Научная статья на тему 'Образ будущей профессии глазами молодежи: региональный аспект'

Образ будущей профессии глазами молодежи: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
806
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / МОТИВ / РЫНОК ТРУДА / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Язглем Мубаракшевна, Мухаметзянова Лилия Касымовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

В статье рассмотрены особенности формирования образа будущей профессии у молодежи Республики Татарстан. На эмпирическом уровне выявлены мотивы получения профессии и высшего образования, проанализированы факторы, детерминирующие значимость выбора профессии современной молодежью. Предложены пути совершенствования системы обеспечения высоко уровня компетентной подготовки учащихся в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ахметова Язглем Мубаракшевна, Мухаметзянова Лилия Касымовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Future Profession through the Eyes of the Youth: Regional Aspect

The paper dwells upon the particularities of formation of an image of future profession as viewed by the Tatarstan youth. The authors empirically reveal the youth’s motivation to get higher education and profession, analyze the factors determining the choice of profession by modern youth and suggest how to improve the system of high-quality training provision in higher school.

Текст научной работы на тему «Образ будущей профессии глазами молодежи: региональный аспект»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4, Социология

УДК 316

Образ будущей профессии глазами молодежи: региональный аспект

Ахметова Я.М.

Кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков

Казанского государственного энергетического университета

Мухаметзянова Л.К.

Кандидат биологических наук, главный специалист организационного отдела Академии наук Республики Татарстан

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета

В статье рассмотрены особенности формирования образа будущей профессии у молодежи Республики Татарстан. На эмпирическом уровне выявлены мотивы получения профессии и высшего образования, проанализированы факторы, детерминирующие значимость выбора профессии современной молодежью. Предложены пути совершенствования системы обеспечения высоко уровня компетентной подготовки учащихся в высшей школе.

Ключевые слова: молодежь, профессиональный выбор, мотив, рынок труда, Республика Татарстан, профессиональное обучение.

В современных социально-экономических условиях рынок труда молодых специалистов характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, которая детерминирована изменчивостью социально-профессиональной ориентации молодежи и ее мотивов получения профессии и высшего образования.

На образ будущей профессии современной молодежи влияет целый ряд факторов. Некоторые факторы являются основополагающими, другие имеют вторичное значение [1]. От совпадения внутренних ожиданий и условий образования высшей школы зависит конечный результат профессиона-

лизации - система мероприятий, направленных на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля. Понятие «профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему

Исследование проведено в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Республики Татарстан научного проекта № 1413-16003 «Проблема выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)».

272

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии» [2].

Проблема профессионального выбора и самоопределения, возникающая у молодежи, зачастую опосредована экономическими факторами, в то время как социальная значимость и призвание отходят на второй план [3].

Несмотря на наличие в отечественной социологии и педагогике работ, связанных с профориентацией и профессиональным самоопределением молодого поколения, в настоящее время значимо определение образа будущей профессии, определение мотивов выбора молодежью профессии и вуза посредством проведения мониторинга, который дает оценку социально-профессиональных настроений современной молодежи на региональном уровне.

Выявлению мотивов получения профессии, понимания молодежью ее образа способствовало проведение авторского социологического исследования, проведенного в рамках исследовательского гранта [4], с участием 1000 респондентов из числа студентов ведущих вузов Республики Татарстан. Ошибка выборки не превышает допустимого значения.

Результаты исследования показали, что большая часть опрошенных (49 %) в перспективе видят себя специалистом высокого класса, 17 % - востребованным специалистом. На руководящих должностях в перспективе себя видят 11 % опрошенных, а 9 % студентов считает, что их ждет перспектива стать креативным и творческим специалистом, 8 % - специалистом среднего класса. Всего 5 % студентов не важно, каким специалистом становиться в будущем, главное - получить образование (см. рис. 1).

Студенты следующим образом оценивают образ будущей выбранной профессии: 50 % студентов считают, что выбранная специальность позволит использовать и развивать свои способности, четверть опрошенных (25 %) считает, что она позволит самосовершенствоваться, 15 % отметили, что она требует умственного напряжения. Менее 10 % ответов респондентов распределились следующим образом: всего 4 % опрошенных считают, что она ценится среди знакомых и друзей, не требует особых усилий - 2 %, требует физического напряжения - 2 %.

(см. рис. 2).

Основными мотивами получения высшего образования большинство студентов (72 %) считает важность для будущей работы по профессии, суще-

ственно ниже называют необходимость в целях карьерного роста, 11 % считает, что необходимо иметь диплом о высшем образовании. Всего 4 % респондентов считает, что особой необходимости в получении высшего образования нет (см. рис. 3).

