Научная статья на тему 'Народная игра как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в дошкольных группах с полинациональным составом'

Народная игра как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в дошкольных группах с полинациональным составом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ИГРА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Е.Е.

В статье рассматриваются педагогические условия социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группах с полинациональным составом посредством комплекса народных игр и сотрудничества с родителями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK GAME AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN PRESCHOOL GROUPS POLYNATIONAL COMPOSITION

The article considers pedagogical conditions of social adaptation of children of senior preschool age in the groups with polynational composition through a combination of folk games and cooperation with parents of pupils.

Текст научной работы на тему «Народная игра как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в дошкольных группах с полинациональным составом»

6. используются в Р1II 1С. как атрибут ролевой игры в школу;

7. применяются в предметно-практической деятельности с детьми в присутствии родителей.

Предложения. Данный практический опыт может быть использован:

1. учителями - логопедами при работе в группе детей с ЗПР и ОНР;

2. учителями - логопедами при работе в группе детей с ТНР;

3. воспитателями при обучении детей грамоте и подготовке к школе.

Литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ. 2016. - 368 с.

2. Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В.. Туманова Т.В.: Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. - М.: Просвещение. 2016. - 207 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Екатеринбург.: Издательский Дом «Ажур». 2016. -24 с.

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ С ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ

Полякова Е.Е.

магистрант 2 курса Института педагогики и психологии образования, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва

FOLK GAME AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN PRESCHOOL GROUPS POLYNATIONAL COMPOSITION

Polyakova E.E.,

the 2-year student of the Institute ofpedagogy and psychology of education, GAOU IN "Moscow city pedagogical University", Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются педагогические условия социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группах с полинациональным составом посредством комплекса народных игр и сотрудничества с родителями воспитанников.

ABSTRACT

The article considers pedagogical conditions of social adaptation of children of senior preschool age in the groups with polynational composition through a combination of folk games and cooperation with parents of pupils.

Ключевые слова: народная игра, социальная адаптация, национальный состав, поликультурное воспитание, толерантность.

Keywords: folk games, social adaptation, ethnic composition, multicultural education, tolerance.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране за последние десятилетия, явилась причиной создания в образовательных организациях крупных мегаполисов учебных классов и дошкольных групп с полинациональным составом воспитанников, где на первый план выходит проблема социальной адаптации участников образовательного процесса.

Данные исследований (А.А. Бодалев, С.А. Козлова, Р.А. Курбанов, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является первой и основополагающей ступенью социализации личности. В период дошкольного детства происходит усвоение базовых нравственных ценностей, норм, правил и способов поведения человека в обществе. В основе социальной адаптации находятся механизмы высшей нервной деятельности, в силу этого социальная адапта-

ция является следствием функционирования целостного организма [1]. Особая роль в процессе социальной адаптации и духовно-нравственного воспитания дошкольников в группах с полинациональным составом принадлежит средствам народной педагогики.

Исследователи (Г.И. Батурина. Г.Н. Волков. Т.Ф. Кузина. М.Н. Мельников. В.И. Прокопенко и др.) в своих работах раскрывают потенциал народной педагогической культуры и обращают внимание на целенаправленный характер воспитания детей у каждого народа. которое выражается в существовании определенного идеала. к которому следует стремиться в воспитании детей. В большинстве народных культур в качестве идеала представлен человек с развитыми духовными и физическими качествами. любящий свою Родину. уважающий старших. гармонично живущий в природе. Каждое культурное наследие уникально. раскрывая

SCIENCES OF EUROPE # 10 (10), 2016 | PEDAGOGICAL SCIENCES

90

его ценность воспитанникам, следует обращать внимание на нравственные основы, объединяющие разные культуры, воспитывать уважительное отношение к представителям различных этносов, содействовать формированию личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, понимать разные культуры и жить в мире с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий.

Ученые отмечают, что поликультурное образование и воспитание личности сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных и нравственных ценностей.

Решая задачи поликультурного образования с детьми дошкольного возраста, педагоги активно используют народное устное поэтическое творчество, музыкальные и художественные произведения, народные игры и др.

