Научная статья на тему 'Современные трактовки понятия «Инновация» и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций'

Современные трактовки понятия «Инновация» и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3356
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Калюжный

В статье приведены и проанализированы количественно-качественным методом 50 определений понятия «инновация». Выделены основные свойства инноваций. Показаны принципы, которые необходимо использовать при формулировании любых понятий и уточнено понятие «инновация» с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERPRETATIONS OF “INNOVATION” DEFINITION AND MAKING IT MORE PRECISE USING THE IMPROVED METHOD OF SYSTEM DEFINITION TRIADS

In the paper 50 interpretations of the word “innovation” are analyzed by quantitative-qualitative method. Main properties of innovations are distinguished. Principles essential to be used at formulating of any definition are stated. “Innovation” is made more precise by application of the improved method of system definition triads

Текст научной работы на тему «Современные трактовки понятия «Инновация» и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций»

Калюжный В.В. Современные трактовки понятия «инновация» и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций / В.В. Калюжный // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 1(6).-а86-99._

УДК 658.149.3

В.В. Калюжный

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» И ЕГО УТОЧНЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОГО МЕТОДА СИСТЕМНЫХ ТРИАД ДЕФИНИЦИЙ

В статье приведены и проанализированы количественно-качественным методом 50 определений понятия «инновация». Выделены основные свойства инноваций. Показаны принципы, которые необходимо использовать при формулировании любых понятий и уточнено понятие «инновация» с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций., Табл. 1, ист. 46.

Ключевые слова: нововведение, инновация, определение, анализ, уточнение.

В.В. Калюжний

СУЧАСН1 ТРАКТУВАННЯ ПОНЯТТЯ „1ННОВАЦ1Я" ТА ЙОГО УТОЧНЕННЯ З ВИКОРИСТАННЯМ ВДОСКОНАЛЕНОГО МЕТОДУ СИСТЕМНИХ ТР1АД ДЕФ1Н1Ц1Й

Наведено та проаналiзовано гальгасно-ягасним методом 50 визначень поняття „Ынова^я". Вид^ено основы якост Ыновацм. Показано принципи, яга необхщно використовувати при формулюванн будь-яких понять та уточнено поняття „Ынова^я" з використанням вдосконаленого методу системних трiад дефшщй. Табл.1, дж.46.

V.V. Kalyuzhny

MODERN INTERPRETATIONS OF "INNOVATION" DEFINITION AND MAKING IT MORE PRECISE USING THE IMPROVED METHOD OF SYSTEM DEFINITION TRIADS.

In the paper 50 interpretations of the word "innovation" are analyzed by quantitative-qualitative method. Main properties of innovations are distinguished. Principles essential to be used at formulating of any definition are stated. "Innovation" is made more precise by application of the improved method of system definition triads.

Постановка проблемы. В основе описания любого самостоятельно сформировавшегося раздела науки лежит относительно небольшой набор четко определенных понятий, с помощью которых можно наиболее полно и точно охарактеризовать предмет и объект исследований, направленность научных изысканий. Эти понятия, как правило, связаны между собой и с понятиями фундаментальных наук. Правильный выбор и правильное определение понятий всегда способствует прогрессивному развитию соответствующего раздела науки. Они живут в нем практически вечно без каких-либо принципиальных уточнений и, тем более, изменений. Введение же ошибочных понятий, напротив, "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6) 1

тормозит развитие науки или способствует возникновению и разработке ложных гипотез, которые после проведения тщательных и, порой, дорогостоящих исследований, отбрасываются как явно бесполезные, так и не давшие никаких полезных научных и практических результатов для общества [1].

Нерешенная ранее часть проблемы. Анализ отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу позволил установить следующие факты. Во-первых, для характеристики какого-либо нового объекта, наряду с термином «инновация», часто применяются такие термины, как «новация», «нововедение» или «новшество» и даже редко встречающийся в предпринимательстве термин «новообразование» [2] (этот термин часто используется в медицине, в частности, в онкологии при предварительной диагностике различных опухолей). Во-вторых, само понятие «инновация» часто трактуется по-разному.

Необходимо отметить, что понятия «новация», «нововведение», «новшество» и «инновация» в англоязычной литературе и, к сожалению, вслед за ней во многих отечественных переводных и оригинальных научных работах, например [3-11], используются в качестве синонимов. Это не совсем верно, поскольку определенные различия между ними все же существуют как по смыслу, так и по содержанию. Обозначение этими терминами одновременно и процесса создания, и процесса внедрения нового, и его конкретного результата, то есть принципиально отличающихся друг от друга процессов и объектов, неизбежно приводит к путанице самих понятий. На самом деле каждый из этих терминов означает следующее.

