Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АУТИЗМ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Каткова Надежда Дмитриевна

В работе говорится об особенностях развития и проявления эмоционального интеллекта у детей с расстройствами аутистического спектра. Описываются этапы работы над развитием данного компонента в ходе осуществления коррекционно развивающей работы на логопедических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Каткова Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL TASK OF SPEECH THERAPY CLASSES WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The paper deals with the peculiarities of the development and manifestation of emotional intelligence in children with autism spectrum disorders. The stages of work on the development of this component during the implementation of correctional and developmental work in speech therapy classes are described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Дшшшшышщ)® (шбросшшшш®

УДК 37.06

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Гордеева В.В., Каткова Н.Д.

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

Аннотация. В работе говорится об особенностях развития и проявления эмоционального интеллекта у детей с расстройствами аутистического спектра. Описываются этапы работы над развитием данного компонента в ходе осуществления коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, аутизм, логопедическая работа, коррекция.

Эмоции являются основой проявления оценочного отношения к существующим или возможным ситуациям объективной действительности. Эмоциональная реакция - это важнейший компонент коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми. Не случайно, первой формой человеческой активности в детском возрасте является именно эмоция. Ребенок с первых дней жизни отвечает криком на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле [1. С. 12]. У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения в психическом и личностном развитии, при котором наблюдаются выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Они проявляют слабый интерес к социальному взаимодействию по отношению к родителям и сверстникам. В процессе общения у данной категории детей нарушен зрительный контакт, отмечаются неадекватность использования мимики и жестов в ходе социального взаимодействия, а также минимальная способность к восприятию невербальных поведенческих реакций окружающих [2. С. 103]. Часто синдром аутизма входит в состав более сложного дефекта, включающего в себя, например, интеллектуальную, рече-

вую, двигательную недостаточность. Так нарушение коммуникации становится основным препятствием к формированию всех психических функций, даже в случае их потенциальной сохранности [1. С. 21]. Поэтому коррекционная работа с детьми с РАС должна носить характер комплексной системы психолого-педагогического сопровождения. Вследствие наличия, как правило, широкого спектра речевых расстройств у данной категории детей, одним из специалистов, осуществляющих кор-рекционную работу, становится логопед. Коррекционная работа с детьми с диагнозом РАС предполагает не только привычную нам форму логопедического воздействия. Работа над звукопроизношением или лексико-грамматической стороной речи должна учитывать ведущий дефект, а именно: нарушение коммуникативной сферы ребенка [3. С. 37]. Поэтому, помимо коррекционно-образовательных задач, направленных на преодоления речевого дефекта, в логопедическую работу необходимо включение коррекционно-развивающих задач, одной из которых является развитие эмоционального интеллекта ребенка с РАС. В данной статье мы подробнее остановимся на способах решения этой коррекционно-развивающей задачи.

Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей с РАС включает в себя следующие этапы:

1) привлечение и формирование способности удерживать внимание ребенка на лице специалиста;

2) обучение идентификации внешних проявлений эмоций, их устойчивых и общепринятых мимических схем;

3) формирование моторных кинестетических стереотипов выражения базовых эмоций;

4) закрепление коммуникативных навыков в поведенческих ситуациях. Охарактеризуем подробнее представленные этапы.

В первую очередь, как для решения кор-рекционно-образовательных, так и коррек-ционно-развивающих задач необходимо привлечь внимание ребенка на лицо специалиста. Для этого логопед должен сопровождать все свои действия яркими эмоциями, а также использовать разные подручные материалы, делающие акцент именно на лице. Например, на логопедическом занятии, проводимом в пиратской тематике, можно надеть на голову шляпу или косынку, на глаз повязку, а на щеке нарисовать шрам; на занятии в преддверии нового года можно надеть шапку деда мороза, а щеки и нос немного зарумянить. Приветствие можно организовать с помощью обычных стеклянных банок, говоря в которые мы слышим эхо, что само по себе привлекает внимание ребенка, а сквозь прозрачное дно он видит в слегка увеличенном виде движение органов артикуляции. Также для привлечения внимания ребенка к речевому аппарату можно использовать лупу. Однако не следует с первых занятий злоупотреблять подобными приемами, иначе это может отпугнуть ребенка с РАС.

