Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕДИАТОР / ВОСПРИЯТИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

В статье описываются общие аспекты проблемы развития познавательных процессов в дошкольном возрасте, представлены подходы к характеристике понятия «медиатор», рассмотрены возможности использования данных средств в работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MEDIATORS IN WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN IN ORDER TO MEDIATE COGNITIVE PROCESSES

The article describes the general aspects of the problem of the development of cognitive processes in preschool age, presents approaches to the characterization of the concept of "mediator", considers the possibilities of using these tools in working with children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Шсшштгш шчтаютт

P§pck<B>k)gp <nfршатаЛ^

УДК: 796.085

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Гордеева В.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Назарова А.С.

студентка факультета педагогики, психологии и социальных наук. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Аннотация. В статье описываются общие аспекты проблемы развития познавательных процессов в дошкольном возрасте, представлены подходы к характеристике понятия «медиатор», рассмотрены возможности использования данных средств в работе с детьми.

Ключевые слова: познавательные процессы, медиатор, восприятие, память, мышление, внимание, дети дошкольного возраста.

Введение. В своей работе с дошкольниками педагоги могут способствовать развитию детей и их переходу от коллективных действий к индивидуальным, используя материальные или материализованные предметы-медиаторы, которые позволяют овладеть «орудиями разума». Медиаторы помогают педагогу формировать у детей ответственность за выполнение дела, решение проблемы или задачи [3].

Актуальность. Изучением данного вопроса занимались многие известные педагоги, такие как Л.С. Выготский, а также его последователи -Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев. Именно Л.С. Выготский ввел понятие «медиатор». По его мнению, медиатор - это стимул -средство. Он обозначил его как вспомогательный промежуточный знак, помогающий человеку совершить определенное действие. Подразделяются эти стимулы -средства, на две группы: материальные и

внутренние. В роли материального стимула может выступать любой материальный объект, например, символ, буква, рисунок, узелок. Все это опосредует, в первую очередь, познавательные процессы, такие, как восприятие, внимание, память и мышление [1].

В дошкольном возрасте дети используют только материальные медиаторы, наглядные, то есть те, которые видны для других, чаще всего - это физические объекты. Например, ребенок хочет написать слово, но забыл, как пишется определенная буква. Как поступить? Можно открыть алфавит и найти эту букву с помощью изображения, соответствующего ей. Именно иллюстрация является медиатором, помогающим написать букву. Или, чтобы научиться складывать числа, дети используют свои пальцы в качестве счетного материала. Таким образом, медиатор позволяет правильно и быстро решить образовавшуюся проблему.

У медиаторов есть две функции. Первая - это помощь ребенку в решении конкретной задачи, при этом действуя самостоятельно, не привлекая взрослого, а вторая -психологическое развитие детей с помощью овладения ими собственными действиями (развитие произвольного и опосредствованного действия) [1].

Также Л.С. Выготский выделил этапы, которые проходит ребенок в процессе освоения медиаторов. Эти этапы относятся и к описанию общих процессов овладения ребенком каким-либо «орудием ума»:

1) поведение ребенка регулируется его непосредственными психическими процессами, а медиаторы, которые предлагаются взрослым, никак не влияют на его действия;

2) ребенок использует медиаторы, но только с помощью взрослого и в ситуациях, аналогичных тем, в которых их применение было впервые продемонстрировано;

3) ребенок уже применяет медиаторы самостоятельно, но все же еще использует только их внешнюю форму, что ограничивает сферу их применения;

4) это «орудие ума» у ребенка уже ин-териоризируется, то есть внешняя форма медиатора преобразуется во внутреннюю [1].

Каким образом медиаторы можно использовать в качестве средства опосредствования познавательных процессов? Для ответа на поставленный вопрос, рассмотрим некоторые познавательные процессы в отдельности.

Одним из познавательных процессов, который возможно совершенствовать с использованием медиаторов является восприятие. восприятие. Медиаторы, в основном, помогают развивать категориальное восприятие. Объекты, которые действуют как «сенсорные эталоны», помогают формировать у дошкольников категории, связанные с цветом, размером и формой. Например, чтобы запомнить зеленый и желтый цвета, дети используют яблоко и лимон в качестве эталонов. Введение предметов, которые обладают яркими характеристиками, способствует формированию у детей перцептивных категорий [3].

Другой высшей психической функцией, опосредованной с помощью внешних медиаторов, является произвольное запоминание. Ни для кого не секрет, что с возрастом у детей увеличением объем поступающей для запоминания информации, поэтому память нуждается в помощи [2].

Произвольная память развивается в процессе овладения и применения детьми «орудий ума». Например, исходя из результатов имеющихся исследований по проблеме овладения и активизации словаря детей в период дошкольного возраста, можно сделать вывод, что дошкольники гораздо быстрее усваивают новые понятия, когда в работе используется наглядные материалы (картинки, фотографии и т.п.), демонстрирующие те объекты окружающей действительности, обозначение которых им необходимо запомнить. Следовательно, дети могут применять медиаторы для улучшения запоминания.