Новации - это новые идеи и знания, полученные в результате законченных научно-исследовательских (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Они могут иметь форму открытий, понятий, методик, инструкций и т.д. [10].

Новшество характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение» [12]. Новшество - это новые (по отношению уже к существующим в данной системе) методы, порядки, предметы, которые внедряются в практику для удовлетворения конкретных общественных потребностей [13]. Новшество - новое в любой сфере, области отрасли: новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление и т.д. [14]. Новшество -оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий, научных подходов и принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. [15].

«Нововведение» - это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления [12].

Поскольку мнения ряда авторов практически совпадают в трактовке таких разных категорий, мы тоже будем придерживаться их точки зрения в отношении этих понятий. В сущности, понятия «новация», «новшество» и «нововведение» означают следующее:

новации - это идеи и знания, возможно, представленные на бумажном или электронном носителе;

новшества - это уже материальные объекты и услуги, созданные на основе новаций;

нововведения - это процессы освоения новшеств.

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

С термином «инновация» дело обстоит гораздо сложнее, поскольку нет единого мнения в его трактовках, существуют разные подходы к его пониманию.

Цель работы. В данной работе предпринята попытка сформулировать обобщающее понятие для идентификации такой категории разнообразных по форме и содержанию объектов, как «инновации» - то есть объектов, лежащих в основе всей многогранной инновационной деятельности субъектов предпринимательства. Именно это обстоятельство - основа определенного вида деятельности, - позволяет отнести понятие «инновация» к фундаментальным в системе понятий, характеризующих в целом инновационную деятельность. Следовательно, оно должно полностью отражать основное содержание, характерные черты и особенности всех объектов, которые объединяет. Введение такого понятия позволит рассуждать на одном языке о разных видах инноваций и достаточно четко и обоснованно сопоставлять их свойства.

Анализ последних достижений и публикаций. В науке имеются многочисленные формулировки понятия «инновация». О том, насколько они неоднозначны и разнообразны, читатель сам может судить по приведенной ниже информации.

Понятие «инновация» как новой экономической категории впервые введено в научный оборот австрийским (позже, американским) ученым-экономистом Йозефом Алоизом Шумпетером (1883 - 1950). В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й.Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса [16], но сам термин «инновация» еще не применялся. Й.Шумпетер стал использовать его в 30-е годы ХХ века, первый раз в книге «Циклы деловой активности» (1939). При этом под инновацией он подразумевал научно-технические изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, новых рынков и форм организации в промышленности [17]. Согласно Й.Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Книги Й.Шумпетера дали толчок к работам других ученых в области инноваций, следовательно, появились и новые трактовки этого понятия, некоторые из которых приводятся ниже.

Инновация - это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке [18].

Инновация определяется как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание [19].

Инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования [20].

Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы. В этом последнем смысле часто используют термин «инновационный процесс [21].

Инновация - это новшество, применимое в области технологии производства или управления какой-либо хозяйственной единицы [22].

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

3

Инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [23].

Инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести дополнительный доход [23].

Инновация - новая научно-огранизационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом [24].

Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога» [25].

Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономики [26].

Инновация - это приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке [13].

Инновация (нововведение) - вложение средств в экономику, что обеспечивает изменение поколений техники и технологии; новая техника, технология, которая является результатом достижения научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и высокоэффективных изобретений является важнейшим фактором инноваций [3, 4, 6].

Инновация - проведение изменений в технике, технологии, организации, экономике, экологии, а также в социальной сфере предприятия [5].

Инновация - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [7].

Инновация - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности; экономические и технические новшества. Предполагают запуск в производство новых товаров, внедрение новых технологических процессов, методов, применение прогрессивных форм организации производства, предпринимательства [8].

Под инновацией следует понимать проведение прогрессивных изменений в технике, технологии, организации, экологии, а также в социальной сфере предприятия [9].

Инновация - это такой компонент инновационного процесса, который представляет собой результат реализации нового знания в виде новой или усовершенствованной продукции, принимаемой рынком, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [10].

Инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация - это

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей [10].

