Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМ МНОГООБРАЗИЕМ НАРОДОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМ МНОГООБРАЗИЕМ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаертдинова Рамзия Мансуровна, Рахматуллина Лейла Вагизовна

В статье определяются педагогические условия, обеспечивающие успешное ознакомление детей дошкольного возраста с культурным многообразием народов своего региона, с его историческим прошлым. Представлен опыт создания вокруг ребенка образовательной среды с использованием культурного потенциала татарского и русского народов. Подчеркивается значимость учета культурных традиций всех этносов в многоэтническом пространстве своего региона. Рассматривается необходимость активной позиции педагогов, важность сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах ознакомления дошкольников с национальной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаертдинова Рамзия Мансуровна, Рахматуллина Лейла Вагизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FAMILIARIZING PRESCHOOLERS WITH THE CULTURAL DIVERSITY OF PEOPLES

The article defines the pedagogical conditions that ensure the successful familiarization of preschool children with the cultural diversity of the peoples of their region, with its historical past. The experience of creating an educational environment around the child using the cultural potential of the Tatar and Russian peoples is presented. The importance of taking into account the cultural traditions of all ethnic groups in the multi-ethnic space of the region is emphasized. The necessity of an active position of teachers and the importance of cooperation with children's parents in familiarizing preschoolers with the national culture are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМ МНОГООБРАЗИЕМ НАРОДОВ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Рахматуллина Лейла Вагизовна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМ МНОГООБРАЗИЕМ

НАРОДОВ

Аннотация. В статье определяются педагогические условия, обеспечивающие успешное ознакомление детей дошкольного возраста с культурным многообразием народов своего региона, с его историческим прошлым. Представлен опыт создания вокруг ребенка образовательной среды с использованием культурного потенциала татарского и русского народов. Подчеркивается значимость учета культурных традиций всех этносов в многоэтническом пространстве своего региона. Рассматривается необходимость активной позиции педагогов, важность сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах ознакомления дошкольников с национальной культурой.

Ключевые слова: национальная культура, этнические группы, педагогические условия, культурная среда, компетентность педагогов.

Annotation. The article defines the pedagogical conditions that ensure the successful familiarization of preschool children with the cultural diversity of the peoples of their region, with its historical past. The experience of creating an educational environment around the child using the cultural potential of the Tatar and Russian peoples is presented. The importance of taking into account the cultural traditions of all ethnic groups in the multi-ethnic space of the region is emphasized. The necessity of an active position of teachers and the importance of cooperation with children's parents in familiarizing preschoolers with the national culture are considered.

Key words: national culture, ethnic groups, pedagogical conditions, cultural environment, competence of teachers.

Введение. В условиях многоэтнической природы российского общества особую актуальность приобретает необходимость учета культурных традиций всех этносов, проживающих в данном региональном пространстве. Становление общенациональной российской культуры в процессе исторического развития происходило за счет взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур, и в связи с этим, по мнению Г. Д. Дмитриева, в содержание образования необходимо включать элементы разных этнических культур, населяющих страну [5].

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики; уровень достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни в определенную эпоху. Нужно отметить, что в современном обществе с совершенствованием производства, развитием техники ценности материальной культуры устаревают, происходит вытеснение того, что было создано обществом. Духовная культура напротив, сохраняет свои истинные ценности, которые воспринимаются современниками, изучаются и получают дальнейшее развитие. Анализ исследований по данному вопросу позволяет утвердиться во мнении, что традиционная культура влияет на развитие нравственности, однако проблема духовно-нравственного развития личности, как и проблема национального воспитания в педагогике на разных этапах развития науки решалась по-разному. Культура является важным идентификатором этноса, которая выступает в мировой истории как носительница общечеловеческих ценностей, вбирает в себя все лучшее, весь социальный опыт народа, который сформировался на протяжении развития общества. Понимая большую значимость национальных ценностей конкретного народа, нельзя забывать и необходимость воспитывать уважение к национальным ценностям других народов. Развитие и сохранение духовного мира ребенка зависит от условий, созданных педагогами по использованию всего потенциала культурно-исторической среды.

Исходя из недостаточности научной обоснованности условий формирования у детей дошкольного возраста представлений об особенностях многоэтничности народов в теории педагогики, цель нашего исследования: реализация дифференцированного подхода к изучению многообразия в характере культуры отдельного этноса и определение необходимых для этого педагогических условий.

Изложение основного материала статьи. Педагогические условия, по мнению Н.М. Борытко, это внешние обстоятельства, сконструированные педагогом для достижения определенного результата, влияющие на весь педагогический процесс [2].

