Научная статья на тему 'Процесс перехода внутренних инноваций во внешние при помощи создания портфеля инноваций в проекте'

Процесс перехода внутренних инноваций во внешние при помощи создания портфеля инноваций в проекте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренние и внешние инновации / интеллектуальная собственность / потенциал проекта / стратегия организации / портфель инноваций / управление изменениями

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю В. Сивопляс

Рассматривается процесс создания портфеля инноваций. Установлены причины возникновения такого портфеля в проекте и возможные решения по основным вопросам управления инновациями. Рассмотрено управление изменениями в проекте, созданное внутренними инновациями, а также показана взаимосвязь внутренних и внешних инноваций. Предложена модель формирования инновационного портфеля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS TRANSMISSION PROCESS ON THE BASE OF PROJECT INNOVATION PORTFOLIO

The process of innovation portfolio creation is considered. Reasons for such portfolio in the project and possible decisions devoted to innovation management are revealed. The project change management caused by internal innovations is considered as far as relation between its internal and external innovations. The model of innovation portfolio creation is proposed

Текст научной работы на тему «Процесс перехода внутренних инноваций во внешние при помощи создания портфеля инноваций в проекте»

Посилання на статтю_

Сивопляс Ю.В. Процесс перехода внутренних инноваций во внешние при помощи создания портфеля инноваций в проекте/Ю.В. Сивопляс// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007 - №2(22). С. 47-51.

УДК 658.589:303.43

Ю.В. Сивопляс

ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ВНУТРЕННИХ ИННОВАЦИЙ ВО ВНЕШНИЕ ПРИ ПОМОЩИ СОЗДАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИЙ В ПРОЕКТЕ

Рассматривается процесс создания портфеля инноваций. Установлены причины возникновения такого портфеля в проекте и возможные решения по основным вопросам управления инновациями. Рассмотрено управление изменениями в проекте, созданное внутренними инновациями, а также показана взаимосвязь внутренних и внешних инноваций. Предложена модель формирования инновационного портфеля. Рис. 1, табл. 1, ист. 8.

Ключевые слова: внутренние и внешние инновации, интеллектуальная собственность, потенциал проекта, стратегия организации, портфель инноваций, управление изменениями.

Ю.В. Сивопляс

ПРОЦЕС ПЕРЕХОДУ ВНУТР1ШН1Х 1ННОВАЦ1Й У ЗОВН1ШН1 ЗА ДОПОМОГАЮ СТВОРЕННЯ ПОРТФЕЛЮ 1ННОВАЦ1Й В ПРОЕКТ1

Розглядаеться процес створення портфелю Ыновацм. Встановлени причини виникнення такого портфелю в проект! I можлив1 р1шення за основними питаннями управл1ння Ыновац1ями. Розглянуто управл1ння зм1нами в проект! яке створено його внутр1шн1ми шновац1ями, а також показана взаемод1я внутр1шн1х I зовн1шн1х шновацм. Запропанована модель формування Ыновацмного портфелю. Рис. 1, табл. 1, дж. 8.

U.V. Sivoplyas

INNOVATIONS TRANSMISSION PROCESS ON THE BASE OF PROJECT INNOVATION PORTFOLIO

The process of innovation portfolio creation is considered. Reasons for such portfolio in the project and possible decisions devoted to innovation management are revealed. The project change management caused by internal innovations is considered as far as relation between its internal and external innovations. The model of innovation portfolio creation is proposed.

Постановка проблемы в общем виде и анализ последних публикаций.

Одной из главных характеристик экономики конца ХХ века стал ее переход на новую, инновационную фазу развития - «общество знание» [1]. По мнению некоторых ученых, такая экономика характеризуется техническим укладом, в котором ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, знания. Академик Д. Львов считает, что основой экономического развития является инновационная деятельность. Лауреат Нобелевской премии

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

1

по экономике Роберт Уильям Фоуджел утверждает, что небольшие нововведения в силу их массовости в большей степени влияют на развитие промышленности, чем крупные технологические прорывы [1]. Стратегия - это общее направление развития. Важная характеристика процесса стратегического управления - готовность и желание рассматривать новые точки зрения, новые идеи и возможности [2]. В основе стратегического управления заложен интеллект, интерес и информация, так как новая концепция стратегического управления персоналом основана на далеко идущих прогнозах развития организации и ее окружения [3].