Инновация (от англ. Innovation - введение нового) - это результат внедрения нового знания, его реализации в новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности [10].

Инновация - это конечный результат инновационной деятельности (научно-технических исследований, научно-технических открытий и изобретений, научных идей) в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и т.п.) или в виде некоторого объекта, качественно отличного от предшествующего аналога [11].

Инновация - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства [12].

Инновация - процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект, т.е. приобретает экономическое содержание [13].

Инновация - итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (например, экономический, научно-технический, социальный, экологический [13].

Инновация - это новшество в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создание условия для нее [14].

Инновация - непрерывный процесс развития и совершенствования научно-технического прогресса, который способствует расширению масштабов и ускорению технологического прогресса, решает комплексные проблемы внедрения новой технологии и требует использования новых форм объединения науки, техники и производства [14].

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [15].

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т.п. [16].

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [16].

Инновация - это деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм [27].

Инновация - это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества [28].

Инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей [29].

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

5

Инновация - это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [30].

Инновация (innovation) - процесс нововведений, включающий генерацию новой идеи относительно продукции, технологии, материала, формы организации производства или управления, анализ и отбор предложений [30].

Инновация - буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Конечный результат инновации не всегда можно точно определить, поэтому для их осуществления создаются специальные инновационные фонды, банки и другие финансовые учреждения [31].

Инновация - практическое усовершенствование и разработка изобретений в области технологий (инновация производственных процессов) или в области изделий (инновация изделий) [32].

Инновация - нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества [33].

Инновации (innovations) - этот термин часто используется как синоним слова «изобретение» и относится и к технологическому совершенствованию производственных процессов, и к достижению новых свойств (attributes) и комбинаций свойств продающихся на рынке продуктов. В последнем случае инновация является источником дифференциации продукта (product differentiation) и используется производителями для создания нового спроса (demand) и увеличения своей доли рынка [34].

Инновация - коммерческое освоение новой идеи; преобразование идеи в конкретные предметы: разработка машины или аппарата на основе нового технического принципа; проведение изменений в технике, технологии, организации, экономике, экологии, а также в социальной сфере предприятия [35].

Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытий или изобретений с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения [36].

Инновация - есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительные стабильные элементы. Инновация же суть процесса, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое [37].

Под инновацией в широком смысле понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера [38].

Под инновацией в узком смысле обычно понимается фаза введения новации, а момент первого производственного освоения новации считается моментом ее внедрения [38].

Инновация - есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпание производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новации [38].

Инновация - процесс, направленный на создание, производство, развитие и качественное совершенствование новых видов изделий, технологий, организационных форм [39].

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

Инновация - внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающих не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль в целом [40].

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества), необходимого для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием общества, а также сопряженные с этим новшеством изменения [41].

Инновация - разработка и внедрение новых (усовершенствованных) продуктов, технологий и процессов [42].

Инновация - коммерческое использование новых и более продуктивных технологий, которые существенно изменяют объемы, структуру и качество производства и потребления; они существуют в форме новых или усовершенствованных товаров или услуг (инновация - продукт) и технологических процессов (инновация - процесс) [43].

Инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [29].

Перечень определений инновации можно было бы продолжить, однако в этом уже нет необходимости. Во-первых, дальнейшее продолжение перечня вряд ли расширит кругозор читателя, поскольку трактовки понятия «инновация» по своему содержанию во многом повторяются. Во-вторых, из представленных здесь формулировок становится ясным, какой смысл вкладывают специалисты в понятие «инновация». И, в-третьих, 50 приведенных определений - это достаточный статистический материал для обработки имеющейся информации количественными методами.

Основной материал исследования. Для анализа содержания определений поступим следующим образом. Каждое определение расчленим на отдельные структурные составляющие, которые, по нашему мнению, наиболее полно характеризуют в отдельности какой-нибудь один из существенных признаков, присущих только такой категории объектов, как инновации. Эти структурные элементы, отражающие различные точки зрения авторов определений, будут в нашем исследовании единицами наблюдения, с помощью которых попытаемся определить, как и что подразумевается под понятием «инновация».

