Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-БЕЖЕНЦЕВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-БЕЖЕНЦЕВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

Авторы рассматривают «Утренний и вечерний круг» как организованную часть режимных моментов, которая включает в себя беседу с детьми при минимальном вмешательстве педагога, наполненную играми, которые способствуют развитию их коммуникативных способностей. Рассматривают возможности использования утреннего и вечернего круга в социальной адаптации детей беженцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Вероника Викторовна, Назарова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGY MORNING AND EVENING CIRCLE AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF REFUGEE CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The authors consider the "Morning and evening circle" as an organized part of the regime moments, which includes a conversation with children with minimal intervention of the teacher, filled with games that contribute to the development of their communicative abilities. They are considering the possibility of using the morning and evening circle in the social adaptation of refugee children.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-БЕЖЕНЦЕВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дврштттт обрттшш

РятсИшфИ <Ы!ж<Мшт

УДК 037

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-БЕЖЕНЦЕВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гордеева В.В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет, Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Назарова А.С.

Студент, факультет педагогики, психологии и социальных наук. Пензенский государственный университет, Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Аннотация: Авторы рассматривают «Утренний и вечерний круг» как организованную часть режимных моментов, которая включает в себя беседу с детьми при минимальном вмешательстве педагога, наполненную играми, которые способствуют развитию их коммуникативных способностей. Рассматривают возможности использования утреннего и вечернего круга в социальной адаптации детей беженцев.

t Ключевые слова: социальная адаптация, дошкольники, инновационные технологии, утренний и вечерний круг.

Актуальность. В связи с изменениями, происходящими в обществе, множество семей вынуждены мигрировать из зоны боевых действий. Из-за переживаемых сложностей страдают все: и взрослые, и дети. Дети, которым пришлось резко изменить привычную среду проживания, испытывают трудности во многом: в первую очередь, в общении со сверстниками и педагогами, в обучении, проявляются сложности в социальной и психологической адаптации, им сложно привыкнуть к новой обстановке, ценностям и отношениям. Психологическое состояние детей-беженцев характеризуется неуверенностью в будущем, они проявляют растерянность перед любой возникшей проблемой, тревожатся за свою семью, у них ярко выражена смена настроения: возбуждение сменяется агрессией, возможны частые проявления депрессии и апатии. Все произошедшие психотравмирующие ситуации могут отрицательно отразиться и привести к психологической и социальной дезадаптации детей, к росту конфликтности и нервным срывам.

В нашей стране во многих детских садах обучаются и воспитываются дети из семей беженцев. Несмотря на то, что существуют специализированные центры помощи таким детям, многие дошкольники остаются один на один со своими проблемами в совершенно чужой стране в условиях ДОО. По этой причине необходимо создавать специальную среду для детей-беженцев дошкольного возраста в условиях ДОО, где им легче будет адаптироваться и приспособиться к новым условиям жизни. Реализовать эту цель можно благодаря инновационной технологии «утренний и вечерний круг», которая позволит преодолеть трудности в общении и адаптации у дошкольников: их застенчивость, робость в контактах с малознакомыми людьми. Эта технология позволит создать среди детей благоприятную и дружескую обстановку, условия для атмосферы доверия, спокойствия и уверенности.

Утренний и вечерний круг - это организованная часть режимных моментов, которая включает в себя беседу с детьми при минимальном вмешательстве педагога, наполненную играми, которые способствуют развитию их коммуникативных способностей [2]. Эта форма открытого общения впервые была предложена всемирно известным итальянским педагогом Марией Монтессори, которая использовала «круг» как организационный момент в начале дня. На сегодняшний момент целью проведения утренних и вечерних кругов является развитие у ребенка дошкольного возраста саморегуляции поведения, самостоятельности, активности и ответственности, т.е. тех качеств, которые необходимы для успешной адаптации, обучения и жизни в современном мире.

Благодаря такому взаимодействию со сверстниками и педагогом дети-беженцы смогут побороть боязнь говорить о своих чувствах и переживаниях, они смогут раскрыть свою индивидуальность, научатся понимать эмоции других людей и проявлять собственные, а также усвоят основы общения в новом для них обществе. Как же это происходит? Рассмотрим возможности использования утреннего и вечернего круга в этом направлении деятельности педагога по отдельности.

Многие дети, придя утром в детский сад, чувствуют дискомфорт, так как их рано разбудили, оторвали от любимых игрушек, привели в незнакомое место. Поэтому необходим такой режимный момент, который помог бы настроиться детям на предстоящий день, влиться в окружающую обстановку. Утренний сбор поможет установить эмоциональный контакт между дошкольниками. В ходе его проведения дети рассказывают о своих чувствах и впечатлениях, выслушивают друг друга, сообщают то, что было, когда они вчера вернулись домой или же, что видели утром на улице. Утренний круг имеет несколько этапов. Рассмотрим каждый из них подробно.

Первый этап - позывные, то есть оповещение детей о предстоящем событии. В этот момент создается определенный психологический настрой: можно включить медитативную музыку, поставить в центр какой-нибудь светящийся безопасный предмет.