Педагогический потенциал народных игр содержит большие возможности для решения задач воспитания толерантности, формирования положительных взаимоотношений детей, приобщения к народной культуре и традиционным ценностям. Такие сущностные характеристики народной игры как наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений; творческий характер; добровольность и равноправие при распределении ролей, адекватных индивидуальным особенностям детей, которые необходимы для адаптации, имеющей всегда индивидуальный характер; ограниченность пространства и времени и др., предоставляют широкие возможности для целенаправленного педагогического руководства [2]. Включение в игровую деятельность педагога как полноправного участника способствует объединению детей, реализации игрового замысла, активизации использования индивидуального подхода к каждому ребенку, созданию благоприятного микроклимата в группе. Важно, что дети не только знакомятся с особенностями народной культуры в игровой деятельности, но и учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются их коммуникативные умения и навыки.

В силу этого можно предположить, что народная игра - эффективное средство социальной адаптации детей в группах с полинациональным составом в дошкольной образовательной организации.

Использование в практике работы с дошкольниками в процессе поликультурного воспитания разнообразных народных игр требует от педагога определенного мастерства, особенно на первоначальном этапе знакомства детей разных национальностей и их адаптации к совместной жизнедеятельности в группах дошкольной организации. Трудности обусловлены многими факторами, например, большой психоэмоциональной нагрузкой педагога, его незнанием культуры разных народов, их традиций, особенностей семейного воспитания.

Практика свидетельствует о том, что многие педагоги не готовы в достаточной степени к эффективной работе в создавшейся полиэтнической среде, поскольку не имеют достаточного опыта работы с детьми разных национальностей. Принимая

во внимание социально-экономическую ситуацию в стране, разработчики профессионального стандарта педагога включили требование к педагогу не только знать основы поликультурного образования, но и уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей [3].

В настоящее время активно меняется национальный состав дошкольных групп, часто в них поступают дети, не владеющие коммуникативными, языковыми и социальными навыками жизни в новой стране.

Анализ современного состояния проблемы позволил выявить противоречие между социальной значимостью решения задач поликультурного воспитания и его направления - полиэтнического образования дошкольников и недостаточным количеством методических разработок, направленных на помощь воспитателю в преодолении трудностей межкультурной социальной адаптации воспитанников.

Сложившаяся ситуация предполагает выявление педагогических условий, способствующих успешности социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группах ДОО с полинациональным составом.

Мы считаем, что успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группах ДОО с полинациональным составом будут способствовать следующие педагогические условия:

- включение народных игр в воспитательно-образовательный процесс ДОО в период социальной адаптации старших дошкольников в группах с полинациональным составом;

- определение содержания комплекса народных игр, способствующих компетентному ознакомлению дошкольников с национальной культурой, становлению этнотолерантных установок и воспитанию межэтнической этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста;

- формирование системы сотрудничества с семьями воспитанников, направленной на осознание участниками образовательных отношений народной (этнической) природы воспитания, трансляции этнокультурной информации, становлению взаимной толерантности и способствующей преодолению межличностного и межгруппового отчуждения.

Для апробации эффективности выявленных нами в ходе теоретического анализа педагогических условий, нами была организована опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, которая проводилась на базе ГБОУ Школы №2116 в старшей группе ДО № 8 в период с октября 2015 года по май 2016 года.

На констатирующем этапе исследования нами было проведено выявление уровня социальной адаптации дошкольников в старшей группе ДОО с полинациональным составом. Общее количество детей - 25 человек. Количественный состав детей разных национальностей представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Количественный состав детей разных национальностей старшей группы ДОО

№ п/п Национальность Количество детей Дети. плохо говорящие на русском языке

(чел.) % (чел.) %

1 русские 7 28 - 0

2 армяне 4 16 3 12

3 таджики 5 20 3 12

4 азербайджанцы 6 24 5 20

5 украинцы 3 12 2 8

ИТОГО 25 100 13 52

Данные. представленные в таблице. свидетельствуют о том. что состав детей многонационален. процент детей недавно приехавших в Москву составляет 72 % (18 чел.). из них плохо владеют русским языком 52% (13 чел.). Беседа с воспитателями группы показала. что дети испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. что во многом обусловлено плохим владением этими детьми русским языком. Дети с трудом понимают обращенные к ним высказывания и сами не могут правильно изложить свои мысли. Многие из них замкнуты. иногда агрессивны и вспыльчивы. В основном играют и общаются со сверстниками своей же национальности на родном языке. Это отрицательным образом влияет на процесс социальной адаптации и становлении общего коллектива воспитанников группы.