Изучение определений позволило выделить в их содержании следующие структурные составляющие, характеризующие в совокупности инновацию. В своих определениях авторы подчеркивают, что понятие «инновация» включает: новизну объекта, процессы создания или внедрения объекта (новшества), направленность внедрения и конечный его результат. При этом внедрение может быть направлено как на производство, так и на рынок, а конечным результатом может быть получение либо нового объекта, либо получение прибыли от его реализации. Именно эти признаки наиболее часто встречаются в определениях понятия «инновация», а поэтому их удобно использовать в качестве единиц наблюдения для последующей обработки массива информации. Присутствие той или иной единицы наблюдения в определении будем отмечать знаком «+». Результаты исследования содержания определений по указанным структурным составляющим представлены в таблице.

Результаты исследований показывают, что одним из обязательных признаков любой инновации является новизна продукта или процесса, внедряемого в производство или продвигаемого на рынок товаров и услуг. В этом вопросе мнения авторов практически единодушны (90 %).

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

7

Заметим, что формулировки отличаются друг от друга, и нет ни одного определения, которое содержало бы одновременно все единицы наблюдения.

Но наиболее принципиальное различие между приведенными определениями заключается в том, что существует два основных подхода к пониманию термина «инновация», которых придерживается тот или иной автор. Анализ определений позволяет представить эти подходы следующим образом:

1. Инновация рассматривается как процесс создания новшеств (66 % определений).

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств (52 % определений).

Следуя логике, в первом случае процесс создания должен завершаться получением нового продукта или процесса, а во втором - получением какой-либо выгоды или прибыли.

Какой же из этих подходов следует признать правильным? Безусловно, второй. Действительно, если разрабатывается какое-нибудь новшество или теория без последующего их внедрения в производство или в науку, то это не более чем простое удовлетворение личного технического или научного любопытства его создателя, не приносящее обществу какой-либо пользы. Следовательно, любая разработанная новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная и даже воплощенная в материальный объект - продукт или процесс, но ее не используют ни в одной отрасли промышленности и на рынке она не может найти своего потребителя, то такая новая идея, это знание, представляющее собой результат творческого труда, не может считаться инновацией. Инновации - это новые знания, воплощенные в полезные материальные объекты и ставшие достоянием общества посредством их внедрения в его повседневную жизнь.

Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- абсолютная (изобретения) или местная (рационализаторские предложения) новизна для потребителя;

- практическая воплощенность, то есть материализация новации в конкретных продуктах, услугах или процессах;

- коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество "востребовано" рынком, а это, в свою очередь, подтверждает его способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Перечисленные свойства неразрывно связаны между собой и обязательны для всех типов инноваций. Отсутствие любого из них не позволяет предложение считать инновационным. Это утверждение поясняется следующим.

Поскольку общество непрерывно развивается, постольку его потребности постоянно меняются , а это значит, что существующие продукты и услуги также нуждаются в постоянном обновлении, ориентированном на удовлетворение растущих потребностей людей. Но для разработки новых объектов или для совершенствования уже имеющихся, необходимы новые идеи и новые знания. Следовательно, новизна идей и знаний - это изначальный, существенный и обязательный критерий любой инновации, с помощью которого обеспечивается устранение дисгармонии между существующими предложениями и сложившимися потребностями.

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

Таблица

Частота появления единиц наблюдения в определениях понятия «инновация»

Е д и н и ц ы н а б л ю д е н и я

Указание на Указание на Внедрение Конечный

Источ- Указание процесс процесс (использование) результат

ник на новизну создания внедрения объекта ориентирован

инфор- объекта нового уже готового ориентировано на: на полу /чение:

мации объекта Объекта производство рынок нового объекта прибыли

1 2 3 4 5 6 7 8

[17] + + + + +

[18] + + +

[19] + + + +

[20] + + + +

[21] + + + + +

[22] + + +

[23] + + + +

[23] + + + +

[24] + + +

[25] + + + +

[26] + + + +

[13] + +

[3,4,6] + + + +

[5] + + + +

[7] + + + + +

[8] + + + + + +

[9] + + + + +

[10] + + + + +

[10] + + + + +

[10] + + + + +

[11] + + + + +

[12] + + + + +

[13] + + + + +

[13] + + + + +

[14] + + + +

[14] + + + + +

[15] + + + +

[16] + + + +

[16] + + + +

[27] + + + +

[28] + + + + +

[29] + + + +

[30] + + + +

[30] + + + +

[31] + + + +

[32] + + + +

[33] + + + + +

[34] + + + +

[35] + + + +

[36] + + + + +

[37] + + + + +

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

9

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8

[38] + + + + +

[38] + + + +

[38] + + + +

[39] + + + +

[40] + + + +

[41] + + + + +

[42] + + + +

[43] + + + +

[29] + + + + + +

50 45 33 26 35 25 27 26

(100 %) (90 %) (66 %) (52 %) (70 %) (50 %) (54 %) (52 %)

П р и м е ч а н и я:

1. В последней строке показаны суммы показателей (наблюдаемых величин) по вертикальным рядам в абсолютных величинах.