При достаточном управлении организацией конечный продукт не будет в полной мере соответствовать предполагаемому ранее результату, если не рассматривалась такая приспособленческая функция проекта как его внутренние инновации. Необходимо смотреть дальше успешности отдельных работ и ориентироваться на стратегические приоритеты организации.

Постановка задачи и нерешенная ранее часть проблемы. Стратегия организации - это комплекс принципов ее деятельности, отношений с внешней и внутренней средой, перспективными целями и соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей [2]. Существуют такие понятия, как содержание продукта и содержание проекта. Организации больше уделяют внимания содержанию продукта, а многие руководители проектов сосредотачиваются на содержании проекта [4]. Особенность проектного менеджмента в том, что он представляет собой идеальную систему управления любыми знаниями компании.

Способность быстрого реагирования за изменениями - это залог успеха компании, а внедрение методологии управления проектами как подхода к управлению изменениями оказывается, зачастую, вопросом выживания, а не только способом улучшения проекта [5]. Для эффективного использования потенциала инновационного менеджмента необходимо участие научно-производственного коллектива предприятия. В управлении проектами для этого особое место отводится команде проекта, где каждый участник выполняет не только свою определенную работу, но и способен улучшить результаты проектной деятельности [6]. Человеческие ресурсы играют важную стратегическую роль, этот конкурентоспособный трудовой потенциал, позволяющий организации развиваться и достигать перспективных целей [6,7].

Управлять изменениями жизненно важно для любого проекта. Это необходимость успешности проекта. Осознание различия между содержанием продукта и содержанием проекта сделает процесс выявления неизбежных изменений, их оценки и управления ими намного более легким.

Целью статьи является создание модели формирования стратегического метода управления изменениями в проекте, если эти изменения вызваны непосредственно внутренними инновациями проекта. Основным инструментом для этого служит управление созданием портфеля инноваций, который предоставляет возможность увеличить количество и повысить качество внутренних инноваций проекта.

Изложение основного материала. Отклонения от плана, возникающие по ходу реализации проекта, не только не должны скрываться, но и сами должны быть объектом упорядоченного подхода.

При разработке инновации необходимы согласованные решения по ее проектированию, подготовке, утверждению, внедрению и оценке. Контроль перехода внутренней инновации во внешнюю через портфель инноваций является действенным инструментом управления изменениями в проекте (рис.1).

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

I

Внутренние инновации

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

и ■ Индивидуальность проекта

т о о ■ Уникальность проекта

■ Перспективное развитие

о проекта

00 ■ Объем знаний

о В ■ Достижения

Рис. 1. Модель формирования портфеля инноваций в проекте

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

3

Портфель инноваций в проекте представляет собой инновационную базу для максимально эффективного развития производства. В нем накапливаются опыт и знания, позволяющие добиться стабильности и преимуществ в конкуренции, а внутренние инновации становятся реальным товаром во внешней среде проекта. Фиксируя и регулируя процесс появления идей, создается банк новых идей. Из него посредством анализа разработок проекта идеи становятся новациями и инновациями [5], которые составляют наполнение портфеля инноваций. А это уже источник развития, который находится внутри текущего проекта. Такой сбор идей, своевременная их проработка и реализация лежат в основе успешного управления инвестиционными проектами с внедрением внутренних инноваций в жизненный цикл проекта.

В соответствии с законом Украины «Про инновационную деятельность» [8] сказано, что она направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обуславливает выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Инновации - это также организационно-технические решения производственного процесса, административного, коммерческого либо другого характера, что существенно улучшает структуру и качество производства [8]. К таким характеристикам можно отнести созданный в проекте портфель инноваций.

