Научная статья на тему 'Полисемия в речи дошкольников с нарушениями речи'

Полисемия в речи дошкольников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1233
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА / ЛЕКСИКА / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЯЗЫКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ / МЕТАФОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жданова Ольга Алексеевна

В данной статье рассматриваются особенности многозначности слова в речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article features of a polysemy of a word in speech of children of preschool age with speech infringements are considered.

Текст научной работы на тему «Полисемия в речи дошкольников с нарушениями речи»

Раздел II. Логопедия

УДК 376 ББК 74.37

О.А. Жданова

ПОЛИСЕМИЯ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности многозначности слова в речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Ключевые слова: многозначность слова, лексика, нарушения речи, дошкольный возраст, речевое развитие, языковое значение, метафора.

O.Ä. Zhdanova

POLYSEMY IN THE SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract. In given article features of a polysemy of a word in speech of children of preschool age with speech infringements are considered.

Key words: a word polysemy, lexicon, speech infringements, preschool age, speech development, language value, a metaphor.

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности: внимание, память, мышление. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемысли-тельная деятельность.

Богатый словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая ребенку развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, а также для успешного формирования орфографических и стилистических навыков у ребенка при обучении в школе [3].

В психолого-педагогических исследованиях многих авторов (С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), посвященных проблемам обучения детей с недоразвитием речи, отмечается актуальность работы по развитию словарного запаса, содержатся отдельные рекомендации по лексической работе с детьми.

Исследователи детской речи отмечают, что словарь дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, беден. Дети часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой, не умеют дифференцировать отбор лексики при конструировании текста и т.п. Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) в устных связных высказываниях дошкольников очень высока. При ограниченности и неполноценности лексических средств языка речь нельзя считать достаточно развитой [1].

Следствиями недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР является:

1) недостаточное понимание заданий, указаний, инструкций взрослого;

2) трудности овладения понятиями, терминами;

3) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе деятельности.

4) недостаточное развитие связной речи.

Для полноценной деятельности детям с ОНР необходим достаточный уровень сформиро-ванности лексической системы языка:

1) определенный объем словаря;

2) точность понимания и употребления слов;

3) сформированностъ структуры значения слова.

Слова в языке могут иметь не одно, а два или несколько значений. Способность слова употребляться в более чем одном значении называется многозначностью или полисемией (от греч. poly «много» и sema «знак»).

Одно из значений многозначного слова является первичным, исходным, а другое или другие - вторичными, появившимися в результате развития первичного значения. Так, в слове глухой

первичное значение лишенный слуха или плохо слышащий (глухой старик), а остальные значения (глухая стена, глухая ночь) являются вторичными.

Среди вторичных лексических значений выделяются такие, которые возникают в слове в результате переноса данного наименования с одного предмета, действия, свойства на другие.

Например, называя чей-либо характер мягким, мы как бы сравниваем свойства характера со свойствами какого-либо материала (например, мягкий воск, мягкая глина) и переносим соответствующую характеристику - мягкость - с одного объекта на другие.

Переносное значение - самый типичный вид вторичных лексических значений. Однако не всякое вторичное значение возникает в результате сравнения одного предмета с другим и последующего переноса наименования. Вторичным может быть и такое значение, которое возникает путем расширения или сужения, специализации значения первичного, исходного.

Взяв за основу методики О.С. Ушаковой и О.Е. Грибовой, мы составили серию заданий по выявлению особенностей понимания и употребления многозначных слов детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня. Выполнение заданий оценивалось по балльной системе. Первые три задания рассчитаны на понимание многозначных существительных.

1-е задание: «Что называют словом «Ручка»?»

0 баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - перечисляет предметы, у которых есть ручка;

2 балла - называет 1-2 значения этого слова;

3 балла - называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка).

2-е задание: «Придумай предложение со словом «Ручка».

0 баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - называет только одно слово (повторяет «Ручка»);

2 балла - называет два слова (словосочетания);

3 балла - составляет грамматически правильное предложение из трех слов.

3-е задание: «Ручка нужна, чтобы____» (писать, держать чашку, держать сумку и т.п.).

0 баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - подбирает только одно слово;

2 балла - называет два слова;

3 балла - правильно называет разные типы предложений.

4-е задание: «Понимание переносного значения глаголов».

