Научная статья на тему 'Особенности социального самочувствия современной талантливой молодежи (на материалах исследования в Республике Татарстан)'

Особенности социального самочувствия современной талантливой молодежи (на материалах исследования в Республике Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ТАЛАНТ / МОЛОДЕЖЬ / САМООЦЕНКА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давлетшина Язглем Мубаракшевна, Мухаметзянова Лилия Касымовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

В статье рассматривается социальное самочувствие талантливой молодежи как социально-демографической группы. Представлены результаты авторского социологического исследования на эмпирических материалах в Республике Татарстан. Определены направления совершенствования работы с талантливой молодежью в современных условиях на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Давлетшина Язглем Мубаракшевна, Мухаметзянова Лилия Касымовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Social Well-being of Modern Talented Youth (As Exemplified in Research Materials in the Republic of Tatarstan)

The paper dwells upon social well-being of talented youth as a social and demographic group. The authors present the results of sociological research on empirical materials in the Republic of Tatarstan and outline the directions to improve work with talented youth in modern conditions at the regional level.

Текст научной работы на тему «Особенности социального самочувствия современной талантливой молодежи (на материалах исследования в Республике Татарстан)»

УДК 316.346.32-053.6

Особенности социального самочувствия современной талантливой молодежи (на материалах исследования в Республике Татарстан)*

Давлетшина Я.М.

Кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков

Казанского государственного энергетического университета

Мухаметзянова Л.К.

Кандидат биологических наук, главный специалист научно-организационного отдела Академии наук Республики Татарстан

Хизбуллина Р.Р.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии, политологии и права

Казанского государственного энергетического университета

В статье рассматривается социальное самочувствие талантливой молодежи как социально-демографической группы. Представлены результаты авторского социологического исследования на эмпирических материалах в Республике Татарстан. Определены направления совершенствования работы с талантливой молодежью в современных условиях на региональном уровне.

Ключевые слова: социальное самочувствие, талант, молодежь, самооценка, социологическое исследование.

В настоящее время под категорией «талантливая молодежь» понимается высокий уровень способностей данной социально-демографической группы к определенной деятельности. Другими словами, талантливая молодежь характеризуется сочетанием способностей, успешно используемых для самостоятельного достижения высоких результатов в определенных областях знаний/деятельности. Поскольку основой таланта служит сочетание способностей, то и делать вывод о наличии/отсутствии у молодого человека таланта необходимо по конкретным результатам, зачастую характеризующимся оригинальностью достижения, новизной подхода.

Стоит отметить, что талант у молодых людей может проявиться в разном возрасте и не только в

определенном виде деятельности, но и во многих направлениях: науке, творчестве и искусстве, организаторской деятельности и т.п. Здесь уместно привести фразу немецкого писателя Л. Фейхтвангера: «Талантливый человек талантлив во всем».

Известно, что зачастую талантливого молодого человека характеризует особая душевная организация, определенный тип сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний (в основном определяемой содержательными характеристиками жизненной стратегии) и степенью

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Республики Татарстан «Талантливая молодежь Республики Татарстан: проблемы и перспективы развития» проект № 16-13-16008.

удовлетворения смысложизненных потребностей (удовлетворенность реализованностью жизненной стратегии) [1]. Соответственно, актуализируется необходимость изучения социального самочувствия современной талантливой молодежи и ее составляющих.

Вопросам самооценки молодежи регионов, их духовно-нравственным ориентирам и системе ценностей посвящена работа Г.Б. Кошарной, Л.Т. Толу-баевой. Проблемы молодежи в региональном социуме также рассматриваются в трудах Е.А. Даниловой, Е.В. Щаниной [3].

Социальное самочувствие талантливых молодых людей является субъективной характеристикой степени реализации ими своего творческого и жизненного потенциала, адаптированно сти к материальным условиям, нормам и ценностям общества и определяет повседневное поведение, а именно действия (или бездействия) во всех различных сферах общественной жизни [4].

