Как дополнение к основной программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня рекомендуется использовать методику В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко. Дидактическими задачами данной методики являются:
- знакомство с многозначностью слов в русском языке;
- усвоение детьми нескольких наиболее употребительных лексических значений слов;
- упражнение в подборе и употреблении в речи слов, имеющих различие в смысловых оттенках, а также замена их по смыслу синонимами;
- упражнение в подборе предметов, действий или картинок, имеющих различия в семантических оттенках и замене их;
- развитие зрительной и вербальной памяти, объема и точности запоминания;
- составление предложений с изученными словами.
Говоря о словарном запасе и точности понимания смыслового значения слова, нельзя не сказать об употреблении многих слов в переносном, то есть иносказательном, не буквальном значении. Ребенок, не усвоивший этой особенности лексики русского языка, не сможет до конца понять смысл многих выражений, а также полноценно использовать имеющийся у него словарный запас. Ценность переносного употребления слов заключается в том, что оно позволяет предельно кратко и точно охарактеризовать предмет или явление. У детей с общим недоразвитием усвоение переносного значения слов нередко задерживается.
В методике Л.Г. Парамоновой ознакомление детей с переносным значением слов происходит при заучивании стихов.
В коррекционной работе можно использовать развитие словесных ассоциаций, что способствует как расширению словарного запаса, так и формированию ассоциативного и словесно-логического мышления.
Рекомендуется использовать упражнения на подбор как можно большего количества названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Например: «Кто или что может это делать?»
Использование в логопедической работе рассматривания картин русских художников, например, «Золотая осень» Ю. Левитана, «Рожь» И. Шишкина позволяет расширить и активизировать словарный запас детей с нарушениями речи. Ценность употребления слов с переносным значением при описании художественных произведений состоит в том, что оно позволяет предельно кратко, точно и образно охарактеризовать предмет или явление.
В процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи ведущую роль играет обучение, в ходе которого возникает такая речевая практика, благодаря которой увеличиваются возможности для накопления словарного запаса, в условиях непосредственного общения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: сб. науч. тр. / МГПИ. - М., 1980. - 278 с.
2. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. - М.: Айрис Пресс, 2007. - 80 с.
3. Коноваленко, В.В. Многозначность глаголов в русском языке / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2006.
4. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М., 1982. - 360 с.
5. Парамонова, Л.Г. Узнаю новые слова / Л.Г. Парамонова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 175 с.
УДК 376 ББК 74.37
Г.Н. Кобякова
СИНКВЕЙН - ТЕХНОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается использование эффективной педагогической технологии - дидактический синквейн при коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются правила составления дидактического синквейна и методы его использования в логопедической практике.
Ключевые слова: логопедия, дидактический синквейн, нарушение речи, педагогическая технология.
G.N. Kobyakova
CINQUAIN-TECHNOLOGY IN SPEECH THERAPY PRACTICE
Abstract. The article discusses the implementation of an efficient teaching technology - didactical cinquain in speech therapy for preschoolers. It describes the rules of creating didactical cinquains and shows how this method can be used in speech therapy.
Key words: logopedics, didactic cinquain, infringement of speech, pedagogical technology.
В связи с продолжением модернизации образования и введением образовательных стандартов нового поколения перед современной логопедией как педагогической наукой стоит ряд задач, связанных с постоянным активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Это касается не только спектра чисто педагогических новаций, но и приёмов воздействия, касающихся смежных наук. Наиболее эффективные из них адаптируются к потребностям логопедии. Эти методы и приёмы способны поменять векторы взаимодействия взрослого и ребёнка, привнести дух новизны, создать оптимальную эмоциональную атмосферу. На службе современного практикующего логопеда стоит множество приёмов с использованием различных моделей и символов. Одной из таких новых технологий развития речи ребенка является синквейн.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн пишется не из любых пяти строк, а по определенным и довольно сложным правилам. Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о каком-то предмете, событии или явлении, который и является темой синквейна. Это может быть краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Первые син-квейны были созданы под влиянием японских хайку (хокку) и танка. Со временем синквейн выходит за рамки исключительно поэзии. Было замечено его позитивное влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи, и синквейн начинает применяться в педагогических целях [4].
