Научная статья на тему 'Методика исследования особенностей понимания и употребления синтаксических конструкций учащимися 8-9 классов с легкой степенью умственной отсталости'

Методика исследования особенностей понимания и употребления синтаксических конструкций учащимися 8-9 классов с легкой степенью умственной отсталости Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
567
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ / CORRECTIVE PEDAGOGY / COMPLEX SYNTACTIC STRUCTURES / SPEECH DISORDERS / MILD MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Василенко Ольга Владимировна

В статье мы предлагаем методику исследования особенностей понимания и употребления сложных синтаксических конструкций учащимися 8-9 классов с легкой степенью умственной отсталости. Она базируется на современных нейро-психологических и психолингвистических представлениях о сложной структуре речевой деятельности, составлена с учетом системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Василенко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of studying features of understanding and use of syntactic constructions by 8-9 graders with mild mental retardation

In this paper, we propose the methodology of studying the features of understanding and use of complex syntactic constructions by 8-9 graders with mild mental retardation. It is based on current neuropsychological and psycholinguistic notions of the complex structure of speech activity and completed by means of a systematic approach.

Текст научной работы на тему «Методика исследования особенностей понимания и употребления синтаксических конструкций учащимися 8-9 классов с легкой степенью умственной отсталости»

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ УЧАШИМИСЯ 8-9 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Коррекционная педагогика, сложные синтаксические конструкции, нарушения речи,

легкая степень умственной отсталости.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников вторичны, связаны с недоразвитием познавательной деятельности. У них в той или иной степени не формируются все операции речевой деятельности. Речь учащихся школы VIII вида характеризуется системным недоразвитием, крайней бедностью словаря, однотипными грамматическими структурами. Синтаксические конструкции представлены простыми нераспространенными или малораспространенными предложениями. [Лалаева, 2003]. В данном контексте проблема исследования понимания и употребления синтаксических конструкций учащимися 8—9 классов с легкой степенью умственной отсталости приобретает особую актуальность, так как использование сложноподчиненных предложений является распространенным средством выражения мысли, значительно обогащает речь. Практическое овладение сложными синтаксическими конструкциями умственно отсталыми школьниками создает предпосылки для более углубленного понимания выражаемых в языке мыслей, способствует развитию у детей абстрактного мышления [Лалаева, 2001].

Понимание и употребление сложных предложений свидетельствуют не только об умении понять или отразить в содержании связи и взаимообусловленность явлений, но и сами предложения есть проявления синтезирующей способности мышления ребенка, образование у него языковых обобщений, позволяющих устанавливать нужное соотношение между частями сложного предложения, так как сама структура сложного предложения является обобщенным выражением средств связи между мыслями главного и придаточного предложения того или иного смыслового типа [Лурия, 2003].

В научно-методической литературе проблеме нарушений понимания и употребления синтаксических конструкций умственно отсталыми школьниками посвящены работы Р.И. Лалаевой (1998), А.Г. Зикеева (2000) и др., но все же обозначенная проблема недостаточно изучена, открытым остается вопрос о том, насколько верно выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида понимают и употребляют в собственной речи сложные синтаксические конструкции (сложноподчиненные предложения).

Вышесказанное подтверждает актуальность выбранного направления исследования на современном этапе развития коррекционной педагогики.

Научная новизна исследования заключается в разработке методики выявления недостатков понимания и употребления сложных синтаксических конструкций (сложноподчиненных предложений) именно для учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Результаты данной диагностики позволят выявить основные трудности в понимании и употреблении синтаксических

конструкций у подростков с легкой степенью умственной отсталости, что, в свою очередь, позволит разработать эффективную логопедическую технологию, направленную на их развитие.

Таким образом, цель нашего исследования — выявить особенности понимания и употребления сложных синтаксических конструкций у учащихся 8—9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, теоретически обосновать, разработать и апробировать эффективность логопедической технологии по развитию понимания и употребления сложных синтаксических конструкций на примере сложноподчиненных предложений для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данной статье мы предлагаем методику исследования особенностей понимания и употребления сложных синтаксических конструкций учащимися 8—9 классов с легкой степенью умственной отсталости. Она базируется на современных нейропсихологических и психолингвистических представлениях о сложной структуре речевой деятельности (Н.И. Жинкин, 1958, JI.C. Выготский, 1956, A.A. Леонтьев, 1969, А.Р. Лурия, 1975, Т.В. Ахутина, 1975, А.М. Шахнарович, 1983, И.А. Зимняя, 1989 и др.). Согласно этим представлениям, процесс речепроизводства имеет сложную многоуровневую организацию, состоящую из нескольких планов (уровней), каждому из которых соответствует свой синтаксис: смысловой, семантический и формально-грамматический [Ахутина, 1989]. Выявление особенностей перечисленных уровней у учащихся школы VIII вида находит отражение в предлагаемой методике.

