Научная статья на тему 'К проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников c интеллектуальной недостаточностью'

К проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников c интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1220
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куликова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников c интеллектуальной недостаточностью»

Н. С. Куликова

К проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников c интеллектуальной недостаточностью

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни школьника. Вступая в отношения с окружающим миром, ребенок не только сообщает информацию о себе, но и получает взамен интересующие его сведения, анализирует их и планирует свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что, в свою очередь, обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация школьника в социуме напрямую зависит от уровня сформированности его коммуникативной культуры.

Характерной особенностью младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (ИН) является нарушение формирования у них умений использовать речь как средство общения [7; 10]. Это связано как с ограниченностью представлений детей об окружающем мире и низкой потребностью в речевом общении в силу феноменологических особенностей интеллектуальной недостаточности, так и с замедленным и аномальным развитием речи.

Речь детей с ИН не может полноценно осуществлять функцию общения. У них отмечается недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде примитивно развитой разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. При этом недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется в виде использования невербальных средств (жестов, мимики) [5; 7].

У детей с нарушением интеллекта оказываются несформированными все этапы речевой деятельности. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. В связи с этим возникают сложности в общении детей, усугубляются затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности школьников с ИН [5].

Между тем ученые отмечают, что коммуникативные умения, обеспечивающие процесс общения, способствуют психическому развитию детей [6; 8]. Поэтому можно говорить о том, что формирование коммуникативных навыков у школьников с ИН является важной проблемой педагогического характера и одним из наиболее

172

актуальных направлений логопедической коррекционноразвивающей работы.

Общение представляет собой сложную и многогранную деятельность, требующую специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Развитие коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста [5].

В настоящее время коммуникативные умения школьников привлекают внимание специалистов, поскольку владение ими позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важность коммуникативных умений школьников учитывается и современным образовательным стандартом. Поэтому при всём многообразии перечня основных компетенций школьников, в том числе и школьников с ИН, в его круг обязательно входит коммуникативная компетенция.

Под коммуникативной компетенцией понимается приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую, предметную, лингвистическую и практическую. Коммуникативная компетенция - это также своеобразная способность человека, включающая в себя как владение грамматикой и лексикой родного языка, так и ясное представление о том, в каких речевых условиях должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции. Она реализуется на уровне текста и базируется на знаниях, умениях и связанных с ними многократных составляющих, содержание которых реализуется в жизни в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме [12].

Главной составляющей коммуникативной компетенции являются, в частности, коммуникативные умения. Согласно Б. Мещерякову,

В. Зинченко, умения - это освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений и выполнения какого-либо действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком [9].

Под коммуникативными умениями понимается умение вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета. Коммуникативные умения могут быть рассмотрены с разных

173

позиций и точек зрения, но главное то, что все они реализуются в общении. Всякое общение реализуется посредством коммуникативных умений. Они носят творческий характер, поскольку условия общения почти никогда не повторяются полностью, и человеку каждый раз приходится заново подбирать нужные языковые средства и использовать соответствующие речевые умения.

Так, Г.М. Андреева, характеризуя структуру общения, выделяет три взаимосвязанных между собой стороны: перцептивную, интерактивную и коммуникативную, где перцептивная сторона общения означает процесс восприятия людьми друг друга, интерактивная -заключается в организации взаимодействия между общающимися, и третья - состоит в обмене информацией между партнёрами по коммуникации. Все эти три стороны коммуникации взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и одновременно реализуются в процессе общения [2].

В лингвистике и психолингвистике выделяют языковые и речевые коммуникативные умения. Первые понимают как средства формирования мысли и построения речевых высказываний, а вторые -как способы формирования и формулирования мысли и осуществление речевой коммуникации [3].

К основным языковым умениям, в частности, относят: умения отбирать средства языка при построении речевых высказываний; правильно оформлять грамматическую связь слов в словосочетаниях; правильно структурировать предложения и нормативно оформлять грамматические связи между предложениями в тексте.

К речевым умениям в психологии речи и психолингвистике относят: умения определять смысловые элементы содержания речевого высказывания; умения речевого общения, диалогической речи и монологических высказываний (пересказ текста, составление рассказа-описания, рассказа-сообщения и др.).

Речевые умения включают в свой состав языковые, так как без них невозможно нормативное построение речевых высказываний, а языковые умения без их использования в речевой деятельности, в речевых действиях и операциях никакой самостоятельной ценности для человека не имеют.

Говоря о состоянии проблемы изучения особенностей формирования коммуникативных умений младших школьников с ИН, следует отметить, что многие аспекты формирования коммуникативных умений и навыков у данной категории детей остаются еще недостаточно разработанными. В частности, не изучены возможные различия в структуре и механизмах нарушения формирования коммуникативных умений у детей с различными видами умственной отсталости, выделяемыми в современной международной классификацией (МКБ-10), в частности, у детей с аутистическиподобными

174

нарушениями, с легкой умственной отсталостью, с аутистическими чертами, с гиперактивным расстройством.

С учетом различия патогенеза данных нарушений, можно предположить, что и расстройства в формировании коммуникативных умений у детей данных групп также будут иметь различия, представления о которых могут способствовать адекватному применению в логопедической работе с детьми с ИН одного из важнейших в специальной педагогике принципа дифференцированного подхода.

Разработка дифференцированных логопедических стратегий и технологии формирования коммуникативных умений у младших школьников с ИН, повышение у них уровня владения коммуникацией является важной задачей в разрешении проблемы социальнопсихологической адаптации данной категории детей и интеграции их в социум.

Список литературы

1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дис... д-ра психол. наук. - М., 1989.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999.

3. Баранов М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. - 1979. - № 4.

4. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2002.

5. Бойков Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ-интернатов: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1994.

6. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Ин-т практ. психологии, 1996.

7. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.

9. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

10. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.,

1977.

11. Разуван Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988.

12. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт, 2004.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.