Научная статья на тему 'Преимущества метода кейс-стади в формировании профессиональной коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный языкв неязыковом вузе'

Преимущества метода кейс-стади в формировании профессиональной коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный языкв неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КЕЙСОВ / АНАЛИЗ МЕТОДА КЕЙСОВ / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / СASE STUDY METHOD / CASE STUDY ANALYSIS / COMMUNICATION SKILLS / SOLVING THE PROBLEM / DECISION MAKING / INFORMATION ANALYSIS / POWER POINT PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Т.М.

В статье рассматривается использование метода кейсов на занятиях по иностранному языку в вузе. Метод заключается в создании проблемной ситуации, требующей поиска решения проблемы. Преимуществом данного метода является обучение принятию обучение принятию эффективных решений, отвечающих профессиональной задаче..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on the use of case study method for FLT at university.This method deals with the idea of creating a decision making situation. The reason for using case study method is to learn how to function effectively in decision-making environment.

Текст научной работы на тему «Преимущества метода кейс-стади в формировании профессиональной коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный языкв неязыковом вузе»

УДК 372.881.111.1

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Т.М. Немчинова

Аннотация. В статье рассматривается использование метода кейсов на занятиях по иностранному языку в вузе. Метод заключается в создании проблемной ситуации, требующей поиска решения проблемы. Преимуществом данного метода является обучение принятию обучение принятию эффективных решений, отвечающих профессиональной задаче.

Ключевые слова: метод кейсов, анализ метода кейсов, навыки общения, решение проблемы, принятие решений, анализ информации, мультимедийная презентация.

Abstract. The paper focuses on the use of case study method for FLT at university.This method deals with the idea of creating a decision making situation. The reason for using case study method is to learn how to function effectively in decision-making environment.

Keywords: сase study method, case study analysis, communication skills, solving the problem, decision making, information analysis, power point presentation.

В условиях интеграции мирового сообщества, расширения рыночных связей, включения нашей страны в мировую финансовую систему, укрепления международных, политических, экономических, научных и культурных отношений знание выпускниками университета МФЮА иностранного языка и умение использовать его в практической работе приобретает качественно новое значение. Иностранный язык для специалистов должен стать не только инструментом формирования знаний, но, прежде всего, средством общения, показателем профессиональной и коммуникативной компетенции.

Новые задачи предполагают и новые подходы к изучению иностранных языков. Ими должны стать личностно-ориентированный,

<д|Ь>

системно-коммуникативный, когнитивный подходы (точнее, разумное их сочетание), предусматривающие взгляд на язык не только как на один из способов выражения мысли, но и как на источник информации, источник идей, дающий возможность мыслить, принимать решение, развивать независимое мышление, творческие и лингвистические способности и познавательный подход к иностранному языку. Такой подход обеспечивает сознательное выполнение тех или иных действий, а не их механическое повторение.

Одно из условий профессиональной подготовки специалиста - это формирование у обучающихся необходимых умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистической компетенции на уровне, определенном программой и стандартом. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными и коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Преимущества кейс-метода в формировании профессиональной коммуникативной компетенции у студентов заключается в том, чтобы предоставить студентам возможность мыслить, решать профессиональные проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы студенты акцентировали внимание на содержании своего высказывания, используя профессиональную лексику.

Применение активных методов обучения, нестандартных форм проведения занятий является одним из путей решения перечисленных выше задач [1].

Кейс-метод дает возможность достичь выполнения следующих образовательных целей:

■ Практическая:

1) формирование коммуникативных умений и речевых навыков по теме;

2) развитие умений комментировать содержание прочитанных текстов;

3) учить использовать полученную на уроке информацию новых ситуациях.

■ Образовательная:

Приобщение к:

1) самостоятельному выполнению заданий с привлечением знаний по смежным предметам;

2) работе с текстом с целью получения необходимого языкового материала для оформления собственного высказывания.

■ Развивающая:

1) развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению языка;

2) развитие общеучебных умений и потребности в самообразовании через интеграцию знаний.

■ Воспитательная:

1) воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;

2) воспитание коммуникативно-речевого такта и коммуникабельности.

■ Использование технических средств:

1) мультимедийные технологии.

Как известно, отличительной особенностью метода кейсов является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Местом рождения данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». В России применять кейс-метод в обучении стали в 1980-х гг. Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий, заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Case study - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию и принять решение. Кроме того, он обычно включает набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Нет определенного стандарта представления case study. Кейсы, как правило, представляются в печатном виде с включением в текст фотографий, диаграмм и таблиц. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации.

При работе с кейсами необходимо удостовериться, что студенты владеют необходимым понятийным аппаратом и достаточным лексическим запасом по теме, если нужно ввести дополнительную лексику или порекомендовать изучить вспомогательный материал, задание по методу кейсов дается за две-три недели до предполагаемой даты обсуждения. Занятие по обсуждению кейсов проводятся после обязательного написания и предоставления студентами проектов письменных отчетов, который преподаватель должен проверить [2].

<glb>

С целью развития иноязычной речи студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», нами используются коммуникативные упражнения, которые направлены не только на развитие навыков говорения, но и предполагают максимальную вовлеченность всех студентов в речевое общение. В соответствии с рекомендациями используются микрогрупповые и командные режимы работы, создается и поддерживается раскрепощенная, комфортная психологическая атмосфера. Задания кейсов содержат мыслительную задачу, поскольку связаны с юридической проблематикой.

Основные виды заданий отражают характер будущей профессиональной деятельности юристов и включают в себя: доказательства «за» и «против», решения о мотивах действия, логическое выстраивание версий на основе опорных фраз; комментирование диаграмм, схем, таблиц, описание картинок, фотографий, аргументирование, контраргументирование.

Таким образом, мы видим, что процесс обучения в университете имеет много возможностей для решения задачи развития коммуникативности, а также преодоление трудностей общения, что является одной из сторон формирования адаптационной готовности к социально-экономической среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Европейские языки в современном мире: теория и практика. Монография. Авторский коллектив Тюменского Государственного университета. - М., 2008.

2. Немчинова Т.М. и др. Методические указания для преподавателей по английскому языку к проведению case study «Особенности межкультурной коммуникации». - М., 2010.

Т.М. Немчинова, преподаватель

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: tcaricatamara@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.