Научная статья на тему 'Возможности использования метода case-study в подготовке магистрантов-психологов к работе с семьей'

Возможности использования метода case-study в подготовке магистрантов-психологов к работе с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / CASE-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Татьяна Валентиновна

В статье описаны возможности использования метода case-study в профессиональной подготовке магистрантов направления 030300.68 Психология магистерская программа «Психология развития» к оказанию психологической помощи семье. Обоснована целесообразность использования метода при реализации компетентностного подхода в условиях уровневого образования. Описаны специфические особенности использования метода педагогом, сложности с которыми он сталкивается в ходе подготовки ситуаций, ответственность, которая возлагается на педагога за качественное содержание занятия и его реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the possibility of using the case-study method in training undergraduates direction 030300.68 Psychology master's program "Psychology of development" to provide psychological assistance to the family expediency of using the method in the implementation of competence-based approach in a tiered formation. We describe the specifics of the method the teacher, difficulties it faced during the preparation of cases, the responsibility of which lies with the teacher for the quality of lessons and its implementation.

Текст научной работы на тему «Возможности использования метода case-study в подготовке магистрантов-психологов к работе с семьей»

Таблица 1

Некоторые физические свойства материалов_

Материал Температурный коэффициент линейного расширения, К-1 Предел прочности, МПа Модуль упругости, МПа

Эмаль зуба 10 - 15-10-6 400 83000

Дентин 10 - 15-10-6 237 - 311 12000 - 14000

Альгамовые пломбы 22 - 35-10-6 310-480 13800

Стеклоиономерный цемент 8 -15-10-6

Гибридный композит 28-10-6

Макронаполненный композит первого поколения 35 - 75-10-6

Композитные материалы 25 - 50-10-6 200 - 270 15200

Цементные пломбы 7 - 8-10-6 110 - 150 20000 - 23000

Керамика 4 - 1410-6 80 - 110 -

Сплавы золота 12 - 15-10-6 420 - 800 96600

Сплав для металлокерамики Wiron 8 14,310-6 (при температуре 600 оС) 883 215

Первоначально при решении данной задачи перед студентами ставится профессионально значимый вопрос. Затем им необходимо ознакомиться с информацией для размышления, произвести осмысление ситуации, ответить на вопросы, выполнить задание. Сначала каждый студент самостоятельно решает задачу, далее происходит групповое обсуждение решения. Каждый студент может высказать свою точку зрения, представить свой вариант решения. После обсуждения решения задачи осуществляется рефлексия, анализируется решение задачи, преподаватель обращает внимание студентов на то факт, что при решении задачи они столкнулись с задачей профессионального характера, когда подбор ортопедического или пломбировочного материала производился исходя из его температурных свойств.

Таким образом, решение ситуационных профессионально ориентированных задач способствует развитию профессионального мышления, а также мышления в рамках физики как науки. Студенты учатся находить выход из незнакомой ситуации, применять свои знания при решении профессиональной проблемы, отрабатываются коммуникативные умения.

Список литературы

1. Калашникова С.А. Проблемно ориентированное обучение физике студентов-стоматологов в аспекте стандартов третьего поколения // Материалы XII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвящённой 90-летию со дня рождения С.Е. Каменского. М.: МПГУ, 2013. Ч. 2. С. 210-215.

2. Павленко Е.К. Методика использования ситуационных задач при интерактивном изучении школьного курса «География России» [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). 2012. URL: http ://www. emissia.org/offline/ 2012/ 1723.htm (дата обращения: 18.04.2015).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация (степень) «специалист»). М., 2011, 18 с.

4. Физические свойства: тепловое расширение [Электронный ресурс] // Circ A'su. URL: http:// www. circa.su/content/view/582/613/ (дата обращения: 15.01.2012).

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА CASE-STUDY В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Калинина Татьяна Валентиновна

Канд.пед.наук, доцент кафедры психологии развития, ННГУ им. Н.И.Лобачевского, г.Арзамас

АННОТАЦИЯ

В статье описаны возможности использования метода case-study в профессиональной подготовке магистрантов направления 030300.68 Психология магистерская программа «Психология развития» к оказанию психологической помощи семье. Обоснована целесообразность использования метода при реализации компетентностного подхода в условиях уровневого образования. Описаны специфические особенности использования метода педагогом, сложности с которыми он сталкивается в ходе подготовки ситуаций, ответственность, которая возлагается на педагога за качественное содержание занятия и его реализацию.

