СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Печатается на основании проекта «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодествия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально ориентированную практику студентов», который реализуется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы и договора о сетевом взаимодействии между Российским государственным педагогическим университетом
им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и Институтом специального образования Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).
УДК 376.4:372.46
ББК Ч456.091 ГСНТИ
И. В. Карслиева А. П. Зарин С. Ю. Ильина
Санкт-Петербург, Россия
' 43.43 Код ВАК 13.00.08
I. V. Karslieva A. P. Zarin S. Y. Il'ina
Saint Petersburg, Russia
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
PECULIARITIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF SENIOR
PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAY OF PSYCHIC DEVELOPMENT
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты экспериментального изучения связной речи дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) как важнейшего условия готовности к обучению грамоте. Особенности речи детей с задержкой психического развития показаны на фоне развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с умственной отсталостью.
Abstract. The article presents some results of an experimental study of coherent speech of preschool children with mental retardation as a major condition of preparation for learning reading and writing. Peculiar features of the speech of children with mental retardation are shown on the background of speech development in senior preschool children with normal development and with mental retardation.
92
Специальное образование. 2015. № 3
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность; задержка психического развития; речь; готовность к обучению грамоте; дошкольники.
Сведения об авторе: Карслиева Ирина Владимировна, аспирант.
Место работы: кафедра олигофренопедагогики факультета олигофренопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Контактная информация:
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Зарин Алиция Петровна, кандидат педагогических наук
Место работы: профессор кафедры олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046. Посадская, дом 26, комната 215.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Ильина Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук.
Место работы: заведующая кафедрой олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики Российского государственного педагогического
Key words: intellectual disabilities; mental retardation; speech; preparation for learning reading and writing; preschoolers.
About the author: Karslieva Irina Vladimirovna, Post-graduate Student.
Place of employmen: Department of Oligofrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg.
About the author: Zarin Alitsiya Petrovna, Candidate of Pedagogy.
Place of employment: Professor, Department of Oligofrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg.
г. Санкт-Петербург, улица Малая
About the author: Il'ina Svetlana Yur'evna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Head of Department of Oligofrenopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg.
университета имени А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, дом 26, к. 215.
E-mail: [email protected].
Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР обусловлен постоянно возрастающей ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает успешность подготовки ребенка к школе. Одной из важных предпосылок к обу-
чению грамоте является достаточный уровень речевого развития старших дошкольников. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная связь (Н. Ю. Борякова, Л. С. Выготский,
© Карслиева И. В., Зарин А. П., Ильина С. Ю., 2015
Специальное образование. 2015. № 3
93
Р. И. Лалаева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Со-ботович, У. В. Ульенкова и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6]).
В рамках экспериментального изучения готовности дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) к обучению грамоте нами было проведено сравнительное исследование состояния речи детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 102 ребенка в возрасте 6—7 лет с разным уровнем интеллектуального развития: 30 детей с нормальным развитием, 52 дошкольника с ЗПР и 20 — с легкой умственной отсталостью. Обследование проводилось в первые 2—3 месяца пребывания
детей в дошкольном образовательном учреждении.
Для проведения обследования была разработана методика, в которую вошли задания на составление рассказа по сюжетной картинке («Зимние забавы») и на понимание и употребление простых предлогов (на, под, над, в, около). Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале, от 0 до 4.
Сравнительный анализ данных нормально развивающихся старших дошкольников, сверстников с ЗПР и с умственной отсталостью выявил следующие количественные показатели развития речи детей (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели развития речи детей дошкольного возраста, %
Кол-во Дети с нормаль- Дети с ЗПР Дети с
Изучаемые параметры баллов ным развитием (п = 52) умственной
(п = 30) отсталостью
(п = 20)
Составление рассказа по сюжетной картинке 0 10,0 26,9 43,3
1 20,0 40,4 56,7
2 40,0 25,0 -
3 20,0 7,7 -
4 10,0 - -
Понимание и употребление простых предлогов 0 - 7,7 53,3
1 - 28,8 46,7
2 5,0 52,0 -
3 60,0 11,5 -
4 35,0 - -
Средний балл - 3,2 1,5 0,4
Данные, представленные в таблице 1, указывают на наличие существенных различий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем интеллектуального развития: с нормальным развитием, с задержкой пси-
хического развития и с легкой умственной отсталостью. По показателю среднего балла результаты детей с ЗПР на 1,7 балла ниже результатов, которые были показаны детьми с нормальным развитием, и на 1,1 балла выше, чем показатели,
94
Специальное образование. 2015. № 3
которые продемонстрировали дети с умственной отсталостью.
Полученные нами данные позволяют констатировать отставание в развитии как активной речи, так и ее понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. При этом результаты, характеризующие самостоятельное продуцирование текста (составление рассказа по сюжетной картинке) у детей с ЗПР близки к результатам, которые показали их сверстники с умственной отсталостью (преобладают результаты 0 и 1 балл — соответственно 67,3 % и 100 %). В понимании и порождении ситуативных высказываний в процессе общения (понимание и употребление простых предлогов) результаты детей с ЗПР приближаются к результатам сверстников с нормальным развитием (преобладают результаты 2 и 3 балла — соответственно 63,5 % и 65,0 %).