Андреев В.И. полагает, что отбор, конструирование и применение элементов содержания, методов и форм для достижения поставленных целей выступают как педагогические условия, как результат [1].

Одним из условий приобщения дошкольников к национальной культуре является создание предметно-развивающей среды, с целью «погружения» детей в этническое пространство. И здесь важно не просто создать соответствующую обстановку с использованием элементов музейной педагогики, но и предоставить возможность ребенку действовать с предметами быта, усваивая назначение, способы действия, то есть жить в обстановке прошлого. Опыт показывает значимость создания уголков национальной культуры в каждой группе и мини- музеев в дошкольной организации. В устройстве экспозиции музея «татарской» или «русской избы» могут быть задействованы и взрослые, и дети. Ценным является передача значимых для семьи «экспонатов», ребенок у родителей узнает о названии и назначении предмета, кем был изготовлен, в какой местности, от кого достался по наследству. Затем рассказывает сверстникам об истории этой вещи и ее значении. В данном случае будет уместно и создание передвижного «Музея в чемодане», позволяющего собрать семейные реликвии и ближе познакомить с экспонатами музея детей и взрослых. В свою очередь, все компоненты среды воздействуют на личность ребенка и, чтобы управлять этим процессом, необходимо знать аспекты их взаимодействия, с целью осуществления успешной социализации ребенка в обществе. Именно в процессе социализации происходит освоение личностью народных традиций и обычаев, присвоение общественно-исторического опыта. Важно, чтобы это происходило в специально организованных условиях, с включением национальных духовных ценностей. Предметная среда становится развивающей при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, то есть при осуществлении личностно-ориентированного подхода.

Развитию детских представлений о многокультурности мира способствует, по определению Л.М. Захаровой, сотрудничество педагогического коллектива с музеями народного творчества, быта, этнографическими, краеведческими, и возникает возможность превращения среды в средство диагностики, проектирования воспитательного результата [6].

Следующим условием можно считать ежедневный опыт взаимодействия ребенка со сверстниками разной национальности. Созданию условий для межнациональных контактов способствует и многонациональный состав группы

детей в дошкольной организации. В совместных мотивированных видах деятельности происходит воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому прошлому, к культуре народов совместного проживания. Национальный колорит любого народа можно передать через знакомство детей бытом, декоративно-прикладным искусством. В процессе использования потенциала региональных ремесел, при приобщении к декоративному рисованию желательно познакомить с элементами национальных узоров, их смыслом и обозначением. В старину каждый рисунок, узор имел определенный смысл и был своего рода оберегом от всех напастей (в дымковской росписи круг (и варианты его) - это солярийный знак Солнца, точки - это засеянное поле, волнистые линии (горизонтальные) - вода, влага, волнистые вертикальные линии - испарение от влажной земли). Для воссоздания предметов старины дети лепят посуду из глины, украшая ее национальными узорами, «пекут» национальные блюда, мастерят тюбетейки, украшают «ичиги» и другие элементы одежды. Все предметы, изготовленные детьми и совместно со взрослыми, используются при драматизации народных сказок, в сюжетно-ролевых играх. Неоценимую роль в духовном воспитании подрастающего поколения играют разнообразные по характеру средства народного воспитания, способствующие формированию поликультурной личности. Одним из основных средств воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Большое значение имеет правильный подбор произведений народного творчества, с учетом доступности, эмоциональности, наиболее полного раскрытия традиционного образа народа. Положительным моментов является использование в работе с детьми комплексных, интегрированных занятий, экскурсий, с включением конкретных разнообразных методов и приемов.

Субъектами культуры являются также этнические и национальные сообщества. Каждый народ обладает собственной культурой, которая, развиваясь, вносит свой вклад в мировую культуру. Придерживаясь идеи Г.Н. Волкова [3] о необходимости рассматривать этногенез, традиции, обычаи, обряды каждой локальной группы акцентировали внимание детей старшего дошкольного возраста на том, что любой народ состоит из нескольких (этнических) групп, имеющих различия в традициях, чертах быта, обычаях, обрядах. В этнографическую группу Волго-Уральских татар входят: казанские татары, касимовские, татары-кряшены, татары-мишаре. При знакомстве с этническими группами татарского народа за основу взяли культуру казанских татар (как самой многочисленной) и культуру крещеных татар, как наиболее контрастной. Для восприятия довольно сложного для дошкольников материала подбирали наглядную информацию с учетом интереса и возрастных особенностей детей, с опорой на игровые, практические методы и эмоциональным включением самих детей в деятельность.

