Посилання на статтю_
Рач В.А. Проектная деятельность в условиях глобализации и экономики знаний/ В.А. Рач // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, - 2004. - № 2(10). - ^55-62._
УДК 517: 65.012.226: 351.854 В.А. Рач
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Рассмотрены некоторые особенности проектной деятельности в современных условиях и в ближайшем будущем. Введены понятия инновационной системы, параметра адаптации продукта проекта, сформулировано понятие «правило 50» и описана модель раскрытия существенных признаков базовых понятий архивации проектов. Рис. 3, табл. 1, ист. 17.
Ключевые слова: проектная деятельность, инновационная система, параметр адаптации, конкурентные преимущества, архивация проектов.
В.А. Рач
ПРОЕКТНА Д1ЯЛЬН1СТЬ В УМОВАХ ГПОБАЛ1ЗАЦП ТА ЕКОНОМ1КИ ЗНАНЬ
Розглядаються деяга особливост проектноТ дiяльностi в сучасних умовах i в найближчому майбутньому. Запроваджен поняття Ыновацмно'Т системи, параметру адаптацп продукту проекту, сформульовано поняття «правило 50» та описана модель розкриття сутнюних ознак базових понять архiвацiТ проек^в. Рис. 3, табл. 1, дж. 17.
V.A. Rach
PROJECT ACTIVITY UNDER CONDITIONS OF GLOBALIZATION AND KNOWLEDGE ECONOMICS
Some project activity peculiarities in present-day conditions and in the nearest future are examined. The concepts of innovation system and product adaptation parameter are introduced. The "rule of 50" is formulated and the model of defining the essential concepts of project archiving is described.
Постановка проблемы в общем виде. Проявление объективных законов развития (особенно в экономике), действия которых в недалеком прошлом искусственно сдерживалось с одной стороны их идеологическим непониманием, а с другой стороны целенаправленным торможением, изменяет деятельность не только отдельных государств и регионов, но и конкретных субъектов хозяйственной деятельности. В первую очередь это сказывается на процессах, связанных с развитием.
Сегодня развитие любой системы происходит в условиях глобализации и зарождения экономики знаний [1, 2]. Неоднозначность трактовки, признания и оценки этих процессов как отдельными группами лиц, так и на уровне государства, делает еще более неопределенными окружение проектов, как основного инструмента развития. Несмотря на это можно выделить некоторые отличительные черты такого окружения. К ним можно отнести:
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
1
- отсутствие жестких границ для распространения товаров, работ и услуг;
- возможность движения вперед только по инновационному пути;
- выдвижение на первый план нематериальных факторов производства;
- взаимное влияние на качество жизни результатов деятельности людей, расположенных в разных частях земного шара;
- невозможность локально «закрыть» любую системы или ее часть от внешнего окружения;
- невозможность избежать дублирования получения близких по смыслу новых знаний по одной и той же проблеме;
- сужение объемов сегментов рынка на фоне увеличения их количества, которые теоретически могут сузиться до одного - двух человек.
Эти черты не могут не сказаться на особенностях управления современными и будущими проектами. Все чаще возникают проблемы применения сложившихся, и хорошо себя зарекомендовавших в предыдущих десятилетиях, методов и инструментов управления проектами.
Анализ последних достижений в решении данной проблемы и выделение не решенных задач. Понимание невозможности решения проблемы без изменения методологических основ, концептуальных моделей побудило исследователей коснуться этих вопросов. Так в работе [3] рассмотрено развитие научно-технического процесса на фоне исторических циклов и этапов мировой цивилизации. С позиций формирования электронных экономик в работе [4] выделены основные тенденции развития методов и средств управления проектами, области интенсивного рождения проектов, а также ключевые направления развития управления проектами. В работах автора данной статьи затрагивались основополагающие положения управления проектами и развития предприятия.
Такие как: принципы системного подхода в управлении проектами [5]; системные модели построения познавательных моделей управления проектами [6]; концентрическая модель окружения проектов, и закономерности развития цивилизации [7]; особенности построения структуры конкурентоспособного предприятия в условиях экономики знаний [8]; системная модель управления развитием экономических систем [9] и др. Однако несмотря на достаточное количество работ остаются открытыми вопросы именно методологического уровня.
Цель данной статьи состоит в описании некоторых новых взглядов на элементы проектной деятельности, обусловленные состоянием и тенденциями развития современной экономики и общества.