Государством предусмотрена защита прав и интересов субъектов инновационной деятельности, существует финансовая поддержка в разработке инновационных продуктов деятельности, установление льгот и налогообложение. Однако как рассматривать инновации на предмет их принадлежности в проектах и кому будут присвоены права на продукт инновационной деятельности? Инновационный процесс может закончиться результатом инновационной деятельности и являться научно-технической продукцией (НТП). Основная правовая форма отношений между разработчиком и подрядчиком регулируется хозяйственным договором, также существуют договоры на создание и передачу НТП. Инновации в проекте неизбежны и управляемы, а управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства [5]. Основные вопросы и проблемы, связанные с управлением инноваций на производстве, и их решение предложены в табл. 1.

Таблица 1

Основные вопросы и проблемы управления инновациями на производстве и их решение

№ п/п Основные вопросы управления инновациями Возможное решение

1 Недостаточное инвестирование инноваций Закладывание ресурсов на разработку и управление инновациями в проекте [6]

2 Отсутствие гибкости в работе материально-технических, производственно-экономических, социально-организационных структур Внедрение новаций в ЖЦП на стадии инициализации как гибкой, приспособленческой функции проекта к его окружению [6]

3 Резкое сокращение численности научно-исследовательских групп Разработка мотивации команды проекта на всем протяжении ЖЦП (присвоение им части дополнительной прибыли от реализации внутренних инноваций) [7]

4 Чрезмерная длительность инновационных процессов Замена длительных процессов небольшими нововведениями в проекте

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

Продолжение таблицы 1

5 Ограниченность распространения инноваций Создание инновационного портфеля, в котором часть инноваций при выходе во внешнюю среду становится инновационным продуктом (дополнительная прибыль)

6 Принадлежность инновации (кому будут принадлежать права на инновации в проекте) Контракт как особая форма трудового договора должна содержать в себе четкое регулирование данного вопроса

Для успешного продвижения инновации необходимы новая идея и достаточные инвестиции. Важно определить уже для готовой инновации максимально большее число сфер коммерческих предложений, основу которых должны составлять продажа патентов, лицензий или готовый продукт инновационной деятельности.

Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Управления инновациями в проектах приводит к повышению эффективности использования такого нового ресурса как портфель инноваций и обеспечивает функционирование субъектов инноваций в проектах. Представленная модель создания портфеля инноваций в управлении проектами позволяет, не отходя от стратегических планов организации являться стратегическим инструментом проекта. В свою очередь он является источником развития организации, делая ее перспективной и уникальной. Поэтому при разработке стратегии развития организации необходимо исходить из принципов управления инновациями в проектах. Однако инновационный и обычный производственный процесс имеют принципиальные отличия, усложняя задачу их совместимости. Поэтому возникающие вопросы в данной области есть, и они будут рассматриваться в дальнейших исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление инновациями в организации: Учеб. пособие / А.А.Бовин, Л.Е.Чередникова, В.А.Якимович. - М.: Омега-Л, 2006. - 415 с.

2. Стратегическое управление: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 0б1100 «Менеджмент орг.» / А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухин. - 2-е изд., стер. М.: Изд-во ОМЕГА - Л, 2006. - 464 с.

3. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. - М.: Издательсмтво „Финпресс", 2004. - 288 с.

4. Грашина М., Дункан В. Основы управления проектами. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2005. -295 с.

6. Малый В.В., Сивопляс Ю.В. Новации на протяжении жизненного цикла проекта //Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005. - №4 (16). - С. 45-50.

7. Сивопляс Ю.В. Перспективы внутренних инноваций проекта // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006. - № 2(18). - С.114-118.

8. Закон Укра'ши „Про шновацмну дiяльнiсть" // Вщомост Верховно! Ради (ВВР) - 2002. -№36. - ст.266.

Стаття надмшла до редакцп 27.04.2007 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 2(22)

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.