В качестве речевого материала берутся словосочетания с многозначными глаголами. Инструкция «Я тебе скажу два слова «Дождь озорничал» - а ты мне объясни, что значит слово «озорничал»? как можно сказать об этом по-другому?» (Дождь озорничал. Лес дремлет. Дом растет. Ручьи бегут. Песня льется.)

0 баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - ребенок не понимает переносного значения слова;

2 балла - ребенок заменяет в словосочетании только глагол;

3 балла - ребенок правильно заменяет слово, пытается объяснить смысл слова.

5-е задание: «Понимание переносного значения прилагательных». (Злая зима. Колючий ветер. Легкий ветерок. Золотые руки. Золотые волосы).

0 баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - ребенок связывает смысл словосочетания лишь с прямым смыслом (золотые руки - они блестят, как золото);

2 балла - ребенок может объяснить два словосочетания;

3 балла - ребенок находит для словосочетаний синонимическую или эквивалентную замену (золотые волосы - блестящие).

6-е задание: «Составьте словосочетания из данных слов»:

- темный (ночь, книга, переулок, комната, окно, человек, голос);

- тихий (звук, город, тетрадь, погода, езда, вечер);

- короткий (путь, память, сук, старик, платье, кустарник)

0 баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - повторяет слово за взрослым;

2 балла - называет одно словосочетание;

3 балла - называет три-четыре словосочетания.

Обследование понимания и употребления многозначных слов проводилось в двух группах для детей с общим недоразвитием речи на втором году обучения.

Несмотря на то, что дети владели значительным словарём, его актуализация оказывалась затруднённой, т.к. дети недостаточно знали, как и в каких случаях должно быть употреблено это слово в речи. Исследование проводилось в соответствии с возрастными особенностями детей.

В ходе проведения исследования мы сделали следующие выводы:

При выполнении задания 1 «Что называют словом «Ручка»?»

15 детей называли только одно значение слова - моя рука, 5 детей называли два значения слова - моя рука, это дверь открыть; 4 ребенка называли также два значения слова - моя рука, это ты пишешь. В процентном соотношении это составляет - ответ 1 балл - 63 % - 15 детей, 2 балла - 9 детей - 37 %.

При выполнении 2 задания «Придумай предложение со словом «Ручка» задание с результатом 1 балл выполнили три ребенка, что составляет 12 %. Дети не понимали задания составить предложение, то есть несколько слов, даже после подсказки взрослого.

Задание с результатом 2 балла выполнили 24 ребенка, что составляет 100 %. Дети называли словосочетания «Это рука», имея в виду свою руку, как правило, словосочетание сопровождалось жестом «Вот она (рука)». Также назвали словосочетание «Ручка писать», «Ручка писает», «Дверь открыть». Задание с уровнем 3 балла не выполнил ни один ребенок.

При выполнении задания 3 «Подскажи мне, для чего нужна ручка» дети должны были продолжить предложение «Ручка нужна, чтобы...» (писать, держать чашку, держать сумку и т.п.) задание с уровнем 3 балла не выполнил ни один ребенок. 23 ребенка выполнили задание с результатом 1 балл. Дети продолжали предложение только одним словом «Писать», указывая в момент речи на шариковую ручку в руках логопеда. Один ребенок выполнил задание с результатом 2 балла. Были названы два варианта «Писать» и «Открыть или закрыть дверь». Соответственно результативность составляет 96 % и 4 %.

4-е задание «Понимание переносного значения глаголов» дети выполнили со следующими результатами: 24 ребенка выполнили задание с уровнем 1 балл, что составляет 100 % от количества детей. Дети заменяли слова в словосочетаниях «Дождь озорничал. Лес дремлет. Дом растет. Ручьи бегут. Песня льется» не понимая переносного значения слов. Как правило, слова заменялись подходящими по смыслу к существительным, например «Дождь капает», «Лес - это дерева», «Дом большой, этажка». «Ручей - это я не знаю, бегают дети на площадка», «Песня - мы пели на музыкальном».

5-е задание «Понимание переносного значения прилагательных» на основе словосочетаний «Злая зима. Колючий ветер. Легкий ветерок. Золотые руки. Золотые волосы» дети выполнили со следующими результатами:

1 балл - 15 детей, что составляет 63 % от количества детей.

Дети связывали смысл словосочетания лишь с прямым смыслом (золотые руки - они блестят, у мамы колечки, много колечков мама надевает, и еще уши золотые, у мамы там три се-режков);

2 балла - 9 детей, что составляет 37 %. Дети смогли объяснить два словосочетания близко по смыслу «Колючий ветер - холодный», «Злая зима - холодная».

