Научная статья на тему 'Народные традиции физического воспитания в представлениях современного дошкольника'

Народные традиции физического воспитания в представлениях современного дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махалова И. В.

В статье дается характеристика восприятия детьми старшего дошкольного возраста национальных традиций физического воспитания народов, проживающих в Чувашской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные традиции физического воспитания в представлениях современного дошкольника»

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

© Махалова И.В.*

Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии, г. Чебоксары

В статье дается характеристика восприятия детьми старшего дошкольного возраста национальных традиций физического воспитания народов, проживающих в Чувашской Республике.

Ключевые слова: народные традиции физического воспитания, традиционная культура физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют в качестве одних из основополагающих принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. На основании данных положений, важной и актуальной является проблема приобщения ребенка дошкольного возраста к народной культуре, и в частности, к народным традициям физического воспитания. Разработка и внедрение этнокультурной составляющей образовательной области «Физическое развитие» предполагает изучении представлений современных дошкольников о традиционной культуре физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения. С этой целью нами было проведено исследование, в котором приняли участие 179 детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений г Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарского, Комсомольского и Порецкого районов Чувашской Республики. Национальный состав опрошенных детей был следующим: 51 % - дети чувашской национальности, 17 % -дети русской национальности, 11 % - дети татарской национальности, 3 % -дети мордовской национальности, 18 % - дети смешанных браков, в основном русско-чувашских (80 %), а также русско-татарских, русско-мордовских, чувашско-мордовских, чувашско-башкирских, чувашско-украинских чувашско-марийских браков.

Мы исходили из позиции, что те представления, которые имеет современный дошкольник о традиционной культуре физического воспитания своего и других народов, тесно связаны со знанием им истории и культуры родного края, понимания своей национальной принадлежности. В связи с этим нами были проведены четыре индивидуальные беседы, благодаря которым

* Старший преподаватель кафедры Дошкольного образования.

мы смогли выяснить наличие у детей краеведческих знаний, представления о своей национальной принадлежности, традиционной культуре физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения.

Индивидуальная беседа на выяснение знаний краеведческого характера была проведена по вопросам, разработанным М.И. Богомоловой, и адаптированным нами в соответствии с проблемой исследования: «Скажи, кто ты по национальности? Я, например, чувашка, а ты? Какой национальности твои родители, бабушки и дедушки? Есть ли у тебя друзья одной с тобой национальности? Есть ли у тебя друзья другой национальности? Знаешь ли ты, что такое родной язык? Назови свой родной язык. Какие добрые, красивые слова на родном языке ты можешь сказать?»

Результаты опроса старших дошкольников показали, что 73 % детей знают название республики, в которой живут и правильно ее называют, 87 % - знают название своего родного города (села) и 82 % - располагают сведениями о национальностях, которые проживают в республике. В основном дети называют людей чувашской (74 %) и русской (69 %) национальности, тем не менее 21 % опрошенных детей указали на людей татарской национальности, 4 % -марийской и мордовской национальности. Большинство детей (70 %) имеют представления о языках, на которых разговаривают представители русского (57 %), чувашского (52 %) и татарского (10 %) народов. На вопрос, «Какие народные праздники празднуются в Чувашской Республике» смогли ответить 70 % опрошенных дошкольников. Наряду с народными праздниками детьми были названы государственные российские праздники: «Новый год» (83 %), «Масленица» (78 %), «Сабантуй» (12 %), «Акатуй» (5 %), «8 марта» (16 %), «День защитника Отечества» (9 %), «День победы» (6 %). Опрос показал, что 79 % детей различают символику Чувашской Республики. Большинство детей (68 %) распознают флаг Чувашии, 32 % опрошенных - герб республики. Вместе с тем индивидуальная беседа выявила, что 45 % детей не знают столицу Чувашской Республики, 51 % дошкольников имеют поверхностные знания о достопримечательностях родного города или села, 75 % опрошенных не имеет знаний о соседствующих с Чувашией республиках.

Как мы видим, у дошкольников имеются некоторые представления о своей малой Родине, тем не менее, нельзя говорить о глубоких познаниях в данной области. У более трети воспитанников отсутствуют знания, иногда они ошибочны или носят фрагментарный характер.

