DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-24 УДК 376.24
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Викжанович С.Н.
Данная статья посвящена одной из актуальных проблем логопедии. Раскрывается специфика речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В первой части статьи автор знакомит читателей со спецификой речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В достаточной мере описан каждый из трех уровней системного недоразвития речи при аутизме.
Во второй части статьи раскрыта методика обследования детей изучаемой категории, использование которой позволяет в педагогической практике найти индивидуальный подход к диагностируемому ребенку с нарушением коммуникативной функции речи. Такого рода анкета-опросник помогает специалисту представить полноценную картину речевого развития подопечного и точно сформулировать логопедическое заключение.
Представленный подход полностью согласуется с классическими положениями дефектологической науки, а также отражает специфику диагностического логопедического обследования.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (РАС); системное недоразвитие речи; коммуникативная функция речи; импрессивная речь; экспрессивная речь.
SPECIFICATIONS SYSTEM UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN AUTISM SPECTRUM DISORDERS (ASD)
Vikzhanovich S.N.
This article is dedicated to the one of the urgent problems of speech therapy. The main
problem is the specificity of speech development in children with autism spectrum personality traits.
In the first part of the article the author introduces readers with the specification of the speech development of children with autism spectrum personality traits. Each of the three levels of systemic underdevelopment of speech in autism is completely described.
In the second part of the article discloses a technique of examination of children with autism spectrum disorders (ASD), which help to find an individual approach to the child diagnosed with violation of the communicative function of speech. This kind ofprofile-based questionnaire helps a specialist to present a full picture of the speech development and accurately articulate speech therapy of the child report.
The presented approach is fully consistent with the provisions of the classic speech pathology science, and also reflects the specificity of the diagnostic survey speech therapy.
Keywords: autism spectrum disorders (ASD); systemic underdevelopment of speech; communicative function of speech; impressive speech; expressive speech.
Одной из актуальных проблем отечественной специальной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в системе инклюзивного образования, о чем неоднократно писали в своих исследованиях О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова и др. [4, 5, 9, 10, 11].
Аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС) являются одними из наиболее популярных патологий у детей.
О.С. Никольская дает следующее определение аутизма. Аутизм (autos - «сам») - нарушение развития психики, которое характеризуется расстройствами речевой и моторной сферы, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия [6].
В зарубежной и отечественной специальной педагогике и психологии подробно описана клиническая характеристика аутизма (К.С. Лебединская, L. Taylor, A. Swerdfeger, G. Eslick, Z. Warren, W. Stone, Q. НитЬеМи др.), дано специфическое описание особенностей речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева, L. Schieve, C. Rice,M. Yeargin-Allsopp, C. Boyle, M. Kogan, C. Drews и др.). Однако отметим, что в специальной литературе нет сведений о по-уровневой характеристике системного недоразвития речи. Стандартные речевые карты для обследования дошкольников и учащихся с общим недоразвитием речи не позволяют получить
точных сведений о состоянии уровня речевого развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В этой связи методики диагностической работы в описанном направлении морально устарели и нуждаются в обновлении арсенала методических средств, позволяющих интенсифицировать и оптимизировать логопедическую работу.
С точки зрения ученых (L. Frost, B. Vicker), одним из главных нарушений, которое препятствует успешной интеграции детей с аутизмом в среду нормально развивающихся сверстников, является недостаточная сформированность коммуникативной функции речи, проявляющаяся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, невозможности поддержать беседу со сверстниками и взрослыми. Исследователи подчеркивают, что недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно, а требует дифференцированной диагностической и педагогической работы.
Основное внимание в характеристике системного недоразвития речи уделим анализу различных специфических проявлений при аутизме, которые описаны нами в трех уровнях.