Также дошкольники могут использовать медиаторы, когда им нужно сосредоточиться на определенных объектах. Умение концентрировать и удерживать внимание чрезвычайно важно для обучения, потому что самое яркое и громкое не всегда оказывается подходящим для учебной задачи. Как считают последователи Л.С. Выготского, дети дошкольного возраста не способны к произвольному вниманию без наличия материальных медиаторов, особенно при большой нагрузке [1]. Например, только обучаясь чтению, ребенок может держать палец на слове, пока его читает. Так он удерживает внимание только на нем и не отвлекается на посторонние детали.

Наглядные медиаторы способствуют переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению в период дошкольного детства, а также помогают детям научиться решать задачи, которые требуют логики. Медиаторы совершенствуют навыки рефлексии, а также мета-когнитивные способности, позволяющие управлять своими познавательными процессами [4].

У дошкольников потребность в медиаторах возникает в контексте детской деятельности - ролевой игре, конструирова-

нии, рисовании, лепке и др. Смысл этой деятельности в том, что ребенок использует материальные предметы или образы для моделирования реальных отношений. Объекты и символы помогают понять эти отношения на абстрактном уровне [3].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста используют в основном внешние, материальные, медиаторы, решая конкретные задачи самостоятельно. Педагогам необходимо помнить о том, что многие медиаторы являются временными и должны быть исключены, когда ребенок сможет обходиться без них. То есть педагогу нужно не

только ввести новый медиатор, но и контролировать его использование, а также отучить от него или же заменить на иной, более продуктивный, когда в этом возникнет необходимость.

Выводы. Таким образом, медиаторы -это «орудия разума», которые могут опосредствовать познавательные процессы -восприятие, внимание, память и мышление. Их использование поддерживается во всех развивающих образовательных технологиях и методиках, применяемых в работе с детьми в период дошкольного детства.

„ f\V[ Литература

1- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т./ Гл. ред. A.B. Запорожец / Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевско-го. М.: Педагогика, 1984. 295 с.

2. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. I / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. 480 с.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОде-тей» / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. 136 с.

4. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Ред. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1964. 352 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гордеева В.В. Использование медиаторов в работе с детьми дошкольного возраста с целью опосредствования познавательных процессов / В.В. Гордеева, А.С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 2. С. 38-41.

Сведения об авторах Гордеева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Назарова Александра Сергеевна

студентка факультета педагогики, психологии и социальных наук. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 2, pp. 38-41.

THE USE OF MEDIATORS IN WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN IN ORDER TO MEDIATE COGNITIVE PROCESSES

Gordeeva V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Nazarova A.S.

student of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Abstract. The article describes the general aspects of the problem of the development of cognitive processes in preschool age, presents approaches to the characterization of the concept of "mediator", considers the possibilities of using these tools in working with children.

Keywords: cognitive processes, mediator, perception, memory, thinking, attention, preschool children.

References

1. Vyigotskiy L.S. Orudie i znak v razvitii rebenka [A tool and a sign in the development of a child]. Sobr. soch. V 6 t. / Gl. red. A. V. Zaporozhets / T. 6. Nauchnoe nasledstvo /Pod red. M.G. Yaroshevskogo [Vol. 6. Scientific heritage / Edited by M.G. Yaroshevsky]. Moscow, 1984. 295 p. (In Russ.).

2. Leontev A.N. Razvitie vyisshih form zapominaniya [Development of higher forms of memorization]. Izbrannyie psihologicheskie proizvedeniya. V 2 t. T. I / Pod red. V.V. Davyidova, V.P. Zin-chenko, A.A. Leonteva, A. V. Petrovskogo [Edited by V.V. Davydov, V.P. Zinchenko, A.A. Leon-tiev, A. V. Petrovsky]. Moscow, 1983. 480 p. (In Russ.).

3. Yudina E.G., Bodrova E.V. Primernaya osnovnaya obscheobrazovatelnaya programma dosh-kolnogo obrazovaniya «PROdetey» [Approximate basic general education program of preschool education "PROdetey"]. Moscow, 2019. 136 p. (In Russ.).

4. Psihologiya detey doshkolnogo vozrasta: razvitie poznavatelnyih protsessov [Psychology of preschool children: the development of cognitive processes]. Red. A.V. Zaporozhets, D.B. Elkonin [Ed. A.V. Zaporozhets, D.B. Elkonin]. Moscow, 1964. 352 p. (In Russ.).

Information about the authors Gordeeva Veronika Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Nazarova Alexandra Sergeevna

is a student of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Поступила в редакцию 19.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 12.02.2022.

©JSJj

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.