Научная статья на тему 'Трудовой потенциал современного села Чувашской Республики: состояние и перспективы'

Трудовой потенциал современного села Чувашской Республики: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОЛОДЕЖЬ / КРЕСТЬЯНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / LABOUR POTENTIAL / AGRARIAN REFORM / SOCIAL PROCESSES / YOUTH / RURAL POPULATION / SOCIAL STRUCTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильин Иван Егорович

На архивных материалах, данных статистики и социологических исследований анализируется трудовой потенциал современного села Чувашской Республики. Рассмотрены демографическая, социально-профессиональная структуры крестьянства, изучена проблема подготовки специалистов сельского хозяйства, кадров массовых профессий, их трудоустройство в сельской местности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR POTENTIAL OF MODERN RURAL AREAS OF THE CHUVASH REPUBLIC: STATE AND PERSPECTIVES

The labour potential of modern rural areas of the Chuvash Republic is analyzed on the basis of the archive and statistic data, and the data of social research. The demographic and social-professional structure of the rural population is considered in the article. The problem of training of specialists for agriculture, personnel for mass professions, and their employment in rural areas are also studied.

Текст научной работы на тему «Трудовой потенциал современного села Чувашской Республики: состояние и перспективы»

УДК 94 (470.344) «20/21»

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

LABOUR POTENTIAL OF MODERN RURAL AREAS OF THE CHUVASH REPUBLIC: STATE AND PERSPECTIVES

И. Е. Ильин I. E. Ilyin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. На архивных материалах, данных статистики и социологических исследований анализируется трудовой потенциал современного села Чувашской Республики. Рассмотрены демографическая, социально-профессиональная структуры крестьянства, изучена проблема подготовки специалистов сельского хозяйства, кадров массовых профессий, их трудоустройство в сельской местности региона.

Abstract. The labour potential of modern rural areas of the Chuvash Republic is analyzed on the basis of the archive and statistic data, and the data of social research. The demographic and social-professional structure of the rural population is considered in the article. The problem of training of specialists for agriculture, personnel for mass professions, and their employment in rural areas are also studied.

Ключевые слова: трудовой потенциал, аграрная реформа, социальные процессы, молодежь, крестьянство, социальная структура, образование.

Keywords: labour potential, agrarian reform, social processes, youth, rural population, social structure, education.

Актуальность исследуемой проблемы. Вступление России во Всемирную торговую организацию объективно вынуждает отечественных сельхозтоваропроизводителей увеличивать объем и качество продуктов питания. В свете вышесказанного становится очевидным рассмотрение человеческого капитала, трудового потенциала сельского населения, особенно квалифицированных кадров сельского хозяйства. Их демографический, социально-профессиональный состав, образовательный уровень, состояние здоровья, способности к воспроизводству становятся первостепенными в социальном развитии современного чувашского села.

Материал и методика исследований. Источниками и эмпирической базой исследования являются архивные и статистические данные, результаты социологических опросов в Чувашской Республике, осуществленных под руководством автора. Исследование основывается на общенаучных методах (объективности, историзма), что обеспечивает комплексный историко-социологический анализ проблемы.

Результаты исследований и их обсуждение. В Чувашской Республике ведется определенная работа по профессиональной ориентации сельских школьников, приобще-

нию их к сельскому труду, повышению его престижности. В 2012 г. 30,2 % сельской молодежи хотели бы стать квалифицированными специалистами, а 45,7 % - сделать карьеру. Треть опрошенных (33,6 %) хотела бы иметь возможность реализовывать свой талант и способности, но, на их взгляд, современное село не может предоставить им такую возможность. В ходе мониторинга аграрных преобразований в Чувашской Республике большинство экспертов (руководители хозяйств, фермеры, главы сельских поселений и т. д.) сетовали на дефицит молодых кадров в сельском хозяйстве. Среди механизаторов, животноводов в основном преобладают люди старших возрастов, а молодежь не идет работать в эти отрасли, к тому же и зарплата здесь небольшая.

Сегодня приняты конкретные правительственные программы «Сельская школа», «Сельская библиотека», «Земский врач» и ряд других, которые способствуют возрождению престижности сельского труда. Однако кардинального улучшения в закреплении молодежи в сельской местности не просматривается, она уезжает на заработки в Москву, Санкт-Петербург, в северные регионы страны. Влияют на такое решение и средства массовой информации, во многом определяющие жизненные позиции и взгляды сельской молодежи, ее отношение к окружающему миру.