Нами были выявлены уровни сформированно-сти компонентов (коммуникативного. познавательного. поведенческого) социальной адаптации и развития старших дошкольников.

Первый компонент - «познавательный» определяется следующим показателем: развитие познавательных процессов. работоспособность ребенка. Второй компонент - «поведенческий» оценивается умением принимать воображаемую ситуацию. активен в игре. берет на себя роль лидера или второстепенную роль. выполняет ее до конца. использует игрушки. предметы для реализации воображаемой роли. играет со сверстниками. принимает правила игры. Одновременно мы оценивали выбор детей социально одобряемого поведения. проявление внутренней мотивации поведения. знания конкретных нравственных качеств. проявления эмоционального сопереживания. Третий компонент - «коммуникативный» определяется умением устанавливать контакты. предпочтением контактов (близкие. посторонние люди. сверстники). проявлением социально адекватного или агрессивного поведения. самооценка в различных ситуациях. Также нами был выявлен уровень тревожности детей («ребенок-ребенок». «ребенок-взрослый»). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни сформированности компонентов социальной адаптации старших дошкольников (конста-

Уровни. Познавательный компонент Поведенческий Тревожность Коммуникативный Среднее значение %

чел % чел % чел % чел %

высокий 3 12 3 12 2 10 5 20 13

средний 13 52 13 52 5 20 5 20 36

низкий 9 36 9 40 18 70 15 60 51

Итого 25 100 25 100 25 100 25 100 100

Данные. представленные в таблице. свидетельствуют о низком уровне социальной адаптации более. чем у половины детей группы (51%). Данные диагностики подтвердили наше предположение. что для большей части детей группы характерен высокий уровень тревожности (18 чел.) и низкий уровень коммуникации (15 чел.). что во многом обусловлено плохим владением русским языком.

Выстраивая программу формирующего этапа экспериментальной работы. мы особое внимание уделяли подбору народных игр тех национальностей. которые представлены детьми группы (русские. таджики. армяне. азербайджанцы. украинцы). С этой целью мы сформировали комплекс народных игр (подвижных и дидактических). содержание которых было основано на народных сюжетах. не-

которые игры проводились с музыкальным сопровождением. Нами было замечено. что услышав народную музыку. дети активизировались. старались другим объяснить правила игры. привлечь к участию в игре как можно больше детей группы. что способствовало развитию коммуникативных навыков и становлению положительных межличностных отношений.

На первоначальном этапе такой работы важная роль принадлежит воспитателю. ему следует не только изучить содержание игры. но и выступить ведущим. объединить детей. регулировать взаимоотношения между ними. Объединяя детей в группы для проведения игры. мы стремились. чтобы дети отличались разными уровнями взаимоотношений. и по возможности были разных национальностей. Именно это обуславливает положительное влияние

их друг на друга. Особое внимание уделялось речевому общению. Сначала мы спросили разрешения родителей и самих детей, у которых были труднопроизносимые национальные имена, упростить их, поменять на интернациональные или русские, например, Эльтхана - на Жана или Женя, Ризида -Рита, Мархаба - Маша и т.д. Во время проведения игры мы уделяли внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам, и их проговарива-нию, чтобы помочь детям лучше понять друг друга. Обязательно учили правильно в доброжелательной форме обращаться детей друг к другу, учитывать право каждого ребенка участвовать в игре и быть ведущим, независимо от национальности, обращали внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстников. Предпочтение мы отдавали коллективным играм, способствующим воспитанию толерантности и формированию правильных норм социального поведения.

Чтобы познакомить детей с культурой разных народов мы использовали игры-путешествия в разные страны, откуда приехали наши дети с тем, чтобы они узнали, как живут люди разных национальностей, их культурные традиции, трудовую и бытовую деятельность, раскрывали самоценность разных культур. С этой целью вместе с воспитателями группы мы создали поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействие разнообразных народных игр, которые вводят дошкольников в игровую культуру разных народов.