На первом уровне системного недоразвития речи дети данной категории не способны пользоваться невербальными средствами общения без специального обучения [3]. При отсутствии указательного жеста ребенок свои желания удовлетворяет при помощи близкого ему взрослого, используя его руку для показа или захвата необходимого предмета. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, нет стремления калькирования звукоком-плекса из речевой продукции взрослых и сверстников. Дети с аутизмом отказываются выполнять инструкции, не всматриваются в лицо собеседника. Не характерно для них использование аморфных (корневых) слов и звукоподражаний. Для данного уровня речевого развития аутич-ных детей свойственно наличие различных вокализаций и внегортанных звукообразований, например, подражание щебетанию птиц, журчанию ручья, скрипу дверей, мелодичное пение звуков и т.д. Становление произносительной стороны речи имеет свои особенности. Меняется онтогенетический порядок появления отдельных фонем в речи, так например, «Р» может быть произнесен ребенком гораздо раньше губных звуков. Нередки случаи абсолютной сохранности звуко-слоговой структуры слова.
В состоянии эмоционального возбуждения возможны эхолалии, которые могут быть представлены не только отдельными словами, но и словосочетаниями или даже предложениями, например, «Вот она!», «Какая красивая елочка!». Подобные высказывания не привязаны к определенной бытовой ситуации и не несут коммуникативной значимости.
При переходе на следующий уровень речевого развития появляется стремление к изучению букв, возможна избирательность в познании кириллицы, латиницы, иероглифов. Ребенок
воспринимает систему символов целиком. При восприятии букв в слове возникают речевые штампы. Благодаря феноменальной памяти ребенок быстро осваивает алфавит, запоминает «прочитанные» слова, так осуществляется переход от нечленораздельных вокализов к воспроизведению отдельных лексем. Речевые звуки на слух ребенок не дифференцирует, операции анализа и синтеза речевого потока не доступны.
Особенностью активного словарного запаса детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является превалирование глагольных инфинитивов над словами-предметами. Ребенок вербализует свои действия следующим образом, например, «Встать!», «Принести!», «Пить!». При достаточно быстро растущем глагольном словаре, наблюдается отсутствие таких частотных лексем, как «Мама», «Папа» и др., что объясняется грубым нарушением коммуникации ребенка с близкими людьми. Оторванность от мира, невозможность осознания себя в нем, влияют на формирование самосознания, в результате наблюдается задержка использования в речевой продукции личных местоимений первого лица.
Дети с расстройствами аутистического спектра избегают общения, тем самым ухудшают возможность развития речи. Операции словообразования и словоизменения не сформированы. Иногда, на данном уровне речевого развития, отмечается регресс, который достигает полного или неполного мутизма.
На втором уровне системного недоразвития речи наблюдается заметное улучшение состояния лексики по количественным и качественным параметрам.
Могут обнаруживаться более или менее стойкие нарушения звукопроизношения, встречаются все типы дефектов звукопроизносительной стороны речи, отсутствие, замены, искажения, смешения. Становление речи проходит через период эхолалий. Отмечается постоянная звуковая игра, пение, искажение слов, рифмование. В адекватной речевой ситуации применяется только скудный набор речевых штампов.
При подборе антонимов и синонимов к искомому слову прослеживается небольшое количество правильных реакций, но чаще всего звучат отказы от ответа, процесс поиска нужного слова организуется только в виде эхолаличного повторения [3].
По-прежнему актуальна для детей данной категории реверсия местоимений, то есть замена местоимений 1-го лица местоимениями 2-го и 3-го лица.
Фразовая речь, появившаяся немногим позднее, чем у нормально развивающих сверстников, не что иное как отраженная речь близких ребенку взрослых. Отмечается небольшое количество попыток оперировать фразами из 3-5 слов. Дети нередко искажают структуру высказывания, пропуская главные и второстепенные члены предложения, наблюдаются грубые аграмматизмы [2]. Короткие связные высказывания носят штамповый характер.
Понимание обращенной речи ограничено. В течение длительного времени дети не могут выполнять элементарные инструкции, не откликаются на собственное имя.
Становится возможным словоизменение. Словообразование может заменяться на словоизменение [3].
Таким образом, перечисленные нарушения у детей с системным недоразвитием речи (II уровень) охватывают как внутреннее программирование, так и специфическое грамматическое развертывание.
