Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасамбиевна, Пханаева Саида Нурбиевна, Курмалиева Зарема Хасамбиевна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества вузовского образования. В эпоху цифровых технологий уделяется большое внимание эффективности дистанционной формы обучения студентов. Возникает проблема в выборе эффективных методов и технологий при организации дистанционного образования. Цель настоящего исследования заключается в выделении особенностей психолого-педагогического сопровождения при разработке и проведении онлайн-обучения студентов. Экспериментальная апробация материалов проведена на базе ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», факультет педагогики и психологии. Участниками констатирующего этапа педагогического эксперимента стали обучающиеся очно-заочной формы обучения. В исследовании использовались следующие методы: теоретический (анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция), эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент), статистический (математическая обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследований). Исследование является научно оригинальным, поскольку раскрывает возможности развития способностей студентов с помощью новых онлайн-технологий и инновационных методов дистанционного обучения в условиях высшего профессионального образования по психолого-педагогическому направлению. Выводы: когда мы учитываем уникальные обстоятельства онлайн-среды, мы развиваем профессиональный опыт дистанционного обучения, который способствует эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасамбиевна, Пханаева Саида Нурбиевна, Курмалиева Зарема Хасамбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article is devoted to the actual problem of improving the quality of higher education. In the era of digital technologies, much attention is paid to the effectiveness of distance learning for students. There is a problem in the choice of effective methods and technologies in the organization of distance education. The purpose of this study is to highlight the features of psychological and pedagogical support in the development and implementation of online learning for students. Experimental approbation of materials was carried out on the basis of FSBEI HE "Adyghe State University", Faculty of Pedagogy and Psychology. Participants of the ascertaining stage of the pedagogical experiment were students of part-time and part-time education. The following methods were used in the study: theoretical (analysis, synthesis, generalization, deduction, induction), empirical (observation, questioning, conversation, analysis of activity products, experiment), statistical (mathematical data processing, qualitative and quantitative analysis of research results). The study is scientifically original, as it reveals the possibilities of developing students' abilities with the help of new online technologies and innovative methods of distance learning in the conditions of higher professional education in the psychological and pedagogical direction. Conclusions: when we take into account the unique circumstances of the online environment, we develop a professional distance learning experience that contributes to the effectiveness of the psychological and pedagogical support of university students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

неприязнь и расовая нетерпимость [4]. В работе с родителями успешно зарекомендовали себя совместные мероприятия. Проведение праздников и развлечений одно из действенных средств воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Готовятся вместе с детьми и родители (заучивают стихи, роли, оформляют костюмы, атрибуты к оформлению зала, сами принимают непосредственное участие в качестве персонажей праздника). Традиционным становится во время праздников организация выставок - распродаж работ, выполненных детьми и родителями. Для того, чтобы родители поддерживали замыслы и идеи педагогов, воспитатели должны доказательно рассказывать о своих методах работы с детьми, стараясь показать свой профессионализм в практической деятельности.

Деятельность по ознакомлению детей с национальной культурой следует начинать с подготовки педагогических кадров, с повышения их этнографической грамотности, умения продумать информацию, преподносимую детям и родителям, с целью непрерывности педагогического взаимодействия. Многие воспитатели сами не владеют информацией об использовании предметов быта, их назначении; о народных промыслах и особенностях народной игрушки, росписей, резьбы. Компетентность педагогов является также педагогическим условием в приобщении дошкольников к многообразию национальных культур. Подбор и проведение разных форм методической работы с педагогами по данной проблеме формирует у них представления о традициях, обрядах, особенностях национальной одежды, кухни, образа жизни народов совместного проживания; раскрывает исторические аспекты. Для закрепления полученных знаний и совершенствования педагогического мастерства уместно проведение викторин, педсоветов, практических занятий, игротек, планирование посещения онлайн семинаров, вебинаров. Все это способствует обучению педагогов, расширению и пополнению их знаний об истории, культуре и быте народов многоэтнического пространства и передаче знаний дошкольникам в доступной возрасту деятельности: игре, занятиях, труде, праздниках и развлечениях.

На формирование представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста огромное влияние оказывает морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе, уровень педагогической культуры педагогов, именно воспитатель несет в себе ценности, накопленные народом.

Выводы. Таким образом, создание определенных условий в дошкольной образовательной организации в процессе ознакомления детей с культурой народов совместного проживания, способствует формированию умения понимать другого, ориентироваться в общественно принятых нормах взаимоотношений. Знакомство с культурой народов и пробуждение в детях дошкольного возраста интереса к культуре соседних народов, осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 127 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 526 с.

