Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЕБ-ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЕБ-ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ / ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА / WEB PROJECT / PROJECT METHOD / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / STEP-BY-STEP INSTRUCTION / EXPLANATORY NOTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скакунова Виктория Александровна

Рассматривается проблема формирования информационно-коммуникационной компетенции педагогов. Показано, что одним из эффективных инструментов ее решения может служить метод веб-проектов, позволяющий моделировать реальные условия обучения и формировать компетенции применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков. В качестве конкретного методического инструмента его реализации в учебном процессе обосновано составление своего рода пояснительной записки к веб-проекту, ориентирующей будущих учителей иностранного языка в этапах построения урока с использованием информационно-коммуникационных технологий.The problem of formation of information and communication competence of teachers is considered. It is shown that one of the effective tools for solving it can be the method of web projects that allows to simulate real learning conditions and build competencies in the use of information and communication technologies while teaching foreign languages. As a specifi c methodological tool for its creation and implementation in the educational process, it is justifi ed to compile a kind of explanatory note for a web project that guides future teachers of a foreign language in the stages of building a lesson using information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скакунова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЕБ-ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Р01: 10.25586/RNU.HET.19.09.P.13 УДК 378

В.А. Скакунова,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Использование метода веб-проектов для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов

В российской системе образования уже давно и активно совершается трансформация учебного процесса. Ее суть - переход от традиционных форм учебных занятий к обучению в учебной среде, насыщенной новыми информационными продуктами и технологиями [10, 16].

Сам факт появления в педагогической лексике и все более широкого использования понятий «информационная электронная образовательная среда» [4, 8, 12], «цифровая среда образования» [1, 7], «информационно-обучающая среда» [2, 5] свидетельствует об исследованиях, экспериментах, практической деятельности и дискуссиях в области информатизации образования. Одной из тем дискуссий в научно-педагогическом сообществе является место информационно-коммуникационной компетентности в компетентностном арсенале преподавателя [3, 18, 19, 20]. На современном этапе ее основополагающее значение уже не обсуждается: речь идет прежде всего о путях, средствах, методах ее формирования. Необходимость практического владения преподавателями, учителями, воспитателями информационно-коммуникационными технологиями нашла отражение в профессиональном стандарте педагога [15], а также в федеральных государственных стандартах © Скакунова В.А., 2019

Факультет иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

высшего образования третьего поколения ++ педагогического направления.

В трактовке термина «информационно-коммуникационная компетентность» автор ориентируется на определение, предложенное А.В. Хуторским, согласно которому под компетентностью понимается «совокупность личностных качеств обучаемого, необходимых для

осуществления продуктивной деятельности по отношению к определенному объекту» [17]. Вслед за И.А. Зимней мы рассматриваем информационно-коммуникационную компетентность как интегральное личностное качество специалиста, в нашем случае учителя иностранного языка, формирование которого является одной из актуальных задач высшей школы.

ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА СКАКУНОВА

преподаватель Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: методика обучения иностранным языкам, информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков, педагогика, педагогическая психология, профессиональное образование. Автор 11 опубликованных научных работ. Электронная почта: victoria.skakunova@yandex.ru

Рассматривается проблема формирования информационно-коммуникационной компетенции педагогов. Показано, что одним из эффективных инструментов ее решения может служить метод веб-проектов, позволяющий моделировать реальные условия обучения и формировать компетенции применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков. В качестве конкретного методического инструмента его реализации в учебном процессе обосновано составление своего рода пояснительной записки к веб-проекту, ориентирующей будущих учителей иностранного языка в этапах построения урока с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: веб-проект, метод проектов, информационно-коммуникационная компетентность, пошаговая инструкция, пояснительная записка.

The problem of formation of information and communication competence of teachers is considered. It is shown that one of the effective tools for solving it can be the method of web projects that allows to simulate real learning conditions and build competencies in the use of information and communication technologies while teaching foreign languages. As a specific methodological tool for its creation and implementation in the educational process, it is justified to compile a kind of explanatory note for a web project that guides future teachers of a foreign language in the stages of building a lesson using information and communication technologies.

Key words: web project, project method, information and communication competence, step-by-step instruction, explanatory note.