Следующий шаг исследовательской работы был направлен на выявление представлений детей о своей национальной принадлежности. В процессе индивидуальной беседы с детьми нами были использованы вопросы, разработанные М.И. Богомоловой: «Скажи, кто ты по национальности? Я, например, чувашка, а ты? Какой национальности твои родители, бабушки и дедушки? Есть ли у тебя друзья одной с тобой национальности? Есть ли у тебя друзья другой национальности? Знаешь ли ты, что такое родной язык?

Назови свой родной язык. Какие добрые, красивые слова на родном языке ты можешь сказать?».

Анализ ответов показал, что большинство детей (72 %) правильно называют свою национальную принадлежность. Наиболее компетентны в вопросе о своей национальной принадлежности дети татарской (100 %) и русской национальности (86 %). Только половина из детей чувашской (56 %) и мордовской (50 %) национальности знают о своей национальной принадлежности. Аргументируя свою национальную принадлежность, дети высказывались следующим образом: «Я - чуваш, мама с папой говорят по-чувашски», «У меня русские родители, и дедушка с бабушкой тоже русские, значит я русская». Из 30 детей смешанных браков смогли определиться с национальной принадлежностью 22 ребенка (73 %). Из них 59 % детей свою национальность определили по национальности отца, 32 % - по национальности матери, 9 % детей указали, что они являются носителями двух культур: «Я и русская, и мордовка», «Я могу быть и чувашем и русским». В основном, дети смешанных браков идентифицируют себя как представителей русского народа (77 %).

70 % детей знают о национальности своих родителей, 62 % - о национальности бабушек и дедушек. Здесь мы видим следующую закономерность: дети, знающие свою национальность, знают и национальность родителей. Однако часть из них не имеют сведений о национальности своих бабушек и дедушек, что, скорее всего, связано с раздельным проживанием молодых семей и старшего поколения, и вследствие этого сокращением времени общения ребенка со своими бабушками и дедушками. Опрос показал, что детей не интересует национальность друзей, т.к. 30 % дошкольников смогли правильно назвать национальность сверстников. Большинство детей, отвечая на вопрос о национальности товарищей, молчали или отвечали: «Я не знаю, я их не спрашивал», «Он(а) мне не говорил(а)».

42 % детей могут объяснить, что такое родной язык. Дети чувашской и русской национальности высказывались следующим образом: «Родители на нем разговаривают», «Это чувашский язык - любимый язык», «Самый близкий», «Нужный язык», что связано напрямую с овладением ребенком родным языком. На родном языке добрые и красивые слова смогли сказать дети татарской (95 %), русской (93 %), чувашской (43 %) и мордовской (17 %) национальности.

Итак, опрос показал, что две трети дошкольников идентифицируют себя по национальности родителей и старшего поколения семьи, половина из участников опроса говорят на родном языке, две трети детей не интересуются национальностью друзей-сверстников.

Для выяснения представлений детей о традиционной культуре физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения мы разработали следующие вопросы: «Назови, какие ты знаешь

подвижные игры своего и других народов? Объясни, что такое соревнования? Какие соревнования своего и других народов, ты знаешь? Какие национальные виды спорта своего народа и других народов, ты знаешь? Расскажи о танцах своего и других народов. Покажи отдельные элементы. Назови старинные праздники на которых проводились соревнования своего и других народов. Какие кушанья, угощения своего и других народов, ты знаешь? Назови способы закаливания, которые использовались в старину твоим и другими народами. Какие сказки о богатырях своего и других народов, ты знаешь? Какие из них твои любимые? Почему? Назови пословицы и поговорки своего и других народов о здоровье. Хотел бы ты узнать о том, в какие игры играли дети в старину, как соревновались между собой, какие сказки о богатырях любили слушать, каким образом закаливались? О чем больше всего ты хотел бы узнать?».

Анализ ответов на вопросы о традиционной культуре физического воспитания своего народа позволил сделать вывод об отсутствии у большинства детей элементарных знаний о национальных видах спорта, состязаниях, танцах, праздниках физкультурно-спортивной направленности, способах закаливания, принятых в среде родного для них народа, а также пословиц и поговорок о здоровье, легенд о богатырях.

