Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная культура / проектная деятельность / метод / старший дошкольный возраст. / national culture / project activity / method / senior preschool age.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Г.М.

На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE PROJECT METHOD IN THE PROCESS OF FAMILIARIZING CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH THE CULTURE OF OTHER PEOPLES

At the present stage of development of society, the problem of education of tolerance becomes especially relevant. The first steps into society are associated with the child’s familiarization with folk culture. In order to understand and accept another, another national culture, it is necessary to initially become familiar with the origins of your own, to realize its spiritual wealth and social value.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ»

УДК 00-37

Некрасова Г.М. студент

Елабужский институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ

Аннотация. На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Ключевые слова: национальная культура, проектная деятельность, метод, старший дошкольный возраст.

Nekrasova G.M. student

Elabuga Institute (branch)

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"Kazan (Volga Region) Federal University"

Russia

USING THE PROJECT METHOD IN THE PROCESS OF FAMILIARIZING CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH THE CULTURE OF OTHER PEOPLES

Annotation. At the present stage of development of society, the problem of education of tolerance becomes especially relevant. The first steps into society are associated with the child's familiarization with folk culture. In order to understand and accept another, another national culture, it is necessary to

initially become familiar with the origins of your own, to realize its spiritual wealth and social value.

Keywords: national culture, project activity, method, senior preschool age.

В условиях многонациональной и многоэтнической окружающей среды современной личности все чаще приходится взаимодействовать с людьми различных культурных единств и для полноценного контактирования ей нужно умение соблюдать и воспринимать общепринятые моральные ценности и нормы, заложенные в народной культуре. Тесное общение народов различных национальностей, увеличение интернациональных семей формируют условия для почтения данных этнических культур.

Мы живем в многонациональном государстве, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях, об этом пишет в своих работах Т.Ф. Бабынина. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.

В исследовании Г.Н. Волкова, поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» и оно решает следующие задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур, формирование понимания равноценности культур разных народов и наций, обучение взаимодействию между людьми и разными традициями, ориентация на диалог культур.

Вопрос ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой других народов освещался в работах В.П.Аникина, Т.Ф. Бабыниной, М.И. Богомоловой, О.Л. Куприной, Г.В. Луниной. Данные авторы справедливо полагают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным для целенаправленной социализации личности и приобщения ребенка к культуре своего народа и к культуре других народов.

Особо важное значение приобретает поиск наиболее эффективных путей. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой других народов наиболее эффективно осуществляется через проектную деятельность.

Понятие «проект» в словаре С.И. Ожегова звучит, как разработанный план, замысел. Проектирование позволяет менять ролями участников процесса, делать их сотрудниками, активными участниками, учит работать в «команде», овладевать методами коллективной мыслительной деятельности, способными в перспективе решать актуальные задачи дошкольного воспитания. Исследователи Н.Е. Веракса, А.А. Майер, Н.В.

Микляева считают, что организация совместной с педагогом или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства и качества предметов, их сходство и различия. В ФОП выделено, что развитие ребенка происходит лишь тогда, когда обучение и воспитание протекают в его личной осмысленной деятельности. В настоящее время одним из главных направлений ФОП дошкольного образования является повышение его качества, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

Основной целью позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

- экспериментировать, синтезировать полученные знания;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

Безусловно, при использовании проектной деятельности, на

воспитателя возлагается дополнительная нагрузка, так как необходимо изучить информацию по данной теме, продумать участие дошкольника в проекте, разработать план действий, привлечь родителей к совместной деятельности. Но это делает жизнь в дошкольном учреждении более увлекательной и насыщенной, как для детей, так и для взрослых, а родители воспитанников в данном случае становятся непосредственными участниками и партнерами жизни и деятельности дошкольного учреждения.

Использованные источники: 1) Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. /Н.Е. Веракса, А.Н.

Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 28 с.

2) Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2017. - 213

3) Волков, Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры / Г.Н. Волков //Педагогика, 2019.- N07. С.51-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.