Анализ экспериментального материала позволяет определить качественные особенности развития речи старших дошкольников. Так, нормально развивающиеся дети хорошо понимали обращенную речь, точно выполняли все инструкции и просьбы взрослого. Дети с ЗПР понимали и точно выполняли простые инструкции и просьбы. Сложные инструкции, состоящие из двух и более шагов, вызывали у них затруднения, и выполнить все действия такие дети могли лишь после повторения инструкции. Дошкольники с умст-
венной отсталостью не всегда с первого предъявления понимали и точно выполняли не только сложные, состоящие из двух шагов, но и простые инструкции. Многократное их повторение повышало успешность выполнения большинством детей предлагаемых заданий.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, по сравнению со сверстниками с нормальным развитием, активная речь развита значительно хуже. Помимо полиморфного нарушения звукопроиз-ношения, у них наблюдались нарушения лексико-грамматического оформления речи, фонематического слуха, бедность словаря, затруднения в словообразовании. Они владеют фразовой речью, но если речь детей с ЗПР удовлетворяла потребностям повседневного общения, то у дошкольников с умственной отсталостью она оказалась развита крайне слабо.
Дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание объектов, им недоступно творческое рассказывание. Нами установлено, что и нормально развивающиеся дошкольники испытывали затруднения при составлении рассказа по сюжетной картинке. Только небольшая часть из них (10 %) составляла по картинке развернутый и связный рассказ, описывала отношения между героями (4 балла). Дошкольники использовали как простые нераспространенные и распространенные предложения,
Специальное образование. 2015. № 3
95
так и сложные логико-грамматические конструкции без грамматических ошибок («Наступила зима. Выпал снег. Дети пошли гулять. Маша с Васей делают снеговика. Собака Тузик сидит и мерзнет. Юра едет на санках, ему нравится. Он хочет с ребятами играть в снежки. Дети ездят на лыжах, им нравится. Хорошо зимой!»). Еще 20 % детей старались перечислить все увиденное на картинке, не добавляя ничего из личного опыта. Рассказывая, они использовали как простые распространенные предложения, так и сложные логико-грамматические конструкции. Вместе с тем некоторые из этих детей допускали грамматические ошибки при построении предложений, а также использовали простые нераспространенные предложения.
Основная часть нормально развивающихся детей (40 %) составляла краткий рассказ, отвечая на вопросы взрослого, или самостоятельно рассказывала о содержании картинки лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом простыми нераспространенными и распространенными предложениями, допуская грамматические ошибки («Зима пришла. Это Саша катается на санках. Жучка сидит. Вася и Коля пошли снеговик лепить. У них он разваливается»). Рассказы большинства нормально развивающихся дошкольников (40 %) характеризовались краткостью и незначительной самостоятельностью. Как правило, дети раскрывали содержание картинки двумя или более не связан-
ными друг с другом нераспространенными или распространенными предложениями либо составляли рассказ с опорой на вопросы экспериментатора. И в том, и в другом случае дети допускали грамматические ошибки: Зима пришла. Это Саша катается на санках. Жучка сидит. Вася и Коля пошли снеговик лепить. У них он разваливается.
Дошкольники с ЗПР составляли рассказ по сюжетной картине с еще большим трудом. Они перечисляли основные объекты, увиденные на картинке, и их действия. При этом делали это неупорядоченно. Чаще всего использовали назывные, а также простые нераспространенные и распространенные предложения. Сложные лекси-ко-грамматические конструкции почти не применялись. У детей с ЗПР в связной речи наблюдались аграмматизмы, частое использование простых конструкций, устоявшихся штампов (Собачка. Мальчик. Мальчик. Еще мальчик. Санка и снеговик. Катаются, а собачка стоит). Пассивный и активный словари бедны, не соответствуют возрасту.
При составлении рассказа по сюжетной картинке дошкольниками с ЗПР нередко наблюдалось быстрое соскальзывание с ее содержания на другую тему, которая им более знакома. Они добавляли в рассказ побочные ассоциации и стереотипы, связанные с тем, что они видели на картинке или с чем были знакомы по личному опыту. Таким образом, нередко основная мысль перебивалась посторонни-
96
Специальное образование. 2015. № 3
ми мыслями и суждениями (А у меня тоже санки есть; Мы с ребятами лепили снеговика на площадке давно).
Даже при использовании наглядной опоры (картины, иллюстрации) дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, испытывали серьезные затруднения при определении причинно-следственных отношений. В целом они понимали смысловое содержание ситуации, изображенной на сюжетной картине. Об этом свидетельствуют правильные, хотя и односложные ответы на вопросы по ее содержанию. Однако вопросы не способствовали возникновению четкого замысла связного высказывания.
