Таким образом, при разработке этнокультурной составляющей образовательной области «Физическое развитие» необходимо учесть познавательные интересы детей, и предусмотреть знакомство с устным народным творчеством. И в первую очередь, со сказками, в которых представлен богатырь как канон физически и нравственно совершенной личности, пословицами и поговорками о ценности здоровья, нормах и правилах его сохранения и укрепления. А также включить с целью обогащения двигательного опыта детей народные подвижные игры, соревнования, национальные танцы, календарные праздники физкультурно-спортивной направленности. Целесообразным будет, ввести знакомство с народными способами закаливания, культурой питания, национальными видами спорта.
Следует заметить, что образовательная работа по приобщению старших дошкольников к народным традициям физического воспитания предполагает опору на осознание ребенком своей национальности, истории и культуры своего народа и народов, проживающих в Чувашской республике. В свою очередь, проведение подобной работы будет содействовать не только становлению ценностей здорового образа жизни, но и национальной самоидентичности, формированию представлений о культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения.
Список литературы:
1. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176 с.
2. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья / З.А. Богатеева. - Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003. -123 с.
3. Хаертдинова Р.М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве: дис. ... канд. пед. наук / Р.М. Хаертдинова. - Набережные Челны, 2006. - 222 с.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Феденева Е.М.*
Центр развития ребенка - детский сад № 550 «Академия Успеха», г. Екатеринбург
В статье автор раскрывает актуальность развития экономических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Также даются практические рекомендации для воспитателей и родителей по проблеме экономического воспитания.
* Педагог дополнительного образования.
76
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Актуальна ли тема: Экономическое воспитание детей дошкольного возраста?
Актуальность очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем.
С проблемами экономики дошкольников сталкивает вся современная жизнь, в самом деле: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее.
Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что россияне в основном являются «пассивными» потребителями, о понятиях бизнеса, возможности заработать деньги в народе не принято говорить.
Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания.
Глобальная социальная проблема - экономическое воспитание дошкольников - может быть решена только сообща родителями и педагогическими коллективами, уже начиная с дошкольного возраста.
Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном уровне?
У детей-дошкольников присутствует неосознанное стремление к познанию и восприятию нового, необычного. Создать такие ситуации, при которых тяга детей к познанию нового станет постоянной - вот первичная задача [2].
Основной принцип, заложенный в данную разработку экономического воспитания - тематический подход.
Занятия, игры, экскурсии, постановочная деятельность, экспериментирование в «одной теме» помогают поэтапно вводить их содержание в воспитательно-образовательный процесс [3].
Реализуемая в Центре программа «Экономика для дошкольников» рассчитана на 2 года обучения детей.
На второй год обучения содержание занятий в «одной теме» усложняется, но по - прежнему проходят в тесном сочетании с перспективным планом на основе уже имеющихся экономических знаний по первому году обучения.
Автор данной разработки «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» предлагает по-новому подойти к отдельным вопросам экономического воспитания - через обогащения привычных видов детской деятельности, как-то игра, труд, сценическая деятельность, интегрированные и познавательные занятия, художественная литература и другое.
Например: игра - основная деятельность дошкольников.
Поэтому именно в играх нужно стремиться решать социально-эмоциональные задачи, т.е. умение сопереживать, понимать, радоваться успехам других и т.п.
В дошкольном возрасте полезны экскурсии, которые могут показать реальную жизнь уже не в игре.
Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина», а успешному восприятию сложных тем с экономическим содержанием - книга Л.В. Кныше-вой «Экономика для детей, или как Миша стал бизнесменом» [1].
Кроме того, свою роль играют «рабочие» листы - авторские разработки -листы с заданием по теме обсуждаемого занятия.
Роль родителей в экономическом воспитании необходима и важна. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности, ведь семья - это реальная экономика.
Экономическое воспитание и образование по данным материалам осуществляется в детском саду № 550 (МАДОУ ЦРР № 550 «Академия Успеха» г. Екатеринбурга).
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее 5 лет, т.к. это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру окружающему детей, воспитывает положительные черты характера.
Все предлагаемые материалы представляют собой теоретически обоснованную систему научных занятий.
Теоретические и фактические знания усваиваются через выработку практических навыков, что приносит положительные результаты в формировании экономических представлений у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Кнышева Л.В. Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом. - М., 1995.
2. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2002.
3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. - СПб., 2001.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Шабля А.А.*
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного развитию фонематического слуха посредством включения
* Студент кафедры Педагогики, образовательная программа «Педагогика и методика начального образования».