Также при подборе заданий учитывался системный подход, который предполагает учет структуры дефекта, специфики, обусловленной особенностями сенсомо-торного и психического развития детей с умственной отсталостью.

В данной методике используются в модифицированном варианте методы, описанные в работах Р.И. Лалаевой (1989), А.Р. Лурия (2000), Т.В. Ахутиной (1999), Л.С. Цветковой (1978) и др.

Задания подразделяются на четыре блока.

I блок. Исследование понимания логико-грамматических отношений

Цель: выявить основные трудности в понимании логико-грамматических отношений учащимися 8—9 классов с легкой степенью умственной отсталости.

1. Понимание косвенных конструкций

Задание № 1.

Понимание отношений, выраженных творительным падежом

Материал исследования: карандаш, тетрадь.

Инструкция. Слушай внимательно и покажи:

- тетрадь;

- карандаш и тетрадь;

- тетрадь карандашом;

- карандаш тетрадью.

Задание № 2.

Понимание отношений, выраженных родительным падежом

Материал исследования: картинка с изображением девочки с кошкой на руках.

Инструкция. Слушай внимательно и покажи на картинке, где...

— хозяйка кошки;

— кошка хозяйки;

— хозяйкина кошка;

— кошкина хозяйка.

2. Понимание сравнительных конструкций

Задание № 1.

Понимание сравнительных конструкций с опорой на смысловые признаки Инструкция. Слушай внимательно и скажи, правильно ли это?

— летом холоднее, чем зимой;

— днем светлее, чем ночью;

— на перемене тише, чем на уроке.

Задание № 2.

Понимание сравнительных конструкций без семантической опоры Инструкция. Слушай внимательно и ответь:

— дерево выше цветка;

— муха больше воробья;

— собака меньше лошади, но больше кошки. Кто самый маленький?

3. Понимание инверсионных конструкций Инструкция. Слушай внимательно и ответь:

— Петю бьет Витя. Кто драчун?

— ученика слушал учитель. Кто говорил?

— маму разбудил папа. Кто спал?

— кот напуган мышкой. Кто кого испугался?

4. Понимание пассивных конструкций

Задание № 1.

Понимание пассивных конструкций с наглядной опорой Материал исследования: картинки с изображением двух объектов в различных «отношениях коммуникации».

Условие: во время произнесения конструкции ребенок не должен смотреть на картинки.

Инструкция. Слушай внимательно и покажи картинку, где...

— трактором перевозится машина;

— газету закрывает книга;

— девочкой спасен мальчик;

— клеенка покрыта скатертью;

— мама перевозится дочкой.

Задание № 2.

Понимание пассивных конструкций без наглядной опоры Инструкция. Послушай внимательно и скажи, какое предложение правильное:

— дерево омывается дождем;

— волны омываются кораблем;

— метла подметается улицей;

— вода поливается цветком.

II блок. Исследование сформированности понимания и употребления конструкций, содержащих пространственно-временные отношения, выраженные с помощью предлогов

Цель: выявить особенности сфоржированности понимания и употребления конструкций, содержащих пространственно-временные отношения, выраженные с помощью предлогов у учащихся 8—9 классов с легкой степенью умственной отсталости.

Задание 1.

Понимание предложных конструкций с временным значением Инструкция. Слушай внимательно и ответь:

— Вика выступала перед Сашей. Кто выступал раньше?

-Маша посмотрела мультфильм после того, как сделала домашнее задание. Что Маша сделала вначале?

У Кати завял цветок, который ей подарил Вова. Что было раньше?

Задание 2.

Понимание предложных конструкций с пространственным значением Материал для исследования: картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях.

Условие: во время произнесения инструкции ребенок не должен смотреть на картинки.

