Научная статья на тему 'Новации на протяжении жизненного цикла проекта'

Новации на протяжении жизненного цикла проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4171
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации в процессе ЖЦП / актуальность / стратегия / адаптация / уникальность

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Малый, Ю. В. Сивопляс

Речь идет о возможной защите проекта посредством внедрения новаций на всем протяжении ЖЦП. Показаны причины возникновения и пути внедрения новаций в проект, их роль и влияние на стратегическое планирование проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS DURING THE LIFE CYCLE OF A PROJECT

Мова йде про можливий захист проекту за допомогою впровадження новацій на всьому протязі життєвого циклу проекту. Показана причина виникнення та шляхи впровадження новацій у проекті, їх роль та вплив на стратегічне планування проекту

Текст научной работы на тему «Новации на протяжении жизненного цикла проекта»

Посилання на статтю_

Малый В.В. Новации на протяжении жизненного цикла проекта / В.В. Малый, Ю.В. Сивопляс // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005 - №4(16). С. 45-50._

УДК 658.589:303.43

В.В. Малый, Ю.В. Сивопляс

НОВАЦИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА

Речь идет о возможной защите проекта посредством внедрения новаций на всем протяжении ЖЦП. Показаны причины возникновения и пути внедрения новаций в проект, их роль и влияние на стратегическое планирование проекта. Рис. 3, ист. 5.

Ключевые слова: инновации в процессе ЖЦП, актуальность, стратегия, адаптация, уникальность.

В.В. Малий, Ю.В. Сивопляс

НОВАЦП НА ПРОТЯЗ1 ЖИТТСВОГО ЦИКЛУ ПРОЕКТУ

Мова йде про можливий захист проекту за допомогою впровадження новац1й на всьому протяз1 життевого циклу проекту. Показана причина виникнення та шляхи впровадження новацм у проекту Тх роль та вплив на стратепчне планування проекту. Рис. 3, дж. 5.

V.V. Malyi, U.V. Sivoplyas

INNOVATIONS DURING THE LIFE CYCLE OF A PROJECT

The possible protection of the project by means of implementation of innovations during the whole extent of the life cycle of a project is considered. The reasons of occurrence and a way of implementation of innovations to the project, their role and influence on strategic planning of the project are shown.

Постановка проблемы в общем виде и анализ последних публикаций.

Роль интеллектуального капитала как главного стратегического ресурса фирмы вызвала к жизни задачу исследования инновационных коммуникаций и создания глобального рынка новшеств - эта задача пока еще находится в стадии формирования концепции и подходов к созданию соответствующей инфраструктуры такого рынка [1]. В настоящее время глобальное развитие инноваций помогает в планировании стратегии проектов, служит основой конкурентоспособности, что является одним из основных факторов выпускаемой продукции или предоставления услуг.

Постановка задачи и нерешенная ранее часть проблемы. Прежде всего, определимся с четким понятийным набором слов. Рассмотрим поэтапный переход идеи в инновацию и возможное появление новаций на всем протяжении жизненного цикла проекта (ЖЦП). В соответствии с общепринятыми трактовками слов «новация», «новшество», «нововведение», «инновация» отобразим логическую цепочку перехода и взаимодействия этих понятий (рис.1).

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 4(16)

1

Новация - идея, возникающая на протяжении всего ЖЦП - в работе рассматривается как предпосылки развития методов управления проектами. Новации - это идеи и знания, возможно представленные на бумажном или электронном носителе; новшества - это уже материальные объекты и услуги, созданные на основе новаций; нововведения - это процессы освоения новшеств; инновация - это новые знания, воплощенные в продукты или процессы и реализованные на рынке для удовлетворения потребностей и получения прибыли [2]. В переводе с английского языка, слово «innovation» -введение «нового». Чтобы «инновация» больше не вводила в заблуждение, предлагается четкое разграничения этого понятия. Введение нового и происходит в каждой точке, где обозначено допустимоотведенное место для новации на протяжении всего ЖЦП (рис. 2).

Суть стратегической реакции системы управления - обеспечение эффективной адаптации к изменениям в проекте. Речь идет о защите проекта, основным свойством такого инновационного проекта является внедрение новаций на всех этапах ЖЦП, уже рассматривая, как уберечь инновационный проект, чтобы он таковым и являлся. Появление новаций на всем протяжении ЖЦП, сопровождается идеями, знаниями, опытом, техникой, новой технологией и прочее. На рис. 1 показана модель перехода идеи в инновацию. В проекте инновация появляется двумя способами. Путь А характерен для инновации, которая не является инновационной по сути, но для данного проекта это инновация, она в свое время прошла путь В за рамками данного проекта. А инновация, которая проходит путь В, рождается в самом процессе ЖЦП. Подготовкой и проведением нововведений занимается проектный менеджер.