2. В отдельных определениях встречаются сведения, относящиеся к двум наблюдаемым единицам. Например, внедрение ориентировано и на производство и на рынок. Поэтому общая сумма таких показателей превышает 100 %.

Далее, сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах, не может удовлетворить потребности человека. «Соловья баснями не накормишь», - гласит народная мудрость. Только реализованные в новых продуктах или процессах новые идеи способны приносить пользу обществу. Вторым непременным свойством инновации, тесно связанным с первым ее критерием, является воплощение новой идеи в конкретные объекты, то есть способность ее реализации в практической деятельности, в новых товарах и услугах.

И последнее, новая продукция и новые знания только в том случае успешно реализуются на рынке товаров и услуг, если в них действительно кто-то нуждается. А потребность в данном товаре или услуге определяется, в первую очередь, их способностью решать практические проблемы людей. Следовательно, способность продукции удовлетворять конкретные запросы потребителей обеспечивает ее востребованность на рынке. Таким образом, коммерческая реализуемость новых идей и знаний, практически воплощенных в реальных объектах или процессах, - есть третий неотъемлемый критерий инновации, воедино связанный с предыдущими.

Теперь, зная свойства, которыми характеризуется любая инновация, и установив их неразрывную связь между собой, можно заняться уточнением этого понятия.

Но прежде чем приступить к такому уточнению, отметим, что для разработки содержания любого определения необходимо пользоваться определенными принципами.

При формировании основных понятий, к которым несомненно относится и понятие «инновация», рекомендуется руководствоваться следующими принципами [1]:

- понятие должно иметь отношение ко всем известным (или почти ко всем) типам инноваций и приемам их использования. В этом и заключается инвариантность понятия;

- понятие должно описывать основные свойства инновации как объекта разработки, изучения, создания и применения во всех сферах человеческой деятельности;

10

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

- понятие должно описывать по возможности измеримые свойства инновации, имеющие количественную характеристику;

- вводимое понятие должно в наибольшей мере использовать и учитывать сложившуюся в соответствующих науках терминологию;

- число основных понятий для конкретного объекта или для определенной деятельности должно быть минимальным.

К перечисленным принципам, на наш взгляд, следует добавить еще один: понятие должно быть предельно кратким, однозначным для понимания, понятным для любого лица, изучающего соответствующий предмет и в то же время полностью и всесторонне описывать объект, к которому оно относится.

По мнению Н.Т.Белухи определение любого понятия должно основываться на содержании и функциях объекта в обществе [44]. В нашем случае в качестве объекта, для которого составляется определение, является инновация. Ее содержание определяется новизной идей и материализацией знаний в конкретных видах продукции и услуг. Функция инновации - удовлетворение практических потребностей людей.

Профессор В.А.Рач, рассматривая любое определение с позиций системного подхода, считает, что первоначально в формулировке необходимо реализовать принцип единого основания, то есть определение любого понятия должно иметь одинаковую его трактовку как на элементарном уровне, так и на системном [45]. При формировании понятий В.А.Рач рекомендует использовать усовершенствованный метод, основанный на построении системных триад дефиниций, в основе которого лежит эталонная структура, объединяющая элементность, связанность и целостность. Сам метод системных триад дефиниций описан в работе [46], но в нем отсутствует одно важное требование к формированию дефиниций. По мнению В.А.Рач, содержание определения должно обязательно вызывать некоторые направленные действия у лиц, освоивших понятие. С учетом этого требования он считает, что содержание понятия должно отражать не только совокупность существенных признаков предмета, которая «мыслится в данном понятии» и отраженная в виде системной триады, но и раскрывать возможные направления деятельности, связанные со сферой применения понятия. Сформулированное условие представляет собой ни что иное, как принцип, который определяет суть системного, процессно-деятельностного метода определения дефиниций [46].