ANNOTATION

The article describes the possibility of using the case-study method in training undergraduates direction 030300.68 Psychology master's program "Psychology of development" to provide psychological assistance to the family expediency of using the method in the implementation of competence-based approach in a tiered formation. We describe the specifics of the method the teacher, difficulties it faced during the preparation of cases, the responsibility of which lies with the teacher for the quality of lessons and its implementation.

Ключевые слова: многоуровневая система образования, компетентностный подход, компетенции, ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study.

Key words: multi-level system of education, competence approach, competence, situational analysis, case studies, case-

study.

Переход на уровневую систему образования предъявляет особые требования к методическому обеспечению подготовки выпускников высшего образования. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривают введение в учебный процесс, как бакалавров, так и магистрантов активных и интерактивных методов обучения. В результате чего, подача материала для обучающихся, значительно меняет свою структуру от прямой передачи материала к активному его освоению в процессе осуществления деятельности. Педагог в ходе освоения дисциплины формирует у студентов умение определения проблем, поиска путей их решения, критического осмысления информации, формулировки выводов, защиты и отстаивания собственной позиции, оценки результатов, полученных в ходе занятия.

Реализация компетентностного подхода предусматривает активное использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения. ФГОС бакалавров направления подготовки «Психология» определяет, что дельный вес учебных занятий проводимых в интерактивных формах, не должен быть менее 20%, в то время, как в Федеральных государственных образовательных стандартах магистров-психологов отмечено, что активные и интерактивные методы обучения определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, однако их должно быть не менее 40% от общего числа аудиторных занятий.

Изучением использования интерактивных методов в подготовке студентов вуза занимались отечественные ученые: Антипова М. В., В. Беспалько, Бордовская Н.В., Вербицкий А.А., Загашев И.О., Селевко Г.К., М. Скаткин, В. Сластенин, С. Сысоева как отечественные, так и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, и др. в работах которых рассмотрены особенности и отличительные черты инновационных методов обучения студентов в вузе.

При подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо грамотно сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, которые направлены на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [1]. Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов [2].

Подготовка магистрантов - будущих психологов, предусматривает овладение достаточно большим количеством компетенций, связанных с взаимодействием в диаде «психолог-клиент» в рамках различных направлений профессиональной деятельности, таких как: психологическая

диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение профилактика и психологическое консультирование. Опыт показывает, что нельзя сказать какое из этих направлений является наиболее сложным для его освоения, однако, опрос студентов, бакалавров и магистрантов показал, что наибольших усилий требует освоение направления - консультативная деятельность. Средства, методы и технологии консультативной работы предусматривают решение достаточно широкого спектра проблем связанных с различными возрастными, социальными, ген-дерными категориями партнеров имеющих различный возрастной, образовательный уровень, и социальный статус и т.д.

Учебный план магистрантов направления 030300.68 (44.04.02) Психология, магистерская программа «Психология развития» предусматривает изучение дисциплины «Семейное консультирование в психологии развития». Ее изучение является логическим продолжением освоения дисциплин на предыдущей ступени обучения - бакалавриате. Т.о. изучение дисциплины «Семейное консультирование в психологии развития» требует использование иных, методов и подходов и прежде всего интерактивных, способствующих активной интериоризации получаемых знаний магистрантами посредством использования метода анализа конкретных ситуаций (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study).

Под методом сase-study мы понимаем педагогическую интерактивную технологию, основанную на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных гипотез решений и формулирования оптимального решения выявленных проблем.

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр.

Метод кейс-стади может включать и ситуации, в которых присутствует положительный пример или опыт, изучение и заимствование которого приводит к повышению качества производственной и общественной деятельности. По нашему мнению, это, пожалуй, наиболее оптимальный метод, имеющий огромный потенциал в освоении профессионально значимых компетенций, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности в рамках семейного консультирования (супружеское, детско-родительское, семейное). В ходе занятия, с использованием метода кейс-стади педагог имеет возможность проанализировать не только имеющиеся у магистрантов знания, но и в ходе практической демонстрации моделируемой ролевой ситуации (этап консультационного процесса, проблемная ситуация детско-родительских, прародительских, коалиционных или супружеских отношений и т.д.), максимально приближенной к реальным условиям консультативной беседы, корректировать действия консультанта, непосредственно в процессе его взаимодействия с клиентом.

Основная цель использования интерактивных методов в преподавании состоит в создании комфортных и психологически безопасных условий обучения, при кото-

рых каждый студент имеет реальную возможность почувствовать свою интеллектуальную состоятельность и успешность, что повышает эффективность процесса обучения. Интерактивное обучение - это, обучение, в процессе которого происходит активное взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.