Рис. 1. Модель перехода идеи в инновацию

Цель работы - показать возможный переход новации в инновацию, который имеет место быть и появляться на протяжении всего ЖЦП. Как видно (рис. 1), не каждая новация преобразовывается в инновацию посредством новшеств, для конкретного проекта она может быть инновационной, но в общем 2 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 4(16)

случае не являться инновацией. Конечная цель - это совершенствование проекта в целом за счет обеспечения его адаптации и контроля к возникающим изменениям на протяжении ЖЦП.

Изложение основного материала исследования. Стратегическое управление организацией можно определить как управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации; ориентирует производственную деятельность на потребителя, выполняет гибкое своевременное регулирование на изменения, которые происходят со стороны окружения, что позволяет выживать проекту в долгосрочной перспективе [3]. Так как в проекте работают люди, а главная отличительная способность человека -мыслить, то мысли его, иногда перерастающие в идею, способствуют возникновению новации. Человек способен мыслить и думать постоянно, а его потребность приспосабливаться к окружающему безгранична, и делает он это на благо себе, т.е. с удовольствием, а значит, и с выгодой. Такой человек несет значительный вклад в проект.

Систематические и формализованные усилия людей всей команды проекта по средствам новаций направлены на разработку и организацию стратегических планов проектов. Например, главная причина экономической мощи Японии состоит не в том, что она приобретала результаты фундаментальных зарубежных исследований, а в том, что Япония нашла путь создания продукции, основанной на этих результатах. «Творческая активность - сильнейшая сторона Японии», - утверждает президент японской фирмы Sony Акио Морита. Естественным развитием этого процесса явилась интеллектуализация бизнеса, логическая цепь: основное орудие в конкуренции - инновации, их основа -знания, отсюда необходимость их управления [4].

Совершенству нет предела, также как и человеческим ресурсам. Отклонение от схем в пользу новаций непременно должно иметь место в процессе всего ЖЦП - это широкие возможности. Идеи возникновения новации улучшают процессы работы, которые в дальнейшем улучшают и конечный результат проекта в целом. Новации на каждой стадии ЖЦП приближают к идеальности и сам проект, идет развитие жизненных циклов проекта. Как платье, которое подгоняют по фигуре, так и проект максимально приближается к идеальным формам, благодаря появлению новаций, на всем протяжении ЖЦП. Инновационный проект приобретает индивидуальность, неповторимость и становится уникальным. Даже если на какой-то из стадий проекта произошла утечка информации, то с помощью использования новаций на всем протяжении ЖЦП скопировать проект полностью не удастся, здесь уже рассматривается безопасность проекта.

Итак, небольшое новационное изменение может принести много пользы в конечном итоге, а ведь идея - это не дорогостоящий продукт или деталь, она всегда под рукой. Но при этом знания и идея вместе - это наиболее ценный и стратегически важный источник. Любая трансформация проекта может преследовать свою цель, с другой стороны, - новация, объединенная общими ограничениями по ресурсам, может содержать внутри себя любую группу одноцелевых задач, направленных на решение общей задачи. Ведь есть задачи, которые решаются несколькими способами, вот мы и выбираем удобное для нас решение.

Стратегическое моделирование должно обеспечивать эффективную адаптацию к изменениям как внешним, так и внутренним. Такая адаптация возможна за счет внедрения новаций на всем протяжении ЖЦП. Так как в основе стратегии лежит планирование, то мы планируем и рассматриваем внедрение новаций на ЖЦП. Основной акцент новации делается не на проекте, а на

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 4(16)

3

стратегии достижения главной (конечной) цели проекта. План внедрения новаций, разрабатываемый на уровне проекта, является инструментом стратегического планирования самого проекта. При этом важным является как первый этап - этап планирования будущей деятельности организации, так и последующие этапы, связанные с внедрением запланированных способов внедрения новаций на протяжении ЖЦП.

Стратегическое планирование придает проекту определенность, индивидуальность и уверенность в будущем, т.к. планируя, мы рассматриваем проект (продукцию) в перспективе, а не работаем на один день. Стратегическое планирование предшествует стратегическому управлению и является его основой. В свою очередь, стратегическое управление помогает сформулировать и выполнить эффективные стратегии относительно достижения поставленных целей в проекте: это отношениям между организацией и внешней средой; это система форм, методов, моделей и приемов, которые используются в организациях для определения и реализации целей и стратегий [5]. Концепция нововведений австрийского экономиста Й.Шумпетера заключается в том, что развитие экономики представляет собой сложный циклический процесс, в котором вспышки нововведений чередуются фазами кризиса и расцвета [5]. Иллюстрацию таких мини-вспышек можно наблюдать на рис. 2. Применение стратегического планирования в проекте является адаптационным процессом, при помощи которого происходит регулярная разработка и коррекция работ в проекте. Просмотр такой системы делается на основе контроля и оценки изменений, в основе которых лежит внедрение новаций на протяжении ЖЦП. Ниже предложена типовая модель внедрения новаций и показана ее деформация на протяжении ЖЦП.

