Литература:
1. Володина, И.С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Володина Инна Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2004. - 194 с.
2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1004 с.
3. Гузенина, С.В. О научных концепциях изучения социального поведения / С.В. Гузенина // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №2 (048). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/o-nauchnyh-kontseptsiyah-izucheniya-sotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 15.05.2022)
4. Козина, И.Б. Особенности формирования социальных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях разных форм обучения / И.Б. Козина // The Scientific Heritage. - 2019. - №42-4 (42). - URL: https://cyberieninka.rn/artide/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnyh-navykov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 15.05.2022)
5. Черенёва, Е.А. Актуальные подходы к формированию социально-приемлемого поведения детей с интеллектуальной недостаточностью / Е.А. Черенёва, С.А. Филиппова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - №1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-podhody-k-formirovaniyu-sotsialno-priemlemogo-povedeniya-detey-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu (дата обращения: 15.05.2022)
6. Шипицына, Л.М. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов. -Великобритания: Издательство Колег Элидир Уэллс, 1992. - С. 120.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Шихматова Эльмира Самвеловна
Гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье раскрываются понятия «цифровизация», «цифровое образование», «дистанционное образование». Автор анализирует нормативно-правовую базу для развития цифровизации образования в России, а также существующие в Российской Федерации национальные программы и федеральные проекты в рамках внедрения цифровых информационных технологий. Материал статьи дает характеристику распространенности цифровых технологий с современных образовательных организациях (электронные журналы, электронно-библиотечные системы, официальные сайты образовательных организаций, использование социальных сетей и мессенджеров участниками образовательного процесса). Автор описывает существующие в действительности модели цифрового образования (дистанционное, гибридное и смешанное), а также приводит признаки цифровизации педагогического образования, существующие в современных исследованиях. Исследование делает попытку перечислить многообразие форм организации дистанционного обучения в России в XXI веке. В статье сделана попытка выделить достоинства и недостатки дистанционного обучения и цифровизации образования в целом.
Ключевые слова: цифровизация, цифровое образование, цифровые ресурсы обучения, информационные образовательные технологии, дистанционное обучение, гибридное обучение, смешанное обучение, образовательные платформы.
An^a^n. The article reveals the concepts of "digitalization", "digital education", "distance education". The author analyzes the regulatory framework for the development of digitalization of education in Russia, as well as the existing national programs and federal projects in the Russian Federation as part of the introduction of digital information technologies. The material of the article characterizes the prevalence of digital technologies in modern educational organizations (electronic journals, electronic library systems, official websites of educational organizations, the use of social networks and instant messengers by participants in the educational process). The author describes the models of digital education that actually exist (distance, hybrid and mixed), and also cites the signs of digitalization of teacher education that exist in modern research. The study makes an attempt to enumerate the variety of forms of organizing distance learning in Russia in the 21st century. The article attempts to highlight the advantages and disadvantages of distance learning and the digitalization of education in general.
Key words: digitalization, digital education, digital learning resources, information educational technologies, distance learning, hybrid learning, blended learning, educational platforms.
Введение. Министерство просвещения Российской Федерации обеспечивает создание в стране к 2024 г. безопасного и современного цифрового образовательного пространства. Для этого в 2019 г. был создан Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на цифровую трансформацию российской системы образования и присоединение к цифровому образовательному пространству всех образовательных организаций страны. Также реализовывается Федеральный проект «Искусственный интеллект» и национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которые активно разрабатываются и внедряются повсеместно, что говорит о востребованности данных направлений в современной российской действительности. Особенно актуально это на фоне эпидемии новой коронавирусной инфекции, которая вынуждает образовательные организации активно использовать дистанционные технологии обучения. Конечно, у цифрового дистанционного обучения есть много недостатков, но в 2022 г. население гораздо терпимее к ним относиться, чем 2020 г.
В данной работе будем основывать не только на научные публикации по дистанционному обучению и цифровизации образования, но и назовем нормативно-правовые основы национального курса Российской Федерации на цифровизацию: Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 642 от 1.12.2016 г., Приказ Министерства просвещения № 649 от 02.12.2019 г. «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Государственная программа «Научно-технологического развития Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ № 377 от 29.03.2019 г., а также «Концепция создания Единой цифровой платформы научного и научно-технического взаимодействия...» (2019 г.).
Целью данного исследования является изучение особенностей становления цифрового образования в России.
