Научная статья на тему 'Социально-профессиональные установки сельской молодежи на получение рабочих профессий (на материалах исследования в Республике Татарстан)'

Социально-профессиональные установки сельской молодежи на получение рабочих профессий (на материалах исследования в Республике Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ / СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIAL WELL-BEING / WORKING PROFESSION / RURAL YOUTH / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Лилия Касымовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

В статье проанализированы результаты социологического исследования, выявляющего ориентации сельской молодежи, на получение рабочих профессий и их реализацию селе. Определены направления совершенствования работы с сельской молодежью в современных условиях. Представленные эмпирические данные на материалах Республики Татарстан могут в дальнейшем помочь сформировать направления работы по повышению приоритета рабочих профессий среди современной сельской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова Лилия Касымовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Professional Approaches of Rural Youth towards Obtaining Working Professions (Based on Research in the Republic of Tatarstan)

The paper dwells upon the results of the sociological research revealing orientations of rural youth at obtaining working professions and their realization in rural areas. The authors outline the ways to improve work with rural youth in modern conditions. The submitted empirical data on materials in the Republic of Tatarstan can help to specify the areas of work aimed at increasing attractiveness of working professions among modern rural youth.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональные установки сельской молодежи на получение рабочих профессий (на материалах исследования в Республике Татарстан)»

УДК 316.346.32-053.6

Социально-профессиональные установки сельской молодежи на получение рабочих профессий (на материалах исследования в Республике Татарстан)*

Мухаметзянова Л.К.

Кандидат биологических наук,

главный специалист научно-организационного отдела Академии наук Республики Татарстан

Хизбуллина Р.Р.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета

В статье проанализированы результаты социологического исследования, выявляющего ориентации сельской молодежи, на получение рабочих профессий и их реализацию селе. Определены направления совершенствования работы с сельской молодежью в современных условиях. Представленные эмпирические данные на материалах Республики Татарстан могут в дальнейшем помочь сформировать направления работы по повышению приоритета рабочих профессий среди современной сельской молодежи.

Ключевые слова: социальное самочувствие, рабочая профессия, сельская молодежь, социологическое исследование.

В структуре качества жизни сельской молодежи включенность в процесс труда, система профессионализации выступают одними из значимых факторов, детерминирующих их социальное самочувствие. Качество жизни как социальная категория является результирующей интегрального процесса взаимоотношений личности и социума, субъективной оценки удовлетворенности социальным статусом, материальным положением и условиями жизни, профессиональной деятельностью и факторами труда.

В рамках междисциплинарного знания (психологии, социальной философии, политологии) проблемы социальной ориентации и самочувствия освещены в трудах В.Ю. Арутюняна, Т. Заславской, Ю.А. Левады, Е.В. Антоновой, Е.Г. Баранова, О.Л. Барской, С.Г. Климова, И.С. Кона, Н.С. Мансурова, В.А. Ядова, О.Б. Кауфмана, С.Б. Крымского, Р.И. Зинуровой, А.Р. Тузикова, Ф.Ф. Фатыхо-вой, Т.Н. Липатовой, С.А. Алексева, Я.Н. Крупец, Я.М. Ахметовой и др. [1; 2]. 292

Известно, что под социальной установкой понимается в первую очередь психологическое состояние, внутреннее качество личности, осмысление личностью социального смысла и значения, ценности социального объекта, а также предрасположенность личности к рассматриваемой активности в конкретной определяемой ситуации (У. Томас и Ф. Знанецкий).

Социально-профессиональная установка детерминирует образование формы психической деятельности, которая является состоянием готовности к реализации действия, например, выбора пути профессионализации. Простейшие психологические установки формируют более сложные структуры -ценностные ориентации личности. В то время как общая социальная установка возникает по отношению к большим классам явлений, дифференциро-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Республики Татарстан научного проекта № 17-13-16006.