I II III

Рис. 2. Модель внедрения новаций на протяжении ЖЦП

На рис. 2 обозначено допустимоотведенное место для новаций в каждой фазе ЖЦП. Фазы ЖЦП используем классические: I - концепция, II - разработка, реализация, III - завершение; s - стоимость, t - время, AI - допустимое отклонение по ресурсам. Полученная модель может служить основой для стратегического управления проектом в условиях инновационной трансформации проекта. А инновационная деятельность в работе направлена на поиск возможностей интенсификации производства и удовлетворения общественных потребностей в конкурентоспособных товарах и услугах благодаря использованию научно-технического и интеллектуального

4 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 4(16)

потенциала. Деформация кривой ЖЦП на всех его фазах несет в себе отклонения в допустимых пределах, которые заведомо оговариваются и на них закладываются ресурсы и время на стадии планирования в проекте. В нашем случае такая деформация несет в себе функцию приспособления, а именно, способствует адаптации проекта к внешней и внутренней среде. Таким образом, мы идем в ногу со временем, учитывая НТП, а главное, - вовремя реагируем на происходящее. На рис. 2 можно увидеть, каким будет допустимое отклонение. Отклонение допускается незначительное, оно может быть как отрицательным, так и положительным в сторону расхода времени, средств, иных ресурсов проекта. Получаем три вариации ЖЦП в зависимости от времени, аналогичные вариации допускаются и в расходе иных ресурсов проекта:

1) проект незначительно затягивается во времени;

2) проект незначительно сокращает время работы;

3) проект по среднему измерению остается в рамках задуманного.

На первый вигляд, третий вариант является идеальным, однако еще неизвестно, какой из 3-х вышеприведенных принесет проекту большую пользу, и по каким параметрам будет происходить оценка. Поэтому в проекте должны рассматриваться всевозможные варианты, которые могут иметь место на протяжении ЖЦП. Продолжая рассматривать предложенную модель, на рис. 3 отобразим область варьирования допустимого отклонения Л1, а также рассмотрим, от чего может зависеть такое варьирование. На отрезке аЬ показана допустимая зона отклонения ЖЦП от первоначально задуманного. Зона отрезка аЬ не является неожиданной, она закладывается по ресурсам на начальной стадии планирования проекта. Причиной варьирования жЦп могут выступать новые знания, опыт работы, новая техника, новые технологии и прочее. На рисунке хорошо видно, что линия варьирования делает гибкие и плавные изгибы, так как не меняет в корне проект, а лишь видоизменяет ЖЦП, усиливая приспособленческую функцию адаптации, а его отклонения не превышают допустимые границы и в таком виде актуальны и приемлемы для проекта.

1\

Рис. З.Область варьирования отклонение Л! в допустимых границах аЬ

Выводы. Внедрение инноваций на протяжении ЖЦП весьма актуальны, они ориентированы на реакцию проекта, его безопасность, изменения во внутренней и внешней среде, характеризуются децентрализацией разного типа, способствуют гибкости проекта, универсальности в деятельности отдельно направленных на выявление проблем и принятие новых управленческих решений.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 4(16)

5

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении.

Предложенное внедрение новаций на всем протяжении ЖЦП рассматривается как метод развития уже существующих инновационных систем, а также, как процесс создания нового с целью приобретения более высокой прибыли.

Задача последующих исследований будет рассмотрена в проектах, применяющих инновации как стратегические направления в управлении проектами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологи, практика. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.

2. Калюжный В.В. Современные трактовки понятия «инновация» и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций //УправлЫня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганск: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2003. - №1(6). - С. 86-99.

3. Василенко В.О., Ткаченко Т.1. Стратепчне управлЫня пщприемством. Навчальний поабник. - Вид.2-ге, виправл. i доп. За ред. Василенка В.О. - К.: Центр навчально'Т лтератури, 2004. - 400 с.

4. The Art and Science of Business Intelligence Analysis/ Eds. Ben Gilad. Stamford CT: JAI Press Inc. 1996

5. Економка й оргашза^я Ыновацмно'Т дiяльностi: Пщручник О.1.Волков, М.П.Денисенко, А.П.Гречан та Ы.; Пщ ред. проф. О.1. Волкова, проф. М.П. Денисенка. - К.: ВД „Професюнал", 2004. - 960 с.

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 4(16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.