Научная статья на тему 'Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов'

Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5474
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / CASE-METHOD / STUDENTS OF PSYCHOLOGY / EDUCATION / INTERACTIVE METHODS / COMPETENCE / ACTIVE LEARNING METHODS / CASE STUDIES / PRACTICE-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутбиддинова Римма Анваровна

Переход высшего образования на качественно новый уровень, вводимые образовательные стандарты предъявляют строгие требования к подготовке специалистов к осуществлению профессиональной деятельности. Полноценная подготовка практических психологов невозможна без практико-ориентированного подхода и интерактивных методов в обучении. К числу таких методов относят кейс-метод разбор конкретных психолого-педагогических ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of the case method to prepare future psychologists

The transition of higher education to a new level, introduced educational standards impose strict requirements on the training of specialists to carry out professional activities. The complete preparation of practical psychologists is impossible without the practice-focused approach and interactive methods of teaching. Such method is case-method an analysis of concrete psycho-pedagogical situations.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов»

УДК 316.6 (075.8)

ББК 88.5 я 73

Кутбиддинова Римма Анваровна

кандидат психологических наук Сахалинский государственный университет г. Южно-Сахалинск Kutbiddinova Rimma Anvarovna candidate of psychological Sciences Sakhalin state University Yuzhno-Sakhalinsk [email protected]

Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов Using of the case method to prepare future psychologists

Переход высшего образования на качественно новый уровень, вводимые образовательные стандарты предъявляют строгие требования к подготовке специалистов к осуществлению профессиональной деятельности. Полноценная подготовка практических психологов невозможна без практико-ориентированного подхода и интерактивных методов в обучении. К числу таких методов относят кейс-метод - разбор конкретных психолого-педагогических ситуаций.

The transition of higher education to a new level, introduced educational standards impose strict requirements on the training of specialists to carry out professional activities. The complete preparation of practical psychologists is impossible without the practice-focused approach and interactive methods of teaching. Such method is case-method - an analysis of concrete psycho-pedagogical situations.

Ключевые слова: кейс-метод, студенты-психологи, образование, интерактивные методы, компетенции, активные методы обучения, конкретные ситуации, практико-ориентированный подход.

Key words: case-method, students of psychology, education, interactive methods, competence, active learning methods, case studies, practice-oriented approach.

Трансформации, реализуемые в системе высшего образования Российской

Федерации, вводимые федеральные государственные образовательные стандарты требуют качественной подготовки будущих специалистов.

На наш взгляд, более качественная подготовка специалистов возможна благодаря интеграции теории и практики в образовательном процессе вуза: прак-тико-ориентированный подход, интерактивные формы и методы обучения и др. В данной статье речь пойдет об одном из таких методов интерактивного обучения как кейс-метод - анализ конкретной ситуации в профессиональной деятельности специалиста.

Стоит отметить, что платформой для создания и развития кейс технологий стала американская система подготовки специалистов. В XX веке на базе Гарвардского университета широко распространяются кейс-ситуации для проработки студентами, обучающимися по различным направлениям подготовки. Впервые в России кейс-метод стали применять с 1980-х годов для подготовки студентов высших учебных заведений. На сегодняшний день кейс-технологии распространились повсеместно: их применяют в школах, вузах, курсах повышения квалификации и др.

Нельзя не отметить опыт отечественных ученых при обосновании практико-ориентированных методов обучения, схожих с кейс-методом: решение проблемных ситуаций (Брушлинский А.В., Кудрявцев В.Т., Лернер И.Я. и др.), педагогических и учебно-профессиональных задач (Иваев И.Ф., Кузьмина Н.В., Сластёнин В.А., Талызина Н.Ф. и др.).

Исследованиями кейс-метода в нашей стране занимались Вавилова Л.Н., Лежнина Л.В., Панина Т.С., Смолянинова О.Г. и многие другие. Большая часть исследователей изучают данный метод в системе высшего образования.

По мнению, Смоляниновой О.Г. кейс - это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию и принять решение» [5, с.60]. Как отмечает Лежнина Л.В., кейс - «это описание реально произошедшего в профессиональной деятельности специалиста события, побуждающего студентов к выработки в ходе дискуссии способов разрешения ситуации на основе её анализа» [2, с.68].