Системное недоразвитие третьего уровня. Особенности просодической стороны речи имеют свои отличия. Часто дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) затрудняются в контролировании громкости голоса, монотонная и плохо модулированная речь воспринимается окружающими как «механическая». У некоторых детей высказывания имеют постоянную вопросительную или восклицательную окраску.
Звуко-слоговая структура слова, как правило, бывает не грубо нарушена или даже сохранна. Ребенок частично справляется с заданиями на дифференциацию оппозиционных фонем и выделение звуков из структуры слова [1].
Уровень сформированности импрессивной стороны речи приближается к низкой возрастной норме. Понимание речи зачастую невозможно и из-за трудностей восприятия переносного смысла, юмора, метафор. На этом этапе речевого развития аутичные дети умеют читать, но не могут объяснить смысл прочитанного. Ребенок не пересказывает текст своими словами, а старается воспроизвести его наизусть.
Некоторые дети, страдающие аутизмом, с энтузиазмом слушают чтение взрослых, за считанные секунды могут запомнить объемные отрывки текста дословно, их высказывания производят впечатление недетских, так как используются достаточно сложные выражения и обороты. Однако возможность организовать продуктивный диалог остается ограниченной. В некоторых случаях обороты, которые использует ребенок, отражают повторение реплик услышанных по телевизору или в беседе с близкими. Возможно неадекватное использование речевых штампов.
Характерными чертами речевого развития у аутичных детей будут являться различной степени выраженности стереотипии; склонность к неадекватному словотворчеству. Таким образом развивается процесс самостоятельного словообразования лексем с помощью суффиксов и приставок. Продолжает свое становление процесс словоизменения, хотя ребенок допускает при выполнении этих заданий небольшое количество аграмматических ошибок.
Остается открытым вопрос о том, какое логопедическое заключение констатировать детям с расстройствами аутистического спектра при видимой сохранности фонетико-фонематиче-ской и лексико-грамматической сторон речи. Отметим, что у всех детей с аутизмом встречается недостаточность понимания и осмысления речи в результате нарушения коммуникации. Поэтому считаем целесообразным, в этом случае, диагностировать третий уровень системного недоразвития речи.
Первичное обследование речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра должно начинаться с оценивания уровня их актуального развития. В отечественной логопедии отсутствуют стандартизированные диагностические разработки или «речевые карты» для детей с аутизмом.
На наш взгляд, должного внимания у логопедов и дефектологов будет заслуживать вопрос об обследовании коммуникативной функции речи на материале пассивного и активного словарного запаса с помощью анкеты-опросника.
Анкета — опросник речевых навыков детей с РАС
I. Анкетные данные
Фамилия, имя Дата рождения Домашний адрес
Дата заполнения анкеты-опросника Логопед
1. Анамнестические данные
Мать
Отец
Наследственные заболевания Течение родов Вес и рост при рождении Раннее развитие
Когда стал держать голову, сидеть, ходить? Как формировались навыки самообслуживания? Имеется ли жестовая речь? Имеется ли глазной контакт?
Раннее речевое развитие Когда появились реакции гуления? Когда появились лепетные реакции? Период появления первых слов Период появления первых фраз Имеются ли эхолалии?
Занимался ли с логопедом, с какого возраста? Выводы:
II. Обследование понимания речи (импрессивная речь)
1. Предъявление спонтанной ситуации. Необходимо выяснить какие предметы и действия являются для ребенка наиболее значимыми (многие дети любят собирать пазлы, интересуются техникой, слушают музыку, имеют любимую игрушку, тяготеют к определенному лакомству и т.д.).
2. Понимание высказываний, которые содержат аффективно значимые лексемы. Значимые для ребенка предметы или действия должны в момент обследования отсутствовать. Логопед произносит инструкцию, содержащую значимое слово (Например: «Мы пойдем рисовать?», «Поиграем на дудочке?», «Хочешь конфетку?», «Найдем лошадку?» и т.п.).
Примечание: предметы, которые логопед показывает ребенку, должны быть в наличии; задания на понимание таких слов предъявляются не менее трех-четырех раз.