Представляя детям особенности национальной культуры кряшен, нужно было показать уникальность этого народа, создавшего свою самобытную культуру, объединив элементы двух культур (татарской и русской). Отмечали своеобразие, необычность национальных костюмов, блюд, музыкальных инструментов, мелодий песен крещеных татар. Яркое различие наблюдали в национальной одежде: у казанских татар обувь - ичиги, головные уборы - тюбетейки, платки, калфак. У крещеных татар - лапти или калоши, головной убор у мужчин - шляпы, у женщин - «сурэке», которая имеет налобную, «хвостовую» (похожую на хвост птицы) части, крылья - завязки, которые носятся вместе с «наушниками» (жилкэлек). Своеобразны шейные и нагрудные украшения крещеных татарок («сырга», «тамакса»). Подчеркивали роль и значение народных игр, именно в них отражается история той или иной нации. Большая часть хороводных игр, сопровождающихся пением, отражала трудовую деятельность народа (земледелие, скотоводство, торговля и др.). Особое внимание уделялось формированию у детей дифференцированных представлений о традиционной культуре русского, татарского народов через разные формы работы, такие как: интеллектуальная игра-викторина «Назови элементы народного костюма», брейн-ринг «Народные праздники», игра-квест «Бабушкин сундук», конкурс по определению элементов национального костюма, флешмобы по мотивам народных песен с использованием ИКТ, выставка рисунков по просмотренным мультфильмам «Мультиландия», мастер-классы: «Дело мастера боится» (знакомство с орудиями труда), «Золотое веретено» (знакомство с предметами народного ткачества, прялкой и веретеном) и др. В процессе организации в педагогическом процессе детской деятельности реализовались задачи по приобщению дошкольников к многообразию национальных культур [7].

Условием приобщения детей дошкольного возраста к историческому прошлому народа, к региональной культуре является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяющие расширить рамки образовательного процесса. У детей появляется возможность в доступной, привлекательной игровой форме достигнуть нового качества представлений о культурном наследии. Многообразие форм подачи информации (графика, анимация, звук, видео) надолго привлекает внимание ребенка и, в свою очередь, дает возможность моделировать исторические ситуации. С целью обучения детей среднего дошкольного возраста татарскому языку педагогами была создана дидактическая игра с ИКТ технологиями «Учим татарский язык», где в игровой форме происходит обучение счету в пределах 5, закрепление названий цифр на татарском языке. Интересная форма подачи материала содействует лучшему усвоению материала, кроме цифр, дошкольники закрепляют названия различных предметов на татарском языке, названия игрушек, обозначают их свойства (грязный, чистый). Другая игра «Геометрический орнамент народов Поволжья» направлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Поволжья (символикой и цветовым решением узоров разных народов). Автор игры справедливо полагает, что в орнаменте народов Поволжья, отражающих культуру, быт, традиции народа, можно найти много общих символов. Ценность игры в том, что ребенок не только по образцу составляет геометрический национальный орнамент, но и объясняет значение символов (воды, земли, солнца, дождя и др.), определяет своеобразие цветового решения узоров вышивки у каждого народа. Интерес представляет серия дидактических игр «Школа «Он-лайн - татар теле» по развитию связной речи и закреплению лексики татарского языка в процессе упражнений в правильной постановке вопросов, в выделении и группировке предметов по определенному признаку, в составлении предложений, в умении склонять глаголы, грамотно переводить простые предложения. Игровой материал распределен по трем разделам «Учебный класс», «Класс аудирования», «Милли (национальный) класс», с включением игровых заданий «Это кто? Это что? Сколько? Какой?»; «Что лишнее», «Расскажи по схеме», «Закончи предложение», «Переводчик». В игровой форме происходит знакомство детей с символикой, достопримечательностями, традициями народов республики Татарстан. Оригинальность игр заключается в возможности их дублирования на экране, сменяемости материала в зависимости от цели педагога и возможностей ребенка. Достоинство данной разработки в том, что она подходит для самостоятельной детской и совместной с воспитателем деятельности, рассчитана как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Применение ИКТ стимулирует познавательную активность детей и становится основой действенного отношения к культурному наследию народов совместного проживания.