Задачи, которые решают интерактивные методы обучения: пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию; формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции; формирование социальных и профессиональных навыков; эффективное усвоение преподаваемого материала; самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения; установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде; формирование уровня осознанной компетентности студента [3].

Метод case-study имеет свою структуру и в методологическом контексте его можно представить как сложную систему, в которую интегрированы различные методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои функции.

Верно организованный педагогом подбор ситуаций, позволяет эффективнее осваивать более широкий спектр проблем, проработать специфические особенности работы с различными категориями клиентов (не уверенный в себе клиент, уверенный в себе клиент, рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент, интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент, клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину» и др.).

В ситуации, максимально приближенной к реальному психоконсультативному контакту магистрант имеет возможность освоения методов и технологий, использующихся психологом-консультантом в работе с супружеской парой, или в рамках семейного консультирования, таких как: технологии присоединения и отсоединения, методы активного слушания и многое другое.

Существуют следующие виды ситуаций:

1) Ситуация-иллюстрация (демонстрирует закономерности, механизмы, следствия);

2) ситуация-проблема (описание реальной проблемной ситуации, решение которой необходимо найти, или сделать вывод о его отсутствии);

3) ситуация-оценка (описание положения, выход из которого уже найден, необходимо критически проанализировать принятое решение);

4) ситуация-упражнение (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам) [4, c.3].

Наиболее значимым для педагога результатом является освоение знаний, рассматриваемых на занятии, получаемый материал осваивается студентами на более высоком качественном уровне, материал не просто получен обучающимися в ходе фиксирования подготовленной педагогом лекции, а скорее, собственным путем освоения, через разбор и проигрывание ситуаций. Наш опыт показывает, что классическое лекционное занятие давало возможность лишь получить и присвоить некую информацию, в ходе проведения лабораторных занятий, мы довольно часто сталкивались с ситуациями, когда, студенты-старшекурсники устно могли воспроизвести полученные знания быстро и качественно, однако, при необходимости

продемонстрировать собственные навыки консультационной работы сделать этого просто не могли.

Работа с ситуациями создает условия для непрерывного общения студентов, в ходе которого происходит прояснение и усвоение терминологического аппарата, через необходимое условие пояснения и использования психологической терминологии, что в свою очередь приближает ситуацию обучения к реальным условиям потенциальной самостоятельной профессиональной деятельности магистранта. Благоприятная психологически безопасная атмосфера учебного занятия, созданная педагогом в процессе занятия, позволяет снизить уровень тревожности, практически устраняет страх допустить терминологические ошибки. Магистранты отмечают, что в ходе участия в занятиях с использованием работы с конкретными ситуациями у них пробуждается познавательный интерес к дисциплине, происходит понимание сложности психоконсультативной работы, осознается высокий уровень ответственности за решение проблем клиента и последствия собственных ошибок, допускаемых в данном виде профессиональной деятельности.

Метод кейс-стади дает возможность попробовать себя в роли консультанта, а при наблюдении за работой сокурсников осуществить определенную супервизию, что повышает аналитические способности магистрантов, как сильных в плане учебной деятельности, так и магистрантов, не достаточно уверенных, сомневающихся в своих способностях. В то же время, побывав в роли консультанта и получив недостаточно высокий результат оценки, как со стороны педагога, так и сокурсников, многие из обучающихся стали более ответственно и качественно относиться к подготовке материала, необходимого для последующих занятий.

Разбор ситуаций, позволяет так же изменить отношение обучающегося к самому ответу, когда, в отличии от лабораторного занятия в классической его форме, ориентированного на оценку лишь педагога, в условиях интерактивной формы занятия, оценка складывается из трех источников - педагога, сокурсников, наблюдающих за работой, или участвующих в ней непосредственно и собственной оценки магистранта, что несомненно влияет на качество освоения изучаемого материала.

Преподаватель выполняет несвойственную ему в традиционной форме занятий роль организатора учебного занятия и осуществляет контроль. Преподаватель должен хорошо знать своих студентов, учитывать их исходную подготовку, организовывать и направлять процесс занятия к выполнению его целей и задач, а в ходе рефлексии занятия, получать обратную связь. В случае слабой готовности педагога, занятие такого рода рискует плавно перерасти в хаос, когда, одни студенты могли бы проявлять активность в его ходе, в то время, как другие, получают возможность отсиживаться и отлынивать от участия в нем. Именно по этому, педагог призван регулировать как ход занятия, так и управлять им воздействуя, побуждая и активизируя деятельность как студенческой группы, так и отдельных студентов направляя их к выполнению задания.

