Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ УТРЕННЕГО КРУГА В РАБОТЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ УТРЕННЕГО КРУГА В РАБОТЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / УТРЕННИЙ КРУГ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

В статье описываются возможности использования элементов технологии «утреннего круга» в работе над познавательным развитием детей дошкольного возраста, рассмотрены варианты реализации его этапов в ходе осуществления образовательной деятельности по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELEMENTS OF THE MORNING CIRCLE TECHNOLOGY IN THE WORK ON THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article describes the possibilities of using the elements of the "morning circle" technology in the work on the cognitive development of preschool children, the options for implementing its stages in the course of educational activities in this area are considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ УТРЕННЕГО КРУГА В РАБОТЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольное образование

УДК 373.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ УТРЕННЕГО КРУГА В РАБОТЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гордеева В.В.

кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование Пензенский государственный университет Пенза, Россия

SPIN-код: 7633-9242, AuthorID: 680768 Email: b.veronika1982@mail.ru Назарова А.С.

студентка факультета педагогики, психологии и социальных наук Пензенский государственный университет Пенза, Россия

Email: NazarovaA.23@yandex.ru

Аннотация. В статье описываются возможности использования элементов технологии «утреннего круга» в работе над познавательным развитием детей дошкольного возраста, рассмотрены варианты реализации его этапов в ходе осуществления образовательной деятельности по данному направлению.

Ключевые слова: технология, утренний круг, познавательное развитие, дети дошкольного возраста.

йЩ! Актуальность. Важное место на ступени дошкольного образования занимает познавательное развитие. Познание нового - естественная потребность ребенка, составляющая основу для последующего обучения в школе и на последующих ступенях образования. В процессе познания неизведанного у малыша формируется личный опыт, его отношение к окружающему, складывается представление о мире. Познавательное развитие также предполагает расширение круга интересов благодаря познавательным действиям. Оно осуществляется во всем образовательном процессе ДОО, поэтому задачи по развитию познавательной сферы включаются в различные виды деятельности детей [1; 2].

Рассмотрим возможности использования элементов инновационной технологии «утренний круг» в качестве средства и формы организации работы по познава-

тельному развитию детей дошкольного возраста.

Утренний круг - это часть режимного момента, которая проводится в форме развивающего диалога при совместной деятельности детей и воспитателя. Его цель -организация свободного общения детей, для обогащения жизненного опыта. В процессе его проведения дети делятся своими впечатлениями, которые получили за прошедший вечер или выходные, узнают новости от сверстников и педагога, обсуждают планы на ближайший день, договариваются о том, чем будут заниматься в свободное время и устанавливают общие правила [3; 4; 5]. Такая простая форма организации взаимодействия детей друг с другом, а также с педагогом, положительно влияет на эмоциональный фон детского коллектива и вызывает у них интерес к

насыщенному дню, наполненному познавательными видами деятельности.

Несмотря на то, что организовать этот режимный момент для воспитателя достаточно легко, необходимо регулярно наполнять методическую копилку новыми приемами реализации утреннего круга. Основываться нужно на возрасте, интересах и предпочтениях дошкольников. Некоторые элементы утреннего круга могут детям нравиться больше, а другие быть им не интересны. Исходя их этого, у каждой группы могут появиться собственные традиции организации и проведения утреннего круга. При этом технология проведения и структурные единицы круга у всех будут одинаковыми.

Рассмотрим подробнее структурные элементы утреннего круга и специфику их применения в работе по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Первый этап утреннего круга составляют позывные, представляющие собой оповещение детей о начале данного режимного момента и приглашение к участию в нем. Это приглашение должно быть незатянутым и веселым [2; 3]. Можно использовать музыку, звон колокольчика, речевки или сюрпризные моменты. Есть важное правило - необходимо пригласить каждого ребенка, в особенности тех, кто уже чем-то занят, но не ждать сбора всех детей. Примеров позывных очень много, самым распространенным является речевка, которая легко поможет воспитателю обратить на себя внимание. Возможный вариант речев-ки для утреннего сбора:

«Давай с тобой обнимемся, И над землей поднимемся, Тепло сердец соединим И станем солнышком одним!» [6]. Второй этап утреннего круга представляет собой приветствие, которое должно быть адресовано каждому воспитаннику. Его главная задача - создать доброжелательную обстановку. Для этого используются вербальные и невербальные способы, например, песня, комплимент, ласковое слово или же улыбка, рукопожатие, кивок головой. При этом можно использовать различные атрибуты: игрушку, шарик, ленту, «волшебную» палочку и пр. [2].

Порядок посадки детей в кругу может быть хаотичным, так как дошкольники сами вправе выбирать, где и с кем они хотят сегодня сидеть. На этом этапе могут проводиться пальчиковые и словесные игры, игры-фантазии и игры-цепочки. Например, в качестве варианта реализации работы по познавательному развитию дошкольников во время проведения данного этапа, можно использовать словесно-дидактическую игру «Где мы были, мы не расскажем, а что делали, покажем», в ходе которой дети изображают действие так, чтобы можно было догадаться, назвать его. Другим примером работы в данном направлении может служить игра-фантазия «Оживление предметов», в ходе которой детям необходимо представить себя каким-нибудь предметом и рассказать от его лица интересную историю.