Второй этап - приветствие, в ходе которого важно уделить время каждому воспитаннику, так как детям дошкольного возраста необходимо чувствовать себя частью группы. Осуществлять этот этап можно как вербальными способами, так и невербальными. Можно использовать рукопожатия, кивки головой, просто улыбку или же приветствия могут звучать на разных языках, с помощью песенок, речевок, форм приветствий разных народов. Рекомендуется реализовывать этот этап с помощью игрушки, так как она концентрирует внимание детей и создает психологически комфортную обстановку.

Третий этап - обмен информацией, в ходе которого могут обсуждаться календарные события, сведения о погоде, о национальных праздниках. Воспитатель во время проведения этого этапа сам должен задавать наводящие вопросы детям, которые тщательно заранее подготовил. Эти вопросы можно разделить на несколько тем. Например: «Разрешите представиться», «Какие мы все разные», «Я - это я. И я - это замечательно!», «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других», «Я в мире людей», «Я и моя семья», «Общение в моей жизни», «Общение и уважение», «Конфликт - неизбежность или...», «А без друзей на свете трудно жить...», «Как можно утешить друга?», «Как можно помириться, если поссорился?» и другие темы.

Четвертый этап - новости. Здесь дети рассказывают то, «что еще никто, кроме меня не знает». Темы могут быть свободными или заданными воспитателем. После каждого рассказа дети задают друг другу вопросы и комментируют то, что услышали, дополняют [2].

Для чего же нужен вечерний круг? Это своеобразная рефлексия всего прошедшего дня. В ходе его проведения дети обсуждают важные и интересные моменты, делятся впечатлениями о прошедшем дне.

У «вечернего круга» также есть своя структура:

1) условный сигнал - начало круга: может быть таким же, как у утреннего круга;

2) содержательная часть - рефлексия: обсуждение таких тем, как «Добрые дела», «Хорошие новости», «Свои впечатления» и др.;

3) завершающий ритуал: «Спасибо скажем»,«Обниму я крепко друга», «Скажите доброе словечко» и т. п. [2].

Выводы и заключение. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что утренний и вечерний круг может помочь дошкольникам из семей беженцев обрести чувство комфорта в новом для себя обществе, построить отношения со сверстниками, научиться вести себя в новом обществе. Добиться такого эффекта возможно только с полным принятием ребенка, оказания ему помощи и поддержки со стороны окружающих взрослых и детей. При целенаправленной работе воспитателя дошкольники из семей беженцев смогут заниматься в комфортной и интересной для них психологической среде, что повысит их навыки уверенного поведения, адекватной самооценки, принятия себя и окажет содействие социальному становлению их личности.

Литература

1. Буслаева М.Е. Проблемы адаптации и обучения детей-беженцев в инклюзивном образовательном пространстве Калужской области / М.Е. Буслаева // Научные труды Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского. Калуга, 2015. С. 435-440. 2. Дмитриевская И.Н. Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства развития речи детей раннего возраста / И.Н. Дмитриевская // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 6 (43). С. 13-16.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гордеева В.В. Инновационная технология утренний и вечерний круг как средство социальной адаптации детей-беженцев дошкольного возраста / В.В. Гордеева, А.С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 3. С. 21-24.

Сведения об авторах Гордеева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное и дефектологическое образование. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru Назарова Александра Сергеевна

студент, факультет педагогики, психологии и социальных наук. Пензенский государственный университет. Пенза, Россия. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 3, pp. 21-24.

INNOVATIVE TECHNOLOGY MORNING AND EVENING CIRCLE AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF REFUGEE CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Gordeeva V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University, Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru Nazarova A.S.

Student, Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences. Penza State University, Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Abstract. The authors consider the "Morning and evening circle" as an organized part of the regime moments, which includes a conversation with children with minimal intervention of the teacher, filled with games that contribute to the development of their communicative abilities.

They are considering the possibility of using the morning and evening circle in the social adaptation

of refugee children.

f Key words: social adaptation, preschoolers, innovative technologies, morning and evening circle. References

1. BuslaevaM.E. Problemyi adaptatsii i obucheniya detey-bezhentsev v inklyuzivnom obra-zovatelnom prostranstve Kaluzhskoy oblasti [Problems of adaptation and education of refugee children in the inclusive educational space of the Kaluga region]. Nauchnyie trudyi Kalu-zhskogo gosudarstvennogo universiteta im. K. E. Tsiolkovskogo [Scientific works of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky]. Kaluga, 2015. Pp. 435-440. (In Russ.). 2. Dmitrievskaya I.N. Elementyi tehnologii utrennego i vechernego kruga kak sredstva razvitiya rechi detey rannego vozrasta [Elements of technology of the morning and evening circle as a means of speech development of young children]. Voprosyi doshkolnoy pedagogiki [Questions of preschool pedagogy], 2021, no. 6 (43), pp. 13-16. (In Russ.).

Information about the author Gordeeva Veronika Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Defec-tological Education. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru Nazarova Alexandra Sergeevna

student, Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences. Penza State University. Penza, Russia. E-mail: NazarovaA.23@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.04.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 12.05.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.