Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / УТРЕННИЙ КРУГ / ВЕЧЕРНИЙ КРУГ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

В статье описываются методика проведения технологии «утренний и вечерний круг», представлена подробная характеристика этапов их осуществления, рассмотрены возможности использования данной технологии в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGY "MORNING AND EVENING CIRCLE" AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article describes the methodology of the technology "morning and evening circle", provides a detailed description of the stages of their implementation, considers the possibilities of using this technology in the work on the development of speech of preschool children.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК: 796.085; 797.12

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «УТРЕННИИ И ВЕЧЕРНИИ КРУГ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гордеева В.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Назарова А.С.

студентка факультета педагогики, психологии и социальных наук. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Аннотация. В статье описываются методика проведения технологии «утренний и вечерний круг», представлена подробная характеристика этапов их осуществления, рассмотрены возможности использования данной технологии в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: технология, утренний круг, вечерний круг, развитие речи, дети дошкольного возраста.

стии педагога. Темы для обсуждения могут быть различными: смена сезонов года, семейные будни и праздники, разучивание стихотворений, песен и др. В процессе такого взаимодействия со сверстниками и педагогом дети имеют возможность не только совершенствовать свою речь, но и усваивать основы общения, учиться говорить о своих чувствах и переживаниях словами. «Круг» - форма открытого общения, где каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, наладить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, научиться понимать чувства и эмоции других людей, а также проявлять собственные.

Утренний сбор или круг представляет собой режимный момент, который является формой организации образовательного процесса при совместной деятельности воспитанников и педагога [2].

Многие дети дошкольного возраста особо чувствительно переживают приход в детский сад, поскольку их оторвали от дома и любимых игрушек, рано разбудили. Поэтому необходимо настроиться, влиться в окружающую обстановку. Использование диалога воспитанников и педагога в ходе проведения утреннего круга будет способствовать повышению активности детей, поможет каждому ребенку проявить

Актуальность. Процесс овладения речью начинается в раннем возрасте и на протяжении всей жизни человек совершенствует этот дар: обогащает словарный запас, учится управлять дыханием, голосом, интонацией, работает над правильным построением предложений и текстов. В первую очередь на речь ребенка влияют родители, близкие люди и окружающая его речевая среда.

В условиях детского сада развивать речь детей достаточно легко. Это обуславливается взаимодействием со сверстниками, а также наличием множества технологий и методик, которыми может пользоваться воспитатель. Важно сделать этот процесс достаточно доступным и интересным для детей. Педагогам в этом процессе может помочь использование инновационной технологии «утренний» и «вечерний круг».

Впервые о понятии «круга»», как о педагогической технологии, начала говорить всемирно известный итальянский педагог Мария Монтессори. В своей работе она использовала «круг» как организационный момент в начале дня, а также включала его непосредственно в занятия [2].

«Круг» представляет собой групповую беседу с детьми, при минимальном уча-

свою речевую инициативу. Его цель - организация свободного общения детей, а также установление эмоционального контакта между дошкольниками. Дети в ходе проведения утреннего круга могут рассказать о своих чувствах и впечатлениях, выслушивают друг друга, планируют день, обсуждают то, что было, когда они шли в детский сад, сопереживают собеседникам, получают удовольствие от общения. Проводится утренний круг в форме развивающего общения - диалога. Его продолжительность зависит от возраста детей: в младшем дошкольном возрасте от 5 до 10 минут, в старшем - от 10 до 20 минут [1].

Как и любая образовательная деятельность в ДОО, утренний круг имеет несколько этапов, которые могут меняться в зависимости от поставленных задач. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Первый этап - позывные, который включает в себя оповещение о начале утреннего круга. При этом не существует определенных правил выбора средств для оповещения. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речевка, сюрпризный момент. У каждой группы может быть создана своя традиция осуществления данного этапа утреннего круга. Эффективно использовать в качестве средства оповещения малые формы фольклора, например, заклички. Они обладают характеристиками, которые привлекают детей: звучность и ритмичность. Эти качества вызывают у детей желание повторить, запомнить. В закличке можно услышать свистящие, шипящие, сонорные звуки, которые у детей в период дошкольного возраста еще плохо сформированы. Повторяя за-клички каждое утро, дети слышат и видят правильную артикуляцию педагога, подражают ему, у них развивается фонематический слух [1].

Второй этап - приветствие. Оно должно быть адресовано каждому воспитаннику, участвующему в утреннем круге, так как дошкольникам очень важно чувствовать себя частью группы, им необходимо уважение своих сверстников, любовь со стороны других. Перед началом приветствия, педагог должен показать технику его выполнения, смоделировать его. Существует

множество способов приветствия. Например, невербальные способы - с помощью улыбки, рукопожатия, кивка головой, взгляда. Вербальные - обращение друг к другу по имени, использование стихотворений, комплиментов и т. п. Приветствия могут звучать на разных языках, возможно использование пантомимики, игровых моментов, песен, считалок, речевок, форм приветствий разных народов [1].

Для наилучшей эффективности этого этапа утреннего круга, возможно использование стихотворной формы приветствия, которая способствует формированию дружеской атмосферы и доброжелательного отношения детей друг к другу. Можно ре-ализовывать эту форму в комплексе с движениями, что будет способствовать развитию общей и речевой моторики, или же с элементами артикуляционной гимнастики для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки положений губ, языка, мягкого неба.