Для формирования понятия «инновация» воспользуемся этим методом, для чего необходимо, прежде всего, сформулировать системную триаду для базовых категорий элементов системы. Ниже приведены элементы триады, соответствующие эталонной структуре понятия «инновация»:

- элементность - это новые знания, воплощенные в конкретную продукцию, процессы или услуги;

- связанность - это потребители и производители новой продукции, процессов и услуг;

- целостность - это рынок товаров и услуг.

Взяв за основу эту системную триаду с учетом ранее приведенных рекомендаций, определение понятия «инновация» можно представить в следующем виде:

Инновация - это новые знания, воплощенные в продукты или процессы и реализованные на рынке для удовлетворения потребностей и получения прибыли.

В данном определении отражены все основные свойства инновации (новизна, воплощенность и реализуемость), учтены все рекомендации (соблюдены инвариантность, терминология, краткость). В нем раскрывается

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

11

содержание инновации (через свойства) и ее функции (через указания на удовлетворение всех членов общества: от создателей - до покупателей). Такое определение действительно побуждает к направленному действию всех участников инновационного процесса: потребителей - к удовлетворению своих запросов через рынок, а производителей - к получению прибыли от реализации также через рынок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из этого определения следует и то, что любая инновация характеризуется более высоким научным уровнем, новыми потребительскими качествами продукта, процесса или услуги по сравнению с уже существующими аналогами. Понятие «инновация» применимо ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, если эти новшества реализованы на рынке товаров и услуг, поскольку способны удовлетворять потребности общества и приносить прибыль. Оно распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства и реализации.

Выводы. Предлагаемое уточненное определение наиболее полно и, в то же время, достаточно кратко раскрывает содержание понятия «инновация», а поэтому у него есть все шансы стать окончательным и просуществовать довольно долго, в принципе, до тех пор, пока не появятся новые знания об основных свойствах инноваций или новые рекомендации и требования к формулированию определений.

Подводя итог этому небольшому исследованию, вместо заключения, хотелось хотя бы кратко, остановиться на следующем.

Будучи конечным результатом творческого деятельности, получившей реализацию на рынке в виде новой продукции либо технологического процесса, инновация, в сущности, сама является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, например, когда речь идет о конечном результате разработки, реализуемой в виде нового продукта, скажем, программируемого самовара, то купить эту инновацию - значит купить не сам самовар, то есть предмет или вещь, а совокупность знаний, информацию об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация - это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами [43], связанных, например, с распространением на такой вид товара патентных и авторских прав.

И последнее. Всегда следует помнить, что инновация - это особый и специфичный товар. Специфика инновации, реализуемой на рынке, заключается в следующем:

- высокой степенью неопределенности при получении конечного научно-технического результата или услуги;

- особым характером финансирования, связанным с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации;

- неопределенным характером спроса, в силу чего предложение инноваций на рынке должно играть активную и упреждающую роль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Половинкин А.Н. Основы инженерного творчества. Учебн. пособие для студентов вузов. - М.: Машиностроение, 1988. - 368 с.

2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - М.: Науч. из-во "Большая российская энциклопедия"; С-Пб.: Норинт, 1997. - 1456 с.

3. Юдкевич Б.Б., Луб'яна Е.1., Ковальов С.В. Промислова власнють та зовшшньоекономмчна дiяльнiсть. Довщковий навчальний поабник. - К.: 1СДО, 1995. -112 с.

12

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб.

- М.: Ин-т новой экономики, 1997. - 864 с.

5. Деловому человеку. Словарь-справочник / Сост.: Б.Т. Клияненко, Л.Я.Миленина, Г.Н.Маслова, А.П.Осыка, В.Л.Шпонька, И.Г.Зиборова. - Луганск: ИИО ЦПО ВУГУ, 1997. - 224 с.

6. Черенок М.Ф., Зайченко Т.Ф. Довщник пщприемця. - К.: Журналют УкраТни -Сервiсрiчтранс - Слово, 1992. - 114 с.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 496 с.

8. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 640 с.

9. Клияненко Б.Т., Осыка А.П., Маслова Г.Н. и др. Инновационная деятельность в условиях изменения форм собственности: Монография. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1997.

- 48 с.

10. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под общ.ред. О.П.Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.

11. Гамидов Г.С., Колосов В.Г. Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб.: Политехника, 2000. - 323 с.

12. Медынский В.Г., Шаркунова Л.Г. Инновационное предпринимательство. Учебн. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 240 с.

13. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. - СПб: Питер, 2001. - 240 с.