Вторым этапом развития эмоционального интеллекта у детей с РАС является обучение их идентификации внешних проявлений эмоций. Для усвоения ребенком устойчивых общепринятых эмоциональных мимических схем можно использовать такой дидактический материал, как карточки PECS: эмоции; кубик эмоций; игра «Эмоции», в состав которой входит поле с

изображением пустого лица и карточки с различным изображением выражений глаз и рта. Также на этом этапе можно использовать методическое пособие, разработанное К.К. Меснянкиной и К.А. Федоряковой «Потому что эмоции!». Данное пособие состоит из набора карточек с шестью базовыми эмоциями (грусть, удивление, радость, страх, злость, отвращение), методического описания принципов применения, подборки упражнений и плана занятий. Выстроены все изображения с опорой на систему кодирования лицевых движений П. Экмана. В методике представлены разные по сложности и реалистичности изображения (от схематичных до фотографий) и разрезные картинки. На данном этапе взрослый делает акцент на отдельных участках лица, значимых для распознавания эмоций, сопровождая объяснение демонстрацией на собственном лице. Третий этап предполагает формирование моторных кинестетических стереотипов выражения базовых эмоций. Данный этап можно объединить со, а работу по идентификации и усвоению внешних проявлений эмоций совместить с отработкой моторных навыков их отражения. На данном этапе ребенку предлагается после показа карточки с изображением эмоции продемонстрировать эмоцию на собственном лице, проговаривая фразу-маркер (например, радость - «мне весело, я улыбаюсь»; страх -«мне страшно, я боюсь»; отвращение -«фу, мне противно» и т. д.). Для отработки моторного навыка также можно использовать игровой набор зеркало эмоций «Мое настроение» от Learning Resources. На последнем этапе закрепления коммуникативных навыков в поведенческих ситуациях с детьми отрабатываются различные условия, которые способны вызвать ту или иную эмоцию. В качестве дидактического материала на данном этапе можно использовать сюжетные картинки и произведения художественной литературы. Дети совместно с логопедом могут рассмотреть и разобрать изображенные на картинках или описанные в книге ситуации, после чего обсудить, какие эмоции могут возникнуть у действующих героев. Также на этом этапе возможно использование кубика эмо-

ций: логопед может начать какой-то рассказ, ребенок бросает кубик и придумывает подходящую концовку в соответствии с выпавшей эмоцией.

Таким образом, с помощью введения в логопедические занятия подобных дидактических материалов и упражнений логопед

осуществляет работу над развитием эмоционального интеллекта параллельно с коррекцией речевых нарушений, а также формирует необходимые коммуникативные навыки, нарушение которых является первичным звеном речевого дефекта ребенка с РАС.

Литература

1. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. М.: Просвещение, 1989. 95 с.

2. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме / Т.И. Морозова // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. М., 2001. С. 102-131.

3. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом / А.В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. 2005. № 4. С. 34-40.

Для цитирования: Гордеева В.В. Развитие эмоционального интеллекта как коррекционно-развивающая задача логопедических занятий с детьми с расстройством аутистического спектра / В.В. Гордеева, Н.Д. Каткова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. № 1. С. 9-12.

Сведения об авторах Гордеева Вероника Викторовна

Кандидат педагогическиз наук, доцент каферы дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация. katko-va. nadezda 1998@yandex.ru Каткова Надежда Дмитриевна

Бакалавр. Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация. katko-va. nadezda 1998@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020, vol. 2, no. 1, pp. 9-12.

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL TASK OF SPEECH THERAPY CLASSES WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Gordeeva V. V., Katkova N. D.

Penza State University, Penza, Russia

Annotation. The paper deals with the peculiarities of the development and manifestation of emotional intelligence in children with autism spectrum disorders. The stages of work on the development of this component during the implementation of correctional and developmental work in speech therapy classes are described.

Keywords: emotional intelligence, autism, speech therapy, correction. References

1. Lebedinskaya K.S., Nikolskaya O.S., Baenskaya E.R. Deti s narusheniyami obscheniya: ranniy detskiy autizm [Children with communication disorders: early childhood autism]. Moscow, 1989. 95 p. (In Rus.).

2. Morozova T.I. Metodicheskie rekomendatsii po korrektsii narusheniy rechevogo razvitiya pri detskom autizme [Methodological recommendations on the correction of disorders of speech development in childhood autism]. Autizm: metodicheskie rekomendatsii po psihologo-pedagogicheskoy korrektsii [Autism: guidelines for psycho-pedagogical correction].Moscow, 2001. Pp. 102-131. (In Rus.).

3. Haustov A.V. Osnovnyie napravleniya, printsipyi i usloviya effektivnogo formirovaniya kom-munikativnyih navyikov u detey s autizmom [The Main directions, principles and conditions of effective formation of communicative skills in children with autism]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disorders], 2005, no. 4, pp. 34-40. (In Rus.).

Information about the authors Gordeeva Veronika Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University, Penza, Russian Federation. E-mail: katko-va. nadezda 1998@yandex.ru Katkova Nadezhda Dmitrievna

Bachelor's degree. Penza State University, Penza, Russian Federation. E-mail: katkova.nadezda 1998@yandex.ru

Поступила в редакцию 10.01.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.01.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.