Современные педагогические технологии и методы позволяют развить необходимые компетенции студентов различными путями. В рамках нашего исследования мы отдали предпочтение методу проектов. Вслед за А.М. Новиковым автор понимает под ним педагогический метод, позволяющий реализовать «целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [11]. Более того, метод проектов позволяет смоделировать реальные условия обучения и таким образом получить необходимые для овладения профессией компетенции, что, в свою очередь, и является главной задачей учебного процесса при подготовке будущих специалистов к реальной профессиональной деятельности.

Типология метода проектов устанавливается по разным основаниям [14]. Например, по доминирующей в проекте деятельности, по предмет-

но-содержательной области, по количеству участников, по продолжительности проекта. Помимо этого, как один из типов проектов выделяют веб-проект. Он предполагает реализацию метода проектов в условиях использования телекоммуникационных технологий в сетевой среде [16]. Благодаря этому он может также выполняться в сети Интернет.

Мы исходим из того, что веб-проект как педагогический метод позволяет смоделировать такие учебные условия, в которых студенты педагогического направления могут сформировать и развить информационно-коммуникационную компетентность. Так как метод проектов подразумевает поступательное решение какой-либо учебной проблемы, перед преподавателями стояла задача определения такой проблемы или учебного задания в рамках прохождения студентом курса по использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам.

На наш взгляд, наиболее продуктивным является создание учебного задания комплексного характера. И мы предложили студентам разработать веб-проект, подразумевающий создание фрагмента урока на иностранном языке с использованием изученных ими информационно-коммуникационных технологий.

Как и любой проект, веб-проект предполагает несколько стадий реализации:

• предварительную стадию;

• непосредственно стадию реализации веб-проекта;

• стадию представления;

• стадию рефлексии [6].

В настоящей статье рассматривается стадия реализации веб-проекта. Для этой стадии характерно наличие определенного плана, который позволяет постепенно двигаться к разрешению поставленной задачи. В данном случае студентам педагогического направления была предложена пошаговая инструкция к составлению фрагмента урока по иностранному языку в виде пояснительной записки к веб-проекту.

Пояснительная записка к учебной программе или курсу, как правило, преследует определенные цели. Она призвана помочь в лучшем понимании плана действий по реализации той или иной задачи; способствует осмыслению того, какие компоненты должны входить в создание продукта учебной деятельности, а также предоставляет конкретный план действий. Именно для этих целей нами и была создана пояснительная записка к веб-проекту, содержание которой во многом основывалось на принципах построения урока иностранного языка, предложенных Е.И. Пассовым [13].

Содержание методической записки, которая была предоставлена студентам педагогического направления - будущим учителям иностранного языка для создания веб-проекта по внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам, изложено ниже.

В ней нашли отражение следующие основные положения.

1. Тема фрагмента урока, которая помогает сформировать общее представление о его тематической направленности с учетом применения информационно-коммуникационных технологий.

2. Цель урока. Безусловно, для будущего учителя иностранных языков важно не только помнить о цели урока, но также и правильно ее формулировать. В этой связи включение в пояснительную записку данного пункта является обоснованным.

3. Целевая аудитория, в описании которой указывается возрастная категория, уровень владения иностранным языком и ступень образовательного процесса. Кроме того, данный пункт в пояснительной записке позволяет студенту - будущему преподавателю иностранного языка продемонстрировать свою компетенцию в методологическом аспекте, например, как в выборе учебного материала, так и в выборе средств обучения, в частности информационно-коммуникационных технологий.

4. Учебные задачи урока. Их выделение позволяет студентам лучше ориентироваться в логической структуре заданий в веб-проекте с учетом целей фрагмента урока.

5. Используемые учебно-методические материалы.

6. Перечень применяемых информационно-коммуникационных технологий и теоретико-методологическое обоснование их применения в рамках данного фрагмента урока. Этот компонент пояснительной записки помогает определить, в какой степени будущий специалист владеет методологическим и психолого-педагогическим пониманием и предвидением (вспомним о прогностической функции педагогики [9]) результативности выбранного учебного средства для достижения поставленной учебной цели в рамках создаваемого фрагмента урока в веб-проекте.

Мы видим, что пояснительная записка к веб-проекту выполняет несколько функций:

• ориентировочную: пояснительная записка выступает в качестве плана и пошаговой инструкции

для будущих учителей иностранного языка и помогает студентам лучше ориентироваться в своих действиях и в применении сформированных компетенций на практике;

• организационно-содержательную: компоненты пояснительной записки указывают студентам на важные постулаты построения урока иностранного языка, например на необходимость учета общедидактических принципов обучения;

• контролирующую: позволяет выявить и проконтролировать то, какие компетенции сформировались у студента педагогического направления в методическом плане на данном этапе его профессионального обучения.

