УДК 001.201
Петрова Н.А. заведующий МБДОУ «Детский сад № 6.»
Россия, г. Чебоксары ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: Нравственное воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности ребенка. Новые подходы в воспитании культуры поведения предполагают иную организацию педагогического процесса, режима дня, игровой и художественной деятельности.
Ключевые слова: нравственное здоровье, нравственность, совесть, милосердие, забота, сочувствие, дружба, сопереживание.
Petrova N.A.
Head of
MBDOU ""Kindergarten No. 6"", Cheboksary
Russia, Cheboksary FORMATION OF THE BASIS OF MORAL HEALTH
Resume: Moral education is traditionally considered one of the main ways of forming a child's personality. New approaches to fostering a culture of behavior require a different organization of the pedagogical process, daily routine, play and artistic activity.
Keywords: moral health, morality, conscience, mercy, care, sympathy, friendship, empathy.
Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.
Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.
Известно, что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом. Это и послужило выбору педколлективом нашего детского сада проблемы воспитания у дошкольников нравственных чувств и привычек в процессе общения, культуры поведения и знакомства с правилами этики. С чего мы начали свою работу? Прежде всего, с анализа задач программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Проанализировав, мы определили следующие направления работы:
формирование у дошкольников нравственного отношения к
окружающему в процессе познавательной деятельности;
формирование у дошкольников культуры общения, культуры речи, этикета через виды деятельности.
Успешное решение нравственных задач в организации воспитательно-образовательного процесса зависит от правильного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями. Направление работы педагогов с детьми предполагает организацию педагогического процесса в трех блоках.
1. Ведущей тенденцией целостного подхода к изучению правил поведения, общения и этикета с детьми является взаимопроникновение всех видов деятельности с использованием специально организованных занятий.
Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень освоении, конечно же, зависит от возраста. Это позволило нам включить в свою работу такие понятия как «Совесть», «Милосердие», «Забота», «Сочувствие», «Дружба», «Сопереживание» и др. Определяя содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные дошкольнику, и в то же время, требующее дополнительной внутренней работы, вопросы.
Цель этих игр-занятий - научить ребенка осознавать отношение к своему внутреннему миру, способствовать развитию самосознание ребенка, побуждать его к творчеству. Дети знакомятся со сказками, которые постепенно усложняются, усложняются и обсуждаемые проблемы, и нравственные вопросы.
2. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми включает разные формы активности. В этом блоке мы предусмотрели проведение бесед, ролевых игр, обыгрывание ситуации общения, тренингов, психогимнастических игр и упражнений, моделирование проблемных ситуаций.
Начиная с младшей группы с детьми проводятся беседы о дружбе, друзьях, уважение к близким.
Одной из форм совместной деятельности воспитателя с детьми старшей и выпускной группы является моделирование проблемных ситуаций на темы вежливости и общения.
Развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка осуществляется через проведение тренингов «Что мне в тебе нравится», «Передай улыбку», «Твое имя», а также проведение психологических игр «Позови ласково», «Волшебный стул», «Свеча» и др.
3. Решение широкого круга нравственных задач предполагает использование свободной самостоятельной деятельности самих детей. Большую роль в нравственном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда групп и ближайшего окружения. В игровых уголках дети обыгрывают полученные знания по этикету, культуре общения и поведения. В блоке самостоятельной деятельности используются:
решение проблемных ситуаций, разбор и комментирование путаниц, дидактические игры, содержание которых связанно с поведенческими проблемами.
Работа по нравственному воспитанию детей не возможна без участия родителей. Воспитатели направляют деятельность родителей на формирование у детей культуры поведения, помогает им педагогическим советом, дают рекомендации. Родители принимают активное участие в занятиях, где они не только наблюдают за своими детьми, но и помогают воспитателю в проведении и оснащении занятий, знакомятся с правилами, которыми овладевают дети.
Ознакомление родителей с работой детского сада по данной проблеме осуществляется через:
участие родителей в совместных праздниках, конкурсах, в корректировании пространственной среды в группах, что позволяет создать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском саду;
фотоэкспозиции, различного рода выставки детских работ; родительские собрания, дни открытых дверей, где родители могут понаблюдать за жизнью ребенка в детском саду, за его общением за сверстником.
Таким образом, наша работа, которая проводиться в нашем детском саду по воспитанию у детей нравственных качеств и привычек в процессе общения, формирования культуры поведения и знакомства с правилами этикета дает положительные результаты.
Использованные источники:
1. Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Программа приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов/ Т.Ф. Бабынина. Набережные Челны:, 2001. - 24 с.
2. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика/ Г.Н. Волков. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. - 264 с.
3. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании/ / Г.Н. Волков. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1965. - 60 с.
4. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие/ О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера. 2009. -256 с.