Одним из важных направлений нашей работы являлось сотрудничество с родителями. Взаимодействие с каждой семьей выстраивалось индивидуально, с учетом особенностей национальных традиций воспитания ребенка в семье и семейных взаимоотношений. Посредством индивидуальной

беседы и анкетирования мы узнавали взгляды родителей на воспитание ребенка, их проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются, их пожелания. С целью обучения родителей навыками толерантного понимания и общения друг с другом, мы подбирали варианты индивидуальной и групповой работы. Особенно эффективными были такие формы работы как совместная подготовка праздников и развлечений, где каждая семья представляла культуру своего народа (музыкальную, художественную, кулинарную). Такие мероприятия способствовали обогащению представлений о культуре и быте разных народов не только детей, но и родителей, совместная деятельность содействовала лучшему взаимопониманию и взаимоотношениям.

Еще до окончания формирующего этапа экспериментальной работы мы обратили внимание на положительные изменения в поведении детей группы: значительно расширился круг общения детей разных национальностей, они активно стали объединяться в группы для игр, меньше стало конфликтных ситуаций, дети значительно чаще стали вступать в диалоги, общение стало более содержательным. Практически не осталось ни одного ребенка, не задействованного в какой-либо деятельности (игровой, творческой, продуктивной). Количество детей, входящих в детские объединения, стало намного больше. Время общения детей между собой увеличилось. Произошло обогащение содержания игровой деятельности детей посредством включения национальных сюжетов. Группы детей во время проведения формирующего эксперимента стали более дружными и сплоченными. В заключении формирующего этапа экспериментальной работы мы сформировали богатый методический материал по культурам народов, представленных в группе. Данные контрольной диагностики подтвердили результаты и выводы наших наблюдений (таблица 3).

Таблица 3.

Уровни сформированности компонентов социальной адаптации старших дошкольников (кон-

Уровни, Познавательный компонент Поведенческий Тревожность Коммуникативный Среднее значение %

чел % чел % чел % чел %

высокий 10 40 9 36 10 40 12 48 41

средний 12 48 12 48 11 44 7 28 42

низкий 3 12 4 16 4 16 6 24 17

Итого 25 100 25 100 25 100 25 100 100

Данные сравнительного анализа уровней социальной адаптации детей на констатирующем и контрольном этапах позволил выявить наличие

выраженной положительной динамики в уровне сформированности всех компонентов социальной адаптации (рисунок 1).

60

51

50

40

30

20

10

13

42

41

средним низкий I высокий

7

Констатир. этап

Контрольный этап

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов уровней социальной адаптации старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы.

Данные. представленные на рисунке 1. свидетельствуют о положительной динамике по всем уровням:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по высокому уровню - 28% по среднему уровню - 6% по низкому уровню - 34% Значительно вырос уровень познавательного развития дошкольников: улучшились знания детей о разных национальностях. их культуре и быте. играх и художественных произведениях. Уменьшился уровень тревожности. дети стали лучше владеть русским языком. что положительным образом отразилось на уровне сформированности коммуникативного и поведенческого компонентов социальной адаптации.

Таким образом. можно заключить. что подтвердилось наше предположение о том. что использование народных игр. правильное руководство игровой деятельностью детей со стороны педагога и

сотрудничество с родителями способствуют эффективности социальной адаптации детей в дошкольных группах с полинациональным составом.

Литература

1. Козлова. С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. - М.: Академия. 1998. - 160 с.

2. Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики [Текст] / Е. А. Слушкина. В. И. Прокопенко // Образование и наука: Изд. УрО РАО. Прил.. апрель. 2007. — С. 48—60.

3. Профессиональный стандарт педагога (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н) [Электронный ресурс]//ЯиЬ: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения 12.12 2016).

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

0

Святцева А.В.

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург

THE DEVELOPMENT OF LABOUR ACTIVITY OF CHILDREN

AT PRESCHOOL AGE

Svatava A. V.,

Ural state pedagogical University, Ekaterinburg

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме - организации и развитию трудовой деятельности детей дошкольного возраста. На основе определения понятий «трудовая деятельность» выделены ее структурные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.