Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ STEM ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВОЗМОЖНОСТИ STEM ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТЕМ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

В статье поднимается вопрос о том, что внедрение в практику детских садов инновационных технологий играет важную роль в интеллектуальном развитии дошкольников. Так же говорится о возможности и необходимости использования стем образования в педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций с целью повышения его эффективности в вопросах развития познавательных процессов и формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF STEM EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF PREREQUISITES FOR ENGINEERING THINKING IN PRESCHOOL CHILDREN

The article raises the question that the introduction of innovative technologies into the practice of kindergartens plays an important role in the intellectual development of preschoolers. It also talks about the possibility and necessity of using STEM education in the pedagogical process of preschool educational organizations in order to increase its effectiveness in the development of cognitive processes and the formation of prerequisites for engineering thinking in preschool children.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ STEM ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дфшктжт фёрттшш

шт

т

УДК 796

ВОЗМОЖНОСТИ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гордеева В.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование,

Пензенский государственный университет Назарова А.С.

факультет педагогики, психологии и социальных наук, Пензенский государственный университет

Аннотация. В статье поднимается вопрос о том, что внедрение в практику детских садов инновационных технологий играет важную роль в интеллектуальном развитии дошкольников. Так же говорится о возможности и необходимости использования STEM-образования в педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций с целью повышения его эффективности в вопросах развития познавательных процессов и формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: STEM-образование, дети дошкольного возраста, инженерное мышление, познавательные процессы.

Введение. В настоящее время в нашей стране наблюдается дефицит инженеров и техников, квалифицированных специалистов. Не всегда это связано с недостатками профессионального образования. Необходимо заглянуть намного глубже, в дошкольное детство: на этой ступени образования мало внимания уделяют развитию конструктивного мышления. Также недочеты в развитии воображения и творческого мышления, неумение работать в команде, брать на себя ответственность и выполнять руководящие функции, неуважение к интеллектуальному труду являются причинами дефицита профессионалов в области инженерии. Из-за этого ряда факторов формирование инженерного мышления дошкольников - важная задача современного образования, осуществляемого в дошкольных образовательных организаци-

ях.

Актуальность. Что же такое «инженерное мышление»? Изучением дан-

ного вопроса занимались Н.Ю. Гутарева, Г.И. Малых, В.Е. Осипов, В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко и др. В.Е. и Л.Д Столяренко, под данным видом мышления понимают сложное системное образование, объединяющее в себе разные типы мышления: логическое, образно-интуитивное, практическое, научное, эстетическое, экономическое, экологическое, эргономическое, управленческое и коммуникативное, творческое [4].

Н.Ю. Гутарева немного иначе трактовала данное понятие: сложное системное образование, включающее в себя синтез образного, логического научного и практического типов мышления [3].

При этом большинство исследователей данного феномена сходятся в мнении, что формировать инженерное мышление необходимо уже на этапе дошкольного детства, давая детям основы современных знаний, развивая их способность думать рационально и самостоятельно, не бояться вы-

двигать и защищать свои собственные идеи и разработки.

Одной из задач, стоящих перед педагогами ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, является формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности, ориентируясь на принципы индивидуализации, практико-ориентированности и активности. То есть педагогам ДОО необходимо стремиться организовать образовательную ситуацию так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно выбрать содержание своей деятельности, чтобы он обязательно стал ее субъектом. Решить поставленную задачу можно только с помощью поиска и внедрения в образовательную практику новых технологий, одной из которых является STEM-образование. На данный момент STEM является одним из основных и эффективных мировых трендов в образовании. Эта технология - одна из главных направлений формирования инженерного, инновационного мышления.

Подробнее рассмотрим аббревиатуру STEM, которая объединяет в себе четыре дисциплины:

- S - science - естественные науки (биология, физика и химия);

- Т - technology - технологии (конструирование);

- Е - engineering - инженерное дело;

- М - math - математика [1].

Таким образом, STEM-образование предполагает интеграцию вышеперечисленных наук, а не изучение отдельных предметов. При этом, полученные знания дети обязательно должны применять на практике, создавая реальные продукты в рамках проектно-ориентированного подхода (конструирование, робототехника, 3D-анимация, программирование).

Главный компонент STEM-образования - экспериментально-инженерная деятельность, в ходе которой дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретают в игровой форме навыки общения. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. Обучение ведется согласно возрасту и индивидуальным особенностям детей, начиная с сенсорного восприятия

через наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Это и есть предпосылки для научно-технического творчества детей. Здесь они получают и применяют знания алгоритмизации, дизайна и программирования, ведут проектную деятельность [2].

Рассмотрим формы организации деятельности детей дошкольного возраста, которые могут применяться в ДОО в рамках реализации STEM-образования:

1) конструирование, для организации и осуществления которого в основном используются конструкторы Lego, HUNA, MRT-Brain A и др.; на их основе проводятся дидактические игры, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки и изображению продукта деятельности в трех проекциях (начиная с младшего дошкольного возраста);

2) робототехника, знакомство с которой дети дошкольного возраста только начинают, реализуя свои замыслы в создании роботов, 3D-моделировании и программировании, в ходе которых закладываются основы инженерного мышления;

3) проектно-исследовательская деятельность, предполагающая использование звуковых эффектов, световых элементов, визуалов, что способствует удержанию внимания ребенка, а также упрощает создание творческих продуктов;

4) экспериментальная деятельность, с помощью которой дошкольники могут научиться решать проблемные ситуации, используя нетрадиционные способов и технологию ТРИЗ [1].

