Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников Нефедова А.В.
Нефедова Алла Валерьевна / Nefedova Alla Valerjevna - старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и психологии, Гуманитарный институт, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Аннотация: статья посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых младших школьников. Рассматриваются основные компоненты речевого развития, описываются результаты эмпирического исследования.
Abstract: the article deals with the peculiarities ofspeech development of mentally-retarded primary school students. The main components of speech development, the results of empirical research are considered.
Ключевые слова: речевое развитие, умственная отсталость, младшие школьники, учебно-воспитательный процесс.
Keywords: speech development, mental deficiency, primary school students, educational process.
Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена необходимостью учета особых образовательных возможностей и потребностей школьников с интеллектуальной недостаточностью (в соответствии с концепцией единого образовательного пространства). Изучение речи умственно отсталых учащихся позволяет рассмотреть вопрос о поиске новых путей, способствующих реализации возможностей речевого развития детей-олигофренов в учебно-воспитательном процессе. Однако имеющиеся в отечественной науке исследования по проблеме речевого развития школьников с интеллектуальной недостаточностью не в полной мере отражают особенности лексической, грамматической, смысловой сторон их речи [1,2,3]. В связи с вышесказанным представляется целесообразным дифференцировать речевое развитие младших школьников в норме и при умственной отсталости, изучить сформированность отдельных аспектов речевой функции. Это и стало целью настоящей работы.
Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи: выявить особенности импрессивной (понимание) и экспрессивной (говорение) речи испытуемых условно-нормативной группы и при умственной отсталости. Рассматривались такие параметры речевого развития, как лексика, грамматика, понимание смысла, логичность высказываний. Под лексикой понимается сформированность представлений о многозначности слова, точность словоупотребления, объем активного и пассивного словаря. В содержание параметра «грамматика» включается правильность образования и употребления языковых форм и конструкций, усвоение словообразования и синтаксиса, построение предложений. Понимание смысла рассматривается, как умение выделять смысловую структуру текста, позволяет выяснить уровень понимания фразовой речи. Логичность высказываний интерпретируется, как умение устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, скрытый смысл событий.
В качестве испытуемых выступили: учащиеся 2 класса общеобразовательной школы в возрасте 7-8 лет (условно-нормативная группа) и учащиеся второго класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида в возрасте 7,5-8,5 лет. Диагностические методики выбирались в соответствии с возможностями испытуемых. Для диагностики речевого развития условно-нормативной группы были использованы методики «Антонимы», «Пересказ текста», «Словарь», «Последовательные картинки», «Незаконченные предложения»[4], для исследования речи умственно отсталых младших школьников - диалог, называние предметов и действий, составление фраз, «Последовательные картинки», понимание значений слов, предложений, инструкций [5].
Диагностические данные, полученные в ходе эмпирического исследования, были подвергнуты качественному и количественному анализу. Обнаружено, что перечисленные параметры речевого развития представлены у испытуемых на высоком, среднем, ниже среднего и низком уровнях. При этом в условно-нормативной группе все параметры, кроме грамматики, представлены на высоком, среднем и ниже среднего уровня. Грамматика сформирована на среднем уровне у 60% испытуемых этой группы, на уровне ниже среднего - у 40%. Низкого уровня сформированности не выявлено ни по одному параметру.
В группе умственно отсталых младших школьников были получены следующие результаты. Уровень развития лексики у 40% - средний, столько же - ниже среднего, у 20% - низкий. Уровни сформированности грамматики распределились так: средний уровень у 30%, ниже среднего - у 50% испытуемых, низкий - у 20%. Выраженность параметра «логичность высказывания» составила: средний уровень - у 40%, уровень ниже среднего - у 10%, а низкий уровень характерен для 50% испытуемых. Высокого уровня сформированности в данной группе испытуемых не выявлено ни по одному параметру.
Дадим качественные характеристики разным уровням речевого развития. Высокий уровень отличается владением структурой диалогической и монологической речи, большим объемом словаря, использованием грамматически полных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сформированностью пространственных представлений и логико-грамматических связей. Для среднего уровня характерны такие
особенности, как доступность диалогической речи, самостоятельность формулировки высказываний, использование простых распространенных предложений, умение выражать пространственные и временные отношения, понимание логико-грамматических конструкций, средний уровень развития словаря. Уровень ниже среднего характеризуется низким уровнем связной речи, трудностями смыслового программирования и самостоятельной формулировки высказываний, нарушением связи слов в предложении, использованием стереотипных конструкций. Низкий уровень развития речи проявляется в трудностях составления предложений, понимания и выражения пространственных отношений, несформированности логико-грамматических связей, затруднениях при ответах на вопросы, ограниченном словаре.
Таким образом, полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы. Речевое развитие умственно отсталых младших школьников характеризуется определенной спецификой. У них отсутствует высокий уровень сформированности параметров речевого развития. Лучше всего сформирована лексика (на среднем уровне находятся 40% испытуемых). Хуже всего сформированы параметры «грамматика» и «логичность высказываний» (и в том, и в другом случае 50% испытуемых продемонстрировали низкий уровень). Речевые нарушения у умственно отсталых детей очень разнообразны по своим проявлениям. Существенно нарушен смысловой уровень, операции внутреннего программирования высказываний. Синтаксическая структура высказываний нарушена больше, чем морфологическая система языка. В морфологической системе языка лучше усваиваются формы с простым, конкретным значением.
Знание специфики речевого развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью важно использовать в организации учебно-воспитательного процесса. Например, для определения возможностей развития различных речевых аспектов школьников, а также для соотнесения этих возможностей с зоной ближайшего развития ребенка, при построении коррекционно-развивающих программ. В этом направлении возможно дальнейшее изучение рассматриваемой проблематики.
Литература
1. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. М,, 1988.
2. Липакова В.И. К вопросу о нарушениях связной речи детей с умственной отсталостью.//Практическая психология и логопедия.2005. №1(12) с 41.
3. РождественскийН.С. Речевое развитие младших школьников - М.: Просвещение, 1980.
4. Сатина Н.Г. Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М.: МГППУ, 2006. - 210с.
5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.: НПЦ «Коррекция», 1995.- 208 с.