УДК 316.35
Ахметова Язглем Мубаракшевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Казанского государственного энергетического университета
Мухаметзянова Лилия Касымовна
кандидат биологических наук,
главный специалист научно-аналитического отдела
Академии наук Республики Татарстан
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) [1]
Akhmetova Yazglem Mubarakshevna
PhD in Philology, Assistant Professor, Foreign Languages Subdepartment, Kazan State Power Engineering University
Mukhametzyanova Lilia Kasymovna
PhD in Biology, Chief Specialist at the Research Department, Tatarstan Academy of Sciences
FACTORS INFLUENCING THE CAREER CHOICE OF HIGH SCHOOL STUDENTS
(CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN) [1]
Аннотация:
В статье раскрываются основные мотивы профессионального самоопределения, охарактеризованы внешние и внутренние факторы влияния на выбор профессии у старшеклассников. Исследование основано на эмпирическом материале, собранном в 2014 г. на базе городских и сельских школ Республики Татарстан. Выявлено, что школьники в процессе осуществления выбора будущей профессии в основном опираются на свои личные интересы, склонности, индивидуально-психологические особенности. Наименьшее воздействие на принятие решения ока-зывает фактор элитарности профессии.
Ключевые слова:
факторы выбора профессии, старшеклассники, профориентация, профессиональные предпочтения учащихся, социология молодежи.
Summary:
The article reveals the main motives of vocational self-determination, describes inner and external factors influencing the career choice of high school students. The study is based on the empirical data obtained in 2014 in urban and rural schools of the Republic of Ta-tarstan. It is shown, that in the process of career choosing the students mainly rely on their personal interests, aptitudes, individual psychological characteristics. The factor of profession elitism has the least impact on the decision.
Keywords:
factors influencing the career choice, high school students, vocational guidance, professional preferences of pupil, sociology of youth.
Профессиональное самоопределение - ключевой момент в жизни человека, от которого зависят его дальнейшая судьба, раскрытие способностей. Доказано, что правильный выбор профессии благотворно влияет на физическое и психологическое состояние человека, усиливает его удовлетворенность жизнью, повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.
Цель статьи - раскрыть основные факторы влияния на выбор профессии у старшеклассников Республики Татарстан (далее - республика).
В процессе выбора своей будущей профессии учащиеся руководствуются множеством мотивов, лежащих в основе их решения. Некоторые факторы являются основополагающими, другие имеют вторичное значение. От успешного взаимодействия школьника, его семьи, школы и социума зависит конечный результат.
Задачей исследования, проведенного среди старшеклассников республики, являлось изучение иерархии факторов, мотивов, которые влияют на профессиональное самоопределение учеников. В статье изложены результаты исследования, в ходе которого был собран эмпирический материал на базе сельских (первый показатель) и городских (второй показатель) школ Республики Татарстан [2].
Было установлено, что решающими при выборе профессии являются материальные мотивы - 48 % сельских и 43 % городских школьников поставили на первое место фактор обеспечения стабильного будущего. Второе место занимает личностный ориентир, выбор профессии согласно интересам - 27 % сельских и 23 % городских школьников ориентируются на профессии, которые соответствуют их запросу «очень интересная или подходит для меня». Третьим по важности в процессе профессионального самоопределения стал утилитарный аспект: только 7 и 11 % опрошенных сельских и городских школьников соответственно сделали свой выбор в пользу ответа «эта профессия востребована обществом сегодня». Следующим аспектом в шкале определяющих приоритетов у респондентов является перспективность: 6 и 10 % сельских и городских
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
школьников соответственно выбирают профессии, имеющие тенденцию роста. Интересно, что респонденты не обратили большого внимания на фактор элитарности при определении своего будущего ремесла, только 4 % сельских и 7 % городских школьников уделяют этому обстоятельству особое значение. Это говорит о том, что опрошенная молодежь стремится к получению профессии, которая способна обеспечить стабильное будущее и интересна для школьника, при этом не важно, престижная она или нет.
