Научная статья на тему 'Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников'

Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1591
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нефедова Алла Валерьевна

статья посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых младших школьников. Рассматриваются основные компоненты речевого развития, описываются результаты эмпирического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нефедова Алла Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников»

Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников Нефедова А.В.

Нефедова Алла Валерьевна / Nefedova Alla Valerjevna - старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и психологии, Гуманитарный институт, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация: статья посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых младших школьников. Рассматриваются основные компоненты речевого развития, описываются результаты эмпирического исследования.

Abstract: the article deals with the peculiarities ofspeech development of mentally-retarded primary school students. The main components of speech development, the results of empirical research are considered.

Ключевые слова: речевое развитие, умственная отсталость, младшие школьники, учебно-воспитательный процесс.

Keywords: speech development, mental deficiency, primary school students, educational process.

Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена необходимостью учета особых образовательных возможностей и потребностей школьников с интеллектуальной недостаточностью (в соответствии с концепцией единого образовательного пространства). Изучение речи умственно отсталых учащихся позволяет рассмотреть вопрос о поиске новых путей, способствующих реализации возможностей речевого развития детей-олигофренов в учебно-воспитательном процессе. Однако имеющиеся в отечественной науке исследования по проблеме речевого развития школьников с интеллектуальной недостаточностью не в полной мере отражают особенности лексической, грамматической, смысловой сторон их речи [1,2,3]. В связи с вышесказанным представляется целесообразным дифференцировать речевое развитие младших школьников в норме и при умственной отсталости, изучить сформированность отдельных аспектов речевой функции. Это и стало целью настоящей работы.

Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи: выявить особенности импрессивной (понимание) и экспрессивной (говорение) речи испытуемых условно-нормативной группы и при умственной отсталости. Рассматривались такие параметры речевого развития, как лексика, грамматика, понимание смысла, логичность высказываний. Под лексикой понимается сформированность представлений о многозначности слова, точность словоупотребления, объем активного и пассивного словаря. В содержание параметра «грамматика» включается правильность образования и употребления языковых форм и конструкций, усвоение словообразования и синтаксиса, построение предложений. Понимание смысла рассматривается, как умение выделять смысловую структуру текста, позволяет выяснить уровень понимания фразовой речи. Логичность высказываний интерпретируется, как умение устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, скрытый смысл событий.

В качестве испытуемых выступили: учащиеся 2 класса общеобразовательной школы в возрасте 7-8 лет (условно-нормативная группа) и учащиеся второго класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида в возрасте 7,5-8,5 лет. Диагностические методики выбирались в соответствии с возможностями испытуемых. Для диагностики речевого развития условно-нормативной группы были использованы методики «Антонимы», «Пересказ текста», «Словарь», «Последовательные картинки», «Незаконченные предложения»[4], для исследования речи умственно отсталых младших школьников - диалог, называние предметов и действий, составление фраз, «Последовательные картинки», понимание значений слов, предложений, инструкций [5].

Диагностические данные, полученные в ходе эмпирического исследования, были подвергнуты качественному и количественному анализу. Обнаружено, что перечисленные параметры речевого развития представлены у испытуемых на высоком, среднем, ниже среднего и низком уровнях. При этом в условно-нормативной группе все параметры, кроме грамматики, представлены на высоком, среднем и ниже среднего уровня. Грамматика сформирована на среднем уровне у 60% испытуемых этой группы, на уровне ниже среднего - у 40%. Низкого уровня сформированности не выявлено ни по одному параметру.

В группе умственно отсталых младших школьников были получены следующие результаты. Уровень развития лексики у 40% - средний, столько же - ниже среднего, у 20% - низкий. Уровни сформированности грамматики распределились так: средний уровень у 30%, ниже среднего - у 50% испытуемых, низкий - у 20%. Выраженность параметра «логичность высказывания» составила: средний уровень - у 40%, уровень ниже среднего - у 10%, а низкий уровень характерен для 50% испытуемых. Высокого уровня сформированности в данной группе испытуемых не выявлено ни по одному параметру.

Дадим качественные характеристики разным уровням речевого развития. Высокий уровень отличается владением структурой диалогической и монологической речи, большим объемом словаря, использованием грамматически полных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сформированностью пространственных представлений и логико-грамматических связей. Для среднего уровня характерны такие

особенности, как доступность диалогической речи, самостоятельность формулировки высказываний, использование простых распространенных предложений, умение выражать пространственные и временные отношения, понимание логико-грамматических конструкций, средний уровень развития словаря. Уровень ниже среднего характеризуется низким уровнем связной речи, трудностями смыслового программирования и самостоятельной формулировки высказываний, нарушением связи слов в предложении, использованием стереотипных конструкций. Низкий уровень развития речи проявляется в трудностях составления предложений, понимания и выражения пространственных отношений, несформированности логико-грамматических связей, затруднениях при ответах на вопросы, ограниченном словаре.

Таким образом, полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы. Речевое развитие умственно отсталых младших школьников характеризуется определенной спецификой. У них отсутствует высокий уровень сформированности параметров речевого развития. Лучше всего сформирована лексика (на среднем уровне находятся 40% испытуемых). Хуже всего сформированы параметры «грамматика» и «логичность высказываний» (и в том, и в другом случае 50% испытуемых продемонстрировали низкий уровень). Речевые нарушения у умственно отсталых детей очень разнообразны по своим проявлениям. Существенно нарушен смысловой уровень, операции внутреннего программирования высказываний. Синтаксическая структура высказываний нарушена больше, чем морфологическая система языка. В морфологической системе языка лучше усваиваются формы с простым, конкретным значением.

Знание специфики речевого развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью важно использовать в организации учебно-воспитательного процесса. Например, для определения возможностей развития различных речевых аспектов школьников, а также для соотнесения этих возможностей с зоной ближайшего развития ребенка, при построении коррекционно-развивающих программ. В этом направлении возможно дальнейшее изучение рассматриваемой проблематики.

Литература

1. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. М,, 1988.

2. Липакова В.И. К вопросу о нарушениях связной речи детей с умственной отсталостью.//Практическая психология и логопедия.2005. №1(12) с 41.

3. РождественскийН.С. Речевое развитие младших школьников - М.: Просвещение, 1980.

4. Сатина Н.Г. Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М.: МГППУ, 2006. - 210с.

5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.: НПЦ «Коррекция», 1995.- 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.