Основная часть исследования. Проектная деятельность неразрывно связана с инновационной деятельностью. Основными элементами структуры инновационной деятельности, по мнению авторов работы [10], являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. При этом параллельно с инновационной деятельностью используется понятие «инновационный процесс» как процесс создания и распространения инноваций [10]. При этом многие авторы трактуют его как «последовательную цепь событий, в ходе которых инновации вызревают от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности» [11].
В общем виде модель инновационного процесса записывается так:
ФИ^ПИ^РПр^Ос^ПП^М^Сб, (1)
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
где, ФИ - фундаментальные исследования; ПИ - прикладные исследования; РПр - разработка и проектирование; Ос - освоение; ПП - промышленное производство; М - маркетинг; Сб - сбыт.
В работе [8] была высказана мысль о том, что в современных условиях перечисленные подпроцессы единого инновационного процесса нельзя рассматривать как «последовательную цепочку». И это в первую очередь связано с тем, что первоочередной задачей прикладных исследований должны стать проблемы неудовлетворенности потребности конкретных потребителей по причине невозможности производства ожидаемого товара или оказания ожидаемой услуги из-за отсутствия необходимых научных знаний. Т.е. проблема рынка (где происходит сбыт) перерастает в задачу прикладных исследований. В силу того, что потребности изменяются достаточно быстро, то ждать пока «инновация вызреет» нельзя. Предприятие потеряет своего клиента и конкурентоспособность. А вернуть всегда гораздо тяжелее, чем терять. Поэтому инновационную деятельности целесообразно рассматривать как инновационную систему (а не инновационный процесс) управление которой проводится на принципах управления проектами. В качестве элементов такой системы должны выступать процессы зафиксированные в модели (1). На рис. 1 представлена модель инновационной системы. Как видно каждый из элементов такой системы работает не последовательно, а взаимосодействуя с остальными элементами для достижения конечного результата - удовлетворения спроса.
Рис. 1 Модель инновационной системы
Переход на новое понятие влечет за собой и изменение в методологии управления. Начиная проект в рамках концепции инновационной системы, очень тяжело провести необходимые, традиционно признанные процедуры прединвестионной фазы и фазы планирования. Это связано с тем, что изменяются границы соответствия между фазами жизненного цикла процессов, продукта и проекта. Самые главные критерии успешности выполнения проектов по времени, стоимости, качеству, удовлетворенности участников становится трудно точно устанавливаемыми. А продукт проекта не имеет четкой конфигурации. Поэтому дополнительно к традиционным показателям которые отслеживаются при реализации проекта [12] необходимо вводить дополнительный, который показывает способность формируемого продукта
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
3
проекта адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Такой показатель можно назвать параметром адаптации. Его целесообразно представлять в виде дискретной целочисленной функции от времени реализации проекта. Определение величины параметра адаптации производится на основании построенных на начальном этапе разработки дерева состояний продукта проекта (рис.2). Это дерево показывает возможные направления изменения качественных показателей продукта проекта при различных сценариях его развития. Отличительной особенностью дерева состояний от традиционных сетевых моделей является наличие у него состояний дополнительных внешних входов, которые привносят новые существенные требования к показателям качества продукта проекта. Т.е. дерево дает возможность проследить за изменением состояния продукта проекта за счет внутренних факторов проекта (ветви из кружков) и внешних (ветви из кружочков и квадратиков). На начальной стадии реализации проекта показатель адаптации определяется количеством возможных исходов состояния продукта проекта (количество треугольников). По мере формирования продукта проекта реализуется одна из возможных ветвей. Поэтому величина показателя адаптации уменьшается. В узлах, где есть внешние входы рассматриваются только те воздействия, которые не требуют переделки уже сформированной конфигурации продукта проекта. Использование данного подхода меняет и процедуру бюджетирования проекта.
Каждый из возможных исходов имеет свои конкретные преимущества, которые с течением времени эксплуатации проекта будут утеряны. Причин этому много. Это и изменение требований потребителей, и появление аналогичных продуктов и различные виды износа продукта проекта (физический, экономический и т.д.). Проэтому целесообразно в показатели качества продукта проекта закладывать такой, как вероятное время эксплуатации до момента потери 50 % первоначальных конкурентных преимуществ. И если это время менее 50 % общей продолжительности фаз разработки и реализации проекта, то целесообразность реализации такого проекта вызывает сомнение. Это положение можно рассматривать как третье «правило 50» в аксиомах управления проектами [13].