К тому же не все сельские жители могут обеспечить своим детям получение достойного образования, хорошей профессии. Реальную возможность продолжить образование после окончания средней школы имеют только те выпускники, чьи родители могут и готовы оплатить их учебу и проживание в городе. За 20 лет реформ число родителей, которые хотели бы, чтобы их дети работали в сельском хозяйстве, сократилось в несколько раз. Главная причина этого - усиление дисбаланса между ориентациями респондентов на высокие заработки и низкими возможностями сельскохозяйственных предприятий для материального стимулирования своих работников.

В результате значительного сокращения количества сельскохозяйственных предприятий за 1990-2010 гг. численность работающих в сельском хозяйстве Чувашской Республики уменьшилась с 131,5 тыс. до 20,0 тыс. человек (в 6,5 раза). Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. За 1998-2010 гг. удельный вес механизаторов 1 и 2 классов снизился с 70,0 до 40,0 %. За 2006-2010 гг. доля работников сельского хозяйства старше сорока лет увеличилась с 59,3 до 68,5 %, а доля молодежи уменьшилась с 19,7 до 15,9 % [1, 27-29].

Материалы наших исследований показывают, что молодые работники аграрного сектора меньше всех удовлетворены своим трудом. Молодой человек с высоким уровнем образования, с хорошей профессией не может найти на селе подходящую работу и вынужден ее искать в городе. А это ухудшает социально-профессиональную структуру работников агропромышленного комплекса.

В 2010 г. среди работников сельского хозяйства Чувашии 8,8 % имели высшее и неполное высшее профессиональное образование, 12,8 % - среднее профессиональное, 19,4 % - начальное профессиональное, а 43,5 % - среднее (полное) общее и 14,0 % - основное общее [6, 29].

Выпускники сельских общеобразовательных школ являются основным резервом подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства, гарантом благополучного существования многих и многих деревень и деревушек. Поэтому стоят задачи формирования положительного отношения к сельским профессиям вообще и к сельскому хозяйству в частности, улучшения работы по социально-профессиональной ориентации

учащихся, которая способствует оптимальному воспроизводству рабочей силы, является основой выбора профессии. Научно обоснованная профориентация снижает вероятность ошибок в выборе трудового пути, создает условия для эффективного включения сельской молодежи в трудовой процесс. В XXI веке для получения хорошей работы 56,2 % респондентов считают, что нужен «блат» (связи и знакомство), а 32,4 % выделяют качественное образование. Для сельской молодежи показатель «жить хорошо» означает: быть материально обеспеченным (в 2002 и 2012 гг. соответственно 66,2 и 47,4 % опрошенных), иметь хорошую семью и детей (62,2 и 73,3 %), быть здоровым (47,3 и 28,4 %), иметь здоровых детей (20,3 и 19,0 %), интересную работу (20,2 и 15,5 %), что в стране нет и не будет войны (24,3 и 28,4 %) и т. д.

Сегодня очевидным фактом являются недостатки в подготовке квалифицированных кадров для сельского хозяйства. Система профессионально-технического образования как кузница квалифицированных рабочих кадров за годы либеральных реформ почти полностью разрушена, и вновь отрасли народного хозяйства чувствуют недостаток в кадрах массовых профессий (токарь, слесарь, водитель, тракторист и т. д.). В 2005 г. в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики имелось 1585 вакансий по рабочим профессиям, а в 2006 г. - 2588. За 2011 г. в сельскохозяйственные организации был принят 1301 человек рабочей профессии, а уволен 1501 человек.

Параллельно с уменьшением количества сельскохозяйственных организаций, спадом объемов производства шло сокращение работников, занятых в этом секторе. За 1997-2011 гг. в Чувашской Республике численность руководящих работников и специалистов сократилась с 10507 до 3907; в 3 раза произошло сокращение главных специалистов (с 2457 до 860) и руководителей среднего звена (с 2285 до 978). Происходит постоянное сокращение рабочих кадров (за 2005-2011 гг. - с 32143 до 11676 (на 20467 человек)). В 2009 г., объявленном Годом земледельца в Чувашской Республике, из числа специалистов 1057 человек (7,5 %) были в возрасте до 30 лет, а 897 человек (6,4 %) являлись пенсионерами. В 2009 г. среди 427 работающих руководителей хозяйств 96 человек (22,5 %) имели стаж работы в должности руководителя от 5 до 10 лет, а 65 человек (15,2 %) - более 10 лет. Компетентные высококвалифицированные руководители не растерялись в сложные годы перехода на рыночную экономику, сохранили динамику производства, обеспечили занятость и своевременную оплату труда работников вверенных предприятий [5], [6].