Формирование каждой конкретной компетентности сопряжено с использованием различных педагогических методов и технологий, а именно тех, которые создают условия ее развития и отвечают поставленным учебным целям. В нашем случае метод проектов, и веб-проект в частности, был выбран в

Информационно-коммуникационные технологии определяют будущее образования

силу присущих ему преимуществ, чтобы создать учебные условия для будущих специалистов педагогического профиля, позволяющие поэтапно формировать их информационно-коммуникационную компетентность. Пояснительная записка в данном случае выступает в качестве методического инструмента в форме пошаговой инструкции, ориенти-

руя будущих учителей иностранного языка в этапах построения урока с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация и цифрови-зация всех сфер жизни общества открыли новый этап развития образования, который, как можно предположить, охватит длительную историческую перспективу. По

мере создания новых программных и аппаратных средств реализации информационных технологий будут открываться и новые возможности их использования в обучении. И очень важно, чтобы эти возможности использовались комплексно и конкретно, претворялись в конкретные методики обучения, одну из которых мы представили в настоящей статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина А.А., Тряпельников А.В. Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ // CCS&ES. 2018. № 3. URL: https://cyber[eninka.ru/artic[e/n/kibertekst-kak-novyy-vid-uchebnogo-teksta-v-tsifrovoy-srede-obucheniya-rki (дата обращения: 14.07.2019).

2. Бакало Д.И., Шишковская Ю.В. Информационно-обучающая среда вуза в контексте интернет-образования // Вестник ТГПУ. 2012. № 4. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/informatsionno-obuchayuschaya-sreda-vuza-v-kontekste-internet-obrazovaniya (дата обращения: 14.07.2019).

3. Богатенков С.А. Компетентностно-ориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций // Концепт. 2013. № 5 (21). URL: http://cyberLeninka.ru/articLe/n/kompetentnostno-orientirovannyy-podhod-k-pLanirovaniyu-informatsionnoy-podgotovki-vypusknikov-obrazovateLnyh-organizatsiy (дата обращения: 14.07.2019).

4. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/eLektronnaya-obrazovateLnaya-sreda-innovatsionnogo-universiteta (дата обращения: 14.07.2019).

5. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса // ОТО. 2003. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obuchayuschaya-sreda-problemy-formirovaniya-i-organizatsii-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 14.07.2019).

6. Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928. 115 с.

7. Крюкова О.С. Традиционная и «цифровая» педагогика в современном образовательном пространстве // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/traditsionnaya-i-tsifrovaya-pedagogika-v-sovremennom-obrazovateLnom-prostranstve (дата обращения: 14.07.2019).

8. Лапенок М.В. Подготовка учителей к созданию и использованию электронных ресурсов для информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/ podgotovka-uchiteLey-k-sozdaniyu-i-ispoLzovaniyu-eLektronnyh-resursov-dLya-informatsionnoy-sredy-obrazovateLnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 14.07.2019).

9. Марцинковская Т.Д., ГригоровичЛ.А. Психология и педагогика: учебник. М.: Проспект, 2013.

10. Назаренко А.Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1. С. 114-121.

11. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

12. Носкова Т.Н. Новое измерение информационно-образовательного пространства современного университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 9. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/novoe-izmerenie-informatsionno-obrazovateLnogo-prostranstva-sovremennogo-universiteta (дата обращения: 14.07.2019).

13. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010.

14. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2007.

15. Профессиональный стандарт педагога. URL: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_ педагога_%28проект%29.pdf (дата обращения: 10.07.2019).

16. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М., 2009.

17. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2017.

18. Guzman A., & Nussbaum M. Teaching competencies for technoLogy integration in the cLassroom. JournaL of Computer Assisted Learning. 2009. № 20 (5). Р. 453-469.

19. Kabakci Yurdakui I., &Coklar A.N. Modeling preservice teachers' TPACK competencies based on ICT usage // Journal of Computer Assisted Learning. 2014. № 30 (4). P. 363-376.

20. Markauskaite L. Exploring structure of trainee teachers' ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities // Educational Technology Research and Development. 2007. № 55 (6). P. 547-572.