В отличие от дошкольников с ЗПР, их сверстники с умственной отсталостью не могли составить связного рассказа по сюжетной картинке. Чуть больше половины дошкольников (56,7 %) перечисляли отдельные объекты и некоторые действия, указывая на них пальцем (Девочка. Вот, смотри. Снеговика. Едет. Дети), не были способны самостоятельно обозначить основные объекты. Остальные дети (43,3 %) не могли самостоятельно перечислить основные объекты, изображенные на картинке. В целом можно отметить наличие связной речи у дошкольников данной категории, но она характеризовалась аграмматичностью, крайней бедностью по содержанию и оформлению, наличием полиморфных нарушений звукопроиз-ношения, нечеткостью. Они, как
правило, использовали назывные и простые нераспространенные и распространенные предложения, сложные логико-грамматические конструкции употребляли крайне редко.
Многие дети с умственной отсталостью не понимали смысла картины, на что указывает неспособность дать ответы на вопросы по ее содержанию.
Наблюдения за импрессивной и экспрессивной речью детей в процессе проведения различных режимных моментов, участия в беседах показали неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи дошкольников с ЗПР, а также относительную доступность для них диалогической речи и, наоборот, сложность монологической речи.
Для детей с ЗПР, так же как и для дошкольников с умственной отсталостью, характерны бедность и неточность словаря. Дети недостаточно точно дифференцировали слова по семантике, используя в экспрессивной речи одни и те же слова, не чувствуя разницы лексического значения (Девочек. Они делают..., они... Девочки... на санках катается, и снег. Мальчик на лыжах катается там. Девочка там на лыжах катается. Там дом. Здесь снежинки падают. Здесь снег и елки. Снеговик. Девочки делают.). В словаре детей отсутствовали многие обозначения действий и качеств, а нередко и названия предметов.
Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью использовали преимущественно простую
Специальное образование. 2015. № 3
97
фразу, применяя для ее построения в основном имена существительные, местоимения и глаголы. Особенностью лексики дошкольников с ЗПР являлась и недостаточная сформированность синонимических средств языка, о чем свидетельствует тот факт, что при описании сюжетной картинки они часто повторяли одни и те же слова.
Следующая особенность, характеризующая речь детей дошкольного возраста с ЗПР, состоит в том, что она в основном имеет ситуативный характер. Это выражается в использовании в большом количестве в самостоятельной речи дошкольниками личных и указательных местоимений, а также вспомогательных невербальных средств коммуникации — мимики и жестов.
При распространении фразы, чаще у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, появлялись стойкие аграмматизмы, особенно в согласовании косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями. Также дети данной категории не всегда точно понимали и употребляли простые предлоги. Наблюдались их замены, иногда пропуски, и, как следствие, ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными («Делают снеговик»).
В отличие от нормально развивающихся дошкольников, дети с ЗПР при выполнении заданий нуждались в постоянной помощи взрослого, которую они хорошо прини-
мали. Это отличало их от сверстников с умственной отсталостью, которые нередко были не готовы к принятию помощи взрослого.
Представленные результаты указывают на то, что старшие дошкольники с ЗПР нуждаются в проведении хорошо продуманной и организованной коррекционной работы по развитию всех сторон речи в связи с важностью данной предпосылки к обучению грамоте.
Литература
1. Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1983 / Борякова Н. Ю.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1996.
3. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Ла-лаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М. : Владос, 2004.
4. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепо-вич. — Минск : Нар. асвета, 1989.
5. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (Дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е. Ф. Соботович. — М. : Классика стиль, 2003.
6. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. — М. : Педагогика, 1990.
Lireature
1. Boryakova, N. Yu. Osobennosti formirovaniya rechevogo vyskazyvaniya u starshikh doshkol'nikov s zaderzhkoy
98
Специальное образование. 2015. № 3
psikhicheskogo razvitiya : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. — M., 1983 / Boryakova N. Yu.
2. Vygotskiy, L. S. Myshlenie i rech' / L. S. Vygotskiy. — M. : Labi-rint, 1996.
3. Lalaeva, R. I. Narusheniya rechi i ikh korrektsiya u detey s zaderzhkoy psi-khicheskogo razvitiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / R. I. Lalaeva, N. V. Serebryakova, S. V. Zori-na. — M. : Vlados, 2004.
4. Slepovich, E. S. Formirovanie re-chi u doshkol'nikov s zaderzhkoy psi-khicheskogo razvitiya / E. S. Slepo-vich. — Minsk : Nar. asveta, 1989.
5. Sobotovich, E. F. Rechevoe nedo-razvitie u detey i puti ego korrektsii: (Deti s narusheniem intellekta i motor. ala-liey) / E. F. Sobotovich. — M. : Klassika stil', 2003.
6. Ul'enkova, U. V. Shestiletnie de-ti s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya / U. V. Ul'enkova. — M. : Pedagogika, 1990.
Спецнаflbное 0Öpa30BaHHe. 2015. № 3
99