Третий этап утреннего круга - обмен информацией. Обычно это календарная информация или о группе, которая в рамках познавательного развития дошкольников может включать в себя работу со стендами, с рабочей панелью или индивидуальные сообщения детей.

Работа со стендом предусматривает непосредственное взаимодействие детей с его содержанием. Например, работа со стендом «Мое настроение» в рамках познавательного развития дошкольников, может включать в себя сообщение следующей информации каждым участником утреннего круга:

- выбор цвета в соответствии с сегодняшним настроением;

- выбор картинки в соответствии с причиной такого настроения;

- предложения участников по улучшению настроения.

Итогом такой работы может стать зарисовка своего настроения или рассказа-фантазии «Если был бы я на твоем месте...». При этом важно, чтобы рассказанная информация была познавательной для детей, несла что-то новое и интересное, что позволит расширить кругозор детей.

Четвертый этап утреннего круга - новости. Это всеми любимый этап, так как в ходе его осуществления можно рассказать и обсудить, а также поведать всем то, чего

еще никто не знает. Важная задача воспитателя - следить за тем, чтобы в течение недели на этом этапе утреннего круга смог выступить каждый ребенок. Дети делятся своими наблюдениями, событиями и эмоциями. Темы для этих рассказов могут быть свободными или заданными воспитателем. Самые распространенные варианты выбора тематики в рамках познавательного развития дошкольников - понедельное планирование или же произошедшие ситуации (ссора, конфликт или событие). Например, если тема недели «Космос», то дети обсуждают взаимосвязи во Вселенной: можно спросить у детей знают ли они, на какой планете мы живем, что такое Солнце, какие планеты вращаются вокруг него, ходили ли они в планетарий и т. п.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста - образовательная об-

J||É, Литература

6 1. Ванина, Е.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к детской литературе / Е.Ю. Ванина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2, № 7. С. 5-9.

2. 1. Веракса, Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. М.: Мозаика-синтез, 2012. 77 с.

3. Гордеева, В.В. Инновационная технология утренний и вечерний круг как средство социальной адаптации детей-беженцев дошкольного возраста / В.В. Гордеева, А.С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 5. С. 21-24.

4. Гордеева, В.В. Инновационная технология «утренний и вечерний круг» как средство развития речи детей дошкольного возраста / В.В. Гордеева, А.С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 2. - С. 20-24.

5. 2. Дмитриевская, И.Н. Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства развития речи детей раннего возраста / И.Н. Дмитриевская // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 6(43). С. 13-16.

Личностное развитие как цель программы воспитания в детском садике / О. В. Шлегель, О. В. Кузьмина, Н. А. Титова [и др.] // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2021. - Т. 2. - № 4. - С. 10-22.

6. 3. Омельченко,Т.Н. Методические рекомендации к использованию культурной практики «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста / Т.Н. Омельчен-ко // Всероссийский педагогический журнал Воспитатель. М., 2018. № 12-2. С. 58-61.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гордеева В.В. Использование элементов технологии утреннего круга в работе по познавательному развитию детей дошкольного возраста / В.В. З Гордеева, А.С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 2. С. 9-12.

ласть, которой уделяется особое внимание в образовательном процессе ДОО, так как оно является основной базой формирования личности. Утренний круг может стать одним из способов организации работы по познавательному развитию дошкольников, осуществляемому в процессе свободного общения, при котором создается атмосфера коллективного творчества. При грамотном и творческом подходе воспитателя к организации и проведению этого режимного момента у детей расширяется кругозор, накапливается жизненный опыт, развиваются умения свободного общения и, что немаловажно, создается положительный настрой на весь день, благоприятно влияющий на организацию образовательного процесса в целом.

Сведения об авторах Гордеева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование Пензенский государственный университет Пенза, Россия

SPIN-код: 7633-9242, AuthorID: 680768 Email: b.veronika1982@mail.ru Назарова Александра Сергеевна

студентка факультета педагогики, психологии и социальных наук Пензенский государственный университет Пенза, Россия

Email: NazarovaA.23@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 2, pp. 9-12.

THE USE OF ELEMENTS OF THE MORNING CIRCLE TECHNOLOGY IN THE WORK ON THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Gordeeva V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate

Professor, Associate Professor of the Department of Preschool and Defectological Education Penza State University Penza, Russia

SPIN code: 7633-9242, AuthorID: 680768 Email: b.veronika1982@mail.ru Nazarova A.S.

student of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences Penza State University Penza, Russia

Email: NazarovaA.23@yandex.ru

Abstract. The article describes the possibilities of using the elements of the "morning circle" technology in the work on the cognitive development of preschool children, the options for implementing its stages in the course of educational activities in this area are considered.

Keywords: technology, morning circle, cognitive development, preschool children.

Information about the author Gordeeva Veronika Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate

Professor, Associate Professor of the Department of Preschool and Defectological Education Penza State University Penza, Russia

SPIN code: 7633-9242, AuthorID: 680768 Email: b.veronika1982@mail.ru Nazarova Alexandra Sergeevna

student of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences Penza State University

Penza, Russia

Email: NazarovaA.23@yandex.ru

Поступила в редакцию 18.11.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.01.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.