Как показывают результаты исследования специалистов [3, с. 127], а также результаты социологического анализа, произведенного авторами статьи, профессиональное самоопределение у школьников происходит под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы - это ценностные ориентации, жизненная установка, потенциал личности, общие представления об элитарности профессий и т. д. К внешним факторам можно отнести традиции, социальный статус, материальное положение семьи, среду общения, экономическую, политическую ситуацию страны, региона.
В процессе выбора профессии старшеклассники ориентируются на три вида факторов. Первый вид включает в себя личные интересы, склонности. Зачастую это не ограниченные индивидуалистические, а общественно значимые интересы, удовлетворение материальных и духовных потребностей; общественное призвание профессии, ее элитарность и другие факторы. Ко второму виду относятся факторы, связанные со знаниями школьников о сфере профессий: видение места выбираемой профессии в структуре общества, осознание нехватки специализированных кадров в этой области в определенных регионах страны. Третий вид факторов связан с индивидуально-психологическими особенностями старшеклассников, с их пониманием своих способностей, возможностей [4, с. 171].
Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют заключить, что в первую очередь старшеклассники выбирают профессию исходя из первого и третьего вида факторов, то есть опираясь на свои личные интересы, склонности, индивидуально-психологические особенности. Таким образом, 36 и 42 % респондентов избирают ту профессию, которая позволяет им использовать все их способности, таланты. 27 и 25 % учащихся хотят найти профессиональную сферу, в которой они смогут самосовершенствоваться.
Как видно, на профессиональный выбор подростков оказывают воздействие внешние и внутренние факторы, связанные с личностными особенностями, социальным статусом семьи, ценностными установками школьников, политико-экономической ситуацией в стране. При проведении профориентационной работы в школах необходимо учитывать эти аспекты, влияющие на мнение старшеклассников при избрании будущего рода деятельности.
Таким образом, отметим, что проблема профессиональной ориентации школьников, в особенности влияния разных факторов на выбор, является актуальной темой для научного исследования, так как избрание будущей профессии - один из определяющих моментов в жизни выпускников средних школ.
Материальный, личный интерес остается наиболее влиятельным аспектом при выборе будущей карьеры, также в рейтинговом списке факторов оказывается востребованность специальности. Интересно, что большинство старшеклассников на последнее место ставят элитарность, а это служит показателем того, что школьники хотят выбрать интересную, высокооплачиваемую профессию, которая обеспечивала бы им стабильное будущее и одновременно была бы им по душе. Однако необходимо учесть, что незнание себя, мира профессии и правил ее выбора может привести школьников к сомнениям, ошибкам в процессе определения своего пути, поэтому родители, учителя, кадровые службы должны умело направить их в нужную сторону [5, с. 80].
Профессиональный выбор школьников позволяет понять, насколько успешно взаимодействуют школьник, семья, школа и общественная среда. Несоблюдение системной организации профориентационной работы в связи с недостаточной активностью какой-либо ее части приводит к ошибкам. Поэтому необходимо проводить дополнительную работу со школьниками, рассказывать им о возможных ошибках, организовывать экскурсии, встречи с представителями разных профессий, оказывать профессиональную помощь тем, кто сомневается.
Ссылки:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительства Республики Татарстан научного проекта № 14-13-16003 «Проблема выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)».
2. В статье использованы данные исследований, проведенных в 2013-2014 гг. среди старшеклассников сельских и городских школ Республики Татарстан. В нем приняли участие 1080 учеников в возрасте от 16 до 18 лет. В опросе участвовали: юношей - 41 %, девушек - 59 %. Старшеклассники из сельских школ составили 47 %, из них 37 % мужского пола, 63 % - женского; старшеклассники из городских школ составили 53 %, из них 45 % мужского пола, 55 % - женского (сельские школы Апастовского, Балтасинского, Тетюшского, Сабинского районов Республики Татарстан, городские
школы г. Казани, г. Нижнекамска, г. Буинска, г. Лаишево). Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект № 14-13-16003).
3. Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 80.
4. Макаров В.К., Борисова Е.А. Факторы выбора профессии старшеклассниками // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. 2010. Т. 5. № 1. С. 166-171.
5. Атутов П.Р., Климов Е.А. Указ. соч.