152
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ СТАРШИХ КЛАССОВ
Копейкина А. В., учитель-логопед МКОУ СОШ №13, с. Имисское
Актуальность и целесообразность
использования метода «Синквейн», гармонично вписывающегося в коррекционную работу, объясняется комплексным воздействием не только на развитие всех компонентов речи, но способствует развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), анализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Результатом использования метода «Синквейн» является совершенствование коммуникативных возможностей у школьников с легкой степенью умственной отсталости в старших классах.
Ключевые слова: коммуникативные
возможности, школьников с легкой степенью умственной отсталости, метод «Синквейн».
Грамотная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития школьников. Чем богаче и правильнее речь школьника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи школьников, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. В исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста (М.М. Кольцова, А.Н.Гвоздев и т. д.).
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. К этой категории относятся дети с легкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушения).
В большинстве литературных источников указываются трудности, которые школьники с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают при овладении лексико-грамматическим строем речи: школьники плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют , не могут грамматически правильно оформить предложения и пр.( А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова, А.В. Ястребова). Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную
программу в целом(Р.И. Лалаева, А.К. Аксенова, А.В. Ястребова и др.).
Несмотря на многочисленные исследования в логопедии, анализ специальной литературы показал острую необходимость дальнейшей разработки проблемы владения и развитие у школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лексико-грамматический строй речи.
Главное в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими особые образовательные потребности дать возможность ребёнку почувствовать себя успешным.
У школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выявляется системное нарушение всех структурных компонентов речи. Речь часто не служит у детей средством коммуникации, что обусловлено стойкостью и тяжестью речевых нарушений. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с тяжелыми множественными нарушениями развития характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи, ее ситуативное понимание. [Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей]
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ ставит перед нами задачу научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить, создать такие условия обучения, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, выразить себя, свою индивидуальность.
Актуальность и целесообразность
использования метода «Синквейн», гармонично вписывающегося в коррекционную работу, объясняется комплексным воздействием не только на развитие всех компонентов речи, но способствует развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), анализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных и др.). [Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. ]
Он является эффективным методом развития ребенка, который позволяет получить хороший результат. Слово «Синквейн» с французского языка переводится как « пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
• первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную тему стихотворения;
• вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвёртая строка -фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ученик должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
153
Знакомя ученика с понятием «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Учащиеся овладевают понятиями « живой не живой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ученик дает одно название тому, что изображено на картинке ( тётя), то логопед может спросить, как назвать его по другому ( мама, женщина).Логопед предлагает назвать предмет одним словом, обозначающий предмет. В работе логопед может использовать следующий план:
• Логопед просит назвать те слова, которые обозначают живые предметы, а затем неживые, если учащийся затрудняется выполнить задание , то предлагается отобрать картинки с живыми и неживыми предметами, далее- назвать предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
• Логопед показывает пример слова и к нему какие будут применены действия, предлагает самим подобрать действия к выбранным словам, например (цветок - растёт, пахнет, цветёт)
• Дети называют действия к своим совам или выбранному слову по лексической теме, которую разбирают;
• Называют то, что изображено на картинках (заяц бежит, девочка читает). Нельзя объединять два слова в предложении;
• Логопед называет несколько признаков к одному предмету(круглый, красный, вкусный, сладкий)- дети называют предмет: яблоко;
• Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костёр, солнце- горит, светит, яркое, жаркое).
После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающие предмет и его действие ( грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь, ученики учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры( подлежащие +сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в
винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах(предлогах), их употребление в речи и написание в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Учащиеся еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна -мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства и сужена оценка явлений и событий, выражена своя позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.
«Синквейн» как метод обучения на коррекционно-развивающих занятиях универсален. Его можно применять к любой теме изучаемой школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
«Синквейн» — это особое стихотворение, которое позволяет формировать соотносительный анализ уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность.
Игровая деятельность представляет широкие возможности для творческого, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).
В данном случае метод «Синквейна» является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников. Метод «Синквейн» относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Применение инновационного педагогического опыта метод «Синквейн», является как элемента технологии развития критического мышления через чтение и письмо, в логопедической работе с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), доступно и возможно, и способствует более успешному обучению и коррекции речевой системы и, как следствие, формированию жизненных компетенций в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ.
Применение метода «Синквейн» в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.
Источники и литература:
1. Аксенова А.К.Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе/А.К.Аксенова.- М.:Гуманиттар. Изд. Центр ВЛАДОС.2004.-316 с.
2. Верхотурова Н.Ю. Диагностика эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Казанская наука: научно-практическое издание. - Казань, 2012. — № 8. — С. 130—133.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/А.Н. Гвоздев . - М.: Изд-во АПН РСФСР.1961.-470с.
4. Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. /Н.Д. Душка// -«Логопед»- 2005-№5
5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/С.Д.Забрамная — М.: Просвещение: Владос. 1995,- 205с.
6. Кабаченко Е. И. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей /Е.И.Кабаченко// Логопед- 2012 -№ 8.-С.31-36
7. Кольцова М. М., Рузина М. С.Ребенок учится говорить/М.М. Кольцова , М.С.Рузина . — Екатеринбург: У-Фактория. - 2004. — 224 с.
8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/Р.И. Лалаева. -Спб.-2001-224с.
9. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика./Б.П.Пузанова.- Москва: Издательский центр "Академия". 2008.- 342с.
10. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы/А.В. Ястребова - М., Просвещение. 2012.- 145с
11. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670 /(дата обращения: 02.03.2016)
154