Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВУЗ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хизбуллина Р.Р.

В статье приведены данные социологического исследования, проведенного с участием студентов 1 курса обучения. Выборочная совокупность целевая и соблюдена, согласно половозрастным характеристикам, курсу и направлению обучения. Анализируются данные удовлетворенности респондентами студенческой жизнью в целом, причины выбора обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хизбуллина Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Процесс профессионального самоопределения студенческой молодежи включает в себя несколько стадий, на которых проблема выбора актуализируется в том или ином аспекте. Для первокурсников основная проблема заключается в адаптации к новым условиям обучения, определенных сомнениях в правильности сделанного выбора, что актуализирует дальнейшее изучение оценок и мнений студенческой молодежи.

Использованные источники:

1. Зборовский Г.Е, Шуклина Е.А. Социология образования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.

2. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Профессиональное самоопределение и самооценка молодежи региона // Регионология. - 2015. -№ 4 (93). - С. 139-147.

Хизбуллина Р.Р., ксоц.н.

доцент

кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация: В статье приведены данные социологического исследования, проведенного с участием студентов 1 курса обучения. Выборочная совокупность целевая и соблюдена, согласно половозрастным характеристикам, курсу и направлению обучения. Анализируются данные удовлетворенности респондентами студенческой жизнью в целом, причины выбора обучения в вузе.

Ключевые слова: обучение, профессиональное самоопределение, ВУЗ, студенческая молодежь, качество образования.

Образовательная траектория может быть определена как получение ее субъектом формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций, приобретенного опыта в виде знаний и навыков. При таком подходе она представлена как движение, прежде всего от «уровня» к «уровню» образования, от диплома к диплому, от квалификации к квалификации, а также как формально не фокусируемое приращение и приумножение знаний и навыков.

Особенно актуальной сегодня является проблема профессионального самоопределения студентов. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором профессии, а также возможностях трудоустройства после окончания вуза непосредственно по выбранной специальности [1].

С методологических позиций должно быть определено проблемное

поле и обозначен вектор развития системы подготовки кадров в высшей школе в современных условиях [3].

Мотивация к учебной деятельности опосредована побудительными источниками для решения учебных задач, а мотивация на овладение профессиональной деятельностью непосредственно связана с профессионализацией, идентификация с определенной социально-профессиональной ролью[4].

Приведенные данные социологического исследования, проведенное методом анкетирования студентов (выборка целевая - 1 курс обучения) соответствуют внутрипропорциональной характеристики выборки. Выборочная совокупность соблюдена, согласно курсу и направлению обучения: техническое (48,7%) / гуманитарное (51,3%). Пол: мужской: -60%, женский - 40%.

Количество положительных ответов респондентов, удовлетворенных студенческой жизнью составляет подавляющее большинство относительно общей выборочной совокупности (79,8%). Отрицательные ответы и затруднившиеся с ответом распределились по 10,1% соответственно (см. рис.1.).

■ Полностью удовлетворен/Скорее удовлетворен

■ Полностью не удовлетворен/Скорее не удовлетворен

■ Затрудняюсь ответить

Рис.1. Удовлетворенность респондентами студенческой жизнью в целом, % к опрошенным респондентам

Ниже представлена таблица причин выбора для обучения своего вуза (см. табл1).

Табл.1. Причины выбора обучения в вузе, % к опрошенным

респондентам

Вариант ответа %

В данном вузе престижно учиться 44,3

Наличие в вузе конкурентоспособных специальностей 21,5

Доступная оплата обучения 10,1

Решил поступить, согласно трудовой династии 5,1

Поступил по баллам ЕГЭ 5,1

Другое 3,8

В вуз поступили мои друзья и/или знакомые 2,5

В вузе хорошая материально-техническая база (библиотека, компьютеры, лабораторное оборудование) 1,3

Удобное расположение/удобно добираться 1,3

Затрудняюсь ответить 1,3

В соответствии с мнением респондентов большинство опрошенных (70,4%) студентов считают, что учиться в выбранном вузе достаточно престижно. Отрицательные ответы респондентов и опрошенных, затруднившихся с ответом распределились по 14,8% соответственно (см. рис.3).

14,8%

Да / Скорее да, чем нет ■ Скорее нет, чем да / Нет ■ Затрудняюсь ответить

Рис.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, престижно ли учиться в выбранном вузе?», % к опрошенным

респондентам

Противоречия между оптимистичными прогнозами последнего времени об изменении отношений и ценностных ориентаций на образование и реальная мотивация к получению образования должны подвергаться дальнейшему тщательному анализу [2].

Использованные источники:

1. Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. - 2009. - № 7. - С. 122.

2. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. - М., 1999. - С.79.

3. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Отношение к образованию у студенческой молодежи (на материалах социологического исследования в Республике Татарстан) // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1 (114). - С. 209-215.

4. Хизбуллина Р.Р., Гарайшина Э.И. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе: мотивы, этапы, факторы // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 3 (55). - С. 233-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.