Научная статья на тему 'КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-МЕТОД / TRAINING / INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES / CASE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шведова Лариса Евгеньевна

В статье рассмотрены дидактичные принципы, на совокупности которых базируется применение метода кейса, выделены признаки кейс-метода, которые позволяют отличить от других методов учебы. Приведены требования к созданию кейсов, разработана последовательность создания кейса.The article considers the didactic principles on which the application of the case method is based, and highlights the features of the case method that can be distinguished from other methods of learning. The requirements for creating cases are given, and the sequence for creating a case is developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шведова Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Педагогика

УДК 377.3:001.147

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационно-полиграфических технологий Шведова Лариса Евгеньевна

Таврическая академия (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассмотрены дидактичные принципы, на совокупности которых базируется применение метода кейса, выделены признаки кейс-метода, которые позволяют отличить от других методов учебы. Приведены требования к созданию кейсов, разработана последовательность создания кейса.

Ключевые слова: обучение, интерактивные технологии обучения, кейсметод.

Annotation. The article considers the didactic principles on which the application of the case method is based, and highlights the features of the case method that can be distinguished from other methods of learning. The requirements for creating cases are given, and the sequence for creating a case is developed.

Keywords: training, interactive learning technologies, case method.

Введение. Одним из средств повышения эффективности познавательной активности учащихся является использование в учебном процессе интерактивных технологий обучения. При интерактивной технологии (или кейс-технологии), необходимо отметить, что происходит выработка знаний, а не овладение готовыми знаниями. На сегодня будущие специалисты, больше, чем когда-либо, должна уметь решать сложные нестандартные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать согласно ситуации решение на основе анализа информации. Развитие познавательных, творческих навыков и умений, требующие от профессионала в той или иной сфере деятельности самостоятельного конструирования знаний и ориентации в информационном пространстве, которые и лежат в основе инновационных технологий обучения.

Основной проблемой привлечения и внедрения кейс-технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время является актуальной. В связи с этим можно определить две характерных тенденции. Первая - формируется из общей направленности развития образования, ее ориентации на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков умственной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению прорабатывать огромные массивы информации. Вторая - направлена на развитие у будущего специалиста-профессионала требований к качеству его знаний и умений, которыми он должен обладать, тем необходимым набором компетенций, которые позволят ему организовать поиск оптимальных решений в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в новых условиях [4].

На основе изучения соответствующей литературы определены векторы исследования данной проблематики. Теоретические основы применения современных педагогических технологий в учебном процессе раскрыты в трудах Е.А. Михайловой [5], В.И. Матирко [6 ], Ю.П. Сурмина [7 ]. Активные групповые методы обучения интенсивно разрабатывал ученый-психолог Емельянов Ю.Н. [1]. Проблеме использования кейсов в подготовке будущих специалистов посвящены исследования Э.Ф. Зеер [2] и другие.

Изложение основного материала статьи. Основные методические инновации связаны с применением активных или интерактивных методов обучения. Суть их заключается в том, что учебный процесс организуется на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого у учащиеся формируется критическое мышление, при котором они смогут решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, учитывать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Использование данной педагогической технологии дает возможность развивать интеллектуальные навыки будущих специалистов, которые будут им нужны в формировании профессиональной готовности, которая способствует достижению успехов, личностного роста, формированию ряда необходимых компетенций, а также формированию их технологической культуры.

Отметим, что основными компонентами в применении кейс-метода рассматриваем:

- целевой компонент, который отражает главную задачу, формирует представление о знании конечного результата в процессе обучения; развитие обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание условий для активного овладения знаниями и реализации творческого потенциала;

- мотивационный компонент освещает наличие у обучающегося глубокой внутренней мотивации и мотивации к совместной деятельности;

- содержательный компонент охватывает содержание учебного материала, который отражен в различных кейсах, распределенных по тематике занятий; самостоятельный поиск и овладение знаниями;

- операционно-деятельностный компонент определяется формами и методами обучения (интерактивные методы «микрофон», «мозговой штурм», дискуссия, ролевая игра), развитием обучающегося; деятельностью преподавателя по управлению учебным процессом; включает алгоритм и целесообразные способы решения конкретных ситуаций в практической деятельности;

- контрольно-регулятивный компонент связывается с достигнутыми результатами в процессе обучения, что является важным стимулом для обучающегося; контроль преподавателя за объемом изучаемого материала, где процесс обучения является опосредованным; обратная связь с обучающегося; преподаватель является организатором, консультантом, тьютером;

- рефлексивный компонент - оценка преподавателя формируется на основе учета активности каждого обучающегося, приложенных им усилий, способа общения, умение сотрудничать [3].