В России, по свидетельству многих авторов-практиков, синквейн-технологии начали использоваться с 1993 года, и сегодня отечественные методисты называют синквейн важным помощником в формировании осмысленной речи детей как дошкольного, так и школьного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Синквейн прочно вошел в систему образования и используется на занятиях, связанных не только с развитием речи как таковой.
Различают синквейн традиционный и дидактический. Мы остановимся на дидактическом синквейне, т.к. именно он используется в логопедической практике. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у детей.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической за-данности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Правила составления синквейна:
• первая строка - одно слово, существительное, отражающее предмет речи;
• вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основные (по мнению говорящего) качества предмета речи;
• третья строка - три слова, глаголы, включающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка - слово, связанные с первым, отражающее сущность темы.
Например:
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Дождь
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льётся.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
1. Заяц
2. Белый, пушистый.
3. Скачет, прячется, боится.
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.
Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн, необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
• владеть обобщением;
• пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;
• научиться правильно понимать и задавать вопросы;
• согласовывать слова в предложении;
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Наибольшее распространение синквейн-технологии нашли в работе с детьми с общим недоразвитием речи, словарь и лексико-грамматическая сторона речи которых значительно отличаются от детей с речевой нормой: в речи таких детей отмечается бедность словаря и однотипность грамматических форм. Такие дети не понимают и искажают значения слов, затрудняются в их отборе, допускают ошибки при согласовании слов в словосочетаниях и предложениях.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Для них характерна низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания при относительно сохранной логике, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания. Анализ диагностических показателей детей и мониторинга уровня подготовки их к школе показывает, что даже у детей с хорошими диагностическими данными к моменту поступления в учебное заведение остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Особенно это начинает проявляться, когда повышаются сложность заданий и на первый план выходят умения анализировать, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли [4].
Наряду с решением задачи накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его актуализации в собственном высказывании. С этой задачей успешно справляется дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у младших школьников.
Работа по освоению синквейна предполагает несколько этапов. Предварительную работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям наглядно ощутить границы слов и их раздельное написание. На этом этапе работы используются различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина); тетя (мама, женщина); девочка (дочка, внучка); бабушка (старушка). Логопед или воспитатель требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Работу можно построить по определенному плану.
1. Сначала предлагается назвать те слова, которые обозначают живые предметы, затем неживые. Далее называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос.
2. Логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево растет, цветет, качается, засыхает, скрипит).
3. Дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит).
4. Называют то, что изображено на картинках (чайник кипит; девочка прыгает).
5. Логопед даёт описание предмета, не называя его. Даётся несколько признаков к нему (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Дети, узнав, называют предмет (огурец).
6. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям:
костер, солнце - горит, светит;
яркий, яркое, жаркий, жаркое. После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действия предмета (грамматическое значение слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и его грамматическим оформлением. Слова, обозначающие пред-
мет и действия предмета, соединяются в простое нераспространенное предложение (тем самым закладывается основа для успешного овладения понятием грамматическая основа предложения). На этом этапе дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое / сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения усложняется за счёт распространения грамматической основы. В предложение вводится определение, выраженное прилагательным, и дополнение, выраженное существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Далее вводится понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи. Завершается подготовительная работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур с опорой на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д. Кроме того, логопедом даются задания, направленные на формирование умения сокращать предложения до простого двусоставного нераспространенного предложения, тем самым ещё раз актуализируя знание, что в предложении есть главные слова, без которых построить его невозможно. Они необходимы для создания синквейна, своеобразного мини-сочинения, где сконцентрированы знания, чувства ребёнка и сужена оценка явлений и событий, а также выражен личный взгляд на тот или иной предмет.
Основной этап освоения техники синквейна представляет собой непосредственное обучение составлению пятистиший. Работа может проводиться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Методистами рекомендуется начать с работы в парах, тройках, а затем перейти к индивидуальной работе. Дети, умеющие печатать, могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие этого - в виде устных сочинений или при помощи специальных символов.
Приведём алгоритм синквейна для детей, которые не умеют печатать.