В рамках социологического исследования, проведенного коллективом авторов методом анкетирования среди молодежи Республики Татарстан (п = 600 чел., половозрастная целевая выборка - 1435 лет) с высокими достижениями на конкурсах, олимпиадах, конференциях и других проектах различного уровня, были выявлены факторы и особенности современной талантливой молодежи.

Поскольку одним из критериев определения социального самочувствия является удовлетворенность условиями жизни в целом, было определено, что 51 % опрошенной молодежи по большей части удовлетворены жизненными условиями и только 3 % не удовлетворены ими совсем (см. рис. 1).

Социально-психологическая составляющая уровня социального самочувствия формируется, исходя из критерия самооценки настроения о собственном будущем. Выявлено, что большинство опрошенной молодежи смотрит в будущее с оптимизмом и надеждой (41 %), треть - спокойно (32 %). Страх ощущают только 6 % молодежи (см. рис. 2).

Оценка социального самочувствия предполагает выявление факторов, волнующих современную талантливую молодежь в регионе. Определено, что в первую очередь, молодежь волнуют личные пробле-

мы (39 %), ситуация в мире в целом (32 %). Треть опрошенных переживают за поиск работы по специальности (28 %), карьерный рост и трудности с предоставлением жилья (по 22 % ответов соответственно). Вопросами безработицы и поступлением в престижное учебное заведение озабочены 17 % и 16 % респондентов соответственно (см. рис. 3).

Поскольку социальное самочувствие молодежи предполагает и ее успешную профессионализацию, в рамках исследования определено, что 45 % опрошенной молодежи определились с профессией,

17%

29%

51%

I Полностью удовлетворен | Частично удовлетворен

I По большей части удовлетворен I Полностью не удовлетворен

Рис. 1. Удовлетворенность респондентами жизненными условиями, % к опрошенным респондентам

Затрудняюсь ответить Со страхом С легкой тревогой Спокойно С оптимизмом и надеждой

50%

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «С каким настроением смотрите в будущее?», % к опрошенным респондентам

Другое

Проблемы с поиском финансирования участия в научных конференциях / семинарах / симпозиумах Трудности с приобретением жилья (недостаточно

средств для приобретения) Сложности с поиском финансирования научных / исследовательских проектов

Поиск работы по специальности Поступление в престижный вуз Возможность для самореализации Карьерный рост Безработица Личные проблемы Ситуация в мире

45%

Рис. 3. Перечень вопросов, волнующих респондентов на сегодняшний день, % к опрошенным респондентам

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 4

Социология

29 % сомневаются в своем выборе, 23 % с выбором не определились (см. рис. 4).

29%

45%

23%

■ Да, решил (а)

■ Нет, не решил (а)

■ Есть несколько вариантов, пока точно не решил (а)

■ Какая- то профессия мне нравится, но не знаю точно ли

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Решили ли Вы, кем вы хотите стать?» % к опрошенным респондентам

На социальное самочувствие молодежи влияют первичные и вторичные социальные группы, к представителям которых часто прислушиваются талантливые молодые люди. Согласно полученным эмпирическим данным, представленным на рисунке 5, талантливые молодые люди прислушиваются в основном к родителям (48 %) и друзьям (30 %).

Социальное самочувствие талантливой молодежи во многом зависит от того, какие компетенции были сформированы в рамках участия в программах для развития и поддержки талантов, проводимых в регионе. В результате исследования определены следующие ключевые компетенции, формируемые у талантливой молодежи:

1. Открытость, инициативность, предприимчивость - 24,5 %;

2. Командность и эффективность сотрудничества - 15,6 %;

3. Видение и лидерство - 13,6 %;

4. Преодоление трудностей и решение проблем - 11,1 %;

5. Самоорганизация и рефлексия -10,7 %;

6. Управление проектами «под результат» - 7,6 %;

7. Здоровье, безопасность, работоспособность - 5,9 %;

60% 50% 40% 30% 20% 10%

Друзья

участие в программе поддержки детей и молодежи в Республике Татарстан дает навыки и умения выдержать конкуренцию при устройстве на работу (26,5 %), предложения хорошей работы как выпускнику престижной программы (15,2 %). Только 5,3 % отметили, что у них уже была работа до участия в программе.