5. Дмитриев, Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г.Д. Дмитриев // Педагогика, 2000. - № 10. -С. 3-10

6. Захарова, Л.М. Воспитание у детей культуры межнационального общения. Учеб. Пособие / Л.М. Захарова. -Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. - 44с.

7. Хаертдинова, Р.М. Формирование ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников в многоэтническом пространстве: диссертация ... канд. пед. наук:13.00.07 / Хаертдинова Рамзия Мансуровна. - Екатеринбург, 2006. - 199 с.

Педагогика

УДК 37.018.43

кандидат педагогических наук, доцент Хамукова Бэлла Хасамбиевна

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); кандидат педагогических наук, доцент Пханаева Саида Нурбиевна ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); кандидат экономических наук, доцент Курмалиева Зарема Хасамбиевна

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества вузовского образования. В эпоху цифровых технологий уделяется большое внимание эффективности дистанционной формы обучения студентов. Возникает проблема в выборе эффективных методов и технологий при организации дистанционного образования. Цель настоящего исследования заключается в выделении особенностей психолого-педагогического сопровождения при разработке и проведении онлайн-обучения студентов. Экспериментальная апробация материалов проведена на базе ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», факультет педагогики и психологии. Участниками констатирующего этапа педагогического эксперимента стали обучающиеся очно-заочной формы обучения. В исследовании использовались следующие методы: теоретический (анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция), эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент), статистический (математическая обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследований). Исследование является научно оригинальным, поскольку раскрывает возможности развития способностей студентов с помощью новых онлайн-технологий и инновационных методов дистанционного обучения в условиях высшего профессионального образования по психолого-педагогическому направлению. Выводы: когда мы учитываем уникальные обстоятельства онлайн-среды, мы развиваем профессиональный опыт дистанционного обучения, который способствует эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов вуза.

Ключевые слова: онлайн-обучение, дистанционное образование, информатизация образования, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка педагогов, инновационные технологии.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of improving the quality of higher education. In the era of digital technologies, much attention is paid to the effectiveness of distance learning for students. There is a problem in the choice of effective methods and technologies in the organization of distance education. The purpose of this study is to highlight the features of

psychological and pedagogical support in the development and implementation of online learning for students. Experimental approbation of materials was carried out on the basis of FSBEI HE "Adyghe State University", Faculty of Pedagogy and Psychology. Participants of the ascertaining stage of the pedagogical experiment were students of part-time and part-time education. The following methods were used in the study: theoretical (analysis, synthesis, generalization, deduction, induction), empirical (observation, questioning, conversation, analysis of activity products, experiment), statistical (mathematical data processing, qualitative and quantitative analysis of research results). The study is scientifically original, as it reveals the possibilities of developing students' abilities with the help of new online technologies and innovative methods of distance learning in the conditions of higher professional education in the psychological and pedagogical direction. Conclusions: when we take into account the unique circumstances of the online environment, we develop a professional distance learning experience that contributes to the effectiveness of the psychological and pedagogical support of university students.

Key words: online learning, distance education, informatization of education, psychological and pedagogical support, teacher training, innovative technologies.

Введение. Мы живем в новую эпоху, и любая новая эпоха порождает новую систему образования. В эпоху информационного обществарождается новая педагогика. Кризис в мировой системе образования очевиден. Об этом неоднократно сообщалось с конца 20-го века вразличные площадки в глобальном масштабе. Сейчас происходит большой качественный прорыв в системе обучения в контексте информационнойсреды. Информатизация образования -это процесс изменения профессиональной подготовки, основанный на более полном использовании надежных,всесторонних и своевременных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности с помощью инновационных технологий [2, С. 70].

Стандарты и критерии аккредитации вуза предоставляют дорожную карту для обеспечения того, чтобы был заложен фундамент для успеха, когда программа реализует любую форму дистанционного образования. Во-первых, использование дистанционного образования должно соответствовать миссии и философии психолого-педагогического образования. Кроме того, независимо от метода предоставления инструкций, преподаватель должен убедиться, что имеются достаточные финансовые, физические, технологические и учебные ресурсы для обеспечения достижения результатов дистанционного обучения [6, С. 19]. Как только решение о внедрении дистанционного образования принято, важно обеспечить, чтобы преподаватели и студенты имели доступ к технологиям, необходимым для предоставления дистанционного образования, и чтобы преподаватели получали постоянное развитие и поддержку для использования выбранных технологий [8, С. 92].

