Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий в инженерной подготовке'

Использование интерактивных технологий в инженерной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС-МЕТОД / INTERACTIVE TECHNOLOGY / THE CASE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поникарова И. Н., Васильева Л. М.

Рассматривается использование одного из интерактивных методов метода кейсов при изучении инженерной графики базовой дисциплины инженерной подготовки бакалавров. Использования кейс–метода при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности: задачи на ситуацию анализа, синтеза, сравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поникарова И. Н., Васильева Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider the use of one of the interactive methods case study method in the study of engineering graphics basic disciplines of engineering bachelor. The use of case method in teaching engineering graphics can be applied to solve problems of different levels of difficulty: the problem of the situation analysis, synthesis, comparison.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий в инженерной подготовке»

И. Н. Поникарова, Л. М. Васильева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Ключевые слова: интерактивные технологии, кейс-метод.

Рассматривается использование одного из интерактивных методов - метода кейсов при изучении инженерной графики - базовой дисциплины инженерной подготовки бакалавров. Использования кейс-метода при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности: задачи на ситуацию анализа, синтеза, сравнения.

Keywords: interactive technology, the case method.

We consider the use of one of the interactive methods - case study method in the study of engineering graphics - basic disciplines of engineering bachelor. The use of case method in teaching engineering graphics can be applied to solve problems of different levels of difficulty: the problem of the situation analysis, synthesis, comparison.

При переходе к уровневой системе образования изменились требования к результатам усвоения основной образовательной программы. Принятые в 2012 году к реализации федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС) принципиально отличаются от действовавших ранее образовательных стандартов.

ФГОС определяют требования к результатам усвоения основной образовательной программы (ООП) через формирование общекультурных и профессиональных компетенций, которые рассматриваются, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1,2].

Согласно ФГОС для реализации

компетентностного подхода необходимо

использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий, удельный вес которых должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.

Результаты большинства исследований подтвердили, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению пройденного материала . Интерактивные методы обучения в ВУЗе подразумевают постоянное взаимоотношение студентов как с преподавателем, так и друг с другом, при этом роль преподавателя сводится к направлению их работы на достижение основных целей данного занятия [3]. Таким образом, интерактивные методы формируют у обучающихся интерес к дисциплине, развивают интеллектуальную самостоятельность, умение работать в команде.

Изучение различных известных

интерактивных методов обучения (деловые игры, мозговой штурм, круглый стол, кейс-метод и др.) позволило отдать предпочтение кейс-методу (case studies) при обучении студентов инженерной графике. Эта дисциплина является базовой в цикле общеинженерных дисциплин, требует большого объема самостоятельной работы, закладывает основы работы со справочной и технической литературой, на практических занятиях решаются

задачи, приближенные к типичным задачам будущей профессиональной деятельности.

Кейс-метод является наименее изученным среди интерактивных методов обучения в Российской высшей школе. Однако этот метод имеет почти вековую историю (исторически метод case studies конкретных ситуаций возник в начале ХХ века в школе бизнеса Гарвардского университета США). В настоящее время кейс-метод достаточно широко применяются при подготовке экономических кадров в ряде ведущих экономических вузов России [4], а также имеется информация о применении метода и в других отраслях знаний [5,6].

Сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), работа с которыми требует активной и творческой деятельности: сбора

необходимой информации, анализа этой

информации, выдвижения гипотез, формулирование выводов, заключения.

Привлекательной стороной кейс-метод является то, что он основан на анализе конкретных ситуаций, на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решении кейсов).

Компетентностный подход при подготовке квалифицированного специалиста предполагает, в первую очередь, развития профессиональных компетенций и, естественно, умения решать конкретные технические задачи.

При изучении инженерной графики студент выполняет индивидуальные графические работы, ориентированные на изучение законченного учебного раздела курса:

- выполнение эскизов, вычерчивание рабочих чертежей отдельных деталей;

- вычерчивание чертежей сборочных единиц на основе описания взаимодействия отдельных деталей;

- вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по рабочим чертежам или эскизам отдельных деталей;

- деталирование сборочного чертежа.

Каждый из этих разделов можно

рассматривать как конкретную техническую задачу, для решения которой составляется кейс -

информационный комплекс, позволяющий понять, а затем разрешить ситуацию. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях.

Использования кейс-метода при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности, например:

- задачи на ситуацию анализа

(деталирование сборочного чертежа,

определение неисправности технического состояния механизмов на основе анализа их устройства по чертежам);

- задачи на ситуацию синтеза (вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по чертежам деталей);

- задачи на ситуацию сравнения (сопоставление машин и их составных частей с изображением на чертежах);

Кейс-метод предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся, дидактические и

информационные материалы.

Кейсы, предлагаемые студентам при изучении курса инженерной графики, содержат:

- цель работы, конкретное задание,

- описание практической ситуации,

- методическое обеспечение, предусматривающее альтернативные варианты разрешения ситуации,

- раздаточный, справочный материал,

- список литературы

- вопросы для дискуссии.

Далее предлагается один из возможных вариантов работы с кейсом, используемых авторами. На занятии предлагается новая тема следующей работы. Студенты получают методические материалы для самостоятельного изучения.

Занятие начинается с выдачи индивидуальных заданий. Группа делится на несколько микрогрупп по 4-5 студентов в каждой. Состав микрогрупп желательно менять на каждой работе что способствует развитию такой компетенции, как коммуникативные умения. Студенты получают раздаточный и справочный материал. Преподаватель дает инструкцию по работе с кейсом.

Самостоятельная работа студентов с кейсом во время занятия оценивается в конце занятия во время обсуждения вариантов решения

ситуационной задачи. Особое внимание при работе в малых группах следует обращать на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

В процессе дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, подходы, варианты решений, моделируют решения, действия, отстаивают мнение группы.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение кейс-метода способствует:

- активизации познавательной деятельности студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;

- повышению мотивации к учебному процессу;

- отработке умений работы с информацией,

- овладению навыками анализа ситуации

- выработке умения принимать правильное решение на основе группового анализа ситуации;

- выработке навыков критического оценивания различных точек зрения.

Это приводит к повышению мотивации к учебному процессу, активизации познавательной деятельности и, соответственно, к повышению эффективности профессионального обучения.

Использование кейс-метода при изучении

курса инженерной графики можно рассмат-ривать как один из способов развития как

профессиональных, так и коммуникативных компетенций.о

Литература

1. Дьяконов Г.С. Особенности инновационного

инженерного образования./Г.С. Дьяконов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев //Вестн. Казан. технологического ун-та. -2010 -№12. -С.13-17

2. Кирсанов А. А. Инженерная деятельность и

профессиональная компетентность инженера.

/А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев //Вестн. Казан. технологического ун-та. -2010 -№12. —С.18-21

3. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Ctudy// Инновации в Российском образовании. Сб.- М: ВПО, 2000

4. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод — процесс написания кейса// Маркетинг -1999-№5, с.113-120

5. Деркач А.М. Кейс- метод в обучении // Специалист — 2010- №4. С.22-23

6. Деркач А.М. Кейс—метод в обучении органической химии: составление и использование заданий //Среднее профессиональ-ное образование -2010- №11, с.45-47

© И. Н. Поникарова - к.т.н., доц. каф. инженерной, компьютерной графики и автоматизированного проектирования КНИТУ, [email protected]; Л. М. Васильева - к.т.н., доц. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.