Работу по созданию синквейна можно вести сразу в нескольких направлениях:
а) логопед - ребенок;
б) логопед - родители - ребенок;
в) логопед - преподаватель ИЗО - ребенок;
г) логопед - воспитатель - ребенок.
Темами синквейнов могут служить лексические темы, которые усваивают дети с общим недоразвитием речи в подготовительной группе: человек (его качества), явления природы, животные, птицы, различные праздники. Работа над темами «Человек», «Папа», «Мама», «Девочки», «Мальчики», «Я», «Мы» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек, о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в своей жизни. Один из любимых разделов для детей - «Мое любимое животное» («Собака», «Кошка»). С особым старанием дети пишут синквейны по темам «Моя улица», «Мой город». Такие сочинения различной тематики создаются один раз в неделю, что находит свое отражение в перспективном планировании.
Работа с синквейном предполагает и прочтение ребенком своего сочинения. И как бы он это ни делал, у него есть всегда огромное желание читать свое стихотворение всем. Здесь открываются новые возможности синквейна по формированию просодической стороны речи.
После того, как дети освоят написание синквейнов, можно усложнить работу, например, дать задание составить рассказ по готовому синквейну или составить синквейн по прослушанному рассказу; исправить, переделать или усовершенствовать готовый синквейн; проанализировать неполный синквейн для определения отсутствующей части (синквейн даётся без указания темы, т.е. без первой строки, и ребенку необходимо на основе существующих известных данных ее определить) и т.д.
Синквейн также может широко использоваться в работе по подготовке детей к обучению грамоте. При изучении, например, темы «Звуки речи» может возникнуть такой образец:
1. Звуки речи.
2. Гласные и согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
1. А
1.
А
5. Речь.
Поощряются синквейны, содержащие характеристики темы с различных сторон. Предлагаемые детьми слова помогают взрослому увидеть предмет глазами воспитанников, что, в свою очередь, даёт логопеду возможность скорректировать представления детей об этом понятии, а также в мнемонических целях.
Особо популярны у старших дошкольников синквейны-загадки. Приведём пример одной из них:
1. ?
2. Интересная, поучительная.
3. Читаем, листаем, думаем, переживаем.
4. Учит правильно жить.
5. Мудрость.
(Книга)
Использование синквейна на итоговых занятиях по какой-либо теме демонстрирует не столько знания, сколько понимание детьми предмета речи с точки зрения оценки, ценностной ориентации, ассоциаций. Анализируя составленные синквейны, можно увидеть, насколько педагогу удалось достичь желаемого (планируемого) результата.
Опыт использования синквейна на логопедических занятиях показывает, что дети воспринимают его как игру, как особый вид творчества, как способ выразить своё мнение, поспорить с участниками общего процесса. Составление синквейна полезно для развития у детей способностей к анализу, синтезу и, шире, к рефлексии. Использование на занятиях дидактического синквейна позволяет логопеду эффективно сочетать основные образовательные принципы - информационный, деятельностный, личностно-ориентированный, что особенно актуально в условиях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности [2].
Дидактический синквейн даёт возможность организовывать вариативное многофакторное поле выбора. Учитель-логопед создает для каждого ребенка реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории развития.
Итак, синквейн-технология - такой вид деятельности, который способствует развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития ребенка, что позволяет выстраивать вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития ребенка. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что эта технология показала себя очень эффективной, она открывает новые возможности взаимодействия с ребёнком, гармонично вписывается в работу по развитию речи. Использование этой технологии не нарушает общепринятую систему работы по преодолению речевой патологии и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн носит характер комплексного воздействия, он развивает не только речь, но и высшие психические функции (память, внимание, мышление и др.); развивает устную и письменную связную речь ребенка и интонационную сторону речи; является неиссякаемым источником для творчества детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учеб-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д., 2008.
2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
3. Баннов, А. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей / А. Баннов. - М., 2007.
4. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. - 2005. - № 5.
5. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
6. Режим доступа: http://www.poetryfoundation.org/bio/adelaide-crapsey.
7. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer.
8. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/28-2012-02-19-14-16-15/2932-2015-01-01-17-54-37.