Однако, следует отметить, что в ходе работы с использованием метода case-study педагог сталкивается с рядом трудностей, обусловленных отсутствием достаточного методического материала, который вынужден разрабатывать самостоятельно (ролевые консультационные ситуации), осуществлять руководство, контроль и координацию.

При подготовке учебных ситуаций, педагогу следует придерживаться некоторых условий: ситуация

должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся; должна отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет («как есть», а не «как может быть»); быть «встроенной» в текущий учебный процесс; отличаться проблемностью, содержать необходимое и достаточное количество информации; должна быть составлена с учетом базовых знаний обучающихся; должна быть понятной (описана простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации); текст не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы; текст с должен требовать принятия решений обучающимися, а не простой оценки решений, ранее приняты другими; способствовать интериоризации знаний, освоению навыков, необходимых обучающимся в дальнейшей профессиональной жизни, служить студенту моделью, образцом; должна сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею [1, с.6].

Таким образом, использование метода кейс-стадии, работа с конкретными ситуациями позволяет педагогу пробудить интерес к изучаемой дисциплине и в целом познавательный интерес, дает возможность погрузить обу-

чающихся в максимально приближенные к реальным профессиональным условиям консультирования и работы с различными категориями клиентов, что, в свою очередь, позволяет нам успешно формировать профессионально значимые компетенции и более качественно готовить магистрантов к работе с семьей и решению семейных проблем.

Использованная литература

1. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.

2. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Материалы XIV Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в науке» (19 ноября 2012 г.); Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. - 154 с

3. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2. -С. 120-123.

4. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» - 2012. -№ 2, - С. 1-18.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН СНГ (ОПЫТ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МИИТ)

Кокин Сергей Михайлович,

Д. ф.-м. наук, профессор кафедры «Физика», г. Москва Никитенко Владимир Александрович,

Д. ф.-м. наук, профессор, зав. кафедрой «Физика», г. Москва

АННОТАЦИЯ

На примере кафедры физики Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) показана эффективность научно-технического сотрудничества между научными и учебными учреждениями стран Евразийского союза. Подобное сотрудничество полезно как для проведения научных исследований, так и для совершенствования учебного процесса в университетах стран-партнёров.

ABSTRACT

On the example of the Department ofphysics of Moscow state University of railway engineering (MIIT) it is shown the efficiency ofscientific and technical cooperation between scientific and educational institutions of the Eurasian Union countries. Such cooperation is useful both for the development of scientific research andfor the improvement of the educational process in the universities of the countries-partners.

Ключевые слова: Научно-техническое сотрудничество, научно-образовательный центр, учебно-исследовательская работа студентов.

Keywords: Scientific and technical cooperation, research and education center, educational-research work of students.

Корни научно-технического сотрудничества между многокомпонентных систем и инструментальных инфор-

высшими учебными заведениями и ведущими научными мационно-аналитических технологий», «Спектроскопия

центрами стран СНГ уходят в опыт аналогичного взаимо- наногетероструктур», «Исследования оптических свойств

действия республик СССР. Кафедра физики МИИТ всту- соединений А2В6» и, наконец, «Методы совершенствова-

пила на этот путь примерно 40 лет назад, поэтапно заклю- ния фундаментального образования в школах и вузах».

чая договоры о научно-техническом и учебном сот- Общим итогом проделанной совместной работы стали: рудничестве с Черновицким государственным универси- - совместные учебные пособия и монографии тетом, Тартуским государственным университетом, Сева- (например, [5 - 7]);

стопольским национальным техническим университетом, - многочисленные совместные научные статьи и вы-

Институтом физики НАН Беларуси, Физическим институ- ступления на конференциях (например, [8 - 11]);

том рАН имени ИИ •Л^ед^ Киевским НИИ радиотех- - взаимная помощь в организации и проведении по-нических материалов и рядом других организаций. Целью стоянно действующих научных конференций и се-

настоящих договоров стало укрепление и развитие много- минаров (например, на настоящее время уже XIX-й

летнего научного, научно-технического и научн°-°браз°- международной научно-методической конферен-

вательного сотрудничества между Сторонами в направле- ции «Проблемы совершенствования фундамен-

ниях «Оптика и спектроскопия материалов для опто-электроники и информационных технологий», «Фотоника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.