Современные ученые (Панина Т.С., Панфилова А.П., Вавилова Л.Н. и др.) говорят о двух тенденциях, обуславливающих внедрение кейс-метода в процесс подготовки обучаемых. Во-первых, современное образование ориентируется в большей степени не на получение конкретных ЗУНов, сколько на развитие у студентов творческих способностей, гибкости мышления, умения нестандартно мыслить, формирования навыков мыслительной деятельности, профессионально значимых качеств и др.

Во-вторых, в процессе подготовки мы ориентируемся на такую личность, которая способна активно действовать в условиях неопределенности и кризиса, отличающуюся стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью и др.

Кейс-технологии включают в себя элементы исследовательского обучения, развивающего обучения, а также проектной деятельности. В процессе разбора кейсовой ситуации студенты погружаются в ситуацию, исследуют и анализируют проблему, взаимодействуя друг с другом обмениваются открытиями.

Можно сказать, что кейс-ситуация выступает прообразом реальной жизненной ситуации, которая может возникнуть у любого специалиста. Во время того, как студенты решают кейсовые ситуации, они овладевают профессиональными умениями, аналитическими и практическими навыками, творческими и коммуникативными навыками, получают огромный опыт будущей деятельности.

Подчеркивая эффективность кейс-технологий, следует отметить недостаточное количество разработанных ситуаций, пакетных описаний кейсов для подготовки специалистов.

Существую различные классификации кейсовых ситуаций: выдуманные (или «кресельные», «кабинетные»), реальные (или «полевые», «естественные»); структурированные (содержащие минимальное количество информации), неструктурированные (имеющие максимальное количество информации в описании конкретной ситуации). Источниками создания кейсов может быть различная литература, газетные статьи, Интернет-ресурсы, видео и аудиоматериалы, собственный опыт и другое.

Важно подчеркнуть, что кейс-метод предполагает не только наличие ситуаций, но и разработанное методическое обеспечение: разработанные вопросы для обсуждения проблемы, практические задания студентам для самостоятельной работы, методические рекомендации по реализации кейса в аудитории, дидактические материалы для преподавателя.

Преподавателю необходимо помнить, что кейсовые ситуации со временем могут «устаревать», и работа с ними, в этом случае, будет не эффективной, по-

скольку современность требует новых подходов в решении проблем.

Прежде чем использовать кейс-метод, преподавателю следует не только четко объяснить студентам цели, задачи и основные этапы работы над ситуацией, но и заинтересовать их на данную деятельность.

Деятельность над кейс-технологиями начинается задолго до непосредственной работы в аудитории со студентами. Можно сказать, что кейс-метод включает два этапа. На первом этапе преподаватель создает или подбирает кейс-ситуацию, этот творческий этап содержит исследовательскую, методическую, проектирующую деятельность. На втором этапе деятельность над кейс-технологиями происходит непосредственно в аудитории.

Работа над ситуацией в аудитории предполагает:

1) введение в кейс, ознакомление каждого участника с ситуацией;

2) индивидуальная разработка решения ситуации;

3) групповая разработка решения по подгруппам;

4) презентация вариантов решения по каждой подгруппе;

5) групповое обсуждение, подведение итогов, завершающее выступление преподавателя.

Действия преподавателя и студентов в процессе работы над кейсом пред-

ставлены в таблице 1.

Таблица 1 - Действия преподавателя и студентов при решения кейса

Этап работы над кейсом Преподаватель Студенты

Первый этап: до занятия 1.Подборка кейса и необходимых материалов к его анализу. 2. Подготовка плана занятия. 1. Ознакомление с кейсом, анализ необходимой литературы. 2. Индивидуальная подготовка к занятию.

Второй этап: во время занятия 1. Организация обсуждения ситуации. 1. Формулировка вопросов на понимание ситуа-

2. Разделение группы на подгруппы. 3. Контроль проведения обсуждений в подгруппах. ции. 2. Разработка вариантов решения кейса индивидуально и в группе. 3. Принятие решения.

гтч « Третий этап: после занятия 1. Проверка и оценка решений кейса студентами. 2. Завершение занятия и подведение итогов. 1. Презентация решений. 2. Написание отчета о проведенном занятии.