Изложение основного материала статьи. Вначале определимся с терминологией. Цифровизация - это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, управление
государством и другое [6]. Первые персональные компьютеры и смартфоны в нашей стране появились в 2000-2008 гг. В 2009 г. Интернет из мира людей «перешел» в мир вещей, т.е. появилась умная техника, технология «умный дом» и т.д. 2012 г. - 1/3 мира были уже покрыта сетью Интернет, а к 2025 гг. планируется, что 80% мира будут иметь доступ в Интернет.
Понятие «цифровое образование» имеет большое количество трактовок как отечественной, так и в зарубежной науке. Всесторонний анализ данной категории выполнили в своем исследовании М.Е. Вайндорвф-Сысоева и М.Л. Субочева, сравнив около десятка определений терминов «цифровое образование», «цифровое обучение» и «цифровая образовательная среда». Под цифровым образованием, по мнению авторов статьи, необходимо понимать «процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [1, С. 30]. Большинство исследователей полагают, что к цифровым инструментам в данном случае можно отнести программные продукты для управления образовательным процессом и организации учебного процесса, а также фиксации профессиональных действий педагогов и учёта достижений обучающихся в цифровом формате.
Дистанционное обучение - это форма получения образования в процессе взаимодействия педагога и обучающихся на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (до ХХ века - почта, телевидение, радио, с XXI - интернет-технологии) [6].
В 2019 г. был создан Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Федеральный бюджет проекта составляет 73,4 млрд руб, из которых 62,9 млрд руб уже переданы субъектам Российской Федерации [7].
Уже привычным фактом для большинства населения стало то, что у каждой образовательной организации есть свой официальный сайт, группа Вконтакте или даже аккаунт в Телеграмм. Причем сейчас, в эпоху пандемии, они уже не существуют формально, как это часто было раньше, а являются вполне рабочим инструментом для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, обучающихся и администрации.
Также прочно вошел в нашу жизнь Электронный журнал, почти вытеснив свой бумажный вариант, а скоро и школьные дневники станут историей, хотя еще два года назад в это никто бы не поверил. Возможности электронных журналов образовательных организаций всё больше расширяются и дополняются, позволяя не только выставлять оценки и записывать домашние задания, но и общаться с учителями школы, загружать им выполненные домашние задания, организовывать онлайн трансляции, причем интерфейс, функционал данных программ постоянно совершенствуется.
Нормой жизни стало наличие электронных учебников и электронно-библиотечных систем.
Г.А. Гогоберидзе выделяет три модели цифрового образования:
- дистанционное обучение (обучение на дистанционной платформе, сопровождение преподавателем только в электронной системе) - часто используется сейчас для заочного обучения;
- смешанное обучение (обучение на дистанционной платформе и очные встречи с преподавателем и группой (оффлайн) - наиболее распространенная система обучения в период пандемии Covid19;
- гибридное обучение (обучение с помощью дистанционной платформы, когда часть обучающихся в аудитории, а другая часть - удаленно через Интернет) [2].
Для цифровизации педагогического образования характерны следующие признаки:
- открытость и доступность «цифровой образовательной среды»;
- непрерывное развитие цифровых компетенций педагогов и обучающихся;
- изменения в моделировании структуры подготовки педагогических кадров;
- высокая роль интеграции технических специалистов в системы управления образовательной деятельностью;
- смещение спектра затрат, отводимых на цифровизацию образования [2].
Многообразие форм организации дистанционного обучения в XXI веке впечатляет и сложно поддается систематизации. Перечислим некоторые самые популярные образовательные платформы и дистанционные площадки:
- для школьников - Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник;
- для студентов - электронная система управления обучением «Moodle», Google Classrooms, Open Edx, Canvas;
- виртуальная реальность и виртуальные экскурсии;
- электронные курсы отдельных учебных дисциплин;
- социальные медиа и мессенджеры (Телеграмм, Вконтакте, Viber, WhatsApp);
- видео и телеконференции (Skype, Яндекс.Телемост);
- чат-занятия;
- базы данных электронных библиотечных систем («Университетская Библиотека Онлайн», «Znanium.com», «Юрайт», «Лань», «IPRbooks»), а также РИНЦ elibrary.ru;
- цифровые инструменты Mentimentr, Canva, Learnis, Quizlet;
- конструкторы чат-ботов без знания основ программирования (Aimylogic);
- онлайн конструкторы учебных тренажеров (еТгешЫ) [3].