Результаты исследования позволили сформировать перечень изменений, произошедших в жизни респондента после получения призового места/ гранта/стипендии, основными из которых стали новые знания и умения, квалификация; возросшая уверенность в себе; получен новый жизненный опыт (см. рис. 6).

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования, для развития талантливой молодежи на региональном уровне большое значение имеет:

1. Наличие программ выявления и поддержки талантливой молодежи;

2. Информированность молодежи о возможности самореализации посредством специальных программ развития;

3. Поддержка талантливой молодежи со стороны представителей первичных и вторичных социальных групп (родители, учителя, наставники).

В данной связи закономерно, что набор на программы управления молодыми талантами компании проводят регулярно. Каждая исследованная организация, имеющая подразделения в регионах, набирает от 50 до 100 человек в год, что, как отмечают исследователи, составляет от 1 % до 2 % кандидатов,

I

16%

1%

1%

Родители

Учителя в ттткотте

Преподаватели Решаю только в вузе сам

Другое

8. Когнитивность, солидарность и социальная ответственность -5,6 % (соответственно);

9. Клиентоориен-тированность, сервис-ность, профессионализм - 2,9 %;

10. Другие, отметьте, какие - 1,3 %;

11. Затрудняюсь ответить - 1,2 %.

Также, по мнению опрошенной молодежи, ??6

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Есть ли люди, к мнению которых Вы прислушиваетесь?», % к опрошенным респондентам

«новый жизненный опыт» и др. «расширился кругозор» .«карьерный рост», «защитила диссертацию», «возросла уверенность в себе» . «получил новую работу», Получил новые знания и умения, квалификация»

1%

11%

?.п%

6%

40%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рис. 6. Изменения, произошедшие в жизни респондента, после получения призового места/гранта/стипендии, % к опрошенным респондентам

подавших резюме для участия в программе [5].

Кроме того, в числе ключевых задач на текущий год заместитель премьер-министра Республики Татарстан - министр образования и науки Э.Н. Фат-тахов назвал разработку совместно с профильными министерствами и ведомствами, а также ведущими работодателями «регламента выявления, сопровождения и интеграции одаренных и талантливых детей и молодежи в экономику Республики Татарстан». «Требуется выработка новых моделей кадровых и социальных лифтов для талантливой молодежи», - подчеркнул он [6].

Поскольку для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу, необходима их дальнейшая социальная и финансовая поддержка.

Литература:

1. Щурок Э.М. Современное состояние профессионального самочувствия молодых ученых на примере НАН Беларуси: социологический анализ // Социологический альманах. - 2015. - № 6. -С. 380-387.

2. Кошарная Г.Б., Толубаева Л.Т. Духовно-нравственные ориентиры в системе ценностей студенческой молодежи регионального социума // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. -№ 3. - (27). - С. 113-123.

3. Данилова Е.А., Щанина Е.В. Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1. -С. 62-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбул-лина Р.Р. Профессиональное самоопределение и самооценка молодежи региона // Регионология. - 2015. - № 4 (93). - С. 139-147.

5. Селина М.В. Ведущие компании ищут талантливую молодежь. - URL: https://iq.hse.ru/ news/177665267.html

6. Материалы совещания по вопросам реализации концепции интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи. - URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2016/07/28/514094/

Features of Social Well-being of Modern Talented Youth (As Exemplified in Research Materials in the Republic of Tatarstan)

Ya.M. Davletshyna, R.R. Khizbullina Kazan State Power Engineering University

LMukhametzyanova Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The paper dwells upon social well-being of talented youth as a social and demographic group. The authors present the results of sociological research on empirical materials in the Republic of Tatarstan and outline the directions to improve work with talented youth in modern conditions at the regional level.

Key words: social well-being, talent, youth, self-assessment, sociological research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.