С целью развития концентрации внимания детей, в ходе осуществления этого этапа утреннего круга возможно использование различных предметов, например, игрушек, флажков, «волшебных» палочек, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

Третий этап - обмен информацией. Это может быть календарная информация, то есть информация о погоде, дне недели, времени года или о празднике. Или же, это может быть информация о группе: сколько сегодня всего воспитанников, сколько из них девочек, а сколько мальчиков, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня планируется сделать, что интересного заметили в группе и т. п. Воспитатель должен сам задавать наводящие вопросы для обсуждения, которые он заранее тщательно подготовил. Существуют определенные требования, предъявляемые к вопросам: они должны быть внятными, короткими и не предполагать ответов «да» или «нет». Также необходимо учитывать тот нюанс, что в ответе детьми должны быть использованы различные части речи - существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения [1].

Четвертый этап - новости. Обмен новостями - это возможность рассказать сверстникам и воспитателю то, «что еще никто, кроме меня не знает». Здесь дети делятся своими наблюдениями и впечатлениями, хвалятся интересными событиями. Темы новостей могут быть свободными и «заданными». Например, каждый понедельник можно обсуждать «Новости выходного дня». После каждой выслушанной новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы и прокомментировать услышанное [2].

В первую очередь дети на этом этапе учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается их словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, внимательность, уважение друг к другу. Каждый ребенок понимает, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Важно учитывать и то, что детям дошкольного возраста трудно долгое время усидеть на одном месте, поэтому необходимо проведение динамической паузы. Время, когда дошкольникам нужно подвигаться, определяется содержанием и обстановкой утреннего круга, воспитатель сам выбирает, когда необходимо добавить движения.

Последний этап - предоставление права выбора центра активности. Он предполагает выбор детьми центра, в котором они будут заниматься после утреннего круга. Традиционно этот этап проводится с помощью карточек, которые дети крепят на «доску выбора» [1].

Теперь рассмотрим форму организации «вечернего круга». Он проводится в форме рефлексии. Дети совместно с воспитателем обсуждают наиболее важные и интересные моменты прошедшего дня. Проводится он обязательно после ужина и отводится на него примерно 10 минут. Его цель -научить детей осознавать и анализировать

свои и чужие поступки, а также события, произошедшие в течение дня.

У «вечернего круга» также есть своя структура:

1) условный сигнал - начало круга: может быть таким же, как у утреннего круга;

2) содержательная часть - рефлексия: обсуждение таких тем, как «Добрые дела», «Хорошие новости», «Свои впечатления» и др.;

3) завершающий ритуал: «Спасибо скажем», «Обниму я крепко друга», «Скажите доброе словечко» и т.п. [1]. «Вечерний круг» организуется точно

так же, как утренний. Благодаря осуществлению рефлексии у детей формируются представления об обобщающих понятиях, расширяется словарный запас по теме, совершенствуется грамматический строй и связная речь. В завершение вечернего круга следует найти положительные моменты дня и похвалить за них детей.

Вывод и заключение. Таким образом, технология «утренний и вечерний круг» является одним из способов организации свободного общения и средством развития речи воспитанников. Все этапы их проведения способствуют совершенствованию связной речи детей, более легкому и быстрому усвоению норм родного языка, обогащению словарного запаса, а также навыков построения грамматически правильной диалогической и монологической речи. Кроме того, в ходе проведения данных форм взаимодействия дошкольники учатся выражать свои эмоции и чувства, у них развиваются эмоциональная отзывчивость, доброжелательные взаимоотношения. Также, что немаловажно, «утренний и вечерний круг дают возможность всем детям и педагогу несколько минут побыть вместе, пообщаться и создать положительное настроение на весь день.

Литература

1. Дмитриевская И.Н. Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства развития речи детей раннего возраста / И.Н. Дмитриевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - №6 (43). - С. 13-16.

2. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: ЭКСМО, 2011. - 224 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гордеева В.В. Инновационная технология «Утренний и вечерний круг» как средство развития речи детей дошкольного возраста / В.В. Гордеева, А.С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 2. С. 20-24.

Сведения об авторах Гордеева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Назарова Александра Сергеевна

студентка факультета педагогики, психологии и социальных наук. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 2, pp. 20-24.

INNOVATIVE TECHNOLOGY "MORNING AND EVENING CIRCLE" AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Gordeeva V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Nazarova A.S.

student of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Abstract. The article describes the methodology of the technology "morning and evening circle", provides a detailed description of the stages of their implementation, considers the possibilities of using this technology in the work on the development of speech of preschool children.

Keywords: technology, morning circle, evening circle, speech development, preschool children.

References

1. Dmitrievskaya I.N. Elementyi tehnologii utrennego i vechernego kruga kak sredstva razvitiya rechi detey rannego vozrasta [Elements of technology of the morning and evening circle as a means of speech development of young children]. Voprosyi doshkolnoy pedagogiki [Questions of preschool pedagogy], 2021, no. 6 (43),pp. 13-16. (In Russ.).

2. Dmitrieva V.G. Metodika rannego razvitiya Marii Montessori. Ot 6 mesyatsev do 6 let [Methods of early development of Maria Montessori. From 6 months to 6 years]. Moscow, 2011. 224 p. (In Russ.).

Information about the authors Gordeeva Veronika Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Nazarova Alexandra Sergeevna

is a student of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Поступила в редакцию 21.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 05.02.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.