Каждая из перечисленных инструментов цифрового обучения имеет свои положительные и отрицательные стороны, может применяться как самостоятельно, так и в дополнение друг к другу - и в первую очередь - к традиционному контактному формату обучения. Самым большим недостатком большого количества создаваемых цифровых сервисов во всем мире является необходимость каждому педагогу разбираться в них самостоятельно, тратя на это рабочее или личное время, которого всегда не хватает. И в этом случае необходимость использовать цифровые ресурсы скорее вызывает раздражение, нежели интерес. Решением этой проблемы могло бы стать создание в каждой образовательной организации новой службы с техническими специалистами, которые стали бы проводниками педагогов в мир цифровых информационных технологий.
В целом нелинейный процесс дистанционного, смешанного или гибридного обучения вызывает у его участников такие трудности как:
- неготовность педагогов и обучающихся работать и учиться в удаленном, асинхронном формате, методические трудности;
- увеличение нагрузки на родителей;
- увеличение специфической нагрузки на педагогический состав;
- невозможность осуществлять полноценное дистанционное обучение отдельных направлений деятельности: физкультура, изобразительное искусство, музыка (специальность), технологии, актерское мастерство, вокал, медицина, военное искусство;
- невозможность обучаться без электричества и Интернета;
- утрата навыков письма;
- утрата творческого начала;
- утрата способности воспринимать большие тексты;
- снижение социальных навыков;
- проблемы речевого развития;
- снижение зрения;
- компьютерная зависимость;
- снижение интеллекта, кнопочное мышление;
- электромагнитное излучение [6].
Перечисленные недостатки не означают необходимости отказа от использования различных форм дистанционного обучения, а требуют совершенствования соответствующих технологий.
Среди положительных сторон цифровизации образования можно назвать:
- расширение и доступность образовательного пространства, в т.ч. для маломобильных категорий граждан;
- персонификация образования;
- вовлечение обучающихся в планирование своей индивидуальной образовательной траектории;
- уменьшение коррупционной составляющей системы образования;
- экономия бумаги;
- экономия времени и средств на проезд к месту обучения / работы;
- доступность электронных библиотек;
- это шаг в будущее, соответствие духу времени;
- более низкая стоимость обучения по сравнению с очным.
Выводы. Поколение 2020-х гг. в России находимся в самом начале процесса цифровой трансформации системы общества и образования. Вспомним, что в мире давно критиковалась как классно-урочная, так и лекционно-семинарская системы обучения. Благодаря COVID19, на их место пришло дистанционное обучение и цифровизация образования. Но педагогам-практикам очевидно, что они не могут и не должны заменить полноценное учебное взаимодействие педагогов и обучающихся в контактной аудиторной работе. Цифровой прогресс, бесспорно, полезен образовательным организациям, но только в качестве дополнения, совершенствования и подстраховки очного обучения. Пандемия показала не только преимущества дистанционных технологий в обучении школьников и студентов, но и вскрыла большое количество пробелов удалённого образования, которые в ближайшие годы будет решать система образования.
Литература:
1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М.Е. Вайндорвф-Сысоева, М.Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 25-36.
2. Гогоберидзе, А.Г. Проектирование нелинейного образовательного процесса в контексте моделей смешанного обучения / Гогоберидзе А.Г., Ребко Э.М. // Государственное задание Министерства науки и высшего образования РФ, РГПУ им. А.И. Герцена: «Разработка комплекса образовательных технологических решений для цифрового образования в системе педагогического образования» (презентация): сайт. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/ (дата обращения 30.01.2022).
3. Древаль, М. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий / М. Древаль: сайт. - URL: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/2ll448255 (дата обращения: 25.05.2022)
4. Конкурсная документация в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / Банк документов Минпросвещения РФ: сайт. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/6c407875cd2cc65078768f32cc07e762/ (дата обращения: 20.04.2022)
5. Концепция создания Единой цифровой платформы науки и высшего образования Минобрнауки России 2019: документ. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/20190705_Kontseptsiya_TSPSI_1.4.pdf (дата обращения: 18.05.2022).
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
7. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» / Федеральные проекты / Нацпроект «Образование» / Минпросвещения России: сайт. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 23.03.2022).
8. Шихматова, Э.С. Возможности дистанционного образования в современных образовательных организациях / Э.С. Шихматова // Сборник трудов I Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (редколлегия: Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова). - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2022. - С. 494-498.
Педагогика
УДК 378(045)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Шишкина Светлана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Милицина Ольга Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационно-образовательных ресурсов в процессе магистерской подготовки обучающихся. Обзорный анализ научно-методической литературы позволил авторам выявить педагогические требования, принципы и алгоритм проектирования и разработки мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины в педагогическом вузе. Внедрение в электронную среду учебного заведения данного комплекса обеспечивает результативность образовательной деятельности преподавателя и обучающихся.