3. Выполнение действий в контексте ситуации
а) Выполнение действий в контексте происходящего
- «Возьми кубик»
- «Положи кубик на стол»
- «Кубик упал. Подними кубик»
б) Выполнение действий вне контекста происходящего
Ребенку дают команды, которые не связаны с тем, чем он в этот момент занят, например: ребенок рисует мелом на доске, логопед без помощи жестов произносит инструкции:
- «Подойди»
- «Дай мячик»
- «Принеси красную машинку»
- «Сядь на стул»
- «Подними правую руку»
Выводы:
III. Обследование активного словаря (экспрессивная речь)
1. Фиксация различных вокализаций и внегортанных звукообразований.
2. Фиксация спонтанных подражаний различным звукам, слов, высказываний, эхолалий.
3. Коммуникативный характер спонтанных высказываний.
4. Состояние звукопроизносительной стороны речи.
Звуки Качество произношения звуков
изолированно в словах во фразах
(б) - (п) (бь)-(пь)
(в)-(ф) (вь)-(фь)
(д)-(т) (дь)-(ть)
(к)-(г) (кь)-(гь)
(й)
(с)
(сь)
(з)
(зь)
(ц)
(ш)
(ж)
(щ)
(ч)
(л)
(ль)
(р)
(рь)
(м) (мь)
(н)(нь)
5. Качество воспроизведения звуко-слоговой структуры слова.
6. Состояние фонематического слуха.
7. Состояние словаря и грамматического строя речи. 1. Активный словарь.
1.1. Обобщающие понятия.
1.2. Существительные обозначающие части тела, части предметов.
1.3. Название профессий.
1.4. Исследование глагольного словаря.
2. Состояние словоизменения.
3. Состояние словообразования.
4. Состояние связной речи.
Предлагается рассказать ребенку о любимой игрушке по предъявленному плану.
Выводы:
Логопедическое заключение
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что правильно сформулированное логопедическое заключение при расстройствах аутистического спектра поможет специалисту грамотно проложить индивидуальный маршрут, соответствующий уровню речевого и интеллектуального развития ребенка, что окажет положительное влияние на коррекцию его личности в целом.
Список литературы
1. Викжанович С.Н., Четверикова Т.Ю. Технология логопедической работы по формированию у детей с особыми образовательными потребностями звукопроизношения // Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография / Викжанович С.Н., Четверикова Т.Ю., Романова Е.А., Кузнецова Г.Н., Обухова С.Н., Меркулова Л.П., Прида-нова М.В., Бронзова Ж.Е., Краснова Е.В., Панкова В.В. Saint-Louis, МО: Publishing House Science and Innovation Center. 2014. С. 4-35.
2. Коновалова С.Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2006. № 3. С. 59-67.
3. Коновалова С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Омск: Омский государственный педагогический университет. 2007. 170 с.
4. Кузьмина О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Омского университета. 2013. № 2 (68). С. 191-194.
5. Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. №5.1 (53). С. 365-371.
6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. - Издательство: Просвещение: 1989. 100 с.
7. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 176 с.
8. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2003. 160 с.
9. Четверикова Т.Ю. Овладение глухими школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики: Дис. ... к-та пед. наук. - М., 2004. 221 с.
10. Четверикова Т.Ю. Инклюзивное образование как педагогический феномен // В мире научных открытий. 2013. № 11.7 (47). С. 326-331.
11. Четверикова Т.Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. № 5.1 (53). С. 475-485.
12. Bondy A., Frost L. The picture exchange communication system. Focus Autism Other Dev Disab. 1994. Рр. 1-19.
13. Taylor L., Swerdfeger A., Eslick G. Vaccines are not associated with autism: an evidence-based meta-analysis of case-control and cohort studies. Vaccine. 2014; №32 (29). Рр. 36-23-9.
14. Vicker, B. Social communication and language characteristics associated with high functioning, verbal children and adults with autism spectrum disorder. - Bloomington, IN: Indiana Resource Center for Autism:10.10.16 / j.vaccine. 20. 14.04. 85. Lay summary: news.com.au.
15. Schieve L.A., Rice C., Yeargin-Allsopp M., Boyle C.A., Kogan M.D., Drews C., et al. Parent-reported prevalence of autism spectrum disorders in US-born children: an assessment of changes within birth cohorts from the 2003 to the 2007 National Survey of Children's Health. Matern Child Health J. 2012; №16. Рр. 151-157.