ванная установка формируется к отдельным объектам, связанная с компонентами профессиональной деятельности, в том числе готовностью к действиям (профессиональные пробы, тесты и пр.) по отношению к значимому объекту - будущей профессии. В данной связи профессиональная ориентация, являясь результирующей социально-профессиональных установок и ценностей, может быть рассмотрена как дифференцированный элемент в структуре личности.

Целевые социально-профессиональные установки формируют устойчивую направленность личности на конкретные, последовательно реализуемые действия, приводящие к профессиональной надстройке личности на совершение последовательной системы профессиональных операций (участие в профориентационной работе, мероприятиях, повышающих структуру и набор профессиональных компетенций, и пр.). Социально-профессиональная установка личности, имея сложную структуру, включает в себя следующие составляющие: предрасположенность к определенному виду когнитивной реализации, восприятию профессиональной информации, оценки и осознания социальной значимости действий относительно конкретного социального явления/объекта (профессиональной деятельности/профессии). В данной связи целесообразно обратиться к существующим подходам исследовательской деятельности, на которые можно опираться, рассматривая особенность социально-профессиональные установки сельской молодежи как социально-демографической группы.

Существующие методологические и методические разработки, аналитические изыскания представлены как фундаментальными, так и инновационными решениями социально-демографических проблем в работах современных авторов. Так, с точки зрения методологии и измерительного инструментария в исследованиях, посвященных социологии профессии, социологии села, социальных проблем, разработке методик оценки качества жизни, анализу проблемы социально-профессиональных ориентаций, социального самочувствия различных социальных групп представляют интерес работы Т.Н. Бояк, Г.В. Морозовой, Л.Н. Гатауллиной, В.И. Ильина, Е.И. Голова-ха, Л.Е. Петровой, О.А. Аслановой, Г.Г. Силласте, М.П. Гурьяновой, Н.С. Маликовой, Т.А. Салимовой, О.В. Лясковской и др.

На эмпирическом уровне содержательное изучение особенностей социально-профессиональных установок требует доказательного сопровождения. В частности, интересен анализ материалов регионального исследования межотраслевого комплекса, объединяющего несколько отраслей экономики - агропромышленный комплекс Республики Татарстан (далее - АПК РТ).

В настоящее время АПК РТ характеризуется высоким уровнем конкурентоспособности и направлен

на поддержание существующего устойчивого роста и модернизацию. В данной связи кадровая смена в лице приращения числа молодых специалистов -сельской молодежи, адаптированной и ориентированной на условия жизни и работы на селе, является одним из основополагающих факторов успешного развития отраслей агропромышленного комплекса, его устойчивости и стабильности. Перечисленное актуализирует проблему изучения формирования ориентаций сельской молодежи на рабочие профессии, на закрепление молодого поколения на селе.

С данной целью было проведено социологическое исследование, направленное на выявление ори-ентаций сельской молодежи на получение рабочих профессий и их реализацию селе (целевая выборка, п = 800 человек из числа молодежи, проживающей в сельской местности в возрасте 16-23 лет, метод - анкетирование, пропорции внутри выборочной совокупности соответствуют социально-демографическим характеристикам генеральной). В числе факторов, влияющих на развитие карьеры молодежи на селе, респондентами были обозначены:

1) получение рабочей профессии (56 %),

2) наличие опыта работы (16 %),

3) получение дополнительных знаний в процессе прохождении дополнительных курсов (15 %),

4) личностные качества (12 %).

Опрошенная сельская молодежь, определившиеся

с выбором рабочей профессии отметили, что более всего при выборе они ориентировались прежде всего на престиж профессии и уровень заработной платы (81 %). В ряду остальных ответов были перечислены респондентами социально-опосредованный характер профессии и возможность общения с людьми, востребованность профессии, возможность карьерного роста и развитие своих способностей, удобный график работы (менее 10 % по совокупности ответов). Оценивая возможность профессиональной самореализации и перспективы работы в сельской местности в целом как «хорошие», респонденты однако указывают на ограничение в возможности самореализации по ряду профессий и не стремятся реализовать себя на селе, не попробовав возможности трудоустройства в городе. Основные трудности в реализации сельской молодежи по ряду рабочих профессий на селе заключаются в основном в отсутствии развитой инфраструктуры (81 %). В меньшей степени респонденты отмечают замедленный, по сравнению с городом, ритм жизни, удаленность от города («далеко добираться»), отсутствие достойной заработной платы и карьерного роста, малочисленность молодежи, отсутствие возможности карьерного развития и трудоустройства по выбранной специальности (менее 10 % по совокупности ответов).

