Научная статья на тему 'Особенности обучения говорению с использованием метода кейсов на занятиях по английскому языку'

Особенности обучения говорению с использованием метода кейсов на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1159
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / CASE-STUDY METHOD / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / FOREIGN LANGUAGE / ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / МЕТОД КЕЙС-STUDY / ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗНАНИЯ / PROBLEM-SITUATION ANALYSIS / PROFESSIONALLY ORIENTED SKILLS / SPEAKING TRAINING / COMMUNICATION SKILLS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташенко Анастасия Игоревна, Павлова Любовь Владимировна

статья посвящена методике кейс-study (case-study), применение которой способно оказать положительный эффект в обучении устной речи обучающихся благодаря рассмотрению реальных ситуаций. По мнению авторов, целью данного метода является получение знаний и усовершенствование их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташенко Анастасия Игоревна, Павлова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article presents the method of case-study. The use of this method, could have a positive effect on speech training of students, due to the consideration of real-life situations. According to the authors the main goal of this method is to receive knowledge and to improve them during practice.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения говорению с использованием метода кейсов на занятиях по английскому языку»

Педагогика

УДК 37

РС! 10.21661/Г-115417 А.И. Асташенко, Л.В. Павлова

Особенности обучения говорению с использованием метода кейсов на занятиях по английскому языку

Аннотация

Статья посвящена методике кейс-study (case-study), применение которой способно оказать положительный эффект в обучении устной речи обучающихся благодаря рассмотрению реальных ситуаций. По мнению авторов, целью данного метода является получение знаний и усовершенствование их на практике.

I

Ключевые слова: метод кейс-БШСу, проблемно-ситуационный анализ, профессионально-ориентированные знания, иностранный язык, обучение говорению, развитие коммуникативных навыков.

A.I. Astashenko, L.V. Pavlova

The peculiarities of speaking teaching using case methods in English classes

Abstract

The article presents the method of case-study. The use of this method, could have a positive effect on speech training of students, due to the consideration of real-life situations. According to the authors the main goal of this method is to receive knowledge and to improve them during practice.

I

Keywords: case-study method, problem-situation analysis, professionally oriented skills, foreign language, speaking training, communication skills development.

В современных условиях одной из самых важных и первостепенных задач для преподавателя всегда была и остается качественная подготовка будущих специалистов. Современные тенденции в образовании диктуют новые нормы и правила обучения студентов. Для обеспечения компетентност-ных результатов образования, развития социально значимых качеств личности и успешного освоения английского языка преподавателю требуется грамотно организовать работу со студенческой группой [3, с. 138].

Изменение требований влечет за собой и пересмотр приемов, реализуемых в процессе обучения студентов иностранному языку.

В настоящее время все большую популярность в области иноязычного образования приобретает кейс-метод или case-study. Метод кейс-study (от англ. case - случай, ситуация) - имитационный активный

метод, который основывается на анализе реальных ситуаций и решении конкретных задач (кейсов) [1, с. 12]. Целью данного метода является получение знаний и усовершенствование их на практике. Благодаря данному методу студенты учатся выявлять проблему, отбирать нужную информацию, осмысливать детали текста и отобранной информации, принимать решения и работать в группе. Оптимальным, на наш взгляд, представляется определение, сформулированное Е.А. Михайловой: «Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формирование эффектов умножения знания, инсайтно-го озарения, обмена открытиями и т. п.» [2, с. 113].

Данный метод интерактивного образования может быть применим в обучении студентов различным речевым навыкам и умениям, но в данной статье мы

62 Интерактивная наука | 10 • 2016

Pedagogy

обратим внимание на использование метода-кейсов в обучении иноязычному говорению.

Сложная и многослойная система кейс-технологии состоит из следующих методов обучения:

- дискуссий;

- описания;

- игровых методов;

- проблемных методов и т. д.

Данный вид интерактивного обучения представляет собой набор практических ситуаций, которые встречаются в повседневной жизни. Тот факт, что обсуждаемые темы далеки от шаблонных, помогает студентам развивать свои коммуникативные навыки и пытаться преодолеть языковой барьер. Связано это с тем, что на уроках с применением кейс-технологии студентам предлагается взаимный обмен информацией в групповой форме, что стимулирует их желание говорить на английском языке, прежде всего анализируя ситуацию общения и полученную информацию [4, с. 85]. Данный вид интерактивной деятельности на занятиях является отличным тренажером для отработки монологической и диалогической речи.

Эффективность данного метода заключается в имитации проблемной ситуации. Во время работы над кейсом, студентам необходимо ознакомиться с содержанием его материалов, и только после этого они могут приступить к поиску решений по данному вопросу. Как правило, кейс^Му не имеет единственно правильного решения.

Сам процесс использования данного метода на занятиях английским языком дает студентам полезный опыт поиска решения проблем, развития способности аргументировать свой выбор на английском языке, а также вести дискуссию. Все это требует определенной организации, как от студентов, так и от преподавателя.

Данная методика как средство обучения должна содержать в себе следующие компоненты: ситуацию, контекст ситуации, ее комментарий и различные задания для отработки информации и поиска решений. Согласно Ю.П. Сурмину, любая ситуация должна быть максимально приближена к реальной, содержать в себе проблемы и конфликты, устанавливать связь с личным опытом, для решения вопросов и т. д. [4, с. 34].

Использование кейс-метода на занятии требует определенного планирования данного урока. Такое занятие должно содержать в себе несколько обязательных этапов.

Первый этап работы с кейсом называется конфронтация. В рамках этого этапа преподавателем объявляется тема, ставятся цели и задачи, предоставляется материал кейса. Обучающимся необходимо прочитать тексты (кейсы) по заданной теме.

Второй этап работы заключается в сборе информации по прочитанным текстам. Вся собранная информация выписывается, оформляется в виде схем, диаграмм или таблиц. Преподаватель на данном этапе может направлять обучающихся в затруднительных ситуациях.

Третий этап - резолюция. Задача обучающихся состоит в том, чтобы ответить на заранее поставленные вопросы преподавателя, которые в свою очередь, могут продвинуть их в решении вопроса. Преподавателю, на данном этапе, следует следить за активностью учащихся.

Четвертый этап представляет собой диспут. В рамках этой стадии урока группы презентуют свои решения. Презентация может проходить двумя разными способами: каждая группа отдельно презентует свои наработки (в этом случае, необходимо установить лимит по времени), одна из групп начинает презентацию, а все остальные группы дополняют ее ответ.

В заключении, пятым этапом становится рефлексия. На этом этапе подводятся итоги, обсуждаются выводы, результаты обучения, кто и что узнал нового, интересного на занятии, как новое знание повлияло на уровень владения иностранным языком и т. д.

Преимущества работы с кейс-методом заключается в том, что обучающийся учится применять на практике полученный материал на уроках английского языка, а также использует свой личный опыт, в решении конкретных задач. Кроме того, дискуссия показывает коммуникативные недостатки обучающегося и их желание совершенствовать языковые навыки.

Прежде чем выбирать данный метод для практики следует принять во внимание уровень знаний учеников и до мелочей продумать будущее занятие, так как использование данного метода будет успешным только при правильной организации учебного процесса.

Литература

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: Теория и практика обучения языкам / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: Общие понятия // Маркетинг. - 1999. - №1. - С. 109-117.

3. Павлова Л.В. Критерии и уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №10. - С. 137-144.

4. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. - К.: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф

Interactive science | 10 • 2016

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.