Научная статья на тему 'Методика агрегатного планирования с применением имитационной модели'

Методика агрегатного планирования с применением имитационной модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Рогожина

Рассмотрено применение агрегатного планирования как инструмента эффективного использования ресурсов производства в условиях нестабильности производственных и рыночных факторов. Используя имитационное моделирование для конкретного предприятия найдена наиболее выгодная стратегия управления внутренними ресурсами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика агрегатного планирования с применением имитационной модели»

трудоустроился, он получает документ о прослушанных курсах и трудоустраивается сам.

На втором уровне обучения расширяются знания по базовым дисциплинам, вводятся дисциплины микро- и макроэкономики, управления персоналом. На второй уровень обучения принимаются специалисты по I направлениям фирм. Подготовка краткосрочная в несколько этапов с использованием методов дистанционного и заочного обучения. Обучающиеся -разрабатывают и защищают маркетинг-план для своей фирмы.

Третий уровень обучения более длительный. Обучающиеся участвуют в \ разработке реальных проектов для фирм-партнеров, проводят социологические \ и маркетинговые исследования, подготавливают и защищают выпускную работу. !

В заключение отметим, что же дает такое многоуровневое обучение.

Во-первых, фирмы получают специалистов по своим заказам, имеют возможность оценить их человеческие качества, знания, навыки и умения.

Во-вторых, обучающиеся стремятся получить профессию, заработать средства на свое обучение, трудоустроиться (на первом уровне обучения), подняться вверх по карьерной лестнице, войти в резерв руководителей (на втором и третьем уровнях обучения). Приобретаются знания, человек самоутверждается, испытывает самоуважение.

В-третьих, процесс обучения и управления персоналом тесно переплетается и развивается в лучших традициях мировой практики. Это касается персонала, связанного с продажами. Но опыт может быть перенесен и на подготовку специалистов других профессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кертництво з питань проектного менеджменту (кертництво РМВОК). 1нститут проектного менеждменту. Ком1тет з питань стандарте PMI.

2. Егоршин А. П. Управление персоналом. - 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 1999.-624 с.

Стаття надмшла до редакцш 18.03.2002 р.

УДК 658.51

И.В. РОГОЖИНА

МЕТОДИКА АГРЕГАТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Рассмотрено применение агрегатного планирования как инструмента эффективного использования ресурсов производства в условиях нестабильности производственных и рыночных факторов. Используя имитационное моделирование для конкретного предприятия найдена наиболее выгодная стратегия управления внутренними ресурсами. Рис. 4, табл. 1, ист. 3.

В современных условиях дальнейшее развитие производства не возможно без планирования эффективного использования ресурсов производства.

Планирование эффективного использования ресурсов производства на среднесрочный период осуществляет в сводных (агрегированных) показателях, если факторы (спрос, различные виды затрат, производственные мощности), влияющие на процесс производства, нестабильны во времени. Необходимость в агрегатном планировании обусловлена несоответствием сроков и объема производства продукции, продиктованных спросом, сроком и объемом

производства, обеспечивающим эффективное использование ресурсов производства. [1].

Рассмотрим использование агрегатного планирования на базе харьковского предприятия, производящего перфорационную продукцию. Известно, что период агрегатного планирования должен охватывать весь цикл сезонных колебаний и поэтому в нашем случае он будет равен 12 месяцев. Спрос на продукцию этого завода имеет явно выраженный сезонный характер (рис.1) и, кроме того, достаточно резко меняется по годам из-за нестабильных внешних экономических условий. Результаты обслуживания потребителей представлены на рис.2, уровень обслуживания потребителей как отношение спроса к реализации продукции за год равен 91%.

2500 000 2000000 1500000 1000000 500000 517258

418100

2339125 2264314

1542295

1374363

1373944 1 197800

/у «V ' ^

Рис. 1. Спрос на продукцию предприятия

Для улучшения показателей деятельности предприятия в агрегатном планировании используется несколько основных (чистых) стратегий управления внутренними ресурсами. [1, 2].

1. Повышение уровня запасов при сохранении постоянного объема производства. С одной стороны, можно увеличивать незавершенное производство и запасы в периоды снижения спроса, чтобы удовлетворить высокий спрос в будущие периоды, однако, прежде чем принять эту стратегию, нужно оценить соотношение затрат на хранение и простой оборудования. С другой стороны, когда предприятие входит в период увеличивающегося спроса, нехватка продукции ведет к потере продаж в результате неудовлетворительного обслуживания покупателей в течение длительного периода.

2. Варьирование численности рабочих наймом и увольнением. Найм и увольнение производственных рабочих, чтобы выровнять темп производства,

может снизить производственные затраты. Но часто новые рабочие нуждаются в обучении и овладении навыками работы, поэтому средняя производительность временно падает, а увольнения снижают моральный дух рабочих, что может привести к снижению общей производительности труда.

3. Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев. Иногда возможно сохранять постоянную численность рабочих, изменяя продолжительность рабочего времени. Когда же спрос возрастает очень быстро и значительно, возможность управлять темпами производства с помощью сверхурочной работы уменьшается. Затраты на оплату сверхурочной работы возрастают, и длительные сверхурочные работы приводят к снижению производительности труда рабочих, что проявляется в снижении общей производительности труда.

X

о.

2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

□ Орсс

□ Яэажзация

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 период

Рис. 2. Результаты обслуживания потребителей

4. Воздействие на спрос. Когда спрос низкий, предприятие должно воздействовать на спрос, прибегая к рекламе, приемам продвижения товаров, увеличивая персональные продажи и снижая цены.

С другой стороны, в период высокого спроса требуется добиваться согласия заказчиков на продление сроков выполнения заказов. Если покупатели согласны ждать, не меняя своего мнения о предприятии или не снимая заказа, то увеличение сроков выполнения заказов является вполне возможной стратегией. Однако это опять требует снижения цен и определения ] относительной выгоды стратегии.

Хотя каждая из вышеперечисленных основных (чистых) стратегий может | привести к агрегатному плану, при котором затраты минимальны, комбинация \ этих стратегий (смешанные стратегии) часто подходит лучше. Смешанные I стратегии используют комбинацию переменных, позволяющую получить производственный план, наиболее соответствующий действительности. Выбор той или иной стратегии наиболее приемлемо осуществлять с помощью имитационного моделирования.

Диалоговое имитационное моделирование играет важную роль в процессе принятия решений при агрегатном планировании. Диалоговое имитационное моделирование позволяет [3]: ;

проведение в регулярном порядке всестороннего анализа факторов, имеющих отношение к задачам планирования. Это исключает возможность принятия решений на основании тривиальных и поверхностных оценок;

- отведение каждому решению по планированию соответствующего места в установленной последовательности решений и корректировка ошибок первоначального прогноза, осуществляемая с помощью механизма обратной связи с лицом, принимающим решение;

- изменение установившейся практики принятия решений для обеспечения большей свободы действий, в особенности при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Учитывая, что предприятие работает сейчас в одну смену, а увольнение и набор персонала в зависимости от интенсивности спроса не соответствует политике руководства предприятия, в качестве основных стратегий исследуем возможности увеличения запаса готовой продукции при сохранении постоянного объема производства и использования сверхурочных работ.

1. Увеличение запаса готовой продукции осуществим за счет равномерной работы предприятия в течение года, т.е. введем план производства, ограниченный выпуском (рис.3).

□ Спрос

□ Веагизац«

Рис. 3. Результаты обслуживания потребителей с использованием стратегии увеличения запаса готовой продукции при сохранении постоянного объема

производства

2. За сверхурочную работу необходимо платить двойную ставку, для удовлетворения спроса необходимо увеличить объем производства на 40% (рис.4).

2500000

2000000

1500000 I

'1000000 500000

о

□ Орос

□ йэагизация

1

верной

8

10 11 12

Рис. 4. Результаты обслуживания потребителей с использованием стратегии

сверхурочных работ

Результаты расчетов агрегированных показателей сведены в таблицу 1.

_Таблица 1

Агрегированные показатели Исходное состояние Стратегия увеличения запаса готовой продукции Стратегия использования сверхурочных работ

Прибыль, грн 4 392 447 4 672 667 4 650 969

Рентабельность оборотных средств, % 101 101 101

Абсолютная ликвидность, % 100 100 100

Уровень обслуживания, % 90,99 96,51 97,29

На основании данных, представленных в таблице 1, мы видим, что уровень прибыли наиболее высокий при использовании стратегии увеличения запаса готовой продукции при сохранении постоянного объема производства. Уровень рентабельности оборотных средств и ликвидности при всех вариантах одинаков. Уровень обслуживания потребителей наиболее значителен (97,29%) при использовании стратегии сверхурочных работ. Следовательно, вариант со сверхурочной работой в пиковые периоды является наиболее приемлемым в данном случае.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. Учебник. - СПб: «Специальная литература», 1998. - 366 с.

2. Князевська О.В. Залучення лопстики при формуванн1 стратеги пщприемств.// Менеджмент та пщприемництво в УкраТнк етапи становления \ проблеми розвитку. Зб1рник науково-прикпадних праць. - 1998. - №4. - С.128-132

3. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / В.В. Федосеев, А.Н. Гармаш, Д.М. Дайитбегов и др.; Под ред. В.В. Федосеева. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 391 с.

Стаття надмшпа до редакцш 20.06.2002 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.