На вопрос, «Какие ты знаешь подвижные игры своего народа?» дали ответ 69 % детей. Однако анализ ответов показал, что дети называли все известные им подвижные игры, не дифференцируя их с учетом национальной принадлежности. Среди старших дошкольников особой популярностью пользуются следующие игры: «Догонялки» (42 %), «Прятки» (34 %), «Жмурки» (11 %), «Кот и мыши» (9 %), «Вышибалы» (6 %). В среднем дети называли по 3-4 подвижных игры, что характеризует их игровой запас как низкий. Обращает на себя внимание и тот факт, что детьми были указаны в качестве народных подвижных игр спортивные игры «футбол», «волейбол», «хоккей». В связи, с чем можно сделать вывод о том, что дошкольники не имеют представлений об истории зарождения, как народных подвижных игр, так и спортивных игр.

Из 179 человек 26 % детей смогли назвать народные праздники физ-культурно-спортивной направленности. Детьми, как русской (14 %), так и чувашской (15 %), мордовской (16 %), татарской (5 %) национальности был назван такой праздник, как «Масленица». Детьми татарской национальности - «Сабантуй» (85 %), детьми чувашской национальности - «Акатуй» (6 %). Опрос показал, что только 11 % детей имеют представления о соревнованиях, проводимых на таких праздниках. Ими были названы: бег наперегонки, скачки на лошадях, борьба, поднимание тяжестей, перетягивание каната, бег в мешках, лазание на столб. На вопрос о национальных видах спорта родного народа, ни один из опрашиваемых детей ответить не смог, что объясняется отсутствием образовательной работы со стороны педагогов в дошкольном

учреждении, а также низким уровнем компетентности, согласно результатам анкетирования, по данному вопросу, как родителей, так и воспитателей.

Следует отметить, что треть опрошенных детей, имеют представления о способах закаливания организма, характерных для традиционной культуры физического воспитания своего народа. Детьми, правильно назвавшими способы закаливания, были указаны: обливание и купание в холодной воде (59 %), хождение босиком (32 %), обтирание снегом (14 %), отдельные дети (4 %) отмечали облегченную одежду и длительное пребывание на воздухе, связанное с физическим трудом.

На вопрос о национальных блюдах, праздничных угощениях своего народа с желанием отвечало большинство опрошенных детей. Однако, дети в основном перечисляли те блюда, которые употребляются ими в семье или в детском саду, не выделяя их национальной принадлежности: борщ, плов, пицца, бутерброд, сосиски, суши, ролы, пельмени и др. Ряд детей отвечали следующим образом: «Мама дома такие не готовит». Запас знаний детей татарской национальности о культуре питания своего народа намного выше, чем детей чувашской и русской национальности. Ими были названы такие национальные блюда, как: эчпачмак, бавырсак, суп с домашней лапшой, чак-чак, кумеч, губадия.

Анализ результатов по вопросам об устном народном творчестве показывает, что дети абсолютно не знают пословиц и поговорок о здоровье, правилах его сохранения и укрепления. Только 2 % детей назвали пословицы о здоровье, однако, не зная их национальную принадлежность. Ими были названы пословицы русского народа - «Здоровье всего дороже», «Когда я ем, я глух и нем», «Больному помогает врач, а голодному - калач».

Представления детей о национальных богатырях своего народа незначительные. Только 2 ребенка из 94 детей чувашской национальности смогли назвать национального богатыря чувашского народа - Улыпа, 2 ребенка из 20 детей татарской национальности - национального батыра Камыра. Двадцать шесть детей из 28 человек русской национальности назвали наиболее известных богатырей русского народа - Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича. 65 % детей чувашской национальности и 50 % детей мордовской национальности назвали в качестве богатыря своего народа также богатырей русского народа. Знания о богатырях, дети, как русской, так чувашской, мордовской национальности получили на основании просмотра современных мультфильмов «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

В завершении беседы мы интересовались у детей, хотелось бы им узнать о традиционной культуре физического воспитания своего народа, и о чем именно. Следует отметить, что 93 % детей проявили стремление к получению новых знаний, из них 69 % конкретно обозначили свой интерес к тому или иному компоненту традиционной культуры физического воспита-

ния своего народа. Так, анализ ответов показал, что детей интересуют национальные богатыри и легенды о них (43 %), народные подвижные игры (24 %). Мы обнаружили также у детей интерес к традиционной культуре физического воспитания в целом (12 %), национальным танцам (10 %) и соревнованиям (7 %), народным способам закаливания организма (6 %).

