Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хизбуллина Р.Р.

В статье рассмотрены особенности и оценка студентами условий обучения в вузе. Выявлена значимость и мнения респондентов о психологическом климате в студенческой группе. Определено отношение к факторам обучения у студенческой молодежи на основе эмпирических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

http://festival.1september.ru/articles/103801/ (дата обращения 10.09.2016)

3. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода [Электронный ресурс]: http://www.marketmg.spb.ru/read/m21/Lhtm (дата обращения 13.09.2016)

4. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс]: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-507 (дата обращения 13.09.2016)

5. Лаборатория гуманной педагогики [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ (дата обращения 23.09.2016)

6. Сидельник Э. А. Особенности использования метода «case study» в обучении иностранным языка в неязыковом вузе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - Т. 123. - 2011. -Вып. No 10. - С. 123-127.

Хизбуллина Р.Р., ксоц.н.

доцент

кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности и оценка студентами условий обучения в вузе. Выявлена значимость и мнения респондентов о психологическом климате в студенческой группе. Определено отношение к факторам обучения у студенческой молодежи на основе эмпирических данных.

Ключевые слова: условия обучения, среда обучения, социологическое исследование, институт образования, личность.

С точки зрения социализации личности, ее развития, более быстрой адаптации и интеграции в образовательных учреждениях появление таких возможностей следует рассматривать как чрезвычайно благоприятное обстоятельство для успешного преодоления противоречий, связанных с вхождением обучающегося в новую социальную среду, с освоением им нового социально-образовательного пространства [1].

В 2016 году было проведено социологическое исследование методом анкетирования студентов 1 курса обучения на предмет их отношения к обучению в вузе, студенческой жизни, процессам адаптации (выборка целевая, внутрипропорциональная).

В результате исследования выявлена оценка психологического климата в студенческой группе, согласно мнения студентов (см. рис.1).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

67%

30%

3% 1%

Позитивный

Нейтральный

Негативный

Затрудняюсь ответить

Рис.1. Оценка психологического климата в студенческой группе, % к опрошенным респондентам.

Выявлено, что 37,2% студентов читают, что в выбранном ими вузе созданы все условия для проявления творческого развития личности студента и 45,7% созданы условия для проявления индивидуальных способностей студентов. Большинству студентов 1 курса (81,1%) нравится учиться в выбранном ими вузе (см. рис.2).

Рис.2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Нравится ли Вам учиться в выбранном вами вузе?», % к опрошенным

респондентам

Далее, представлен уровень удовлетворенности студентами материально-технической базой выбранного ими университета (см. рис.3).

За__ Щ 3,8% )

Неудовлетворен | 2,5%

Частично удовлетворен 43,7

%

Удовлетворен

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис.3. Уровень удовлетворенности студентами материально-технической базой выбранного университета, % к опрошенным

респондентам

Распределение ответов респондентов на вопрос о наличии в нашем вузе возможности получения дополнительных видов подготовки (см. рис.4):

Рис.4. Наличие в вузе возможности получения дополнительных видов подготовки/рабочие профессии, % к опрошенным респондентам

Рассматривая институт образования как системную единицу в процессе профессионального становления молодежи, стоит отметить, что его функции уникальны. Известно, что процесс профессионального самоопределения интегрирует компоненты профессионального самосознания: формирование системы социально-профессиональных установок и ценностей, развитие навыков моделирования собственного будущего, а также удовлетворение от выбранной профессии и ее положительная оценка в структуре самосознания личности [2].

Процесс профессионального самоопределения студенческой молодежи включает в себя несколько стадий, на которых проблема выбора актуализируется в том или ином аспекте. Для первокурсников основная проблема заключается в адаптации к новым условиям обучения, определенных сомнениях в правильности сделанного выбора, что актуализирует дальнейшее изучение оценок и мнений студенческой молодежи.

Использованные источники:

1. Зборовский Г.Е, Шуклина Е.А. Социология образования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.

2. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Профессиональное самоопределение и самооценка молодежи региона // Регионология. - 2015. -№ 4 (93). - С. 139-147.

Хизбуллина Р.Р., ксоц.н.

доцент

кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация: В статье приведены данные социологического исследования, проведенного с участием студентов 1 курса обучения. Выборочная совокупность целевая и соблюдена, согласно половозрастным характеристикам, курсу и направлению обучения. Анализируются данные удовлетворенности респондентами студенческой жизнью в целом, причины выбора обучения в вузе.

Ключевые слова: обучение, профессиональное самоопределение, ВУЗ, студенческая молодежь, качество образования.

Образовательная траектория может быть определена как получение ее субъектом формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций, приобретенного опыта в виде знаний и навыков. При таком подходе она представлена как движение, прежде всего от «уровня» к «уровню» образования, от диплома к диплому, от квалификации к квалификации, а также как формально не фокусируемое приращение и приумножение знаний и навыков.

Особенно актуальной сегодня является проблема профессионального самоопределения студентов. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором профессии, а также возможностях трудоустройства после окончания вуза непосредственно по выбранной специальности [1].

С методологических позиций должно быть определено проблемное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.