Прослеживается тенденция сокращения доли молодых специалистов, молодежь больше ориентируется на городской образ жизни, выбирает более высокооплачиваемые сферы экономики. В 2007 г. большинство выпускников Чувашской государственной сельскохозяйственной академии трудоустроились в Чебоксарах: 2/3 выпускников смогли устроиться работать по специальности, 31,0 % - не по профилю полученной в вузе специальности. При поступлении на учебу 60,7 % опрошенных молодых специалистов имели самое общее представление о своей будущей профессии. Обычно на выбор будущей профессии оказывают влияние родители, школа, однако 59,0 % респондентов сделали этот выбор самостоятельно [2].

Снижение количества сельских тружеников, повышающих свое профессиональное мастерство, квалификацию, связано с тем, что большинство среди них составляют люди старших возрастных категорий, которые за свою жизнь научились многому в аграрной сфере. Повышение профессионального мастерства, квалификации не всегда является гарантом обязательного повышения материального вознаграждения. В условиях нарастаю-

щей безработицы самое главное - не потерять работу. Если в 2000 г. в Чувашии повысили квалификацию 61,4 % респондентов, то в 2003 г. - всего 48,7 %. К тому же в 2002 г. только 46,8 % опрошенных сельских работников были удовлетворены условиями повышения квалификации. В 2011 г. прошли подготовку и переподготовку на производстве всего 79 человек, в том числе 28 трактористов-машинистов, трактористов, комбайнеров и 20 рабочих животноводства. Всего повысили квалификацию 305 человек, в том числе 178 механизаторов и 83 рабочих животноводства. Проблема с кадрами особенно острой становится во время уборки урожая, когда не хватает комбайнеров, водителей и т. д.

Экономические реформы в России сопровождаются резкими и негативными явлениями в сельском образовании, усилением и без того большой разницы в уровне образования сельской и городской молодежи. За 1990-2011 гг. численность учащихся в сельской местности Чувашии сократилась с 93,3 до 54,4 тыс., учителей - с 10310 до 5054. За 2003-2011 гг. число сельских начальных школ сократилось с 57 до 13, основных школ -с 146 до 133, а средних - с 285 до 191 [3, 20, 59], [4, 56-60].

Специалисты выделяют в россиянах характерные черты их ментальности, чувство коллективизма, особенно в сельском социуме [1]. Любое изменение моральных норм и ценностей происходит на основе моральной системы, которая регулировала и регулирует взаимоотношения в обществе многие десятилетия или столетия. Сегодня колхозы сохранились в рудиментарном состоянии. Практически выродились прежние общественные организации, обеспечивавшие участие населения в коллективных формах, в самоуправлении. В бизнесе, а также в средствах массовой информации культивируется индивидуализм. Несмотря на все это, в 2012 г. 26,4 % опрошенных нами учащихся сельских общеобразовательных школ Чувашии ответили, что хотели бы принести пользу человечеству и своей стране.

Резюме. Для повышения престижности, важности профессии земледельца необходимо усилить роль семьи, школы, общественности. Требуется совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров, специалистов для сельского хозяйства, развитие различных форм наставничества. Необходимы государственная политика по информационной поддержке высокоэффективных сельскохозяйственных предприятий, освещение конкретного опыта творческой организации труда и достижений высокого профессионального мастерства. В сельской местности следует формировать инфраструктуру для дошкольной и общеобразовательной подготовки детей, для начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля, обеспечить доступность высококачественных образовательных услуг на всех этапах формирования трудовых ресурсов села и кадрового потенциала отрасли, непрерывность профессионального роста занятых в аграрном секторе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Менталитет и этнокультурное развитие волжских народов: история и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Чебоксары : ЧГИГН, 2012. - 368 с.

2. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. - Отд. 10. - Ед. хр. 1948.

3. Образование в Чувашской Республике (2007 г.) : стат. сб. / Чувашстат. - Чебоксары, 2007. - 160 с.

4. Основные показатели экономического и социального развития Чувашской Республики (20032010 гг.) : стат. сб. / Чувашстат. - Чебоксары, 2011. - 273 с.

5. Труд в Чувашской Республике (2008 г.) : стат. сб. / Чувашстат. - Чебоксары, 2008. - 145 с.

6. Труд в Чувашской Республике (2011 г.) : стат. сб. / Чувашстат. - Чебоксары, 2011. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.