Анализ ответов на вопросы о традиционной культуре физического воспитания других народов показал, что дети чувашской, татарской и мордовской национальности лучше ориентируются в культуре русского народа. Ими были названы имена былинных русских богатырей (36 %), способы закаливания (19 %), подвижные игры (16 %), национальные соревнования (7 %) праздники физкультурно-спортивной направленности (4 %) русского народа. Дети русской национальности имеют некоторые знания о культуре чувашского народа. Они называют чувашские подвижные игры (14 %), праздники физкультурно-спортивной направленности (3 %), имеют представления о чувашских танцевальных движениях (10 %). Ни один из опрошенных не смог назвать национальные виды спорта, пословицы и поговорки о здоровье народов ближайшего национального окружения, что свидетельствует о низком уровне использования педагогического потенциала средств традиционной культуры физического воспитания, а также устного народного творчества.

Большинство детей (94 %) проявили стремление к получению новых знаний о традиционной культуре физического воспитания народов ближайшего национального окружения. Дети проявили познавательный интерес к одним и тем же компонентам традиционной культуры физического воспитания своего и других народов. Так, 106 детей (63 %) из 179 человек проявили интерес сказки богатырской тематики (40 %), подвижным игра (18 %), пословицам и поговоркам о здоровье (8 %), национальным соревнованиям (7 %), народным танцам (2 %) и способам закаливания (6 %). Часть детей (43 %) назвали народы, с культурой которых хотели бы познакомиться. Интерес детей связан с такими народами совместного проживания, как чувашский (28 %), русский (28 %), татарский (11 %), марийский (9 %) народы. А также к народам мира - китайскому (4 %), английскому (4 %), японскому (2 %), немецкому (2 %), американскому (2 %) народам, что объясняется влиянием семьи, средств массовой информации на развитие интереса дошкольников к жизни людей в других странах мира.

Результаты проведения бесед о традиционной культуре физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения показали, что культурологические знания детей бессистемны, получены из житейского опыта, находятся в стадии становления. Представления о традиционной культуре физического воспитания народов ближайшего национального окружения отрывочны или отсутствуют. Вместе с тем дошкольники проявляют стремление к получению новых знаний, расширению тех представлений о традиционной культуре физического воспитания, которые имеют.

Таким образом, при разработке этнокультурной составляющей образовательной области «Физическое развитие» необходимо учесть познавательные интересы детей, и предусмотреть знакомство с устным народным творчеством. И в первую очередь, со сказками, в которых представлен богатырь как канон физически и нравственно совершенной личности, пословицами и поговорками о ценности здоровья, нормах и правилах его сохранения и укрепления. А также включить с целью обогащения двигательного опыта детей народные подвижные игры, соревнования, национальные танцы, календарные праздники физкультурно-спортивной направленности. Целесообразным будет, ввести знакомство с народными способами закаливания, культурой питания, национальными видами спорта.

Следует заметить, что образовательная работа по приобщению старших дошкольников к народным традициям физического воспитания предполагает опору на осознание ребенком своей национальности, истории и культуры своего народа и народов, проживающих в Чувашской республике. В свою очередь, проведение подобной работы будет содействовать не только становлению ценностей здорового образа жизни, но и национальной самоидентичности, формированию представлений о культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения.

Список литературы:

1. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176 с.

2. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья / З.А. Богатеева. - Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003. -123 с.

3. Хаертдинова Р.М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве: дис. ... канд. пед. наук / Р.М. Хаертдинова. - Набережные Челны, 2006. - 222 с.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Феденева Е.М.*

Центр развития ребенка - детский сад № 550 «Академия Успеха», г. Екатеринбург

В статье автор раскрывает актуальность развития экономических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Также даются практические рекомендации для воспитателей и родителей по проблеме экономического воспитания.

* Педагог дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.