Отдельно стоящей задачей в проектной деятельности можно рассматривать вопросы, связанные с формированием, работой и завершением работы команды проекта. К сожалению, психологи и социологи в рамках своих наук не рассматривают такую специфическую деятельность, как проектную -уникальную и временную. Сегодня к этим двум отличительным признакам можно добавить третий, - признак инновационности. Не копирование предыдущего опыта управления проектами, а развитие, основанное на мудрости, приобретенной предыдущим опытом и обучением. Это основное правило работы современных команд проекта.
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
•А
А
Рис. 2 Модель дерева состояния продукта проекта ^ - внешние входы; - промежуточны е состояния; - возможные исходы
Такой подход требует пересмотра существующих концепций архивации проектов, уточнения базовых понятий, связанных с этим процессом: данные, информация, знания (практические, научные). На рис. 3 представлена графическая модель, которая дает возможность выделить отличительные признаки вышеперечисленных понятий. Методологический подход к построению аналогичных моделей использовался ранее автором при изучении особенностей взаимоотношения руководителя и команды проекта на различных его этапах [14]. Отличительными признаками базовых понятий, которые приведены в таблице 1, являются контекстная зависимость, возможности формализации и глубина понимания. Последний признак определяет уровень потенциального развития того, что было передано, в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности. А развитие может произойти только при актуализации вызванной внешними или внутренними факторами. В терминах статьи [15] глубина понимания определяется тем, что понятие дает с точки зрения руководства к действию.
Как видно наибольшей степенью контекстной зависимости обладают данные. При этом они не несут понимание только количества и качества без каких либо связей между ними. Данные обладают очень высокой степенью формализации. Контекстно независимой является мудрость, которая не формализуется, а последующая человеческая деятельность определяется пониманием целостности в многообразии и наоборот. При архивировании необходимы методы моделирования деятельности в проекте и ее результатов и правило конструирования описаний понятий, приведенных в таблице 1.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
5
контекстная зависимость
®
глубина понимания
возможности формализации
Рис. 3. Модель раскрытия существенных признаков базовых понятий архивации проектов
Таблица 1
Значения отличительных признаков для базовых понятий архивации проектов
Условное обозначение (0 Наименование понятия Контекстная зависимость (КО Возможности формализации (Ф) Глубина понимания(П)
Д Данные очень высокая абсолютно полная безконтекстно- ролевые в контексте количества и качества
И Информация высокая практически полная (в зависимости от области знаний) связей(наличие семантики)
Бз Базовые знания значительная весь спектр от полной формализации до полной ее отстутствия образов (не расширяют общечелове-ческий тезаурус) находятся внутри процесов (имеет личностные значения)
Пз Прикладные знания средняя адекватно достаточным прикладным задачам процессов (используют покальные тезаурусы с возможностью их расширения в направлении удовлетворения социальных потребностей (технических, экономических и т.д.)
Нз Научные знания низкая адекватно достаточная научным задачам принципов расширяет общечеловеческий тезаурусом, выходя за пределы его существования
М Мудрость отсутствует не формализуется целостности в многообразии и наоборот
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
Вышеперечисленные взгляды на элементы проектной деятельности полностью вкладываются в рамки системного (органического) менеджмента проектов в котором на первое место ставятся отношения между людьми [16]. Такой подход предполагает «что цели остаются открытыми и в точности не определяются. Компетенция сотрудников проекта скорее широкого профиля а проектная группа обладает потенциалом разрешения конфликтных ситуаций» [15]. Этот подход развивается как альтернативный механическому менеджменту, который функционирует по принципу работающей машины (выполняемые действия придерживаются строгого временного расписания и четко определенных целей; имеется подробное описание рабочего места; прослеживается высокая лояльность и подчинение по отношению к начальству и т.д.).
Системное управление проектами должно ставить одной из основных задач формирование системно-вероятностного мышления у всех участников проекта и в первую очередь у заказчика и инвестора. К этому выводу приходит и автор работы [17], рассматривая новый метод обратного хода при оценке рисков проекта, который базируется на утверждении, что любой проект не может быть реализован без отклонений.