Работа по ознакомлению дошкольников с культурным многообразием народов Республики Татарстан была бы малоэффективна, без участия в ней родителей. Следующим важным условием является тесное сотрудничество педагогов с семьей. В современном обществе национальная принадлежность, в основном, определяется языком и тем, к какой нации себя относит семья и ближайшее окружение человека. По утверждению Л.Н. Гумилева принадлежность к этносу не врожденная, а приобретенная в процессе социализации. Этническая принадлежность начинает формироваться в дошкольном возрасте в процессе общения со значимыми взрослыми, поэтому так важно отношение к данному вопросу родителей и педагогов. При неправильном воспитании в условиях поликультурной среды, могут развиться национальная

неприязнь и расовая нетерпимость [4]. В работе с родителями успешно зарекомендовали себя совместные мероприятия. Проведение праздников и развлечений одно из действенных средств воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Готовятся вместе с детьми и родители (заучивают стихи, роли, оформляют костюмы, атрибуты к оформлению зала, сами принимают непосредственное участие в качестве персонажей праздника). Традиционным становится во время праздников организация выставок - распродаж работ, выполненных детьми и родителями. Для того, чтобы родители поддерживали замыслы и идеи педагогов, воспитатели должны доказательно рассказывать о своих методах работы с детьми, стараясь показать свой профессионализм в практической деятельности.

Деятельность по ознакомлению детей с национальной культурой следует начинать с подготовки педагогических кадров, с повышения их этнографической грамотности, умения продумать информацию, преподносимую детям и родителям, с целью непрерывности педагогического взаимодействия. Многие воспитатели сами не владеют информацией об использовании предметов быта, их назначении; о народных промыслах и особенностях народной игрушки, росписей, резьбы. Компетентность педагогов является также педагогическим условием в приобщении дошкольников к многообразию национальных культур. Подбор и проведение разных форм методической работы с педагогами по данной проблеме формирует у них представления о традициях, обрядах, особенностях национальной одежды, кухни, образа жизни народов совместного проживания; раскрывает исторические аспекты. Для закрепления полученных знаний и совершенствования педагогического мастерства уместно проведение викторин, педсоветов, практических занятий, игротек, планирование посещения онлайн семинаров, вебинаров. Все это способствует обучению педагогов, расширению и пополнению их знаний об истории, культуре и быте народов многоэтнического пространства и передаче знаний дошкольникам в доступной возрасту деятельности: игре, занятиях, труде, праздниках и развлечениях.

На формирование представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста огромное влияние оказывает морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе, уровень педагогической культуры педагогов, именно воспитатель несет в себе ценности, накопленные народом.

Выводы. Таким образом, создание определенных условий в дошкольной образовательной организации в процессе ознакомления детей с культурой народов совместного проживания, способствует формированию умения понимать другого, ориентироваться в общественно принятых нормах взаимоотношений. Знакомство с культурой народов и пробуждение в детях дошкольного возраста интереса к культуре соседних народов, осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 127 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 526 с.

5. Дмитриев, Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г.Д. Дмитриев // Педагогика, 2000. - № 10. -С. 3-10

6. Захарова, Л.М. Воспитание у детей культуры межнационального общения. Учеб. Пособие / Л.М. Захарова. -Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. - 44с.

7. Хаертдинова, Р.М. Формирование ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников в многоэтническом пространстве: диссертация ... канд. пед. наук:13.00.07 / Хаертдинова Рамзия Мансуровна. - Екатеринбург, 2006. - 199 с.

Педагогика

УДК 37.018.43

кандидат педагогических наук, доцент Хамукова Бэлла Хасамбиевна

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); кандидат педагогических наук, доцент Пханаева Саида Нурбиевна ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); кандидат экономических наук, доцент Курмалиева Зарема Хасамбиевна

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества вузовского образования. В эпоху цифровых технологий уделяется большое внимание эффективности дистанционной формы обучения студентов. Возникает проблема в выборе эффективных методов и технологий при организации дистанционного образования. Цель настоящего исследования заключается в выделении особенностей психолого-педагогического сопровождения при разработке и проведении онлайн-обучения студентов. Экспериментальная апробация материалов проведена на базе ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», факультет педагогики и психологии. Участниками констатирующего этапа педагогического эксперимента стали обучающиеся очно-заочной формы обучения. В исследовании использовались следующие методы: теоретический (анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция), эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент), статистический (математическая обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследований). Исследование является научно оригинальным, поскольку раскрывает возможности развития способностей студентов с помощью новых онлайн-технологий и инновационных методов дистанционного обучения в условиях высшего профессионального образования по психолого-педагогическому направлению. Выводы: когда мы учитываем уникальные обстоятельства онлайн-среды, мы развиваем профессиональный опыт дистанционного обучения, который способствует эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов вуза.

Ключевые слова: онлайн-обучение, дистанционное образование, информатизация образования, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка педагогов, инновационные технологии.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of improving the quality of higher education. In the era of digital technologies, much attention is paid to the effectiveness of distance learning for students. There is a problem in the choice of effective methods and technologies in the organization of distance education. The purpose of this study is to highlight the features of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.