16. Warren Z., Stone W., Humberd Q. A training model for the diagnosis of autism in community pediatric practice. J. Dev Behav Pediatr. 2009; №30. Рр. 442 -446.
References
1. Vikzhanovich S.N., Chetverikova T.Y. Tehnologiya logopedicheskoy rabotyi po formirovaniyu u detey s osobyimi obrazovatelnyimi potrebnostyami zvukoproiznosheniya [The speech therapy technology of the development children with special educational needs of the pronunciation]. -Saint-Louis, МО: Publishing House Science and Innovation Center. 2014. Рp. 4-35.
2. Konovalova S.N. Formirovanie predikativnoy leksiki u doshkol'nikov s bshchim nedorazvitiem rechi [Formation of predicative lexicon of preschoolers with the general underdevelopment of speech]. - Omsk: Omsk State Pedagogical University, 2007. 170 р.
3. Konovalova S.N. Defektologiya [Defectology], no. 3 (2006): 59-67.
4. Kuz'mina O.S. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University], no.№ 2 (68) (2013): 191-194.
5. Kuz'mina O.S. Vmire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries], no. 5.1 (53) (2014): 365-371.
6. Lebedinskaya K.S., Nikolskaya O.S., Baenskaya E.R. Deti s narusheniyami obscheniya: Ran-niy detskiy autism. [Children with communication disorders: Infantile Autism]. Publisher: Prosve-schenie. 1989. 100 p.
7. Morozova S.S. Autizm: korrektsionnaya rabota pri tyazhelyih i oslozhnennyih formah: poso-bie dlya uchitelya-defektologa [Autism: correctional work with heavy and complicated forms: a manual for teachers, speech pathologists]. - Moscow: Gumanitar, izd. tsentr VLADOS, 2007. 176 p.
8. Nurieva L.G. Razvitie rechi u autichnyih detey [The development of speech in autistic children]. - Moscow: Terevinf, 2003. 160 p.
9. Chetverikova T.Yu. Ovladenie gluhimi shkolnikami slovoobrazovaniem na nachalnom etape izucheniya grammatiki [Mastery of word formation deaf students at the initial stage of studying grammar]. - Moscow, 2004. 221 p.
10. Chetverikova T.Y. Vmire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries], no. 11.7 (47)
(2013): 326-331.
11. Chetverikova T.Y. Vmire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries], no. 5.1 (53)
(2014): 475-485.
12. Bondy A.S., Frost L.A. The picture exchange communication system. Focus Autism Other Dev Disab. 1994. Pp. 1-19.
13. Taylor L.E., Swerdfeger A.L., Eslick G.D. Vaccines are not associated with autism: an evidence-based meta-analysis of case-control and cohort studies. Vaccine, no. 32(29) (2014): 36-23-9.
14. Vicker, B. Social communication and language characteristics associated with high functioning, verbal children and adults with autism spectrum disorder. Bloomington, IN: Indiana Resource Center for Autism: 10.1016/j.vaccine.2014.04.085. Lay summary: news.com.au.
15. Schieve L.A., Rice C., Yeargin-Allsopp M., Boyle C.A., Kogan M.D., Drews C., et al. Parent-reported prevalence of autism spectrum disorders in US-born children: an assessment of changes within birth cohorts from the 2003 to the 2007 National Survey of Children's Health. Matern Child Health J, no. 16 (2012): 151-157.
16. Warren Z., Stone W., Humberd Q. A training model for the diagnosis of autism in community pediatric practice. J. Dev BehavPediatr, no. 30 (2009): 442-446.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Викжанович Светлана Николаевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет
набережная Тухачевского, 14, г. Омск, 644099, Россия
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2504-6233
DATA ABOUT THE AUTHOR
Vikzhanovich Svetlana Nikolaevna, Docent of the Department of Special Pedagogy, PhD Pedagogical Sciences, Docent
Omsk State Pedagogical University
14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russia
e-mail: [email protected]