И. Н. Поникарова, Л. М. Васильева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Ключевые слова: интерактивные технологии, кейс-метод.
Рассматривается использование одного из интерактивных методов - метода кейсов при изучении инженерной графики - базовой дисциплины инженерной подготовки бакалавров. Использования кейс-метода при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности: задачи на ситуацию анализа, синтеза, сравнения.
Keywords: interactive technology, the case method.
We consider the use of one of the interactive methods - case study method in the study of engineering graphics - basic disciplines of engineering bachelor. The use of case method in teaching engineering graphics can be applied to solve problems of different levels of difficulty: the problem of the situation analysis, synthesis, comparison.
При переходе к уровневой системе образования изменились требования к результатам усвоения основной образовательной программы. Принятые в 2012 году к реализации федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС) принципиально отличаются от действовавших ранее образовательных стандартов.
ФГОС определяют требования к результатам усвоения основной образовательной программы (ООП) через формирование общекультурных и профессиональных компетенций, которые рассматриваются, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1,2].
Согласно ФГОС для реализации
компетентностного подхода необходимо
использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий, удельный вес которых должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Результаты большинства исследований подтвердили, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению пройденного материала . Интерактивные методы обучения в ВУЗе подразумевают постоянное взаимоотношение студентов как с преподавателем, так и друг с другом, при этом роль преподавателя сводится к направлению их работы на достижение основных целей данного занятия [3]. Таким образом, интерактивные методы формируют у обучающихся интерес к дисциплине, развивают интеллектуальную самостоятельность, умение работать в команде.
Изучение различных известных
интерактивных методов обучения (деловые игры, мозговой штурм, круглый стол, кейс-метод и др.) позволило отдать предпочтение кейс-методу (case studies) при обучении студентов инженерной графике. Эта дисциплина является базовой в цикле общеинженерных дисциплин, требует большого объема самостоятельной работы, закладывает основы работы со справочной и технической литературой, на практических занятиях решаются
задачи, приближенные к типичным задачам будущей профессиональной деятельности.
Кейс-метод является наименее изученным среди интерактивных методов обучения в Российской высшей школе. Однако этот метод имеет почти вековую историю (исторически метод case studies конкретных ситуаций возник в начале ХХ века в школе бизнеса Гарвардского университета США). В настоящее время кейс-метод достаточно широко применяются при подготовке экономических кадров в ряде ведущих экономических вузов России [4], а также имеется информация о применении метода и в других отраслях знаний [5,6].
Сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), работа с которыми требует активной и творческой деятельности: сбора
необходимой информации, анализа этой
информации, выдвижения гипотез, формулирование выводов, заключения.
Привлекательной стороной кейс-метод является то, что он основан на анализе конкретных ситуаций, на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решении кейсов).
Компетентностный подход при подготовке квалифицированного специалиста предполагает, в первую очередь, развития профессиональных компетенций и, естественно, умения решать конкретные технические задачи.
При изучении инженерной графики студент выполняет индивидуальные графические работы, ориентированные на изучение законченного учебного раздела курса:
- выполнение эскизов, вычерчивание рабочих чертежей отдельных деталей;
- вычерчивание чертежей сборочных единиц на основе описания взаимодействия отдельных деталей;
- вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по рабочим чертежам или эскизам отдельных деталей;
- деталирование сборочного чертежа.
Каждый из этих разделов можно
рассматривать как конкретную техническую задачу, для решения которой составляется кейс -
информационный комплекс, позволяющий понять, а затем разрешить ситуацию. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях.
Использования кейс-метода при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности, например:
- задачи на ситуацию анализа
(деталирование сборочного чертежа,
определение неисправности технического состояния механизмов на основе анализа их устройства по чертежам);
- задачи на ситуацию синтеза (вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по чертежам деталей);
- задачи на ситуацию сравнения (сопоставление машин и их составных частей с изображением на чертежах);
Кейс-метод предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся, дидактические и
информационные материалы.
Кейсы, предлагаемые студентам при изучении курса инженерной графики, содержат:
- цель работы, конкретное задание,
- описание практической ситуации,
- методическое обеспечение, предусматривающее альтернативные варианты разрешения ситуации,
- раздаточный, справочный материал,
- список литературы
- вопросы для дискуссии.
Далее предлагается один из возможных вариантов работы с кейсом, используемых авторами. На занятии предлагается новая тема следующей работы. Студенты получают методические материалы для самостоятельного изучения.
Занятие начинается с выдачи индивидуальных заданий. Группа делится на несколько микрогрупп по 4-5 студентов в каждой. Состав микрогрупп желательно менять на каждой работе что способствует развитию такой компетенции, как коммуникативные умения. Студенты получают раздаточный и справочный материал. Преподаватель дает инструкцию по работе с кейсом.
Самостоятельная работа студентов с кейсом во время занятия оценивается в конце занятия во время обсуждения вариантов решения
ситуационной задачи. Особое внимание при работе в малых группах следует обращать на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.
В процессе дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, подходы, варианты решений, моделируют решения, действия, отстаивают мнение группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение кейс-метода способствует:
- активизации познавательной деятельности студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;
- повышению мотивации к учебному процессу;
- отработке умений работы с информацией,
- овладению навыками анализа ситуации
- выработке умения принимать правильное решение на основе группового анализа ситуации;
- выработке навыков критического оценивания различных точек зрения.
Это приводит к повышению мотивации к учебному процессу, активизации познавательной деятельности и, соответственно, к повышению эффективности профессионального обучения.
Использование кейс-метода при изучении
курса инженерной графики можно рассмат-ривать как один из способов развития как
профессиональных, так и коммуникативных компетенций.о
Литература
1. Дьяконов Г.С. Особенности инновационного
инженерного образования./Г.С. Дьяконов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев //Вестн. Казан. технологического ун-та. -2010 -№12. -С.13-17
2. Кирсанов А. А. Инженерная деятельность и
профессиональная компетентность инженера.
/А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев //Вестн. Казан. технологического ун-та. -2010 -№12. —С.18-21
3. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Ctudy// Инновации в Российском образовании. Сб.- М: ВПО, 2000
4. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод — процесс написания кейса// Маркетинг -1999-№5, с.113-120
5. Деркач А.М. Кейс- метод в обучении // Специалист — 2010- №4. С.22-23
6. Деркач А.М. Кейс—метод в обучении органической химии: составление и использование заданий //Среднее профессиональ-ное образование -2010- №11, с.45-47
© И. Н. Поникарова - к.т.н., доц. каф. инженерной, компьютерной графики и автоматизированного проектирования КНИТУ, pin1011@mail.ru; Л. М. Васильева - к.т.н., доц. той же кафедры.