LITERATURA

1. Akishina A.A., Tryapel'nikovA.V. Kibertekst kak novy'j vid uchebnogo teksta v cifrovoj srede obucheniya RKI // CCS&ES. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kibertekst-kak-novyy-vid-uchebnogo-teksta-v-tsifrovoy-srede-obucheniya-rki (data obrashheniya: 14.07.2019).

2. Bakalo D.I., Shishkovskaya Yu.V. Informacionno-obuchayushhaya sreda vuza v kontekste internet-obrazovaniya // Vestnik TGPU. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obuchayuschaya-sreda-vuza-v-kontekste-internet-obrazovaniya (data obrashheniya: 14.07.2019).

3. BogatenkovS.A. Kompetentnostno-orientirovanny'j podxod k planirovaniyu informacionnoj podgotovki vy'pusknikov obrazovatel'ny'x organizacij // Koncept. 2013. № 5 (21). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-orientirovannyy-podhod-k-planirovaniyu-informatsionnoy-podgotovki-vypusknikov-obrazovatelnyh-organizatsiy (data obrashheniya: 14.07.2019).

4. Vorob'ev G.A. E'lektronnaya obrazovatel'naya sreda innovacionnogo universiteta // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-obrazovatelnaya-sreda-innovatsionnogo-universiteta (data obrashheniya: 14.07.2019).

5. Zajceva E.N. Informacionno-obuchayushhaya sreda: problemy' formirovaniya i organizacii uchebnogo processa // OTO. 2003. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obuchayuschaya-sreda-problemy-formirovaniya-i-organizatsii-uchebnogo-protsessa (data obrashheniya: 14.07.2019).

6. Kilpatrik V.X. Osnovy' metoda. M.; L., 1928. 115 s.

7 Kryukova O.S. Tradicionnaya i «cifrovaya» pedagogika v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Rossiya: tendencii i perspektivy' razvitiya. 2018. № 13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-i-tsifrovaya-pedagogika-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (data obrashheniya: 14.07.2019).

8. LapenokM.V. Podgotovka uchitelej k sozdaniyu i ispol'zovaniyu e'lektronny'x resursov dlya informacionnoj sredy' obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchiteley-k-sozdaniyu-i-ispolzovaniyu-elektronnyh-resursov-dlya-informatsionnoy-sredy-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (data obrashheniya: 14.07.2019).

9. Marcinkovskaya T.D., Grigorovich L.A. Psixologiya i pedagogika: uchebnik. M.: Prospekt, 2013.

10. Nazarenko A.L. K voprosu ob informatizacii lingvisticheskogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2010. № 1. S. 114-121.

11. NovikovA.M. Pedagogika: slovar' sistemy' osnovny'x ponyatij. M.: Izdatel'skij centr IE'T, 2013. 268 s.

12. Noskova T.N. Novoe izmerenie informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva sovremennogo universiteta // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-izmerenie-informatsionno-obrazovatelnogo-prostranstva-sovremennogo-universiteta (data obrashheniya: 14.07.2019).

13. PassovE.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogo yazy'ka. Rostov n/D: Feniks; M.: Glossa-Press, 2010.

14. Polat E.S., Buxarkina M.Yu. Sovremenny'e pedagogicheskie i informacionny'e texnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2007.

15. Professional'ny'j standart pedagoga. URL: https://minobrnauki.rf/dokumenty'/3071/fajl/1734/12.02.15-Profstandart_ pedagoga_%28proekt%29.pdf (data obrashheniya: 10.07.2019).

16. Titova S.V. Informacionno-kommunikacionny'e texnologii v gumanitarnom obrazovanii: teoriya i praktika. Posobie dlya studentov i aspirantov yazy'kovy'x fakul'tetov universitetov i vuzov. M., 2009.

17. Xutorskoj A.V. Didaktika: uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya. SPb.: Piter, 2017.

18. Guzman A., & Nussbaum M. Teaching competencies for technology integration in the classroom. Journal of Computer Assisted Learning. 2009. N 20 (5). P. 453-469.

19. Kabakci Yurdakul I., &Coklar A.N. Modeling preservice teachers' TPACK competencies based on ICT usage // Journal of Computer Assisted Learning. 2014. N 30 (4). P. 363-376.

20. Markauskaite L. Exploring structure of trainee teachers' ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities // Educational Technology Research and Development. 2007. N 55 (6). P. 547-572.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.