Инструкция. Слушай внимательно и покажи картинку, где...

— в ящике бочонок;

— ящик за бочонком;

— на бочонке ящик;

— бочонок под ящиком.

Задание 3.

Понимание и употребление предлогов Инструкция. Я буду называть тебе предложение с пропущенным предлогом. Отгадай, какой предлог я пропустила? Назови предложение полностью.

Условие: экспериментатор зачитывает предложение с пропущенным предлогом. Место пропуска предлога обозначается паузой.

Речевой материал

1. Книгу положили ... сумку.

2. Обед приготовлен ... меня.

3. Лампа весит ... столом.

4. Котенок выбрался ... одеяла.

5. Машина переехала ... мост.

6. Кресло стоит ... окна.

7. Лыжник выехал ... леса.

8. Автобус отъехал ... вокзала.

9. Собака выглядывала ... угла.

10.Чайки летают ... воды.

11. Саша и Маша пошли ... кино.

III блок. Исследование особенностей понимания и использования сложных синтаксических конструкций

Цель: выявить основные трудности в понимании и использовании сложных синтаксических конструкций учащимися 8—9 классов с легкой степенью умственной отсталости.

1. Составление предложений по сюжетным картинкам

Задание 1.

Составление предложений по картинкам Инструкция. Посмотри на картинку и постарайся составить предложение (детям предлагались сюжетные картинки, по которым можно было составить сложное предложение).

2. Понимание и употребление союзов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 1.

Вставить союзы из данных Материал исследования: карточки, на которых написаны союзы: а) когда, которые, потому что; б) так как, несмотря на, чтобы; в) так что, как, если бы.

Инструкция. Я буду тебе называть предложения с пропущенным союзом, а ты должен определить, какой союз я пропустила и поднять карточку, где написан подходящий союз.

Речевой материал

1.Ученики посадили цветы,... они вырастили.

2.Ученики посадили цветы,... стало тепло.

3.Ученики посадили цветы,... любят природу.

4. Старшеклассники ушли в поход,... плохую погоду.

5. Старшеклассники ушли в поход,... изучить историю родного края.

6. Старшеклассники ушли в поход,... начались каникулы.

7.Мы поднялись высоко,... поднимаются птицы в полете.

8.Мы поднялись бы высоко,... было больше времени.

9.Мы поднялись высоко,... могли видеть все.

3. Завершение предложений

Задание 1.

Закончить предложение, выбрав вариант окончания Инструкция. Я буду читать тебе начало предложения и три варианта его окончания, а ты выбери один, который посчитаешь верным.

Речевой материал

1. На уроке труда мы готовили поздравительные открытки, потому что:

а) приближался новогодний праздник;

б) начались морозы;

в) это было легко.

2. Чтобы не заблудиться:

а) мы ушли далеко;

б) я решил вернуться на тропинку;

в) мы много говорили и смеялись.

3. Пятерки получают те ученики, которые:

а) не опаздывают;

б) выполняют домашнее задание и активно работают на уроках;

в) не прогуливают занятия.

4. Весна приходит тогда, когда:

а) желтеют листья;

б) тает снег, прилетают птицы и греет солнце;

в) уходит лето.

5. Школа — это место, где:

а) проходят учебные занятия;

б) можно получить и сдать книги;

в) всегда танцы и веселье.

Задание 2.

Закончить предложения самостоятельно Инструкция. Закончи предложения самостоятельно.

1. Дети не ходят в школу, потому что...

2. Дети не ходят в школу, чтобы...

3. Дети не ходят в школу, несмотря на...

4. Дети не ходят в школу, где...

5. Дети не ходят в школу, когда...

4. Составление сложноподчиненных предложений из данных простых

Задание 1.

Составление сложноподчиненных предложений из данных простых Инструкция. Я буду читать два предложения, а ты постарайся их соединить в одно, верное по смыслу.

Речевой материал

1. Девочка берет зонт... - Идет дождь...

2. Дети пошли туда... — Клубился дым костра...

3.В кармане лежала конфета... - Меня угостила бабушка...

4.Я решил вернуться на тропинку... — Не заблудиться...

5. Старик говорил так... — Нам было смешно...

Задание 2.

Составление сложноподчиненных предложений из данных смысловых отрезков Инструкция. Я буду читать тебе отрывки из предложений, а ты дополни, чтобы получилось полное сложное предложение.