14. Матросова Л.М. Формування органiзацiйно-економiчного мехашзму управлшня шновацшними процесами у промисловостк Монографiя. - Луганськ: вид-во СУДУ, 2000. - 462 с.

15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. 20е изд. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 624 с.

16. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001. - 304с.

17. Осика О.П. Економiчнi та органiзацiйно-правовi проблеми шновацшноТ дiяльностi. Монографiя. - Донецьк: 1ЕПД НАН УкраТни, 1999. - 368 с.

18. Cooke Ian, Mayers P. Introduction to Innovation and Technology Transfer. - Boston: Artech House, Inc., 1996. - 235 p.

19. Твисс Б. Управление техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989. - 256 с.

20. Dodgson M. The management of technological innovation: An international and strategic approach. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 248 p.

21. Д.Месси, П.Квинтас и Д.Уилд. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. - М.: АНХ, 1999. - 296 с.

22. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х . Т. 2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1997. - 760 с.

23. Платонов С.В., Третьяк В.И., Черкасов В.В. Искусство управленческой деятельности.

- К.: ООО «Издательство Либра», 1996. - 416 с.

24. Слошмскький А.А., Шкшдерова Н.В. Економiчне стимулювання шновацшноТ дiяльностi // Наука та наукознавство. - 1998. - № 2. - С. 53 - 60.

25. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 413 с.

26. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э.Миндели. - Изд. 2-е. - М.: ЦИСН, 1998. - 568 с.

27. Словарь-справочник предпринимателя. - М.: Издат.-производств. Фирма «Зевс», 1992. - С.84.

28. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова. - М.: Бизнес и Банки, ЮНИТИ, 1996. - 367 с.

29. Уткин Э.А., Морозов Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент. - М.: Акалис, 1996. - 207с.

30. Рынок, предпринимательство, коммерция. Толковый словарь-справочник 600 понятий и терминов на русском и английском языках / Под ред. А.Г.Новицкого и В.К.Фединина.

- М.: Гласность, 1992. - 189 с.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

13

31. Амуржуев О.В., Болвачев А.И., Гребнев Е.Т. и др. Словарь делового человека / Под науч. ред. О.В.Амуржуевой. - М.: Экономика, 1992. - 236 с.

32. Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. Пер. с англ. - С-Петербург: Экономическая школа, 1998. - 752.

33. Экономика предприятий: Учебник для вузов / В.Я.Горкинфель, Е.М.Купряков, В.П.Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я.Куприянова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367 с.

34. Словарь современной экономической теории Макмиллана. Пер. с англ. / Под общ. ред. Д.У.Пирса. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 608 с.

35. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм). - М.: Наука, 1991. - 143 с.

36. Коренной А.А. Современные проблемы инновационного менеджмента. - К.: ЦИНТПИН им. Г.М.Доброва НАН Украины, 1997. - 67 с.

37. Нагорный Б.Г., Клияненко Б.Т. Социально-экономические проблемы инновационных процессов в промышленности: Монография. - Донецк: ИЭН НАН Украины, 1995. - 172 с.

38. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.

39. Енциклопедичний словник бiзнесмена: менеджмент, маркетинг, шформатика / Пщ заг. ред. М.1.Молдованова. - К.: Техшка, 1993. - 856 с.

40. Економiчний словник-довщник / За ред. С.В.Мочерного. - К.: Фемша, 1995. - 368 с.

41. Большой коммерческий словарь / Под ред. Т.Ф.Рябовой. - М.: Редакция «Война и мир», 1996. - 400 с.

42. Артемова Л.В., Бор М.З., Денисов А.Ю. и др. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я / Под ред. М.З.Бора, А.Ю.Денисова - М.: Изд-во «ДИС», 1998. -208 с.

43. Закон Укра'ни "Про шновацмну дiяльнiсть", № 40-IV вщ 04 липня 2002 р.

44. Бтуха М.Т. Методолопя наукових дослщжень: Пщручник. - К.: АБУ, 2002. - 480 с.

45. Рач В.А. Принципы системного подхода в проектном менеджменте // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. -Луганськ: СНУ iм. В.1.Даля. - 2000. - № 1(1). - С. 7 - 9.

46. Рач В.А. Стратепчний потен^ал пщприемства в умовах ново''' економки // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. -Луганськ: СНУ iм. В.1.Даля. - 2002. - № 1 (4). - С. 5 - 9.

Стаття надмшла до редакцп 10.04.2003 р.

14

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.