Также необходимо отметить, что применение кейс-метода базируется на единстве дидактических принципов: индивидуальный подход; наглядный материал; паритетные отношения в процессе обучения;

формирование навыков самостоятельности, самоорганизованности, умение работать с информацией; формирование знаний поисковой системы.

Следовательно, можно утверждать, что кейс-технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучающемуся в специальной форме, в виде кейса. Суть технологии заключается в использовании конкретных ситуаций для совместного анализа, обсуждения или выработки решений по определенному разделу дисциплины. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения, то есть кейс-метод позволит дополнить арсенал методических приемов. Кейс-технология одновременно отражает практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для решения этой проблемы, а также удачно совмещает учебную и аналитическую деятельности. Метод предоставляет возможность развить у будущих квалифицированных специалистов самостоятельное мышление, умение глубоко понять тему, представление, мышление и дискуссию, аналитическое стратегическое мышление, умение решать проблемы и делать рациональные выводы, коммуникационные навыки. Кейс-метод позволяет научиться сочетать теоретические знания с реалиями жизни, превращать абстрактные знания в ценности и умения. Кейс-метод, или метод ситуационных упражнений, предназначен для получения знаний по дисциплинам, содержательная часть которых очень быстро меняется с развитием современных технологий. Результатом применения данного метода является получение знаний по направлению подготовки, а также профессиональные навыки, будущий квалифицированный специалистов, которые не только получают знания, в процессе работы над кейсом, а и с помощью которых развивается система ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок [5].

Рассматривая сущность кейс-метода можно выделить следующие признаки, которые позволяют отличить его среди других методов обучения: наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени; коллективная выработка решения; альтернативность решений; единая цель при выработке решений; наличие системы группового оценивания деятельности; наличие управляемого эмоционального напряжения студентов [7].

Для построения кейса необходим следующий алгоритм: дидактическая цель (определение места кейса в структуре учебной дисциплины, формулировка целей и задач); определение проблемной ситуации; составление основных тезисов кейса; поиск институциональной системы (фирма, организация); выработка поисковой системы (определение источников и метода сбора информации); построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность; проверка соответствия модели реальности ситуации; выбор жанра кейса; написание текста кейса диагностика эффективности кейса; подготовка последовательной структуры кейса; поиск технических средств, с помощью которых организуется решение кейса; подготовка методических рекомендаций по применению кейса; внедрение кейса в процесс обучения.

Таким образом, использование кейс-метода как интерактивной технологии обучения - это сложный педагогический процесс, который включает в последствии основные этапы как ознакомление учащихся с текстом кейса и его анализ; организацию обсуждения кейса (дискуссии, презентации); оценивание участников обсуждения; подведение итогов.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

I этап - знакомство с ситуацией, ее особенностями.

II этап - выделение основной проблемы (возможно сформированные гипотезы), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

III этап - предложение концепций или «мозговой штурм».

IV этап - анализ последствий принятия того или иного решения.

V этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Также необходимо учитывать и техническое сопровождение при решении кейса. Отметим, что хорошо подготовленный кейс не является достаточным для эффективного проведения занятия.

Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения самого занятия. Совокупность источников информации, учебной документации, учебников, обеспечивают оптимальные условия для активной познавательной учебной деятельности. Программное обеспечение предполагает поиск технических средств, с помощью которых организуется доставка кейса. Возможны различные варианты предоставления программного продукта потребителям образовательных услуг. Это может создание информационно-образовательного сайта, благодаря которому в интерактивном режиме будет осуществлена доставка кейса. Другой возможностью является использование Интернета, электронной почты для получения учебно-методических материалов [7].

Таким образом, необходимо отметить, что анализ кейс-метода показал, что педагогический потенциал кейс-метода выше, чем педагогический потенциал традиционных. Однако существует ряд вопросов, который остается не закрыт, а именно: отсутствие разработанных кейсов из специальных дисциплин; для разработки кейсов нет стимула (этот процесс достаточно трудоемкий); отсутствие желания изучать методику преподавания и психологию человека; консерватизм, не поддерживается новый метод обучения; нужна специальная подготовка учителей для проведения кейсов; педагогическая и методическая некомпетентности многих преподавателей; работа над ситуацией занимает больше времени чем рамки, отведенные на урок; очень мало литературы о методе обучения. 9 Неоднозначность восприятия кейс-метода; современный ученик очень неохотно принимает предложение преподавателя высказать свое мнение, свое впечатление; кейс-метод не предусмотрен в учебном плане.

