Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "CASE-STUDY"'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "CASE-STUDY" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидельник Э.А., Шевченко Ю.И.

В данной статье рассматриваются особенности применения метода обучения “case-study”. Выявлены основные исторические периоды развития данной методики. Приведены отличительные особенности кейс-метода.This article discusses the features of the application of the "case-study" teaching method. The basic historical periods in the development of this technique are discussed. The distinctive features of case-method are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "CASE-STUDY"»

Сидельник Э.А., к.соц.н.

доцент

кафедра иностранных языков Шевченко Ю.И. студент 3 курса

Институт нанотехнологий, электроники и приборостроения

ИТА ЮФУ Россия, г. Таганрог ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "CASE-STUDY"

В данной статье рассматриваются особенности применения метода обучения "case-study ". Выявлены основные исторические периоды развития данной методики. Приведены отличительные особенности кейс-метода.

Ключевые слова: кейс-метод, обучение, классификация, способы обучения.

This article discusses the features of the application of the "case-study" teaching method. The basic historical periods in the development of this technique are discussed. The distinctive features of case-method are considered.

Keywords: case-method learning, classification, ways of learning.

В современных условиях жизни требования к квалификации студентов возросли. Они должны уметь использовать имеющиеся данные, мыслить и находить решения задач не только в знакомой обстановке, но и разрешать проблемные вопросы, уметь их анализировать, а также организовывать самообучение. Для достижения этих целей необходим тщательный отбор методов профессиональной направленности обучения. Среди новейших технологий и методов обучения в настоящее время особое место в образовании занимает обучение кейс-методом. Он направлен на формирование и совершенствование навыков; работу с информацией; принятие решений; самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные знания [1]. При решении проблемы на занятиях общетехнических дисциплин полезным оказывается технологическое сотрудничество, которое позволяет всем студентам полностью понять и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а также, -научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с применением кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления, сбора необходимой информации, ее анализа с различных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения[2].

Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Впервые метод был применен в Гарвардской Школе Бизнеса, когда стало очевидно, что учащимся помимо теоретических знаний, требуются навыки применения их в реальной ситуации . В период с 1909 по 1919 года обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 году [3].

Отличительными особенностями кейс-метода являются:

• описание жизненной проблемной ситуации;

• вариации решения проблемной ситуации;

• единая цель и групповая работа по нахождению решения;

• функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;

• эмоциональное напряжение учащихся [4].

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по решению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и ищет практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой [5].

Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами. Использование данного метода дает возможность обучающимся:

• получить навыки решения реальных проблем;

• научиться работать в команде;

• отработать навыки профессионального общения;

• получить навыки проведения презентации и участия в пресс-конфенциях. [6]

Использованные источники:

1. Вестник МГЛУ [Электронный ресурс]: http://vestaik-mslu.ru/Vest-2015ZVest15-727z.pdf (дата обращения 09.09.2016)

2. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика [Электронный ресурс]:

http://festival.1september.ru/articles/103801/ (дата обращения 10.09.2016)

3. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода [Электронный ресурс]: http://www.marketmg.spb.ru/read/m21/Lhtm (дата обращения 13.09.2016)

4. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс]: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-507 (дата обращения 13.09.2016)

5. Лаборатория гуманной педагогики [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ (дата обращения 23.09.2016)

6. Сидельник Э. А. Особенности использования метода «case study» в обучении иностранным языка в неязыковом вузе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - Т. 123. - 2011. -Вып. No 10. - С. 123-127.

Хизбуллина Р.Р., ксоц.н.

доцент

кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности и оценка студентами условий обучения в вузе. Выявлена значимость и мнения респондентов о психологическом климате в студенческой группе. Определено отношение к факторам обучения у студенческой молодежи на основе эмпирических данных.

Ключевые слова: условия обучения, среда обучения, социологическое исследование, институт образования, личность.

С точки зрения социализации личности, ее развития, более быстрой адаптации и интеграции в образовательных учреждениях появление таких возможностей следует рассматривать как чрезвычайно благоприятное обстоятельство для успешного преодоления противоречий, связанных с вхождением обучающегося в новую социальную среду, с освоением им нового социально-образовательного пространства [1].

В 2016 году было проведено социологическое исследование методом анкетирования студентов 1 курса обучения на предмет их отношения к обучению в вузе, студенческой жизни, процессам адаптации (выборка целевая, внутрипропорциональная).

В результате исследования выявлена оценка психологического климата в студенческой группе, согласно мнения студентов (см. рис.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.