В связи с тем, что кейс-метод позволяет наиболее точно моделировать профессиональную деятельность, он особенно эффективен при подготовке специалистов в области социальной сферы: социальные работники, педагоги, психологи и др.

В ФГБОУ ВПО Сахалинском государственном университете широко используются методы интерактивного обучения, в частности кейсовые технологии для подготовки студентов-психологов.

К личности будущего практического психолога предъявляется ряд требований, среди которых, высокий уровень толерантности, эмпатичности, доброжелательности, коммуникабельности, постоянный личностный и профессиональный рост, высокая устойчивость к стрессу и конфликтным ситуациям.

Для эффективного осуществления профессиональной деятельности выпускник должен обладать совокупностью профессиональных компетенций, которые могут быть успешно сформированы с помощью кейс-технологий. Работая с кейсами студент получает знания о мотивах, потребностях и причинах поведения других людей.

Внедрение кейс-метода в изучение профессиональных дисциплин («Педагогическая психология», «Психотерапия», «Психологическая коррекция» «Психологическое консультирование» и другие) позволяет сформировать у будуще-

го психолога способность предварительного анализа ситуации, без которой невозможно осуществление проектирования и приятия эффективных решений.

Разбирая и анализируя сложные конкретные ситуации, они выделяют в них основную проблему, причины её возникновения, последствия и методы коррекции поведения участников ситуации [1, с.121].

Очень важно, на наш взгляд, знакомство студентов с квалифицированным и неквалифицированным поведением психолога в процессе профессиональной консультативной и психотерапевтической деятельности.

Приведём примеры кейсовых ситуаций для студентов, изучающих дисциплину «Психологическое консультирование».

Кейс-ситуация «Скандал в парикмахерской» [3, с.279]

Задача студентов: выявить неэффективные и неуместные вопросы начинающего консультанта, заменить их эффективными вопросами, техниками нерефлексивного и рефлексивного слушания.

Клиент. Некоторые люди раздражают меня своим поведением. Вот моя парикмахерша, например. Вчера я делала стрижку, но перед этим я устроила в парикмахерской скандал, потому что меня возмутила её наглость.

Начинающий консультант. Где находится ваша парикмахерская?

Клиент. Моя парикмахерская находится на Невском проспекте. А я работаю на другом конце города. Вчера я попала в пробку и немного опоздала.

Начинающий консультант. Насколько вы опоздали?

Клиент. Я опоздала ну примерно минут на 10-12, не больше. Я пришла, а она меня совсем не ждёт, она, представляете, взяла другого клиента.

Начинающий консультант. Другого клиента?

Клиент. Когда я пришла, какая-то женщина сидела в её кресле. Она увидела меня и сказала: «Извините, пожалуйста, я думала, что вы не придёте» и продолжила подстригать клиентку.

Начинающий консультант. Она сказала что-нибудь ещё?

Клиент. Она посмотрела на меня как на дурочку и сказала: «Не могли бы вы

подождать минут пятнадцать, я скоро закончу».

Начинающий консультант. Что она ещё сказала?

Клиент. Она больше ничего не добавила к этому. Она просто продолжала работать.

Начинающий консультант. А что сказала её клиентка?

Клиент. А её клиентка сказала: «Извините, пожалуйста, я только подровняю волосы немного, а высушу их сама».

Начинающий консультант. А как вы отреагировали на происходящее?

Клиент. Я отругала её, а после этого никак не могла прийти в себя.

Начинающий консультант. Что вы ей сказали?

Клиент. Я сказала, что она должна была подождать меня, черт бы ее побрал... Ну я, конечно, не так сказала, то есть я сказала другими словами. Я сказала, что это непорядочно, что я приехала с другого конца города, с работы, что я устала и требую внимания.

Начинающий консультант. Говоря о тех событиях, которые произошли вчера, что вы чувствуете сейчас?

Клиент. Во мне сидит какое-то негодование. Я плачу ей огромные деньги и в придачу к этому доплачиваю сверху. Я считаю, что она должна была меня подождать.

Начинающий консультант. Почему вы так считаете?