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения включает в себя такие элементы, как организация курса (например, удобный доступ к календарю, объяснены требования сетевого этикета), проведение курса (например, четко объяснены задания), доступность преподавателей (например, дружелюбный и поощряющий ответы), взаимодействие с дискуссионной доской (например, участие в беседах), регулярное размещение объявлений с учетом ожиданий обучающихся, предоставление четких и описательных рекомендаций по обратной связи и выставлению баллов/оценок, а также рекомендаций по взаимодействию по электронной почте. Такие инструменты, как ЕДИНОЕ руководство или рубрика "Вопросы качества", могут помочь преподавателям обеспечить последовательный подход к разработке, организации и внедрению курсов дистанционного образования.

Другим важным компонентом эффективного дистанционного образования является формирование чувства общности и обеспечение взаимодействия в цифровой среде [9, С. 18]. Эффективный дизайн курсов дистанционного обучения включает в себя инклюзивную и равноправную цифровую среду обучения; согласование технологии с результатами обучения, опытом обучения и практикой оценки; а также последовательность и ясность в ожиданиях и заданиях в сочетании с регулярным и надежным доступом к преподавательскому составу. Рекомендации по формированию чувства общности включают использование активных стратегий обучения и доступность, радушие и поощрение обучающихся [5, С. 357-358].

Преподавателям психолого-педагогических направлений следует учитывать общие стратегии обучения, основанные на фактических данных, при разработке и преподавании дистанционного курса. Стратегии обучения, основанные на фактических данных, включают активное обучение, основанное на сотрудничестве, повышении значимости за счет стимулирования любопытства обучающихся, использовании формирующей практики, которая обеспечивает студентам своевременную и целенаправленную обратную связь, ведущую к мастерству, ограничивающую когнитивную перегрузку, и методы поддержки обучающихся, когдаони берут под контроль процесс обучения.

Активное обучение - это когда студенты вовлекаются в выполнение чего-либо, а затем думают о том, что они делают. Как часть образовательного процесса, основанной на практике, важно, чтобы дисциплины факультета педагогики и психологии были разработаны таким образом, чтобы вовлекать студентов в процесс обучения. Независимо от того, является ли курс дистанционного образования синхронным или асинхронным, студенты могут быть вовлечены с использованием ориентированных на запрос подходов, которые включают соответствующий опыт и не основаны исключительно на знании содержания. Предложения по стратегиям активного обучения доступны онлайн через учебно-методические центры вуза [3, С. 64].

Ряд изменений в системе высшего образования, быстро ускорили переход к цифровому и онлайн-обучению. В то время как этот цифровой поворот дестабилизировал учебные планы по всему миру, он предоставил уникальную возможность подготовить педагогов до выхода на работу к постоянно меняющейся реальности современных классных комнат. В программах психолого-педагогической подготовки студентов онлайн-обучение все чаще используется в качестве эффективного способа. Концепции онлайн-обучения включают в себя не только то, как его определяют, но и то, как навыки и процессы, связанные с ним, концептуализируются посредством сравнения с альтернативной средой обучения, такой как очный курс [4, С. 37].

Считается, что существующие концепции (в частности, те, которые связаны с личными и культурными корнями индивидов) влияют на то, как индивиды объясняют конкретное явление в данном контексте. Опыт обучения (т.е. то, как предлагаются и разрабатываются онлайн-курсы) в значительной степени зависит от контекстуальных факторов,включая цифровую готовность общества и его граждан. Концепции также связаны с процессами и поведением, которые студенты решают активировать в определенном контексте, что потенциальноведет к достижению целей обучения [7, С. 3].

Информатизация охватывает все традиционные формы работы педагогов, а компьютерная техника может охватывать весь образовательныйпроцесс: существуют электронные образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы для каждой образовательнойпрограммы и т.д. В последние годы в человеческую жизнь вошло новое явление, навсегда изменившее ее и наполнившее новым содержанием и смыслом. Этим феноменом является Интернет: платформы, онлайн-сервисы, веб-сайты, предназначенные для организации медиаобразования. Одной из его основныххарактеристик является возможность обмена информацией (обмен фотографиями, моделями, видео, организация тематических сообществ и т.д.). Помимо социальных закладок, библиотек и медиа-хранилищ, к его преимуществам относятся профессиональные

сети для общения напсихолого-педагогические темы, обмена опытом и информацией, а также развитие деловых связей. В настоящее время социальныесети и образование - это взаимный процесс: образование становится содержанием социальных сетей. Интернет и социальные сети делаютбессмысленными такие вещи, как повествование, запоминание и воспроизведение определений и формулировок. Все это можно легко найти вИнтернете. Социальные сети побуждают нас сосредоточиться на таких целях обучения, как способность находить, анализировать, синтезировать, оценивать и применять знания [1, С. 78].