1. ... пошел в сад, чтобы...

2. ... не приехал, потому что...

3. ... искали улицу, где...

4. ... лежала карта, на которой...

5. ... Я вернусь, когда...

5. Составление сложноподчиненных предложений из с опорой на схему

Задание 1.

Составление сложноподчиненных предложений из данных простых с опорой на схему:

Материал для исследования: карточки, на которых изображены схемы.

- =, что...

чтобы...

где...

когда...

которые...

и представлена таблица:

Знаки препинания существуют для того Наступят каникулы

Я вернусь Живет теперь мой друг

Мой старый велосипед так тарахтел Выделить мысль

Я не знаю Живут в жарких странах

Я много узнал о животных Прохожие удивленно смотрели мне вслед

Инструкция. Подбери по смыслу части сложных предложений, опираясь на схему.

Задание 2.

Составление сложноподчиненных предложений с опорой на схему Инструкция. Составь предложения по предложенным схемам.

- =, где - =;

- =, что - =;

- =, потому что — =;

- =, когда - =;

- =, который - =;

6. Верификация предложений

Инструкция. Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить.

Речевой материал

1.Если начнутся дожди, что палатки придется переносить выше, на холм.

2. Вероятно, это был медведь, когда от зайца меньше шума.

3. Когда не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

4. Дождь прошел так быстро, где земля не успела глубоко промокнуть.

5.Чем скорее догорал огонь, так виднее становилось лунная ночь.

IV блок. Исследование особенностей установления смысловых связей между предметами и явлениями и умения выражать их грамматически правильно

Цель: выявить основные трудности в установлении смысловых связей между предметами и явлениями и умении выражать их грамматически правильно у учащихся 8—9 классов с легкой степенью умственной отсталости.

Задание 1.

Завершение сложных предложений Инструкция. Закончи сложные предложения. Для этого свяжи по смыслу слова во второй части предложений.

Материал для исследования: карточки с предложениями. Первая часть предложения сохранна, вторая представлена словами в начальной форме (последовательность нарушена).

1. Письмо пришло (когда, никто, его, уже, не ждать).

2. Облепиху называют чудо-ягодой (обладать, чудесные, она, свойства, потому что).

3.Мы отправились на прогулку пораньше (успеть, уборка, проводить, чтобы, классе, в).

4. Мы обязательно вернемся в тот город (проводить, где, свое, детство).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Мне был дорог билет (хранить, я, который, в, память, о, поездка, к, друзья).

Задание 2.

Составление предложений из слов, данных в нарушенной последовательности Инструкция. Составь предложения, используя слова, написанные на карточках. Материал для исследования: карточки со словами (слова даны в начальной форме):

1) земля, размокнуть, дождь, идти, потому что;

2) прилететь, когда, скворцы, снег, растаять;

3) хотеть, я, мама наша, не стареть, чтобы;

4) я, радоваться, быть, если, моя, мечта, сбыться;

5) мы, где, знать, я, встретиться.

Задание 3.

Составление предложений Инструкция. Составь предложение, чтобы в нем говорилось сразу о нескольких предметах, людях или животных, используя предложенный союз.

Речевой материал:

1) мальчик, удочка, чтобы;

2) девочка, аквариум, рыбки, где;

3) я, котенок, дождь, который.

4) бабушка, внук, потому что.

5) я, сад, ветер, яблоки, когда.

Для получения более точных результатов исследования особенностей синтаксической структуры сложного предложения у учащихся 8—9 классов с умственной отсталостью предполагается отдельно оценивать каждое задание в методике.

Таким образом, результаты исследования особенностей понимания и употребления сложных синтаксических структур учащимися 8—9 классов специальной (коррекционной) школы VHI вида позволят разработать логопедическую технологию, направленную на развитие понимания и употребления сложных синтаксических конструкций на примере сложноподчиненных предложений для заявленной категории учащихся.

Библиографический список

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

2. Выготский JI.C. Мышление и речь. М., 1999.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод, пособие для учите ля-логопеда. М.: Владос, 2001.

4. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников // Дефектология. 2003. № 3.

5. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2003.

7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: Айрис-пресс, 2007.

8. Цветков я Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М: Российское педагогическое агентство, Когито-центр, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.