Научная статья на тему 'Экономическое воспитание детей дошкольного возраста'

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феденева Е. М.

В статье автор раскрывает актуальность развития экономических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Также даются практические рекомендации для воспитателей и родителей по проблеме экономического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Таким образом, при разработке этнокультурной составляющей образовательной области «Физическое развитие» необходимо учесть познавательные интересы детей, и предусмотреть знакомство с устным народным творчеством. И в первую очередь, со сказками, в которых представлен богатырь как канон физически и нравственно совершенной личности, пословицами и поговорками о ценности здоровья, нормах и правилах его сохранения и укрепления. А также включить с целью обогащения двигательного опыта детей народные подвижные игры, соревнования, национальные танцы, календарные праздники физкультурно-спортивной направленности. Целесообразным будет, ввести знакомство с народными способами закаливания, культурой питания, национальными видами спорта.

Следует заметить, что образовательная работа по приобщению старших дошкольников к народным традициям физического воспитания предполагает опору на осознание ребенком своей национальности, истории и культуры своего народа и народов, проживающих в Чувашской республике. В свою очередь, проведение подобной работы будет содействовать не только становлению ценностей здорового образа жизни, но и национальной самоидентичности, формированию представлений о культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения.

Список литературы:

1. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176 с.

2. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья / З.А. Богатеева. - Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003. -123 с.

3. Хаертдинова Р.М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве: дис. ... канд. пед. наук / Р.М. Хаертдинова. - Набережные Челны, 2006. - 222 с.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Феденева Е.М.*

Центр развития ребенка - детский сад № 550 «Академия Успеха», г. Екатеринбург

В статье автор раскрывает актуальность развития экономических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Также даются практические рекомендации для воспитателей и родителей по проблеме экономического воспитания.

* Педагог дополнительного образования.

76

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Актуальна ли тема: Экономическое воспитание детей дошкольного возраста?

Актуальность очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем.

С проблемами экономики дошкольников сталкивает вся современная жизнь, в самом деле: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее.

Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что россияне в основном являются «пассивными» потребителями, о понятиях бизнеса, возможности заработать деньги в народе не принято говорить.

Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания.

Глобальная социальная проблема - экономическое воспитание дошкольников - может быть решена только сообща родителями и педагогическими коллективами, уже начиная с дошкольного возраста.

Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном уровне?

У детей-дошкольников присутствует неосознанное стремление к познанию и восприятию нового, необычного. Создать такие ситуации, при которых тяга детей к познанию нового станет постоянной - вот первичная задача [2].

Основной принцип, заложенный в данную разработку экономического воспитания - тематический подход.

Занятия, игры, экскурсии, постановочная деятельность, экспериментирование в «одной теме» помогают поэтапно вводить их содержание в воспитательно-образовательный процесс [3].

Реализуемая в Центре программа «Экономика для дошкольников» рассчитана на 2 года обучения детей.

На второй год обучения содержание занятий в «одной теме» усложняется, но по - прежнему проходят в тесном сочетании с перспективным планом на основе уже имеющихся экономических знаний по первому году обучения.

Автор данной разработки «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» предлагает по-новому подойти к отдельным вопросам экономического воспитания - через обогащения привычных видов детской деятельности, как-то игра, труд, сценическая деятельность, интегрированные и познавательные занятия, художественная литература и другое.

Например: игра - основная деятельность дошкольников.

Поэтому именно в играх нужно стремиться решать социально-эмоциональные задачи, т.е. умение сопереживать, понимать, радоваться успехам других и т.п.

В дошкольном возрасте полезны экскурсии, которые могут показать реальную жизнь уже не в игре.

Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина», а успешному восприятию сложных тем с экономическим содержанием - книга Л.В. Кныше-вой «Экономика для детей, или как Миша стал бизнесменом» [1].

Кроме того, свою роль играют «рабочие» листы - авторские разработки -листы с заданием по теме обсуждаемого занятия.

Роль родителей в экономическом воспитании необходима и важна. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности, ведь семья - это реальная экономика.

Экономическое воспитание и образование по данным материалам осуществляется в детском саду № 550 (МАДОУ ЦРР № 550 «Академия Успеха» г. Екатеринбурга).

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее 5 лет, т.к. это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру окружающему детей, воспитывает положительные черты характера.

Все предлагаемые материалы представляют собой теоретически обоснованную систему научных занятий.

Теоретические и фактические знания усваиваются через выработку практических навыков, что приносит положительные результаты в формировании экономических представлений у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Кнышева Л.В. Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом. - М., 1995.

2. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2002.

3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. - СПб., 2001.

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Шабля А.А.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного развитию фонематического слуха посредством включения

* Студент кафедры Педагогики, образовательная программа «Педагогика и методика начального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.