В этом же контексте находится задача формирования единого бизнес-культурного пространства, которое объединяет государство с различным уровнем развития экономики и методов управления. Эта задача особенно актуальна в связи с движением Украины в Европейское сообщество и появлением экономических интересов во многих регионах земного шара. Бизнес-культурное пространство предусматривает не только однообразное понимание целей и задач совместной деятельности, но и исчезновения коммуникационных барьеров, как языкового, так и понятийного характера.
Выводы и перспективы дельнейших исследований. Проведенные исследования позволяют сделать выводы:
- в современных условиях внедрение нововведений наиболее целесообразно проводить в рамках инновационной системы:
- в силу трудности четко сформулировать видение конфигурации проекта и большой вероятности необходимости ее изменения во время реализации проекта от первоначально намеченного вида целесообразно ввести показатель адаптивности продукта проекта;
- для анализа возможных направлений изменений показателей качества продукта проекта целесообразно построение дерева состояний;
- быстрые изменения требований к качеству проекта делают необходимыми введение показателя 50 % первоначальной потери конкурентоспособности, как времени за которое такие потери вероятнее всего произойдут;
- проблема архивации проектов определила необходимость разработки модели раскрытия существенных признаков базовых понятий архивации проектов.
Перечисленные выводы отражают влияние процессов глобализации и перехода к экономике знаний на особенности реализации проектной деятельности. Однако остается еще много нерешенных вопросов как на методологическом уровне, так и на методологическом и инструментальном уровнях.
Это в первую очередь проблема прединвестиционной фазы (как учесть огромный поток информации о будущем продукте проекта при принятии решения о его реализации), фазы планирования (на сколько детально
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
7
необходимо планировать работу по проекту для различных горизонтов планирования), фазы реализации (что важнее люди в проекте или проект для людей) и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астахова Е.В. Глобализация и образование: позиция Украины //Проблемы та перспективи формування нацюнальноТ гумаытарно-техшчноТ елiти. Збiрник наукових праць. - Вип. 4(8). - Харюв: НТУ „ХП1", 2004. - С. 3-4.
2. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003.-528 с.
3. Филипенко О.Н. Развитие технического процесса и этапы истории цивилизации //Управлшня проектами та розвиток виробництва. - 2004. - № 1(9). - С. 31-36.
4. Бушуев С.Д. Проектный менеджмент. Взгляд в будущее // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2000. - № 2(2). - С. 7-10.
5. Рач В.А. Принципы системного подхода в проектном менеджменте // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2000.
- № 1(1). - С. 7-9.
6. Рач В.А. К построению моделей проектного менеджмента // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач.. - 2000. - № 2(2). -С. 18-23.
7. Рач В.А. О методичных подходах к разработке стратегий // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2001. - № 1(3). - С. 11-16.
8. Рач В.А., Чупревец С.С., Шипалова Е.В. Современная модель структуры конкурентоспособного предприятия в условиях экономики знаний Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2002.
- № 2(5). - С. 5-11.
9. Рач В.А. Роль и место управления проектами в развитии социально-экономических систем / Глобалiзм та управлшня проектами у ХХ1 стол^. Матерiали науково-практичноТ конференци 9-10 жовтня 2003 року. - Львiв. - С. 57-59.
10. Инновационный менеджмент / Под ред. О.П. Молчановой. - М.: Вита - Пресс, 2001. -272 с.
11. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2000. - 148 с.
12. Рибак А.1. Системы методи розробки i оцшки проек^в // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2003. - № 3(8). - С. 12-19.
13. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Динамическое лидерство в управлении проектами. - К.: Выпол, 1999. - 312 с.
14. Рач В.А., Антоненко С.В., Черепаха Г.С. Особенности взаимодействия руководителя и команды на различных этапах проекта // Управлшня проектами та розвиток виробництва. Збiрник наукових праць. Пщ ред. В.А.Рач. - 2004. - № 1(9). - С. 160-170.
15. Рыбальченко В.Б. Моделирование и управление знаниями // Корпоративные системы.
- 2002. - № 4. - С. 76-80.
16. Дитхельм Г. Управление проектами. В 2т. Т.1. - СПб.: Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2003. - 400 с.
17. Рач Д.В. Применение метода обратного хода для оценки риска проекта /Глобалiзм та управлшня проектами у ХХ1 столгт. Матерiали науково-практичноТ конференци 9-10 жовтня 2003 року. - Львiв. - С. 149-150.
Стаття надмшла до редакцп 10.05.2004 р.
8
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)