Выявленные проблемные зоны в формировании социально-профессиональных установок молодежи на реализацию рабочих профессий и трудоустрой-

ства на селе обозначают характер и вектор их поддержки. Сегодня молодым специалистам на селе оказываются следующие формы и меры поддержки: социальные выплаты за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности, проектные меры поддержки сельской молодежи [3]. Так, например, существующий проект Российского союза сельской молодежи «Выбираем профессию!» ориентирован на популяризацию рабочих профессий среди молодежи и их реализацию на селе. Данный проект осуществляется благодаря государственной поддержке (гранту) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 г. № 79-рп и на основании проведенного конкурса Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

В системе мер поддержки и повышения гражданской активности сельской молодежи реализуется всероссийский проект «Село - территория возможностей!». Данная программа направлена на создание условий личностного роста молодых лидеров на селе и развивает творческий потенциал сельской молодежи. Перечисленные меры поддержи также формируют проектную культуру среди сельской молодежи и помогают выявить талантливых молодых лидеров общественного мнения, приобщая молодежь к решению социально-экономических проблем на селе [4]. В целом респонденты (8,6 %), указывая на доступность и положительную оценку существующих мер государственной поддержки сельской молодежи в Татарстане, отмечают, что зачастую их бывает недостаточно.

Всесторонний анализ социально-профессионального самочувствия сельской молодежи как одного из основополагающих индикаторов уровня жизни на селе позволяет сформировать приоритеты в дальнейшей реализации социально-экономических мероприятий с позиций социальных групп, с учетом их мнений, оценок ими проблемных зон,

ориентируясь на их реальную потребность [5]. В-первую очередь речь идет о проведении профессиональных проб, создании объединенных ресурсных площадок для развития потенциала сельской молодежи, создание специальных площадок для проектного, научного творчества и т.п.

В дальнейшем обратная связь и последующий мониторинг социального самочувствия и профессионализации сельской молодежи позволит определять депривационные точки социального напряжения и проанализировать меняющиеся потребности молодого поколения на селе. Исследования, посвященные выявлению факторов формирования социального самочувствия и профессиональных ориентаций сельской молодежи, могут помочь в формировании вектора реагирования на проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса в Республике Татарстан.

Литература:

1. Мухаметзянова Л.К., Ахметова Я.М., Хизбулли-на Р.Р. Отношение к образованию у студенческой молодежи (на материалах социологического исследования в Республике Татарстан) // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. -С. 209-215.

2. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф., Липатова Т.Н., Алексеев С.А. Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) // Вестник Казанского технолог. ун-та. - 2012. -Т. 15. - С. 273-280.

3. Проекты Российского союза сельской молодежи. - URL: https://rssm.su/pages/projects/ (дата обращения 11.08.2017).

4. Программы поддержки сельской молодежи. -URL: https://rssm.su/pages/programs/

5. Лясковская О.В. Совершенствование мониторинга социального самочувствия в системе управления качеством жизни населения региона: дис. ... канд. соц. наук. - Орел, 2007. - 177 с.

Social and Professional Approaches of Rural Youth towards Obtaining Working Professions

(Based on Research in the Republic of Tatarstan)

Mukhametzyanova L.^ Academy of sciences RT

Khizbullina R.R.

Kazan State Power Engineering University

The paper dwells upon the results of the sociological research revealing orientations of rural youth at obtaining working professions and their realization in rural areas. The authors outline the ways to improve work with rural youth in modern conditions. The submitted empirical data on materials in the Republic of Tatarstan can help to specify the areas of work aimed at increasing attractiveness of working professions among modern rural youth.

Key words: social well-being, working profession, rural youth, sociological research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.