-80» [15]. А это значит, что они могут не быть первыми, но будут входить в кластер лидирующих. Использование таких понятий, как динамизм (способность быстро адаптироваться к изменению на рынке и быстро создавать и развивать нематериальные активы), креативность (высокая эффективность творческого, нетривиального решения задач, проблем) связано с необходимостью расширить традиционное понимание профессионализма, как высокого мастерства, глубокого овладения профессией, качественного исполнения. С переходом в новую экономику динамизм и креативность становятся неотъемлемыми составляющими профессионализма. Возможные направления деятельности вытекают из профессионализма, динамизма и креативности в сочетании с амбициозными целями и не требуют введения в понятия дополнительных слов. Амбициозность может проявиться только через заинтересованное отношение к делу со стороны персонала компании в сочетании с проявлением карьеризма как источника развития личности. По сути конкуренция и карьеризм выступают как внешняя и внутренняя мотивации развития стратегического потенциала. Приведенное определение стратегического потенциала хорошо коррелируется с составными частями интеллектуального капитала: человеческим, структурным и потребительским [14]. Под человеческим капиталом понимают совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Под структурным - техническое и

Самооценка + оценка внешней средой

I - зона элементности; II - зона связанности: III - зона целостности Рис. 1. Системная модель стратегического потенциала как системы

программное обеспечение; организационную структуру, патенты, торговые марки и т.п. А под потребительским - отношения организации с потребителями ее продукции или услуг и поставщиками.

Для практических целей необходима разработка конкретных подходов, позволяющих количественно определять стратегический потенциал с учетом особенностей различных экономических видов деятельности (медицина, производство, образование и т.д.). Сочетание вышеперечисленных элементов стратегического потенциала, их состояние являются для каждой компании уникальными и не могут быть легко скопированными. Поэтому каждая компания должна сама найти свою уникальность и превратить ее в стимул для конкретных потребителей пользоваться услугами (товарами) именно этой компании.

С теоретической точки зрения необходимо дальнейшее проведение работ по формулированию понятий, относящихся к стратегическому потенциалу, с использованием процессно-деятельностного метода определения дефиниций и опредпенных в таблице триад, соответствующих эталонной структуре.

ЛИТЕРАТУРА

1.v Щукис A.A. Системный подход и его основные принципы. - Барнаул: Алтайск. политехи. Ин-т, 1980. - 69 с.

2. Навзуров Ю. Де заюнчуеться асфальт? // Синерпя, № 1 (2), 2001. - С. 17-22.

3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия. - 1983. - 1600 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. - 479 с.

5. Идрисов А. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании // Контролинг в России, 2002. — № 1. (http://bizness-plan.nm.ru).

6. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Менеджмент и маркетинг, 1999. - № 2. (http://www.ptpu.ru).

7. Сущенко Е.А. Характеристика потенциала предприятия как экономической категории // Вюник СхщноукраУнського нацюнального уыверситету ¡мем Володимира Даля. -2001.-№5(1).-С. 239-245.

8. Климов А. Изучение динамики стратегических групп http://www.cfin.ru/press/boss/2000-10/14.shtml.

9. Бушуева Н.С. Управление развитием предприятий строительной отрасли путем формирования их стратегического потенциала. Дис. на соискание уч. степени к.т.н. -Киев.: 2001.-165 с.

10. Рач В.А. О некоторых подходах к разработке стратегии. // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Зб1рник наукових праць. - 2001. - № 1 (3). - С. 11 -16.

11. Баранцев Р.Г. Системная триада дефиниций II Международный форум по информации и документации. - 1982. - Т. 7. № 1. - С. 9-13.

12. Рач В.А. Принципы системного подхода в проектном менеджменте. // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Зб1рник наукових праць. - 2000. - № 1. - С. 7-9.

13. Кириллов В.И., Старченко A.A. Логика. М.: Юрист, 2002. - 256 с.

14. Комаров И. Интеллектуальный капитал // Персонал. -2000. - № 5. - С. 54-62.

15. Пашутин С. Б. Использование правила Паретто (Закон «20/80») для повышения качества бизнеса на примере российского фармацевтического рынка. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 5(31). - С. 30-34.

Стаття надмшла до редакцш 15.03.2002 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.