Выводы. Таким образом, кейс-метод имеет большой воспитательный потенциал с позиции формирования личностных качеств: креативности; трудолюбия; готовности взять на себя ответственности за результаты собственного анализа ситуации и за работу всей группы; уверенности в себе; развитие волевых качеств, целеустремленности; способности к конкурентоспособности; социально активной и жизненно компетентной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Применение преподавателем кейс-метода для обучения будущих квалифицированных специалистов с одной стороны стимулирует индивидуальную активность обучающихся, формирует положительную мотивацию к обучению, формирует определенные личностные качества и компетенции, а также дает возможность самому преподавателю самосовершенствоваться, по-другому мыслить и действовать и обновлять собственный творческий потенциал. Поэтому перед педагогом, желающим использовать кейс-

метод, встает вопрос самостоятельной разработки и написания кейсов. Механическое внедрение любой инновации в традиционный учебный процесс не обеспечивает существенных концептуальных изменений и улучшения качества образования. Для успешного применения кейс-метода при подготовке квалифицированных специалистов необходимо придерживаться следующих принципов: системный подход, соответствие учебных программ актуальным проблемам современности, практическая направленность, паритетные отношение в педагогическом процессе.

Литература:

1. Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение / Ю.Н. Емельчнинов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк: - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.

4. Кавтрадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтрадзе. - М., 1998. - С. 8.

5. Наумова М. Использование метода casestudy в преподавании экономических дисциплин в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / М. Наумова, Л. Гладкова. - Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc Gum/ Gnvp/2012 8 2Z9.pdf.

6. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод / Е.А. Михайлова. - М.: Центр маркетинговых исследовани и менеджмента, 1999. - 136 с.

8. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач [Текст]: метод. Пособие / В.И. Матирко, В.В. Поляков, И.М. Стариков [и др.]; под ред. В.И. Матирко, 1991. - 255 с.

9. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. Авторы: Ю. Сурмин, А. Сидоренко, В. Лобода, А. Фурда, И. Катерыняк, Кеси Меер. - К.: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

Педагогика

УДК 37.017

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Александрова Марина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); учитель Петров Игорь Олегович

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«СОШ «Гимназия №4» города Великого Новгорода (г. Великий Новгород)

РАЗВИТИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КВЕСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования квестов в реальности для обеспечения позитивного развития межпредметных компетенций обучающихся. Авторы анализирую отличия квестов в реальности от веб-квестов, а также особенности квестов, используемых в образовании, от коммерческих квестов. Авторы классифицируют квесты по способу организации поисковой деятельности обучающихся и определяют, какие виды межпредметных компетенций они развивают наиболее оптимально. В статье даны краткие методические рекомендации по организации квестов в образовательном процессе для лучшего развития межпредметных компетенций.

Ключевые слова: игра, межпредметные компетенции, квест в образовательном процессе.

Annоtation. The article considers the possibilities of using quests in reality to ensure the positive development of universal competencies of students. The authors analyze the differences between real-world quests and web-based quests, as well as the features of quests used in education from commercial quests. The authors classify quests according to the method of organizing the search activity of students and determine which types of universal competencies they develop most optimally. The article provides brief guidelines for organizing quests in the educational process for better development of universal competencies.

Keywords: game, universal competencies, quest in the educational process.

Введение. В современной педагогике значение квеста для развития межпредметных компетенций обучающихся раскрыта в работах многих российских и зарубежных исследователей (М.В. Андреева, Л.О. Афанасьева, Лечкина Т.О., Сокол И.Н. и др.) [1; 2; 8; 11; 12]. Как правило, приоритетное внимание уделяется образовательным веб-квестам, что объяснимо наличием у этого вида дидактических игр ряда позитивных признаков, способствующих развитию различных форм учебной, творческой и исследовательской деятельности обучающихся.

Современные педагоги и методисты выделяют целый ряд отличительных признаков веб-квестов, связанных с позитивной динамикой совершенствования межпредметных компетенций субъектов образовательного процесса. Это, прежде всего, ярко выраженный обучающий характер веб-квестов, также возможность чёткого определения результатов развиваемых через веб-квест межпредметных и иных компетенций. Отмечается реальность организации на всех этапах создания веб-квестов и их реализации в ходе обучения разнообразной достоверной диагностиких [1].

Также в отличие от квестов, организуемых и проводимых в реальной среде, веб-квесты не ограничены в выборе игрового оборудования, игрового реквизита и места игры, и игровых персонажей: в виртуальном пространстве веб-квеста возможно создание любых условий, необходимых для развития различных межпредметных компетенций. Поэтому один и тот же игрок может успешно проявить себя в нескольких ролях в ходе одного веб-квеста.

Сами роли в виртуальном квесте не требуют от игроков какой-либо специальной подготовки, прежде всего особых физических или артистических навыков и умений. Кроме этого, прохождение виртуальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.