Ключевые слова: мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины, магистратура.
Annotation. The article discusses the use of information and educational resources in the process of master's training of students. A review analysis of the scientific and methodological literature allowed the authors to identify pedagogical requirements, principles and algorithm for designing and developing a multimedia educational and methodological complex of the discipline in a pedagogical university. The introduction of this complex into the electronic environment of the educational institution ensures the effectiveness of the educational activities of the teacher and students.
Key words: multimedia educational and methodological complex of the discipline, master's degree.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным
направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Проектирование и разработка информационно-коммуникационного обеспечения подготовки студентов-магистров в
образовательном процессе вуза»
Введение. Анализ современной педагогической практики показывает: чтобы процесс подготовки обучающихся в образовательном учреждении был успешен, необходимо использовать современные средства и методы обучения. В требованиях к условиям реализации образовательной программы высшего образования магистров (ФГОС) отмечено, что активное задействование информационно-коммуникационных средств, одним из которых является мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины (ММ УМКД), позволяет создать электронную информационно-образовательную среду в вузе для обеспечения оперативного взаимодействия участников образовательного процесса [8].
Мультимедийная форма отображения учебно-методического содержания подготовки магистров является актуальной в связи с разработкой информационного и цифрового направлений функционирования образовательных учреждений всех уровней, в том числе и в системе высшего образования. Данный подход к предъявлению учебного материала студентам обеспечивает эффективность усвоения необходимого объема информации при помощи интерактивного, аудиовизуального, наглядно-иллюстративного, индивидуального методов обучения, развивает интерес к изучаемой дисциплине, познавательные личностные качества и творческие способности магистров. Для преподавателей опора на ММ УМКД дает возможность интерактивно сотрудничать с магистрами, осуществлять автоматизированный мониторинг знаний и умений студентов, проводить своевременное обновление содержательных и технологичных компонентов дисциплины и коррекцию процесса обучения.
Проблемным в применении ММ УМКД является тот факт, что далеко не каждый преподаватель владеет технологиями, позволяющими проектировать и вставлять в программную оболочку учебный и мультимедийный контент, а также органично сочетать традиционный и информационно-коммуникационный форматы обучения. Как справедливо указывают ученые, для эффективной реализации мультимедийных технологий в вузе нужен «подготовленный преподаватель, владеющий информационно-коммуникационной и коммуникативной компетенциями» [1, С. 26]. При этом для обучающихся в настоящее время уже не является сложным восприятие дидактического материала в виртуальном режиме.
Изложение основного материала статьи. Модернизация учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в процессе подготовки магистров, согласно государственным нормативным документам [3], связана с общим направлением информационно-коммуникационной трансформации системы образования, основной целью которой является рационализация взаимодействия субъектов образовательного процесса и автоматизация некоторых разделов изучаемого курса, а также мониторинговых операций. Мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины обеспечивает достижение данной цели и способствует интенсификации дидактического процесса.
Психолого-педагогическим аспектам применения информационных и мультимедийных технологий в качестве образовательных ресурсов посвящено множество научно-методических работ. По мнению исследователей А.П. Алексеева, О.М. Гилева, В.П. Джаджи, В.В. Запорожко, Л.Г. Ильиной, Г.П. Катунина, А.А. Рычковой, Т.Н. Шалкиной, В. Е. Шехтман и других, ММ УМКД является интегрированной системой, отражающей структуру и содержание рабочей программы учебной дисциплины (или нескольких программ) и включающей теоретико-практические (учебно-методические) материалы, контрольно-оценочные средства, программное обеспечение, компьютерное сопровождение и др. [9]. В целом, все компоненты комплекса должны отвечать психолого-педагогическим, дидактико-методическим, программно-технологическим критериальным требованиям, а также иметь соответствующие учебной дисциплине дизайн и эргономику, которые обеспечат комфортную, здоровьесберегающую психофизиологическую эксплуатацию обучающимися и преподавателем мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины.
Дидактические принципы, на которые должен ориентироваться преподаватель в процессе создания ММ УМКД, основываются на вышеперечисленных требованиях, представленных в работах ученых В.В. Афанасьева, Е.Н. Бабина, Е.С. Быкадорова, Ю.В. Вертаковой, И.Е. Вострокнутова, Б.С. Гершунского, В.С. Леднева, В.И. Сафонова, Э.Г. Скибицкого