Мотивы получения высшего образования и выбора профессии могут не совпадать, соответственно, в результате опроса были исследованы мотивы выбора поучаемой профессии, дифференцированные по образовательному учреждению, в которых обучаются респонденты. Данные распределились следующим образом: большинство респондентов считает, что выбранная профессия им подходит и является довольно интересной (максимум распределения отмечен студентами ОУ № 2 (Прим.: ОУ - образовательное учреждение) - 66 %). Немногим менее трети опрошенных - 28 % (ОУ № 6) не вы-

и%

49%

■ специалистом высокого класса

■ специалистом среднего класса

■ востребованным специалистом

■ креативным {или творческим) специалистом

I не важно какого класса специалист, главное получить образование

I на руководящих должностях в перспективе

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каким специалистом Вы видите себя в будущей профессии?» (% к опрошенным респондентам)

Рис. 2. Оценка респондентами образа будущей (выбранной) профессии (%)

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

12%

высшее образование необходимо для будущей работы по профессии

диплом об образовании должен быть

вышее образование необходимо для карьерного роста

считаю, что нет особой

необходимости в нем

другое

Рис. 3. Мотивы получения респондентами высшего образования (%)

273

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

бирало профессию, объясняя тем, что так сложились обстоятельства. Самый больший процент в ОУ № 4 получил ответ «я мечтал о ней с детства» (23 %), а большинство студентов ОУ № 7 (21 %) считает, что выбранная ими профессия дает возможность хорошо зарабатывать. Студенты ОУ № 7 (17 %) также отметили, что в выбранной ими профессии мало специалистов (см. рис. 4).

Самым важным в будущей профессии студенты, участвующие в исследовании, отметили, что она должна обеспечивать стабильно финансовое будущее (максимум распределения отмечен студентами ОУ № 2 - 57 %). Также 33 % студентов ОУ № 4 отметили, что выбранная ими профессия будет востребована во все времена; имеет перспективу роста - считают 28 % учащихся ОУ № 5. Четверть (25 %) опрошенных ОУ № 1 считает, что выбранная ими специальность востребована обществом сегодня.

Результаты исследования позволяют сделать следующий вывод - в настоящее время для уча-

I ОУ 4

Рис. 4. Мотивы выбора респондентами профессии (%)

другое

не требует физических усилий

престижная

имеет перспективу роста

востребована обществом во все времена

востребована обществом сегодня

обеспечивает стабильное финансовое будущее

ОУ 7 ИОУб ■ ОУ 5 ■ ОУ 4

0%

10% 20% 30% 40% 50%

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос:

«Что для Вас самое важное в будущей профессии» (%)

щейся молодежи факторами, определяющими образ будущей профессии, являются: личный интерес, уверенность и финансовая стабильность, которую выбранная профессия может им обеспечить, ее востребованность в социуме и перспектива роста в рамках выбранной специальности. Интересен факт, выявленный эмпирическим путем, что престижность профессии не является первостепенным фактором, детерминирующим выбор профессии современной молодежью (< 10 %). Также исследование выявляет высокий уровень сознательности молодого поколения, которые делают выбор в пользу высшего образования, поскольку последнее необходимо квалифицированным специалистам для будущей работы по выбранной профессии (72 %) и перспективы карьерного роста.

Соответственно, задача высшей школы заключается в обеспечении высокого уровня компетентной подготовки учащихся [5], поскольку наличие высшего образования в настоящее время, хотя и выдвигается работодателем как обязательное требование, однако, в то же время факт наличия диплома не является достаточным условием для получения рабочего места.

Желание молодежи стать профессионалом в своей области, реализовывать способность и желание получать качественные знания еще недавно не было реализовано на практике в рамках системной работы «вуз - студент». К сожалению, основной мотивацией молодежи было получение высшего образования ради получения официального документа - диплома. Однако вектор социальных настроений учащейся молодежи, как показывают результаты проведенного исследования, меняется в сторону понимания необходимости значимости профессии, получения необходимых компетенций.

В данной связи образовательным учреждениям необходимо учитывать данные социологических опросов на предмет осо-

60%

274

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

бенностей социальных настроений и понимания образа будущей профессии современной молодежью, учитывать направленность ее профессиональных 1. ожиданий и интереса.

Литература:

Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К. Факторы влияния на выбор профессии у старшеклассников (на примере Республики Татарстан) // Теория и практика общественного развития. - 2014.

- № 19. - С. 28-30.

2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

3. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003. - 355 с.

4. Исследование проведено в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Республики Татарстан научного проекта № 14-13-16003 «Проблема выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)».

5. Гарипова Р.Р., Хизбуллина Р.Р. Особенности формирования человеческого капитала в образовательной среде энергетического кластера // Вестник экономики, права и социологии. - 2015.

- № 2. - С. 196-200.

The Image of Future Profession through the Eyes of the Youth: Regional Aspect

Ya.M. Akhmetova, R.R. Khizbullina The Kazan State Power University

L.K. Mukhametzianova

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The paper dwells upon the particularities offormation of an image offuture profession as viewed by the Tatarstan youth. The authors empirically reveal the youth's motivation to get higher education and profession, analyze the factors determining the choice ofprofession by modern youth and suggest how to improve the system of high-quality training provision in higher school.

Key words: youth, professional choice, motive, labour market, the Republic of Tatarstan, job training.

275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.