В процессе любой из вышеперечисленных форм организации деятельности дошкольников у детей формируется умение целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать однородные, отмечая общее и различное, делать обобщения, самостоятельно принимать решения, планировать деятельность и воссоздавать свой замысел.

Обсуждение результатов. Работа над STEM-проектом требует от воспитанников креативности, развития организационных и коммуникативных навыков, умения добывать нужное знание.

Таким образом, применение STEM-образования в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

развитию любознательности;

- выработке инженерных навыков;

- развитию интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество;

- развитию критического мышления;

- развитию интереса к техническому творчеству;

- формированию коммуникативных качеств, которые необходимы в командной работе;

- совершенствованию анализа проделанной работы и проведенных мероприятий;

- реализации познавательной активности дошкольников [1]. STEM-образование - совершенно новая

эффективная технология, которая способствует выходу дошкольного образования на новый этап развития. На данный момент в России насчитывается около пятидесяти инновационных площадок, которые поддерживают данную технологию и развивают инженерные навыки детей дошкольного возраста. Современные дошкольники должны быть готовы к техническим инновациям, а помочь им в этом может конструирование и программирование, которые создают базу для развития будущих инженерных и творческих компетенций. STEM-образование готовит ребенка к реальной жизни, ломая стену меж-

ду традиционным обучением и практической работой над конкретными задачами.

Внедрение STEM-образования в ДОО помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реали-зовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Выводы и заключение. Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии в будущем, среди которых: специалисты в области информационных технологий, в том числе информационной безопасности, умеющие работать с большим объёмом оперативной информации; аналитики, инженеры и операторы электронно-вычислительных систем; специалисты машиностроительных отраслей; специалисты в области робототехники, автоматики, ядерной физики, радиохимии, безопасности и нераспространения ядерных материалов; военные профессии, где требуются технические знания из разных областей. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность, что способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Ж' Литература

1. Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста (парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество) / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2017. 112 с

2. Брыксина О.Ф., Тараканова Е.Н. STEM-образование: дань моде или необходимость? / О.Ф. Брыксина, Е.Н. Тараканова // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование». М., 2016. С. 306-309.

3. Гутарева Н.Ю. Учет практического инженерно-технического мышления будущих специалистов в обучении иностранным языкам / Н.Ю. Гутарева // oldconf.neasmo.org.ua. URL: http://oldconf. neasmo.org.ua/node/1283

4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 512 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гордеева В.В. Возможности STEM-образования в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста / В.В. Гордеева, А.С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 3. С. 5-9.

Сведения об авторах Гордеева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru Назарова Александра Сергеевна

студент, факультет педагогики, психологии и социальных наук. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 3, pp. 5-9.

OPPORTUNITIES OF STEM EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF PREREQUISITES FOR ENGINEERING THINKING IN PRESCHOOL CHILDREN

Gordeeva V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education, Penza State University Nazarova A.S.

Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences, Penza State University

Abstract. The article raises the question that the introduction of innovative technologies into the practice of kindergartens plays an important role in the intellectual development of preschoolers. It also talks about the possibility and necessity of using STEM education in the pedagogical process of preschool educational organizations in order to increase its effectiveness in the development of cognitive processes and the formation of prerequisites for engineering thinking in preschool children.

Keywords: STEM-education, preschool children, engineering thinking, cognitive processes.

References

1. Volosovets T.V., Markova V.A. , Averin S.A. STEM-obrazovanie detey doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta (partsialnaya modidnaya programma razvitiya intellektaal-nyih sposobnostey v protsesse poznavatelnoy deyatelnosti i vovlecheniya v nauchno-tehnicheskoe tvorchestvo) [STEM-education of preschool and primary school age children (partial modular program for the development of intellectual abilities in the process of cognitive activity and involvement in scientific and technical creativity)]. Moscow, 2017. 112 p. (In Russ.). 2. Bryiksina O.F., Tarakanova E.N. STEM-obrazovanie: dan mode ili neobhodimost? [STEM education: a fashion tribute or a necessity?]. Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Info-strategiya 2016: obschestvo, gosudarstvo, obrazovanie» [Collection of materials of the VIII International scientific and practical conference "Info-strategy 2016: society, state, education"]. Moscow, 2016. Pp. 306-309. (In Russ.).

3. Gutareva N.Yu. Uchet prakticheskogo inzhenerno-tehnicheskogo myishleniya buduschih spetsi-alistov v obuchenii inostrannyim yazyikam [Accounting of practical engineering and technical thinking of future specialists in teaching foreign languages]. oldconf.neasmo.org.ua [old-conf.neasmo.org.]. URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1283 (In Russ.).

4. Stolyarenko L.D. Psihologiya i pedagogika dlya tehnicheskih vuzov [Psychology and pedagogy for technical universities]. Rostov-on-Don, 2001. 512 p. (In Russ.).

Information about the author Gordeeva Veronika Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru Nazarova Alexandra Sergeevna

student, Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 12.03.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.