Кейс-ситуация «Строгий учитель»

Задача студентов прочитать ситуацию и определить вид, цель и предполагаемое направление психологического консультирования, жалобу и запрос клиента, сформулировать гипотезы, определить этапы консультирования и примерное время работы с клиентом, необходимые техники и эффективность консультирования.

На консультацию пришла мать мальчика с жалобой на учителя, который, по её мнению, слишком строг к её ребёнку: неоправданно занижает оценки, делает замечания, выгоняет с уроков и т.д. Дома ребёнок ведёт себя «безупреч-

но»: ласков, послушен, помогает по дому.

При кафедре психологии СахГУ в процессе обучения студентов реализуются как «кабинетные», так и реальные кейсовые ситуации.

Кейс-ситуация «Они меня заставляют!»

К школьному психологу обратилась 14-летняя школьница. Девочка из полной семьи. В школе обучается на «хорошо», успевает по всем предметам. Отличается ранимостью, исполнительностью, тревожностью. «Настоящих» друзей не имеет, достаточно замкнута.

Поводом для обращения послужили нападки со стороны одноклассников. В классе имеется лидер, девушка которая старше всех девочек на год. Именно она по рассказу школьницы затевает все «мероприятия», заставляя других девочек курить, выпивать алкоголь, воровать деньги из дома и др.

Систематически одноклассницы «уговаривают» девочку попробовать покурить и выпить алкогольные напитки вместе с ними. После получения отказа, они начинают подтрунивать над ней, распространяя «выдуманные истории» и обзываясь. Однажды одноклассники спровоцировали конфликт школьницы с лидером класса, который закончился дракой и избиением девочки.

После знакомства с ситуацией студенты должны продумать запрос и проблему клиента; сформулировать консультативные гипотезы возможных причин; определить сферы для проведения психологической диагностики; продумать действия школьного психолога.

Проведение групповых дискуссий в ходе кейс-метода имеет огромное значение для формирования социально-коммуникативных умений и навыков будущих психологов. Студенты учатся работать в группе, слышать и понимать друг друга, принимать эффективные решения и аргументировано отстаивать свои позиции.

Опыт использования кейс-метода в подготовке студентов, обучающихся по специальности «Психология и педагогика» и по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образования» профиль «Психология образования»

показал действенность данного метода.

Данный метод не является уникальным и поэтому его необходимо сочетать с традиционными формами и методами обучения. Кейс-метод позволяет интегрировать теорию и реальную практику, организовать занятие в творческой форме, вовлечь всех участников образовательного процесса в активное обсуждение проблемы, погрузить студентов в нестандартные ситуации, активизировать их мыслительную деятельность.

Библиографический список

1. Кутбиддинова, Р.А. Использование методов активного социально-психологического обучения при подготовке специалистов-психологов [Текст] // Практическая психологи: интенсивные методы и технологии в обучении и развитии личности: сборник научных статей / отв. ред. В.В. Люкин. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2013. - С.118-123.

2. Лежнина, Л.В. Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-методический аспект [Текст] / Л.В. Лежнина // Наука и школа. - 2008. - № 5. - С.68-70.

3. Лютова-Робертс, Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. - СПб.: Речь, 2007. - 307 с.

4. Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М.: Академия, 2007. - 176 с.

5. Смолянинова, О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов [Текст] / О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2001. - №6. - С.60-63.

Bibliography

1. Kutbiddinova, R.A. The use of active social and psychological training in the preparation of professional psychologists [Text] // Practical psychologists intensive methods and technologies in the training and development of the person: the collection of scientific articles / holes Ed. V.V. Li-ukin. - Eyes: Glazov State Pedagogical Institute, 2013 - S. 118-123.

2. Lezhnina, L.V. Case method in training of educational psychologists: scientific -methodical aspect [Text] / L.V. Lezhnina // Science and school. - 2008. - № 5. - S.68-70.

3. Lyutova-Roberts, E.K. Training novice consultant: Maintain confidential conversation. - St. Petersburg.: Speech, 2007 - 307 p.

4. Panina, T.S., Vavilov, L.N. Modern ways to increase learning. - M.: Academy, 2007 - 176 p.

5. Smolyaninova, O.G. Case method of teaching in the preparation of teachers and psychologists [Text] / O.G. Smolyaninova // Education and Informatics. - 2001. - №6. - S.60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.