6-е задание «Составьте словосочетания из данных слов»:

- темный (ночь, книга, переулок, комната, окно, человек, голос);

- тихий (звук, город, тетрадь, погода, езда, вечер);

- короткий (путь, память, сук, старик, платье, кустарник) дети выполнили со следующими результатами:

- 1 балл и 3 балла - не выполнил ни один ребенок;

- 2 балла - 24 ребенка, что составляет 100 % от количества детей.

Все дети смогли составить одно словосочетание, в основном с помощью наводящих вопросов логопеда «Что бывает темным, тихим, коротким» и объяснением значений некоторых заданных имен существительных. Дети называли следующие варианты: «Темный ночь, темный переулок - когда фонарик не горит. Тихий звук - это когда все спят. Короткий платье».

Основываясь на данных обследования, мы выявили необходимость формирования категории многозначного значения слов в речи детей с ОНР 3-го уровня.

Центральное место в процессе коррекционного обучения рекомендуется отводить лексическим упражнениям, направленным не на простое заучиванию отдельных слов, а на отработку словосочетании, в состав которых они входят; при этом словосочетания обязательно включались в предложения.

Мы определили следующие направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений лексики у дошкольников с ОНР:

1) формирование понимания многозначности слова;

2) формирование понимания переносного значения слова;

3) формирование представления о метафоре.

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространённых случаев многозначности слов.

В процессе проведения логопедических упражнений каждое слово должно повторяться многократно, в различных ситуациях, на протяжении многих занятий.

Как дополнение к основной программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня рекомендуется использовать методику В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко. Дидактическими задачами данной методики являются:

- знакомство с многозначностью слов в русском языке;

- усвоение детьми нескольких наиболее употребительных лексических значений слов;

- упражнение в подборе и употреблении в речи слов, имеющих различие в смысловых оттенках, а также замена их по смыслу синонимами;

- упражнение в подборе предметов, действий или картинок, имеющих различия в семантических оттенках и замене их;

- развитие зрительной и вербальной памяти, объема и точности запоминания;

- составление предложений с изученными словами.

Говоря о словарном запасе и точности понимания смыслового значения слова, нельзя не сказать об употреблении многих слов в переносном, то есть иносказательном, не буквальном значении. Ребенок, не усвоивший этой особенности лексики русского языка, не сможет до конца понять смысл многих выражений, а также полноценно использовать имеющийся у него словарный запас. Ценность переносного употребления слов заключается в том, что оно позволяет предельно кратко и точно охарактеризовать предмет или явление. У детей с общим недоразвитием усвоение переносного значения слов нередко задерживается.

В методике Л.Г. Парамоновой ознакомление детей с переносным значением слов происходит при заучивании стихов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В коррекционной работе можно использовать развитие словесных ассоциаций, что способствует как расширению словарного запаса, так и формированию ассоциативного и словесно-логического мышления.

Рекомендуется использовать упражнения на подбор как можно большего количества названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Например: «Кто или что может это делать?»

Использование в логопедической работе рассматривания картин русских художников, например, «Золотая осень» Ю. Левитана, «Рожь» И. Шишкина позволяет расширить и активизировать словарный запас детей с нарушениями речи. Ценность употребления слов с переносным значением при описании художественных произведений состоит в том, что оно позволяет предельно кратко, точно и образно охарактеризовать предмет или явление.

В процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи ведущую роль играет обучение, в ходе которого возникает такая речевая практика, благодаря которой увеличиваются возможности для накопления словарного запаса, в условиях непосредственного общения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: сб. науч. тр. / МГПИ. - М., 1980. - 278 с.

2. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. - М.: Айрис Пресс, 2007. - 80 с.

3. Коноваленко, В.В. Многозначность глаголов в русском языке / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2006.

4. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М., 1982. - 360 с.

5. Парамонова, Л.Г. Узнаю новые слова / Л.Г. Парамонова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 175 с.

УДК 376 ББК 74.37

Г.Н. Кобякова

СИНКВЕЙН - ТЕХНОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается использование эффективной педагогической технологии - дидактический синквейн при коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются правила составления дидактического синквейна и методы его использования в логопедической практике.

Ключевые слова: логопедия, дидактический синквейн, нарушение речи, педагогическая технология.

G.N. Kobyakova

CINQUAIN-TECHNOLOGY IN SPEECH THERAPY PRACTICE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.