Практическое исследование проблемы организации дистанционного обучения на факультете педагогики и психологии было организовано в период с 2020 по 2022 годы. Используя метод тестирования была проведена диагностика уровня развития мотивации к онлайн-образованию. В тестировании приняли участие студенты очно-заочной формы обучения: 2020 год - 21 чел., 2021 год - 16 чел., 2022 - 14. Анкета «Плюсы и минусы дистанционного обучения» была предложена обучающимся. Более 48% опрошенных удовлетворены организацией дистанционного обучения. Около 24% студентов выделяют повышение уровня мотивации в рамках онлайн-обучения. 57% испытуемых адаптированы к системе дистанционного обучения. Незначительные трудности в освоении дистанционной формы обучения испытывают 37% студентов. На вопрос «Хотел бы ты в будущем использовать дистанционное обучение в образовательных целях?» 51% испытуемых ответили положительно.

Выделены рекомендации по организации дистанционного обучения: создание возможностей для студентов устанавливать межличностные связи друг с другом обеспечивая структуру для постоянного взаимодействия с курсом и содержанием дисциплины; учебная онлайн-среда должна подчеркивать социальное присутствие и способствовать когнитивному присутствию; преподавателюнеобходимо поощрять обучающихся делиться своими взглядами, инициировать дальнейший диалог внутри группы и добавлять знания или опыт; также необходимо уделять внимание студентам, не проявляющим интерес к дистанционной форме обучения.

Разработаны лекции и презентации по дисциплинам магистратуры: «Профессиональная подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательных учреждениях», «Педагогическое проектирование и управление проектами».

В ходе дистанционного обучения студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование направленность Психология и педагогика дошкольного образования по дисциплине «Медиапедагогика» были разработаны проекты:

- контент школьных медиаобразовательных проектов - «Мозаика», «Школьное радио», «Школа сегодня»;

- городские медиапроекты, которые могут быть реализованы на базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей -«Радиоточка.ги», «Калейдоскоп», «Я и МЫ»;

- студенческий медиаобразовательный проект: «Студенческое радио».

Выводы. Таким образом, стандарты и критерии дистанционного обучения предоставляют преподавателям окончательные рекомендации о том, чтонезависимо от способа предоставленияучебных материалов, учебныхмероприятий и методов оценки должны соответствовать используемому способу доставки. Многие студенты ценятдоступ к разнообразным вариантам обучения и более индивидуальныйконтроль за составлением расписания для достижения образовательных целей;таким образом, дистанционное обучение может быть тем, что студентызахотят продолжить.

Литература:

1. Андреев, А.А. Онлайн курсы в высшем образовании и их качество / А.А. Андреев // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2017. - № 3. - С. 77-85

2. Бекетова, О.Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития / О.Н. Бекетова, С.А. Демина // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1. - С. 69-78

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва: Юрайт, 2022. - 194 с.

4. Келли, П. Онлайнобразование: путь от участия к успеху / П. Келли, Х. Коутс, Р. Нейлор // Вопросы образования. -2016. - № 3. - С. 34-58

5. Николаева, Н.Р. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период дистанционного обучения / Н.Р. Николаева, З.У. Тапаева, М.В. Верещагина // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). - Махачкала: Алеф, 2021. - С. 357-360

6. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. - Москва: Юрайт, 2020. - 434 с.

7. Abakumova, I.V. Technologies of initiating students into independent (self-guided) activity in supplementary distance learning / I.V. Abakumova, I.A. Bakaeva, K.Y. Kolesina // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2016. - Vol. 4, is. 2. - P. 1-7

8. Ardashev, R.G. Irrational perception of distance learning by students / R.G. Ardashev // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS): International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021). - 2021. - P. 91-97

9. Dmitriyeva, Y.Y. Features of modern distance learning for students / Y.Y. Dmitriyeva, S.S. Demtsura, T.N. Lebedeva [et al.] // Espacios. - 2020. - № 41 (48). - P. 17-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.